Конспект урока по русскому языку на тему Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-

Предлагаю Вам методическую разработку русского языка в 5 классе на тему "Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-", которая рассчитана на 2 часа. Цель урока не только изучить написание приставок ПРЕ-, ПРИ-, но и повторить полученные знания о правописании не изменяющихся на письме приставок, а также приставок, заканчивающихся на З, С. Для активизации познавательной деятельности учащихся использованы разнообразные виды заданий, что позволит каждому  проявить свои способности. Это индивидуальные карточки...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку на тему Буквы Е,И в приставках ПРЕ-, ПРИ-Конспект урока по русскому языку на тему Буквы Е,И в приставках ПРЕ-, ПРИ-Конспект урока по русскому языку на тему Буквы Е,И в приставках ПРЕ-, ПРИ-Конспект урока по русскому языку на тему Буквы Е,И в приставках ПРЕ-, ПРИ-

ТЕМА: БУКВЫ Е, И В ПРИСТАВКАХ ПРЕ- , ПРИ-. (2 часа)

ЦЕЛЬ: повторить написание приставок, заканчивающихся на з-с; изучить написание приставок пре-, при-; формировать орфографическую зоркость учащихся; развивать умения составлять и читать схемы, таблицы; воспитывать понимание и любовь к поэтической речи;

ХОД УРОКА

1. Повторение. 1) Устный опрос. - Что влияет на правописание префиксов, заканчивающихся на З/С? - Расскажите правило. Приведите примеры. - Совпадает ли правило написания данного типа префиксов в русском и украинском языках? 2) Проверка домашнего задания (часть учащихся работает с индивидуальными карточками). Карточка №1. Задание: спишите, вставьте попущенную букву. Бе…болезненный, бе…платный, бе…козырка, во…наградить, во…петь, в…махнуть, в…крикнуть, ни…вергнуть, и…гибаться,и…портить, во…глас, во…клицание, ра…гон. Карточка №2. Задание: спишите, вставьте пропущенные буквы. Ра…чертить, ра…ширить, бе…вкусный, в…дыхать, во….паление, ра…вет, чре…мерный, бе…конечный, в…карабкаться, бе…цельный, ра…писание, ра..борчивый, бе…граничный. 3) Выборочный диктант (выписать из стихотворения слова с префиксом на З/С ). Полдень золотом расцвечен и в раскрытое окно вижу я каштанов свечи - все весной напоено. И раскачивает вечер в ночь расцветшую сирень. Бесконечен день и светел и беспечна птиц свирель. Беззаботно, беспрестанно в лопухах трещит сверчок; мамой он разбужен рано - лечит счесанный бочок. 4) Запишите предложения, сделайте синтаксический разбор. Деревья медленно расставались со своей листвой. Наконец, безжалостная осень сорвала их пышные одеяния.

2. Актуализация знаний учащихся. - Составление схемы. - На какие два вида можно разделить префиксы в зависимости от их правописания? (изменяющиеся и не изменяющиеся на письме). - С каким типом префиксов, изменяющихся на письме мы познакомились? - От чего зависит написание данных префиксов?

Префиксы

не изменяющиеся на письме изменяющиеся на письме

префиксы на З/С - Подберите по 5 примеров к 1 и 2 колонке.

3. Объявление темы и цели урока. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним видом префиксов, изменяющихся на письме, и узнаем особенности их написания. Это приставки ПРЕ-, ПРИ-. Давайте заполним в таблице свободное место.

