Планирование по литературе 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.



Рабочая программа по литературе в 6 классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. - Москва «Просвещение», 2010 г.

Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Полухина В. П., В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Литература: 6 класс: Учебная хрестоматия: в 2 частях - М.: Просвещение, 2012 год, с приложением на электронном носителе. К данному варианту программы прилагается методическое пособие О. А. Ерёминой «Поурочное планирование по литературе: 6 класс: к учебнику В. П. Полухиной «Литература: 6 класс». - Москва: Издательство «Экзамен», 2012 г.

Рабочая программа в соответствии с программой литературного образования рассчитана на 68 часов (из расчёта 2 урока в неделю).

В рабочей программе отведены часы на проведение уроков внеклассного чтения, которые позволяют расширить круг знакомства с произведениями того или иного автора, и на проведение уроков развития речи, которые вырабатывают умение понимать прочитанное, умение логично пересказывать, позволяют проводить письменные работы.

Содержание дисциплины.


Цель изучения литературы в школе - воспитание читателя, умеющего понимать и ценить слово. Для этого необходимо приобщить учащихся к богатству русской классической и зарубежной литературы. Такова задача на предстоящий учебный год. За основу литературного образования берётся чтение художественных произведений с их последующим анализом, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Важным средством является повышение качества чтения, расширение его круга и уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст. Необходимо развивать «души прекрасные порывы» - эмоциональное восприятие произведения. Изучение курса литературы в 6 классе определяет дальнейшее отношение учеников к данному предмету.

Основы аналитического чтения заложены в программе начальной школы, где учащиеся определяют главного героя, тему, сюжет, умеют пересказывать, выражают своё отношение к героям. В 6 классе эти умения и навыки получают дальнейшее развитие, таким образом осуществляется преемственность.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 6-ого класса.

К концу учебного года шестиклассники должны знать и уметь:

знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); автобиографичность литературного произведения.

уметь:

- выразительно читать эпическое произведение за героя и за автора;

- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

- определять тональность произведения, роль рассказчика в системе художественного произведения;

- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

- сочинять юмористический рассказ по заданной модели;

- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и другие);

- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т. п.;

- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.


Литература


1. Ерёмина О. А. Поурочное планирование по литературе: 6 класс: к учебнику В. П. Полухиной «Литература: 6 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2010.

2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы: 6 класс - М.: Просвещение, 2010 год

3. Полухина В. П. Литература: 6 класс: Методические советы - М.: Просвещение, 2012 год

4. Турьянская Б. И. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009 год

5. Фонохрестоматия к учебнику-хрестоматии для 6 класса.

6. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. М.: Дрофа, 2012.



Тематическое планирование по дисциплине «Литература».


Наименование

разделов

Всего часов

Развитие

речи


Внеклассное чтение,


1.

Вводный урок

1

-


-

2.

Устное народное творчество

4

1

1

3.

Древнерусская литература

2

-

1

4.

Произведения русских писателей XYIII века.

3

-

1

5.

Произведения русских писателей XIX века

23

3

2

6.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

2

1


7.

Произведения русских писателей XX века

5



8.

Произведения о Великой Отечественной войне

10

1

3

9.

Писатели улыбаются



1

1

10.

Родная природа в стихотворениях поэтов XX века

3

1

-

11.

Из литературы народов России

1

-

-

12.

Из зарубежной литературы

9

1

1

14.

Итого

68

9

10





Календарно-тематическое планирование

по литературе в 6 классе




Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Домашнее

задание.

1.

Художественная литература как учебный предмет. Знакомство с учебником-хрестоматией. Художественное произведение и автор.

1


Пересказать учебную статью, с. 3-4.

Устное народное творчество 4


2.

Обряды и обрядовый фольклор. Произведения календарно-обрядового цикла: колядки, веснянки, масленичные, летние песни, осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

1


К уроку внеклассного чтения подготовить материал об обрядах своего края.

3.

В/Ч. УНТ .Обрядовый фольклор.

1


Стр. 11, вопр. 7.

4.

Пословицы и поговорки - малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Многообразие тем.

1


Подобрать 5 пословиц на одну тему, записать их в тетрадь.

5.

Р/Р Урок- «посиделки». Русский фольклор.

«Красота и мудрость русских обрядов»

1


Вспомнить особенности древнерусской литературы, с. 18-23.

Древнерусская литература 2.

6.

«Повесть временных лет» - первая русская летопись. «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел, отражение качеств идеального народного героя (ума, находчивости).

1


Пересказать «Сказание о белгородском киселе», с. 24-25.

7.

В/ч «Повесть временных лет» - выдающийся памятник древнерусской литературы. «Княгиня Ольга».

1


Подготовить сообщение об И. И. Дмитриеве, с. 28-30.

