Конспект урока в 8 классе по теме Виды односоставных предложений

Урок построен в рамках блочно-модульной технологии. На первом уроке даётся понятие об односоставном предложении и всех видах односоставного предложения. Организуется наблюдение за особенностью строения грамматической основы односоставных предложений. Используется групповая форма работы. Включаются примеры из русской лирики для выяснения роли односоставных предложений в тексте. В конце урока даётся тренировочный тест.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 8 классе

Тема: ВИДЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Задачи урока: 1) формировать навык разграничения односоставного и двусоставного предложений; 2) научить определять типы односоставного предложения по способу выражения главного члена; 3) развивать языковую догадку, умение работать в группе.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Приветствие, знакомство, начало работы в тетрадях.

  1. Подготовка к восприятию новой темы.

Познавательная задача:

Уже светало, и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску. (Слайд 2)

- Запишите предложение в тетрадь. Подчеркните грамматическую основу. Докажите, что в этом предложении перед союзом И нужна запятая.

- В чём особенность 1 части предложения? Сравните грамматическую основу в 1 части и во 2-й.

- Почему важно отличать односоставные предложения?

- Вспомним, на какие 2 группы делятся простые предложения по строению грамматической основы. (Слайд 3)



  1. Объявление темы урока. Постановка цели

  2. Тестовая работа «Найдите односоставные предложения»

Цель: отработать навык разграничения односоставных и двусоставных предложений. Работа по вариантам. После выполнения ученики обмениваются друг с другом, проводится взаимопроверка, а затем проверка по слайду презентации. (Слайд 4)



  1. Сообщение учеников по теме «О чём спорят учёные?» (Слайд 5)

Учитель: среди учёных нет единства в определении главного члена односоставного предложения. Послушаем два сообщения, чтобы понять, в чём разница позиций.

Сообщение 1

Учитель: авторы вашего учебника придерживаются этого взгляда, откройте с. , посмотрите задание к упражнению . Как предлагают подчёркивать главный член односоставного предложения?

Сообщение 2

Учитель: вторая классификация проще, большинство учителей используют её. Мы также будем говорить, что есть односоставные предложения с главным членом подлежащим и односоставные предложения с главным членом сказуемым.



  1. Работа с таблицей «Виды односоставных предложений»

- Рассмотрите таблицу.

- С чего начинаем определение вида односоставного предложения?

- Сколько групп односоставных предложений с главным членом сказуемым?

- Сколько групп односоставных предложений с главным членом подлежащим?



  1. Работа в группах (Слайд 6)

Цель: учащиеся в группе анализируют предложения и готовят по вопросам рассказ об одном из видов односоставных предложений.

( 5 - 6 человек в группе)

  1. Выступление по группам

  2. Обобщение

- Повторим, какие приёмы помогут нам отличать назывные предложения? Определённо-личные? Неопределённо-личные? Безличные?

Существуют также обобщённо-личные предложения. О них вы узнаете на отдельном уроке.

  1. Закрепление

Цифровой диктант по слайду (Слайд 7)

Задание: определить грамматическую основу предложения и рядом с номером предложения кратко записать вид (назывное, определённо-личное, неопределённо-личное, безличное).

1 -4 коллективно, 5 - 8 самостоятельно.

  1. Брожу по набережной снова.

  2. Изба лесничего. Медвежье царство.

  3. Последние шутки. Объятия.

  4. Повеет полем, первой бороздой.

  5. Загляну в глаза волжанки.

  6. Забыли о свете вечерних окон, задули рыжий очаг.

  7. Весны без грозы не бывает.

  8. Мне холодно

Резервное задание: (Слайды 8 - 10)

Односоставные предложения очень выразительны. Прочитаем строфы из стихотворений русских поэтов и найдём в них односоставные предложения.

  1. Люблю октябрь, угрюмый месяц.

Люблю обмершие леса,

Когда хромает ветхий месяц,

Как половина колеса.

(И. Северянин)



  1. Серебро, огни и блёстки.

Целый мир из серебра.

В жемчугах горят берёзки,

Чёрно - голые вчера.

(В. Брюсов)



  1. Прозвучало над ясной рекою.

Прозвенело в померкшем лугу.

Прокатилось над рощей немою.

Засветилось на том берегу.

(А. Фет)



  1. Итог урока

Односоставные предложения - это…

Чтобы определить вид односоставного предложения нужно:

- найти главный член предложения;

- определить, чем выражен главный член предложения.



  1. Домашнее задание: 1) по таблице выучить виды односоставных предложений; 2) придумать по 2 примера каждого вида.

1) Люблю октябрь, угрюмый месяц.

Люблю обмершие леса,

Когда хромает ветхий месяц,

Как половина колеса.

(И. Северянин)

2) Серебро, огни и блёстки.

Целый мир из серебра.

В жемчугах горят берёзки,

Чёрно - голые вчера.

(В. Брюсов)

3) Прозвучало над ясной рекою.

Прозвенело в померкшем лугу.

Прокатилось над рощей немою.

Засветилось на том берегу.

(А. Фет)

1) Люблю октябрь, угрюмый месяц.

Люблю обмершие леса,

Когда хромает ветхий месяц,

Как половина колеса.

(И. Северянин)

2) Серебро, огни и блёстки.

Целый мир из серебра.

В жемчугах горят берёзки,

Чёрно - голые вчера.

(В. Брюсов)

3) Прозвучало над ясной рекою.

Прозвенело в померкшем лугу.

Прокатилось над рощей немою.

Засветилось на том берегу. (А. Фет)

1) Брожу по набережной снова.

2) Изба лесничего. Медвежье царство.

3) Последние шутки. Объятия.

4) Повеет полем, первой бороздой.

5) Загляну в глаза волжанки.

6) Забыли о свете вечерних окон, задули рыжий очаг.

7) Весны без грозы не бывает.

8) Мне холодно

1) Брожу по набережной снова.

2) Изба лесничего. Медвежье царство.

3) Последние шутки. Объятия.

4) Повеет полем, первой бороздой.

5) Загляну в глаза волжанки.

6) Забыли о свете вечерних окон, задули рыжий очаг.

7) Весны без грозы не бывает.

8) Мне холодно

1) Брожу по набережной снова.

2) Изба лесничего. Медвежье царство.

3) Последние шутки. Объятия.

4) Повеет полем, первой бороздой.

5) Загляну в глаза волжанки.

6) Забыли о свете вечерних окон, задули рыжий очаг.

7) Весны без грозы не бывает.

8) Мне холодно





© 2010-2022