- Преподавателю
- Русский язык и литература
- ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык по профессии Автомеханик
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык по профессии Автомеханик
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузьмина Г.А. |
Дата | 06.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Приложение__
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык
2013 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы общеобразовательных дисциплин Министерства образования и науки Российской Федерации ФИРО по профессии начального профессионального образования 190631. 01 Автомеханик
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 20» города Ленска Республика Саха (Якутия) далее ГБОУ «Профессиональное училище № 20»
Разработчик:
Кузьмина Галина Анатольевна, преподаватель русского языка и литературы, ГБОУ «Профессиональное училище № 20»
Рекомендована методической комиссией преподавателей теоретического обучения
Протокол №_____ от «____» __________2013 г.
Председатель:
_____________ Кудринова В.Д.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
-
условия реализации программы учебной дисциплины
28
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
30
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 190631.01 Автомеханик.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
в том числе:
практические занятия
-
контрольные работы
10
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39
в том числе:
рефераты
22
сообщения
15
сочинения
2
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Наука о русском языке
Тема 1.1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры
Содержание учебного материала:
1
1
1
Литературный язык. Диалекты. Коммуникативная, номинативная и эстетическая функции.
Тема 1.2. Язык как система
Содержание учебного материала:
1
1
1
Разделы языка. Предмет изучения. Единицы языка. Функции языка.
Тема 1.3. Русский язык: история и современность
Содержание учебного материала:
1
1
1
Мертвые языки. Живые языки.
Контрольные работы:
1
Диктант.
Самостоятельная работа обучающихся:
2
Рассуждение «Зачем необходимо знать русский язык».
Сочинение «Я русский бы выучил только за то…».
Раздел 2. Язык и речь
Тема 2.1. Понятие речевой коммуникации
Содержание учебного материала:
1
1
1
Речь. Автор. Коммуникация.
Тема 2.2. Текст
Содержание учебного материала:
1
1
1
Признаки текста. Ключевые слова. Период. Микротема.
Тема 2.3. Типы речи
Содержание учебного материала:
1
1
1
Описание. Рассуждение. Повествование.
Тема 2.4. Стилистика
Содержание учебного материала:
1
1
1
Стиль. Разговорный стиль. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Стиль художественной литературы.
Тема 2.5. Культура речи
Содержание учебного материала:
1
1
1
Культурная речь. Правильная речь. Чистота речи. Точность речи. Выразительность речи. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение. Гипербола. Литота. Богатство речи.
Тема 2.6. Лингвостилистический анализ текста
Содержание учебного материала:
1
1
1
Особенности лингвистического анализа текста.
Контрольные работы:
2
Лингвостилистический анализ текста.
Самостоятельная работа обучающихся:
3
Сообщения по теме «Текст и его назначение, типы текста по смыслу и стилю».
Реферат на тему «Язык и функции, русский язык в современном мире».
Реферат на тему «Язык и культура, культура речи, нормы русского языка».
Раздел 3. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография
Тема 3.1. Звуки речи
Содержание учебного материала:
1
1
1
Гласные и согласные ,редукция, фонема.
Тема 3.2. Соотношение звука и буквы
Содержание учебного материала:
1
1
1
Алфавит, ударение, фонема и орфограмма.
Тема 3.3. Фонема и орфограмма
Содержание учебного материала:
1
1
1
Фонетический разбор слова.
Тема 3.4. Орфографическое правило
Содержание учебного материала:
1
1
1
Принципы орфографии, фонемные правила.
Тема 3.5. Благозвучие речи
Содержание учебного материала:
1
1
1
Правописание о-ё, приставок на з-с, и-ы после приставок.
Контрольные работы:
2
Контрольный диктант
Тест
Самостоятельная работа обучающихся:
4
Сообщение: что такое редукция?
Рефераты по темам: «Загадки русского алфавита», «Фонетические принципы русской орфографии»,» Благозвучие речи».
Раздел 4. Лексика и фразеология
Тема 4.1. Слово в лексической системе языка
Содержание учебного материала:
1
1
1
Лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова.
Тема 4.2. Многозначность слова и омонимы
Содержание учебного материала:
1
1
1
Определение многозначности и однозначности слов. Создание омонимов, группы омонимов: омофоны, омографы, омоформы.
Тема 4.3. Синонимы, антонимы, паронимы и их изобразительные возможности
Содержание учебного материала:
1
1
1
Виды синонимов, антонимов, паронимов.
Тема 4.4. Лексика с точки зрения ее происхождения
Содержание учебного материала:
1
1
1
Исконно русские слова, общеславянские.
2
Восточнославянские, собственно русские слова.
Тема 4.5. Лексика с точки зрения ее употребления
Содержание учебного материала:
1
1
1
Общеупотребительные слова, диалектизмы, профессионализмы, устаревшие слова.