Произведения русских писателей XYIII века 3.

8.

Русская басня. И. И. Дмитриев «Муха».

1


Выучить наизусть басню «Муха», с. 30.

9.

Басни И. А. Крылова.

1


К уроку внеклассного чтения подготовить басни Крылова.

10.

В/ч Басни И. А. Крылова.

1


Подготовить сообщение об А. С. Пушкине, с. 48-53.

Произведения русских писателей XIX века 23.

11.

Лицейские годы жизни А. С. Пушкина. Лицейские друзья А. С. Пушкина. Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. «И. И. Пущину». Художественные особенности стихотворного послания.

1


Выучить наизусть стихотворение «И. И. Пущину».

12.

Южная ссылка. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. Антитеза.

1


Выучить наизусть стихотворение «Узник».

13.

«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции стихотворения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

1


Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро».

14.

Р/р Двусложные размеры стиха.

1


Определить размер стихотворения «И. И. Пущину».

15.

О создании романа «Дубровский». Историко-культурный контекст времени. Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Отец и сын. (Главы I и II).

1


Прочитать главы III - YIII романа «Дубровский.

16.

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. (Главы III - YIII).

1


Прочитать главы IX - XI романа «Дубровский.

17.

Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Деспотизм хозяина, неуважение к человеческой личности. Трусость, подобострастие, жадность Антона Пафнутьича Спицына. Композиция. (Главы IX - XI).

1


Прочитать главы XII - XIX романа «Дубровский

18.

Композиция. Сюжет. Романтическая история любви Владимира и Маши. Изображение русского барства. Троекуров и князь Верейский. Судьба Марьи Кирилловны и Дубровского. (Главы XII - XIX).

1


Подготовиться к изложению с элементами рассуждения на тему «Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?»

19.

Р/р Ответ на проблемный вопрос . «Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?»

1


Подготовиться к уроку внеклассного чтения: прочитать повести А. С. Пушкина «Выстрел», «Барышня-крестьянка».

20.

В/ч А. С. Пушкин «Повести И. П. Белкина»: «Выстрел», «Барышня-крестьянка».

1


Подготовить сообщение о М. Ю. Лермонтове, с. 159 - 162.

21.

Детство и юность М. Ю. Лермонтова. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. Метафора. Стихотворения «Утёс», «Листок». Особенности выражения чувства одиночества в лирике Лермонтова.

1


Выучить наизусть стихотворение «Тучи».

22.

«Три пальмы». Тема природы и человека. Аллитерация. Баллада.

1


Подготовить сообщение об И. С. Тургеневе, с. 174-176.

23.

Детство и юность И. С. Тургенева. Сборник «Записки охотника». «Бежин луг».

1


Дочитать рассказ «Бежин луг».

24.

Детский крестьянский мир в рассказе «Бежин луг». Образы мальчиков, героев рассказа.

1


Подготовить сообщение о Ф. И. Тютчеве, с. 209-210.

25.

Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся», «Листья». Выражение переживаний и мироощущения человека.

1


Выучить наизусть стихотворение «Листья».

26.

А. А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Ещё майская ночь», «Учись у них - у дуба, у берёзы». Выражение переживаний и мироощущения поэта.

1


Выучить наизусть стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила».

27.

Страницы жизни Н. А. Некрасова. «Железная дорога». Значение эпиграфа. Роль пейзажа. Картины подневольного труда. Сочетание реальных и фантастических картин. Народ - создатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.

1


Выучить наизусть отрывок из стихотворения от слов «Мы надрывались под зноем, под холодом…» до конца второй части.

28.

«Дедушка». Декабристам посвящается.

1


Стр. 254, вопр. 7.

29

Р.Р. Трёхсложные размеры стиха.



30

Жизненный опыт Н. С. Лескова - основа его творчества. «Левша». Сказ как форма повествования. Изображение Александра I и атамана Платова. (Главы I - III).

1


Прочитать главы IY- XX сказа «Левша».

31.

Платов у Николая I. Секрет тульских мастеров. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Образ Левши. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от униженности и бесправия народа. (Главы IY- XX).

1


Подготовить сообщение об А. П. Чехове.

32.

А. П. Чехов - автор юмористических рассказов. «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

1


Подготовиться к уроку внеклассного чтения: прочитать рассказы А. П. Чехова.

33.

В/ч Рассказы А. П. Чехова.

1


Нарисовать иллюстрации к рассказам А. П. Чехова.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века 2.

34.

Е. А. Баратынский «Весна, Весна! Как воздух чист!», Я. П. Полонский «По горам две хмурых тучи», А. К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы». Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях о родной природе.

1


Выучить наизусть любое стихотворение.

35.

