Рабочая программа по литературе Козловой Е. В. , разработанная в соответствии с требованиями ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс

Тема урока

Кол-во

часов

Виды контроля

Характеристика деятельности обучающихся

дата

Предметные

Личностные

Метапредметные

УУД

план

факт




1

Введение.

Русская литература и история.

1

Конспект

Знать понятие «художественная литература»

Понимать характерные черты русской литературы, интерес писателя к историческому прошлому, историческим судьбам всего человечества


Выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником.


Специфика художественной литературы; структура и содержание предмета.





2

Исторические песни

«Пугачёв в темнице»

«Пугачёв казнён»

1

Сформулировать вопросы по текстам песен.

Знать определение понятий «народная песня, историческая песня», особенности жанра, виды народных песен, роль народной песни в русском фольклоре.

Знать определение понятия «предание», его жанровые особенности

Уметь раскрывать особенности содержания и художественной формы предания, сопоставлять предания с народными сказками.

Знать определение сатирической повести, её содержание, жанровые особенности

Уметь находить приёмы сатирического изображения, жанровые особенности сатирической повести.

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, его место в развитии драматургии и театра; историю создания пьесы, её сценическую судьбу, понятие «классицизма», действующих лиц, сюжет комедии.

Уметь объяснять новаторство Фонвизина, объяснять причину нравственного краха Простаковой, уметь анализировать ключевые сцены комедии

Знать факты жизни и деятельности, содержание стихотворений, понимать их смысл.

Знать историю создания, уметь определять тему стихотворения, находить и объяснять роль художественно-выразительных средств, выразительно читать.



Мудрость и поучительный смысл исторических песен.


Определять характерные для песен обороты речи.

Мудрость и поучительный смысл песен


Определять характерные для песен обороты речи.







Знать содержание повести, нравственные законы, которым следуют герои, уметь воспринимать и анализировать текст.











Понятие песни. Особенности языка произведений. Отличие песен от других произведений устного народного творчества.

Выразительное и осмысленное чтение.

Умение отвечать на вопросы












Находить главную мысль, составлять план

выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.







3

Лирические песни.

1

Сформулировать вопросы по текстам песен.



4

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

1

Пересказ, чтение




5

«Житие Александра Невского»

1

Характеристика героев



6

ВН.ЧТ.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение.

1

Комментированное чтение, беседа по прочитанному.Составление цитатного плана. Пересказ.



7

Д.И.Фонвизин и его время.

Панорама действующих лиц. Элементы классицизма в комедии.

1

Ответить на вопрос: какие вопросы актуальны и сейчас. Составить план текста.



8

Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума

1

Чтение по ролям.



9

Простакова: «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать?

1

Чтение по ролям.



10

РР

Подготовка к сочинению-рассуждению

1

Составление плана. Систематизация цитатного материала. Вступление и заключение к выбранной теме



11

Любовная лирика Пушкина. «Я помню..»

1

История создания стихотворения. Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству











12

Тема «дружества святого» в стихотворении «19 октября»

1

Слово о поэте (лицей, Михайловское). Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных

Знать факты жизни поэта, понимать отношение Пушкина к «лицейскому братству»

Уметь наблюдать над словом в его художественной функции, над интонацией и построением стихотворения, определять основные мотивы, выразительно читать.

Правильно интонировать, верно понимать смысл стихотворения.

Особенности творчества Пушкина

Особенности изобразительного мастерства поэта, понятия ритма, стихотворного размера, рифмы.



13

Человек и природа в стихотворении «Туча»

1

Композиционный план стихотворения




14

Тема русской истории в творчестве Пушкина.

Замысел создания романа «Капитанская дочка»

1

В чём тайна романа Пушкина

Знать творческую историю романа, уметь определять тематику романа, объяснять отношение народа, дворян и автора к Пугачёву


Отбирать материал для характеристики героев

Понимать идейный замысел романа
















15

Формирование характера Петра Гринёва.