4. Работа над темой. 1) Занимательный материал. Послушайте стихотворение и скажите, что влияет на правописание префиксов ПРЕ-, ПРИ-. При- или пре-? Пре- или при-? Это совсем не секрет. На содержание слова смотри - Сразу получишь ответ. Прибыл ли поезд, приплыл пароход, Космонавт прилетел из Вселенной, Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет, Пишется при-, несомненно. Винт прикрутил, привинтил колесо, Приклеил , пришил умело - Помни, что пишется при- обо всем, Что добрые руки приделали. Язык прикусил - не совсем откусил, Пригорело - не значит горит. Помни, что сделано, но не совсем, Пишут с приставкой при-. Предлинный достанет до крыши рукой, Прежадный не даст вам конфетку. Кто очень такой или очень сякой - Пре- мы напишем об этом. Дожди непрерывные льют в октябре, Но грамотным дождь не преграда, Где очень похожи пере- и пре-, Там только пре- ставить надо. - От чего будет зависеть правописание префиксов? (Необходимо обращать внимание на лексическое значение слова). - Кто вспомнит, какое значение имеет префикс ПРЕ-, ПРИ-? 2) Изучение нового материала в процессе наблюдения. ПРЕДОБРЫЙ, ПРЕВЫСИТЬ ПРЕГРАДИТЬ ДОРОГУ, ПРЕСТУПНИК ОБНАРУЖЕН - Выделите префикс. - Какое значение имеет префикс в первом группе примеров? Каким слово его можно заменить? - Какому префиксу близок по значению префикс пре- во второй группе слов? (можно прочитать соответствующий отрывок стихотворения) - Сделайте вывод, когда пишется префикс пре-. Задание: замените существительное с предлогом словом с префиксом ПРИ-. УЧАСТОК ПРИ ШКОЛЕ (ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК) ПРИСОЕДИНИТЬ С ПОМОЩЬЮ КЛЕЯ (ПРИКЛЕИТЬ) ПРИБЛИЗИТЬСЯ НА КОНЕ К РЕКЕ (ПРИСКАКАТЬ К РЕКЕ) НЕ СОВСЕМ ОТКРЫТЬ ДВЕРЬ (ПРИОТКРЫТЬ) НЕНАДОЛГО ЛЕЧЬ (ПРИЛЕЧЬ) - Сформулируйте, в каких случаях пишется префикс при-. 3) Составление таблицы (заранее подготовлены карточки со словами: приближение, присоединение, нахождение вблизи чего-либо, неполнота действия, высшая степень, пере-). Необходимо расположить их в соответствующие колонки. ( Возле доски работает один ученик).

ПРИ- ПРЕ- приближение высшая степень присоединение пере- нахождение вблизи чего-либо неполнота действия - Расскажите о правописании префиксов по таблице.

5. Закрепление материала. 1) Задание: устно объясните правописание приставок. Приостановиться, преогромный, привинтить, прекратить, придорожный, препятствие, приобрел, приделывать, приморский, прихрамывать, прекрасный. 2) Запишите предложение "Василиса Егоровна - прехрабрая дама", - заметил Швабрин. - Найдите слово с префиксом. - Объясните постановку знаков препинания в предложении. Постройте схему предложения с прямой речью. 3) Выборочно-распределительный диктант (выпишите слова с префиксом пре-, при-: в первую - слова с пре-, во вторую - с при-). Петин папа был преважный, Дом имел пятиэтажный. (В. Маяковский) Вдруг откуда-то шакал На кобыле прискакал. (К. Чуковский) Городничий между тем Указал престрого всем, Чтоб коней не покупали. ( П. Ершов) Кто-то терем прибирал И хозяев поджидал. (А. Пушкин) Предлинной хворостиной Мужик гусей гнал в город продавать. ( И. Крылов) Тут надел он свой кафтан, Опояской подвязался, Приумылся, причесался, Кнут свой сбоку прицепил, Словно утица поплыл. ( П. Ершов) 4) Придумайте слова к схемам. При- ͡ ˄ □ (придорожный) Пре- ͡ □ (премудрый, преглупый)

6. Итоги урока. - Что влияет на правописание префиксов ПРЕ-, ПРИ-? - Какое значение имеет префикс ПРЕ-? ПРИ-?

7. Домашнее задание: 1) выучите правило по таблице; 2) уметь рассказывать о типах префиксов по схеме; 3) выполнить упр. из учебника.









ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРЕ-, ПРИ- (продолжение)

ЦЕЛЬ: повторить написание префиксов пре, при-; углубить знания; формировать орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся.

