ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык по профессии Автомеханик

Программа учебной дисциплиныразработана на основе примерной программы общеобразовательных дисциплин Министерства образования и науки Российской Федерации ФИРО по профессии начального профессионального образования 190631. 01 Автомеханик Организация-разработчик:Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 20» города Ленска Республика Саха (Якутия) далее ГБОУ «Профессиональное училище № 20»Разработчик:Кузьмина Галина Анат...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение__















ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык




























2013 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы общеобразовательных дисциплин Министерства образования и науки Российской Федерации ФИРО по профессии начального профессионального образования 190631. 01 Автомеханик

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 20» города Ленска Республика Саха (Якутия) далее ГБОУ «Профессиональное училище № 20»

Разработчик:

Кузьмина Галина Анатольевна, преподаватель русского языка и литературы, ГБОУ «Профессиональное училище № 20»

Рекомендована методической комиссией преподавателей теоретического обучения

Протокол №_____ от «____» __________2013 г.

Председатель:

_____________ Кудринова В.Д.











СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


7

  1. условия реализации программы учебной дисциплины


28

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


30


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 190631.01 Автомеханик.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося 39 часов.

























2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


практические занятия

-

контрольные работы

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:


рефераты

22

сообщения

15

сочинения

2

Итоговая аттестация в форме экзамена






2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Наука о русском языке



Тема 1.1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры

Содержание учебного материала:

1

1

1

Литературный язык. Диалекты. Коммуникативная, номинативная и эстетическая функции.

Тема 1.2. Язык как система

Содержание учебного материала:

1

1

1


Разделы языка. Предмет изучения. Единицы языка. Функции языка.

Тема 1.3. Русский язык: история и современность

Содержание учебного материала:

1

1

1

Мертвые языки. Живые языки.

Контрольные работы:

1


Диктант.

Самостоятельная работа обучающихся:

2


Рассуждение «Зачем необходимо знать русский язык».

Сочинение «Я русский бы выучил только за то…».

Раздел 2. Язык и речь



Тема 2.1. Понятие речевой коммуникации

Содержание учебного материала:

1

1

1

Речь. Автор. Коммуникация.

Тема 2.2. Текст

Содержание учебного материала:

1

1

1

Признаки текста. Ключевые слова. Период. Микротема.

Тема 2.3. Типы речи

Содержание учебного материала:

1

1

1

Описание. Рассуждение. Повествование.

Тема 2.4. Стилистика

Содержание учебного материала:

1

1

1

Стиль. Разговорный стиль. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Стиль художественной литературы.

Тема 2.5. Культура речи

Содержание учебного материала:

1

1

1

Культурная речь. Правильная речь. Чистота речи. Точность речи. Выразительность речи. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение. Гипербола. Литота. Богатство речи.

Тема 2.6. Лингвостилистический анализ текста

Содержание учебного материала:

1

1

1

Особенности лингвистического анализа текста.

Контрольные работы:

2


Лингвостилистический анализ текста.

Самостоятельная работа обучающихся:

3


Сообщения по теме «Текст и его назначение, типы текста по смыслу и стилю».

Реферат на тему «Язык и функции, русский язык в современном мире».

Реферат на тему «Язык и культура, культура речи, нормы русского языка».

Раздел 3. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография



Тема 3.1. Звуки речи

Содержание учебного материала:

1

1

1

Гласные и согласные ,редукция, фонема.

Тема 3.2. Соотношение звука и буквы

Содержание учебного материала:

1

1

1

Алфавит, ударение, фонема и орфограмма.

Тема 3.3. Фонема и орфограмма

Содержание учебного материала:

1

1

1

Фонетический разбор слова.

Тема 3.4. Орфографическое правило

Содержание учебного материала:

1

1

1

Принципы орфографии, фонемные правила.

Тема 3.5. Благозвучие речи

Содержание учебного материала:

1

1

1

Правописание о-ё, приставок на з-с, и-ы после приставок.

Контрольные работы:

2


Контрольный диктант

Тест

Самостоятельная работа обучающихся:

4


Сообщение: что такое редукция?

Рефераты по темам: «Загадки русского алфавита», «Фонетические принципы русской орфографии»,» Благозвучие речи».

Раздел 4. Лексика и фразеология



Тема 4.1. Слово в лексической системе языка

Содержание учебного материала:

1

1

1

Лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова.

Тема 4.2. Многозначность слова и омонимы

Содержание учебного материала:

1

1

1

Определение многозначности и однозначности слов. Создание омонимов, группы омонимов: омофоны, омографы, омоформы.

Тема 4.3. Синонимы, антонимы, паронимы и их изобразительные возможности

Содержание учебного материала:

1

1

1

Виды синонимов, антонимов, паронимов.

Тема 4.4. Лексика с точки зрения ее происхождения

Содержание учебного материала:

1

1

1

Исконно русские слова, общеславянские.

2

Восточнославянские, собственно русские слова.