Р/р Анализ стихотворения стихов русских поэтов XIX века.

1


Анализ дописать

Произведения русских писателей XX века- 5.

36

Тема сострадания и сочувствия в рассказе Куприна «Чудесный доктор»

1


Стр. 5-16 прочитать

37

Куприн «Чудесный доктор». Герои рассказа



Стр. 15, вопросы

38.

А. С. Грин «Алые паруса».

1


Подготовить сообщение об А. П. Платонове, с. 30-32.

38.

А.С. Грин «Алые паруса»

1


39.

Детские годы А. П. Платонова. Своеобразие языка прозы Платонова. Сказка-быль «Неизвестный цветок».



Подготовиться к уроку внеклассного чтения: рассказ «В прекрасном и яростном мире».

Произведения о Великой Отечественной войне.-10

40.

К. М. Симонов - военный корреспондент. К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины». Д. С. Самойлов «Сороковые».



Подготовить выразительное чтение стихотворения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины».

41.

В/Ч. А. А. Лиханов. «Последние холода» Дети и война.



Выучить наизусть стих «Сороковые».

42.

Детство и юность В. П. Астафьева. «Конь с розовой гривой».

1


Дочитать рассказ «Конь с розовой гривой».

43.

Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Особенности использования народной речи. Истинная и ложная любовь. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна).

1


Подготовиться к уроку внеклассного чтения: прочитать рассказ В. П. Астафьева «Монах в новых штанах».

44.

В/ч В. П. Астафьев «Монах в новых штанах».

1


Подготовить сообщение о рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского», с. 113-114.

45.

В. Г. Распутин: страницы биографии. «Уроки французского».

1


Прочитать рассказ, с. 120-144.

46.

Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени. Характеристика литературного героя. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные главному герою.

1


Дочитать рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского».

47.

Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика.

1


Подготовиться к сочинению на тему «Главный герой рассказа Распутина».

48.

Р/р «Уроки доброты». Развёрнутый ответ на вопрос «Главный герой рассказа Распутина».

1


Подготовить сообщение о В. М. Шукшине, с.158-160.

49

В.Ч. Богомолов «Иван»



Писатели улыбаются. 4

50.

В. М. Шукшин. «Странные люди» - герои В. М. Шукшина. «Срезал».

1


Подготовиться к уроку внеклассного чтения: прочитать рассказ В. М. Шукшина «Микроскоп».

51.

В/ч В. М. Шукшин «Микроскоп».

1


Подготовить сообщение о Ф. А. Искандере, с. 174-175.

52.

Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Характеристика героя произведения. Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

1


Подготовиться к сочинению, стр. 194, вопр. 1.

53.

Р/р Сочинение о главном герое рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

1


Подготовить сообщение об А. А. Блоке, с. 195-196.

Родная природа в стихотворениях поэтов XX века.

2+1

54.

А. А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном», С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали», «Пороша», А. А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие».

1


Подготовить выразительное чтение прочитанных стихов.

55.

Н. М. Рубцов «Звезда полей». Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворениях поэтов XX века.

1


Выучить наизусть любое стихотворение.

56.

Р/р моё любимое стихотворение русских поэтов XX века о природе

1


Нарисовать пейзаж, запечатлённый в одном из стихотворений.

Из литературы народов России 1.

57.

Г. Тукай «Родная деревня», «Книга», К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым ни был мой народ».

1


Стр. 212, вопр.3-6.

Из зарубежной литературы 9

58

Г. Тукай «Родная деревня», «Книга», К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым ни был мой народ».

1



59

Определение мифа и мифологии. Боги, люди и герои в Древней Греции. «Подвиги Геракла» (в переложении Н. Куна). «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

1


Пересказать мифы по вариантам, с.215-221.

60

В.Ч Мифы Древней Греции. Мифы о богах.

1


Стр. 223, вопр. 2.

61

Легенда. Отличие мифа от легенды. Геродот «Легенда об Арионе».



Подготовить сообщение о Гомере, с. 227-230.

62

«Илиада» и «Одиссея» - великие древнегреческие поэмы. Рассказ о Гомере. «Илиада» Песнь восемнадцатая.

1



Стр. 242, вопр. 1-4.

63

Одиссей на острове циклопов. Полифем

1


Стр.216, вопросы

64

И. В. Шиллер «Перчатка». Перевод М. Ю. Лермонтова, перевод В. А. Жуковского.

1


Стр. 292, вопр.1-3.

65


Проспер Мериме «Маттео Фальконе». Жанр новеллы.

1


Стр. 313, вопр.2

66

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

1


Стр.247-265

67

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Отрывок из сказки.

1


Стр.265, вопросы

68


Р.Р. Литература для чтения летом

1



© 2010-2022