2
Неологизмы, жаргонизмы, экзотизмы.
Тема 4.6. Активный и пассивный словарный запас
Содержание учебного материала:
1
1
1
Употребление слов в активном словаре.
2
Употребление слов в пассивном словаре.
Тема 4.7. Фразеологизмы
Содержание учебного материала:
1
1
1
Определение значения фразеологизмов.
Тема 4.8. Лексические и фразеологические словари
Содержание учебного материала:
1
1
1
Энциклопедические, лингвистические словари
2
Порядок лексического разбора слова.
Контрольные работы:
1
Тест
Самостоятельная работа обучающихся:
4
Сообщение: слово в лексической системе языка.
Рефераты по темам: «Лексика с точки зрения её происхождения», «Лексика с точки зрения её употребления», «употребление фразеологизмов».
Сочинение на тему «Разгадай фразеологизм»
Раздел 5. Морфемика и словообразование
Тема 5.1. Состав слова
Содержание учебного материала:
1
1
1
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
Тема 5.2. Понятия производной и производящей основ. Словообразовательный анализ слова
Содержание учебного материала:
1
1
1
Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксах в разных стилях речи.
Тема 5.3. Способы словообразования
Содержание учебного материала:
1
1
1
Морфологический способ. Неморфологический способ.
Тема 5.4. Понятие об этимологии. Этимологический анализ слова
Содержание учебного материала:
1
1
1
Понятие этимологии. Этимологический разбор слова.
Тема 5.5. Многозначность и омонимия, синонимия и антонимия морфем
Содержание учебного материала:
1
1
1
Правописание суффиксов.
Тема 5.6. Правописание морфем. Чередующиеся гласные в корнях слов. Правописание приставок при- и пре-
Содержание учебного материала:
1
1
1
Чередующиеся гласные в корнях слов. Правописание приставок при- и пре-. Правописание сложных слов.
Контрольные работы:
1
Контрольный диктант
Самостоятельная работа обучающихся:
6
Сообщение: строение русского слова, способы образования слов в русском языке.
Рефераты по темам: «Стилистика и синонимические средства языка», «Русское письмо и его эволюция», «Какие слова надо считать однокоренными»
Раздел 6. Морфология и законы правописания
Тема 6.1. Словоформа как единица морфологии
Содержание учебного материала:
1
1
1
Грамматика. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.
Тема 6.2. Имя существительное
Содержание учебного материала:
1
1
1
Лексико- грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение, словообразование существительных.
Тема 6.3. Имя прилагательное
Содержание учебного материала:
1
1
1
Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения. Правописание прилагательных. Способы образования.
Тема 6.4. Имя числительное
Содержание учебного материала:
1
1
1
Лексико- грамматические разряды числительных. Правописание числительных, склонение.
Тема 6.5. Местоимение
Содержание учебного материала:
1
1
1
Значение местоимений. Лексико- грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений.
Тема 6.6. Глагол
Содержание учебного материала:
2
1
1
Грамматическое значение. Виды глагола. Спряжение. Словообразование глагола.
Тема 6.7. Глагольные формы: причастие и деепричастие
Содержание учебного материала:
2
1
1
Образование причастий совершенного и несовершенного вида. Причастный оборот. Правописание причастий.
2
Деепричастный оборот. Правописание деепричастий.
Тема 6.8. Наречие
Содержание учебного материала:
1
1
1
Грамматические признаки наречия. Степени сравнения. Правописание наречий.
Тема 6.9. Слова категории состояния
Содержание учебного материала:
1
1
1
Группы слов по значению. Неизменяемость слов категории слов состояния как морфологический признак.
Тема 6.10. Служебные части речи
Содержание учебного материала:
1
1
1
Группы служебных частей речи.
Тема 6.11. Междометия и звукоподражательные слова
Содержание учебного материала:
6
1
1
Значение междометий по структуре и происхождению.
2
Правописание суффиксов и окончаний прилагательных, сложных прилагательных.
3
Правописание местоимений.
4
Правописание -не с глаголами.
5
Правописание суффиксов и окончаний причастий, -н- нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
6
Знаки препинания при деепричастном обороте. Правописание -не с деепричастиями. Правописаний наречий.
Контрольные работы:
2
Контрольный диктант
Тест
Самостоятельная работа обучающегося:
10
Сообщения: части речи в русском языке, принципы распределения слов по частям речи, правописание Н, НН в суффиксах имен прилагательных, правописание имен числительных, правописание местоимений, наречий.
Рефераты по темам: «Синонимия простых предложений», «Синонимия сложных предложений», «Использование сложных предложений в речи».
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация
Тема 7.1. Основные единицы синтаксиса
Содержание учебного материала:
1
1
1
Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Типы синтаксической связи. Основные выразительные средства синтаксиса.