Тема 4.5. Лексика с точки зрения ее употребления

Содержание учебного материала:

1

1

1

Общеупотребительные слова, диалектизмы, профессионализмы, устаревшие слова.

2

Неологизмы, жаргонизмы, экзотизмы.

Тема 4.6. Активный и пассивный словарный запас

Содержание учебного материала:

1

1

1

Употребление слов в активном словаре.

2

Употребление слов в пассивном словаре.

Тема 4.7. Фразеологизмы

Содержание учебного материала:

1

1

1

Определение значения фразеологизмов.

Тема 4.8. Лексические и фразеологические словари

Содержание учебного материала:

1

1

1

Энциклопедические, лингвистические словари

2

Порядок лексического разбора слова.

Контрольные работы:

1


Тест

Самостоятельная работа обучающихся:

4


Сообщение: слово в лексической системе языка.

Рефераты по темам: «Лексика с точки зрения её происхождения», «Лексика с точки зрения её употребления», «употребление фразеологизмов».

Сочинение на тему «Разгадай фразеологизм»

Раздел 5. Морфемика и словообразование



Тема 5.1. Состав слова

Содержание учебного материала:

1

1

1

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Тема 5.2. Понятия производной и производящей основ. Словообразовательный анализ слова

Содержание учебного материала:

1

1

1

Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксах в разных стилях речи.

Тема 5.3. Способы словообразования

Содержание учебного материала:

1

1

1

Морфологический способ. Неморфологический способ.

Тема 5.4. Понятие об этимологии. Этимологический анализ слова

Содержание учебного материала:

1

1

1

Понятие этимологии. Этимологический разбор слова.

Тема 5.5. Многозначность и омонимия, синонимия и антонимия морфем

Содержание учебного материала:

1

1

1

Правописание суффиксов.

Тема 5.6. Правописание морфем. Чередующиеся гласные в корнях слов. Правописание приставок при- и пре-

Содержание учебного материала:

1

1

1

Чередующиеся гласные в корнях слов. Правописание приставок при- и пре-. Правописание сложных слов.

Контрольные работы:

1


Контрольный диктант

Самостоятельная работа обучающихся:

6


Сообщение: строение русского слова, способы образования слов в русском языке.

Рефераты по темам: «Стилистика и синонимические средства языка», «Русское письмо и его эволюция», «Какие слова надо считать однокоренными»

Раздел 6. Морфология и законы правописания



Тема 6.1. Словоформа как единица морфологии

Содержание учебного материала:

1

1

1


Грамматика. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

Тема 6.2. Имя существительное

Содержание учебного материала:

1

1

1



Лексико- грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение, словообразование существительных.

Тема 6.3. Имя прилагательное

Содержание учебного материала:

1

1

1

Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения. Правописание прилагательных. Способы образования.

Тема 6.4. Имя числительное

Содержание учебного материала:

1

1

1


Лексико- грамматические разряды числительных. Правописание числительных, склонение.

Тема 6.5. Местоимение

Содержание учебного материала:

1

1

1

Значение местоимений. Лексико- грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений.

Тема 6.6. Глагол

Содержание учебного материала:

2

1

1

Грамматическое значение. Виды глагола. Спряжение. Словообразование глагола.

Тема 6.7. Глагольные формы: причастие и деепричастие

Содержание учебного материала:

2

1

1

Образование причастий совершенного и несовершенного вида. Причастный оборот. Правописание причастий.

2

Деепричастный оборот. Правописание деепричастий.

Тема 6.8. Наречие

Содержание учебного материала:

1

1

1

Грамматические признаки наречия. Степени сравнения. Правописание наречий.

Тема 6.9. Слова категории состояния

Содержание учебного материала:

1

1

1

Группы слов по значению. Неизменяемость слов категории слов состояния как морфологический признак.

Тема 6.10. Служебные части речи

Содержание учебного материала:

1

1

1

Группы служебных частей речи.

Тема 6.11. Междометия и звукоподражательные слова

Содержание учебного материала:

6

1

1

Значение междометий по структуре и происхождению.

2

Правописание суффиксов и окончаний прилагательных, сложных прилагательных.

3

Правописание местоимений.

4

Правописание -не с глаголами.

5

Правописание суффиксов и окончаний причастий, -н- нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

6

Знаки препинания при деепричастном обороте. Правописание -не с деепричастиями. Правописаний наречий.

Контрольные работы:

2


Контрольный диктант

Тест

Самостоятельная работа обучающегося:

10


Сообщения: части речи в русском языке, принципы распределения слов по частям речи, правописание Н, НН в суффиксах имен прилагательных, правописание имен числительных, правописание местоимений, наречий.

Рефераты по темам: «Синонимия простых предложений», «Синонимия сложных предложений», «Использование сложных предложений в речи».

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация



Тема 7.1. Основные единицы синтаксиса

Содержание учебного материала:

1

1

1



Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Типы синтаксической связи. Основные выразительные средства синтаксиса.

