Дидактические игры на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь, серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.

На уроках русского языка, как правило, применяются дидактические игры. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом.

Игры - упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ - УПРАЖНЕНИЯ

1. Игра «Переводчик».

  • Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?

1. Доктор прописал пациенту инъекции.2. Разъяренная вьюга замела тропинки. 3.Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.4. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

  • Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими?

1.При проверке было выявлено немало дефектов. 2.Он пишет мемуары.3. Ваши аргументы убедительны.4. Все работали с энтузиазмом.5. Мы гордимся нашим голкипером.6. В газете появилась информация о футбольном матче.7. В сплаве обнаружено мизерное количество меди.

  • Кто сумеет найти старославянские (по происхождению) слова и заменить их русскими:

1.Горят румянцем свежие ланиты. 2.Старец нахмурил чело.3.Построен град великий над Невой.

2. Игра «Следствие ведут знатоки».

Школьникам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения.

1.Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов - это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.

2.Лешему он (Римский - Корсаков) он придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.

3.- Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.

- Что с ним?

- Инфильтрат в левом легком под ключицей.

- А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше?

- Пятьдесят два, Роман Борисович.

- Назначьте его на консультацию к Зацепиной.

3. «Найди слово по его приметам».

Это глагол: его синоним - промчался.

Я шел зимою вдоль болота

В галошах, в шляпе и в очках.

Вдруг по реке пронесся кто-то

На металлических крючках.

(Д. Хармс)

4. Игра «Соколиный глаз».

  • Кто найдет в тексте больше уста­ревших слов?

Снился Святославу смутный сон

В стольном граде в тереме высоком.

И, собрав бояр, поведал он,

Что узрел во мраке вещим оком.

(Н. Рыленков)

  • Кто больше всех найдет в тексте слов, использованных в переносном значе­нии?

Хороший Ветер.

Я проснулся поутру.

Пляшет Солнце на ветру.

Веселятся все поля без меня.

И резвятся тополя без меня.

И смеется вся земля,

И шмели снуют, звеня.

Все на свете без меня, без меня!

И я тогда вскочил,

Башмаки скорей схватил.

Мне Ветер, Ветер, Ветер

Сказал, куда идти.

И мой хороший Ветер

Играл со мной в пути.

(Э. Мошковская)

5.Игра «Аукцион».

Так же, как и при проведении настоящего аукциона, по­беждает в соревновании тот, кто наз­вал последнее слово. Если, например, задание состояло в подборе синони­мов к слову горячий (чай), то победи­телем оказывается тот, кто заканчи­вает перечисление синонимов, назовет последний из них. Игру можно прово­дить при изучении синонимов; например, предлагаются задания подобрать синонимы к словам: передвигаться, ска­зал, большой (дом), мужество, спор, смеяться, тоска, плохой (человек) и др.

При работе над устаревшими словами можно предложить детям назвать уста­ревшие слова по одной из предло­женных тем: 1) одежда, обувь, 2) ору­жие, 3) средства передвижения, 4) ме­бель, 5) слова, ушедшие «в отставку» после революции и др.

Работая над неологизмами, дети могут соревноваться в подборе нео­логизмов, рожденных 1) в годы граж­данской войны, 2) в эпоху освое­ния космоса, 3) отражающих достиже­ния науки и техники и др.

Закреплению темы «Профессиональ­ная лексика» поможет задание подо­брать профессиональные слова, исполь­зуемые людьми разных профессий (строитель, библиотекарь, лингвист, историк, спортсмен, геолог).

6. Игра «Перевертыш».

  • Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.

Железный гвоздь, румяная девочка, глу­хая собака, кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, колючий еж, золотые часы, черная шаль, бархатная што­ра, стальная балка.

  • Замени в предложении подлежащее так, чтобы глагол-сказуемое приобрел пе­реносное значение.

Загорелась дача. Гаснет свеча. Собака воет. Цыган пляшет. Девочки шепчутся. Малыш улыбается. Птица поет. Дети играют. Отец спит и др.

  • Замени в словосочетание зависимое слово так, чтобы главное слово в первом и втором словосочетаниях стали омонимами.

Гибкий лук, водопроводный кран, трамвайный парк, вкусные лисички, хлебный ток, ржавый ключ,

барабанная дробь, электрический разряд, песчаная коса.