Оборудование: толковый словарь

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний учащихся. 1) Устный опрос. - Что такое префикс? Подберите к слову синоним. - Расскажите о типах префиксов. Учащийся восстанавливает по памяти схему. (См. предыдущий урок) . - Что влияет на написание приставок, заканчивающихся на З/С? Приведите примеры. - Какое значение у префикса пре-? при-? 2) Проверка домашнего задания (некоторые учащиеся работают с индивидуальными карточками) КАРТОЧКА №1. Задание: спишите, вставьте пропущенные буквы. Пр…глушить, пр…отстать, пр…красный, пр…рывистый, пр…отличный, пр…готовиться, пр…вивать, пр…мерка, пр…кращать, пр…земление, пр…балтийский. КАРТОЧКА №2. Задание: спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. На полянке стоял старый-пр…старый дуб. Его раскидистые ветви пр…крывали от дождя. Пр…ветливый дуб пр…глашал в гости. Пр…летел дятел в красной шапоч(?)к ера…селся и застучал по ств…лу. Бес…сонными н…чами он строил себе гн…здо. (Текст из книги Ж.В. Пилипенко "Русский язык. 5 класс". Планы-конспекты). 3) Задание: запишите предложение, объясните написание префиксов, постановку знаков препинания, составьте схему. "Тогда превратитесь, пожалуйста, в мышь", - прибавил Кот в сапогах. Приплыла к нему рыбка, спросила: " Чего тебе надобно, старче?" 4) Задание: замените словосочетание словом с префиксом пре-, при-. - присоединить с помощью иголки с ниткой; - очень хорошенький; - немного хромает; - не совсем заглушил; - город около моря; - очень милый; - площадь перед вокзалом; - присоединить с помощью молотка и гвоздя; - земли при Черном море; - слегка коснулся; - очень неприятный. - Какое значение префикса отсутствует? (приближение) Приведите свои примеры.

2. Объявление темы и цели урока.

3. Работа над темой урока. 1) Объясните значение слов: презрение( какая приставка? Следовательно, какое значение должно быть у слова? Соответствует ли оно?); прилежание (присоединиться к лежащим?); престарелый (очень старый?). Оказывается, есть слова, написание которых нельзя объяснить с помощью изученного правила. Следовательно, какая цель нашего урока? 2) Выполнить упр. из учебника. Образец упражнения. Прочитайте толкование слов. Правильно ли они объяснены? Дайте верное толкование их лексических значений. В случае затруднения обращайтесь к толковому словарю. Запишите слова, запомните, как они пишутся. Прилежание - присоединение к лежащим; придрался - присоединился к драке; признался - присоединился к знающим; приключение - присоединился к ключу; приголубил - присоединился к голубю. Прекрасный - очень красный; прелестный - очень лестный; презрение - очень сильное зрение; предельный - очень дельный. Запомнить слова: презрение, предельный, преследовать, престарелый, препятствие, пренебрежение, прельстить; прилежание, приключение, присяга, приятный, причудливый, привередливый, природа. - Составьте предложение с одним из слов к схеме ⃝ : ⃝, ⃝ и ⃝ 2) Задание: проанализируйте примеры и объясните различие написания префиксов. ПРИБЫВАТЬ В МОСКВУ - ПРЕБЫВАТЬ В МОСКВЕ -Замените слово "прибывать" близким по значению (приезжать, прилетать). - Какое значение имеет префикс при- в данном словосочетании? - Изменился ли смысл во втором словосочетании? (находится в Москве) ПРИСТУПИТЬ К ЧТЕНИЮ - ПРЕСТУПИТЬ ЗАКОН - Подберите синоним к глаголу (начать и нарушить). - На что, кроме значения слова, необходимо обращать внимание при написании слов с префиксами пре-, при-? (на контекст) - Самостоятельно объясните различие в значении следующих словосочетаний ПРИКЛОНИТЬ ГОЛОВУ - ПРЕКЛОНИТЬ КОЛЕНИ

4. Закрепление материала. 1) Задание : самостоятельно составьте словосочетания со словами ПРЕДАТЬ - ПРИДАТЬ, ПРЕЗИРАТЬ - ПРИЗРЕТЬ. 2) Задание: восстановите текст, вписав вместо точек слова из правой колонки, приставки выделите графически, определите их значение. … камыш встрепенулся: пр…интересен теплый лучик к нему … . пр…озерный … сороки, а дятел пр…мостился … на иве некстати. пр…коснулся Лягушата и те … : пр…смирели я … играл на свирели. пр…лежно Был … мотив моих песен. пр…красен Мир казался мне … пр…умолкли

5. Итоги урока. - Что нового вы узнали о правописании префиксов ПРЕ-, ПРИ-?

6. Домашнее задание: 1) повторить правило; 2) выполнить упр. из учебника.

© 2010-2022