Тема 7.2. Словосочетание

Содержание учебного материала:

1

1

1

Типы синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

Тема 7.3. Простое предложение

Содержание учебного материала:

1

1

1

Виды предложений по цели высказывания .Структура простого предложения. Односоставные предложения .Второстепенные члены предложения.

Тема 7.4. Структура простого предложения

Содержание учебного материала:

1

1

1

Односоставные простые предложения. Двусоставные предложения.

Тема 7.5. Второстепенные члены предложения

Содержание учебного материала:

1

1

1

Определения, приложения. Дополнения. Обстоятельства.

Тема 7.6. Односоставные предложения

Содержание учебного материала:

2

1

1

Назывные предложения. Определенно-личные.

2

Неопределенно-личные и безличные.

Тема 7.7. Неполные предложения

Содержание учебного материала:

1

1

1

Понятия о неполных предложениях.

Тема 7.8. Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами

Содержание учебного материала:

1

1

1

Пунктуация при однородных членах предложения.

Тема 7.9. Предложения с обособленными членами

Содержание учебного материала:

1

1

1

Однородные и неоднородные определения. Обособление приложений, дополнений, обстоятельств, уточняющих членов.

Тема 7.10. Предложения с обращениями

Содержание учебного материала:

1

1

1

Выражение обращений. Знаки препинания.

Тема 7.11. Предложения с вводными конструкциями

Содержание учебного материала:

1

1

1

Значение водных слов. Знаки препинания.

Тема 7.12. Сложное предложение

Содержание учебного материала:

1

1

1

Сложносочиненные предложения .Сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения.

Тема 7.13. Сложносочиненное предложение

Содержание учебного материала:

1

1

1

Порядок разбора сложносочиненного предложения.

Тема 7.14. Сложноподчиненное предложение

Содержание учебного материала:

1

1

1

Основные группы придаточных предложений.

Тема 7.15. Многочленное сложноподчиненное предложение

Содержание учебного материала:

1

1

1

Сложные предложения с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое.

Тема 7.16.Бессоюзное сложное предложение

Содержание учебного материала:

1

1

1

Синтаксические значения бессоюзных предложений.

Тема 7.17. Сложные предложения с разными видами связи

Содержание учебного материала:

1

1

1

Виды связи.

Тема 7.19. Способы передачи чужой речи

Содержание учебного материала:

1

1

1

Знаки препинания при прямой речи. Косвенная речь. Диалог. Цитаты и эпиграф.

Контрольные работы:

1


Контрольное изложение

Самостоятельная работа обучающегося:

10


Сообщения: Роль словосочетания в построении предложения .Русская пунктуация и её назначение. Стили речи и сферы их употребления. Текст и его строение; признаки текста.

Рефераты по темам: «Типы речи», «Жанры публицистического стиля речи».

Всего:

117



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- рабочие места по количеству обучающихся;

- аудиторная доска для письма;

- стендовые таблицы;

- учебно-наглядные пособия «Русский язык».

Технические средства обучения:

- персональный компьютер с выходом в Интернет, лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения;

- мультимедийное оборудование;

- телевизор;

- DVD - проигрыватель.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:


  1. Антонова Е. С., Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 384с.

  2. Герасименко Н.А. Русский язык Учебник 2011 г. Академия

  3. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. - М., 2007.

Дополнительные источники:


  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2006.

  2. Леканта П.А. Русский язык, Справочник школьника 2008 г. Дрофа

  3. Трошин В.В. Занимательные материалы по русскому языку 2008 Учитель

Интернет-ресурсы:


  1. Газета "Русский язык" и сайт для учителя "Я иду на урок русского языка"

rus.1september.ru

  1. Грамота.Ру: справочно_информационный портал "Русский язык"

gramota.ru

  1. Коллекция "Диктанты - русский язык" Российского общеобразователь_

ного портала

language.edu.ru

  1. Культура письменной речи

gramma.ru

  1. Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений

philolog.ru/dahl/

  1. Имена.org - популярно об именах и фамилиях

imena.org

  1. Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка

gimn13.tl.ru/rus/

  1. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов

обучения РАО

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего и итогового тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоение знаний:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

Оценка результатов выполнения: тестирования, устного опроса.

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

Оценка результатов выполнения: тестирования, устного опроса, заслушивания рефератов.

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

Оценка результатов выполнения: тестирования, устного опроса.

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

Оценка результатов выполнения: тестирования, устного опроса, заслушивания рефератов.

- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Оценка результатов выполнения: тестирования, устного опроса.

Умения:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

Оценка результатов выполнения: практической работы; тестирования; диктанта.

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

Оценка результатов выполнения: практической работы; тестирования;

контрольного диктанта.

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

Оценка результатов выполнения: практической работы; экзамена.

Разработчик:

ГБОУ «ПУ № 20» преподаватель Г.А. Кузьмина

5


© 2010-2022