Тема 7.2. Словосочетание
Содержание учебного материала:
1
1
1
Типы синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Тема 7.3. Простое предложение
Содержание учебного материала:
1
1
1
Виды предложений по цели высказывания .Структура простого предложения. Односоставные предложения .Второстепенные члены предложения.
Тема 7.4. Структура простого предложения
Содержание учебного материала:
1
1
1
Односоставные простые предложения. Двусоставные предложения.
Тема 7.5. Второстепенные члены предложения
Содержание учебного материала:
1
1
1
Определения, приложения. Дополнения. Обстоятельства.
Тема 7.6. Односоставные предложения
Содержание учебного материала:
2
1
1
Назывные предложения. Определенно-личные.
2
Неопределенно-личные и безличные.
Тема 7.7. Неполные предложения
Содержание учебного материала:
1
1
1
Понятия о неполных предложениях.
Тема 7.8. Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами
Содержание учебного материала:
1
1
1
Пунктуация при однородных членах предложения.
Тема 7.9. Предложения с обособленными членами
Содержание учебного материала:
1
1
1
Однородные и неоднородные определения. Обособление приложений, дополнений, обстоятельств, уточняющих членов.
Тема 7.10. Предложения с обращениями
Содержание учебного материала:
1
1
1
Выражение обращений. Знаки препинания.
Тема 7.11. Предложения с вводными конструкциями
Содержание учебного материала:
1
1
1
Значение водных слов. Знаки препинания.
Тема 7.12. Сложное предложение
Содержание учебного материала:
1
1
1
Сложносочиненные предложения .Сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения.
Тема 7.13. Сложносочиненное предложение
Содержание учебного материала:
1
1
1
Порядок разбора сложносочиненного предложения.
Тема 7.14. Сложноподчиненное предложение
Содержание учебного материала:
1
1
1
Основные группы придаточных предложений.
Тема 7.15. Многочленное сложноподчиненное предложение
Содержание учебного материала:
1
1
1
Сложные предложения с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое.
Тема 7.16.Бессоюзное сложное предложение
Содержание учебного материала:
1
1
1
Синтаксические значения бессоюзных предложений.
Тема 7.17. Сложные предложения с разными видами связи
Содержание учебного материала:
1
1
1
Виды связи.
Тема 7.19. Способы передачи чужой речи
Содержание учебного материала:
1
1
1
Знаки препинания при прямой речи. Косвенная речь. Диалог. Цитаты и эпиграф.
Контрольные работы:
1
Контрольное изложение
Самостоятельная работа обучающегося:
10
Сообщения: Роль словосочетания в построении предложения .Русская пунктуация и её назначение. Стили речи и сферы их употребления. Текст и его строение; признаки текста.
Рефераты по темам: «Типы речи», «Жанры публицистического стиля речи».
Всего:
117
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места по количеству обучающихся;
- аудиторная доска для письма;
- стендовые таблицы;
- учебно-наглядные пособия «Русский язык».
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с выходом в Интернет, лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения;
- мультимедийное оборудование;
- телевизор;
- DVD - проигрыватель.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Антонова Е. С., Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 384с.
-
Герасименко Н.А. Русский язык Учебник 2011 г. Академия
-
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. - М., 2007.
Дополнительные источники:
-
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2006.
-
Леканта П.А. Русский язык, Справочник школьника 2008 г. Дрофа
-
Трошин В.В. Занимательные материалы по русскому языку 2008 Учитель
Интернет-ресурсы:
-
Газета "Русский язык" и сайт для учителя "Я иду на урок русского языка"
rus.1september.ru
-
Грамота.Ру: справочно_информационный портал "Русский язык"
gramota.ru
-
Коллекция "Диктанты - русский язык" Российского общеобразователь_
ного портала
language.edu.ru
-
Культура письменной речи
gramma.ru
-
Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений
philolog.ru/dahl/
-
Имена.org - популярно об именах и фамилиях
imena.org
-
Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка
gimn13.tl.ru/rus/
-
Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов
обучения РАО
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего и итогового тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоение знаний:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
Оценка результатов выполнения: тестирования, устного опроса.
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
Оценка результатов выполнения: тестирования, устного опроса, заслушивания рефератов.
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
Оценка результатов выполнения: тестирования, устного опроса.
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
Оценка результатов выполнения: тестирования, устного опроса, заслушивания рефератов.
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Оценка результатов выполнения: тестирования, устного опроса.
Умения:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Оценка результатов выполнения: практической работы; тестирования; диктанта.
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
Оценка результатов выполнения: практической работы; тестирования;
контрольного диктанта.
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
Оценка результатов выполнения: практической работы; экзамена.
Разработчик:
ГБОУ «ПУ № 20» преподаватель Г.А. Кузьмина
5