  • Замени в каждой паре слов сино­ним - антонимом, а антоним - синонимом. |

Грусть, тоска (радость). Мрак, темнота (свет). Близко, рядом (далеко). Храбрец, смельчак (трус). Похвала, порицание (одоб­рение). Жара, холод (зной). Ложь, вымысел (правда). Работать, трудиться (бездельни­чать).

7. Игра «Эрудит» не только активи­зирует мыслительную деятельность, но и содействует расширению кругозора учащихся.

  • Угадай слово по толкованию его лексического значения.

1) Сосуд особого устройства, предохра­няющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос.)

2) На­чальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт.)

3) Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай.)

4) Красная строка, отступ в начале стро­ки. (Абзац.)

5) Устройство, которое обес­печивает дыхание человека под водой. (Акваланг.)

6) Тот, кто любит свое отече­ство, предан своему народу, Родине. (Патриот.)

7) Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата.)

  • Объясни разницу в значении слов:

адресат - адресант, дипломат - дипло­мант, описка - отписка, сытый - сытный, поступок - проступок, опечатка - отпеча­ток, поглотить - проглотить.

  • К словам, которые устарели и не употребляются в современном русском язы­ке, подбери родственные слова, активно используемые в наши дни.

Персты (наперсток, перчатки), шелом (ошеломить), кика - головной убор (ки­читься), коло - круг, окружность (около, кольцо, кольчуга, околица, колесо), чаять - ожидать (нечаянный), тщание - старание (тщательный).

  • Кто даст самую точную и самую полную информацию о слове?

Школьникам могут быть предложены такие, например, слова: труд, друг, сме­лость, Родина, мир, знание, скром­ность и др. Кроме сведений по лекси­ческому разбору, учащимся предлага­ется привести примеры пословиц, афо­ризмов, цитат из известных им сти­хотворений, в составе которых име­лось бы данное слово.

8. Игра «Корректор».

  • Найди ошибку в выборе слова.

1) После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.

2) В конструкции есть отрицательные и положи­тельные дефекты.

3) Из передовой бри­гады он перешел в отсталую.

4) В центре города построен памятник герою.

  • Кто быстрее и точнее отредакти­рует заметки?

1) В первой четверти работа нашего отряда шла плохо. Дисциплина в нашем классе тоже была плохая. Особенно плохо ведут себя на уроках рисования.

2) Сегодня на уроке биологии учитель говорил нам о Мичурине. Он много гово­рил о его жизни, а потом стал гово­рить о созданных ученым гибридах.

  • Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина.

1) Западня - квартира с окнами на запад.

2) Гривенник - юноша с модной гривой.

3) Маховик - регулировщик на перекрестке. 4) Застрельщик - браконьер.

  • Найди лишнее слово.

1).Петя ушиб колено ноги. 2) Робин­зоны ослабли от недоедания пищи. 3) Соб­рание будет в декабре месяце. 4) Многие города были превращены в руины и раз­валины. 5) Путь кораблю преградил ледя­ной айсберг. 6) Он написал свою авто­биографию.

9. Игра «Бумеранг»

воспитывает у детей внимание и быстроту реакции: ученику необходимо быстро извлечь из памяти нужное слово и «возвратить» его учителю.

Найди синоним.

Простой человек (бесхитростный), про­стая задача (легкая), простая истина (про­писная); беспокойный человек (неугомон­ный), беспокойный взгляд (тревожный); крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).

Найди антоним.

Близкий берег (далекий), близкий чело­век (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное); глубокий ко­лодец (мелкий), глубокие знания (поверх­ностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).

Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представ­ление о предмете.

Березка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая и т. д.); трава зеленая (бар­хатная, молодая, нежная, ласковая, молча­ливая и др.); вьюга февральская (злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся, беше­ная и др.); туча грозовая (зловещая, хмурая, громыхающая и др.); русский язык (богатый, могучий, яркий, образный и др.); сорока пестрая (болтливая, суетливая, бой­кая, хитрая и др.); осина тонкая (тре­петная, дрожащая, огненная, лепечущая и др.)

10. Игра «Шеренга».

Расставь синонимы в порядке возраста­ния признака.

Свирепый, жесткий, лютый, безжало­стный, бессердечный, злой (враг).

Оскорбительный, обидный, резкий, гру­бый, бестактный (поступок).

В заключение следует отметить, что обучение русскому языку требует при­менения на уроке разнообразных мето­дов. Дидактическая игра - один из них, и она дает хорошие резуль­таты только в сочетании с другими методами. Дидактические игры помо­гают школьникам быстрее осваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях.


© 2010-2022