1

Нравственная оценка личности героя. Гринёв и Савельич. Роль эпиграфов.

Понимать особенности жанра, роль эпиграфов; уметь выделять сцены, рисующие формирование личности рассказчика

Понимать отношение автора и действующих лиц к героине, уметь анализировать текст, оценивая высокие духовные качества Маши, её близость к народу, объяснять роль эпиграфов в раскрытии характера героини

Уметь анализировать текст, оценивая непрерывную цепь испытаний чести героя и человеческой порядочности, давать сравнительную характеристику героям

Устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями




Находить особенности выражения авторского отношения к героям. Находить портретные характеристики.


Воспитание понятия чести и достоинства. Знать факты жизни и творческой деятельности писателя, понимать роль исторического фона, составлять план учебной статьи, выделять главное


Сведения о жизни поэта.

























Особенности сюжета романа, портретная характеристика героев, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос.







16

Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе Пушкина.

1

Проверочная работа.



17

Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина.

1

Самостоятельная работа с текстом.



18

Тема русского бунта и образ Пугачёва.

1

Отношение автора и рассказчика к народной войне. Своеобразие личности Пугачёва. Пугачёв как историческое лицо и как художественный образ



19

«Капитанская дочка» - поэтическое завещание Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел. Точность и лаконизм прозы Пушкина

1

Идейно-художественная структура романа, способы выражения позиции автора. Историзм художественной литературы, реализм, роман



20-21

РР

Сочинение по роману Пушкина

2

Тема, идея, план. Гринёв в жизненных испытаниях

Уметь обдумывать тему, определять основную мысль сочинения, составлять план сочинения

Знать историю создания

Понимать нравственную проблематику, особенности жизненной философии героя

Уметь объяснять художественное своеобразие повести, тайны стиля

Знать факты жизни и творчества поэта, связанные с Кавказом, историю создания поэмы, её сюжет, понимать тему и идею произведения




Выразительное, осознанное чтение




Правильно интонировать, верно понимать смысловые отрывки



22

«Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы

1

Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Композиция повести



23

Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова. Своеобразие сюжета и композиции поэмы

1

История создания поэмы. Тема и идея произведения. Философский смысл эпиграфа. Композиция поэмы



24

Судьба свободолюбивой личности в поэме

1

Самостоятельная работа над поэмой

Понимать духовный мир, мысли и чувства героя, трагические противоречия между силами души и жизненными обстоятельствами, замысел автора, уметь давать характеристику герою,



25

Своеобразие поэмы как романтической поэмы

1

Составление тезисного плана

Знать черты романтизма как литературного направления, определение понятия, уметь выявлять черты романтизма в поэме, объяснять её своеобразие

Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями

Правильно интонировать, верно понимать смысловые отрывки



26

РР

Анализ эпизода из поэмы

1

Эпизод «Исповедь Мцыри»

Уметь определять границы эпизода, его тему, роль в композиции, давать характеристику персонажа

Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями



27

Гоголь - писатель-сатирик. История создания поэмы и ее первой постановки

1

Гоголь - писатель-сатирик. Жизненная основа комедии. «Ревизор» в театре

Знать факты жизни и творческой деятельности писателя, исторические события, отраженные в комедии, реакцию на нее зрителей и императора.

Знать содержание поэмы, понимать её сюжет, черты общественного строя России, уметь подтверждать примерами повсеместность произвола властей

Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план. Сопоставлять героев с окружающими, составлять их характеристику, использовать цитаты из текста в связном ответе.

Сюжет комедии, понимать духовные и нравственные качества героев.



28

«Ревизор» как социальная комедия

1

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. Современные постановки пьесы



29

Хлестаков и хлестаковщина

1

Мастерство Гоголя-драматурга в создании образа Хлестакова. Авторские средства в раскрытии характера героя. Хлестаковщина как нравственное явление

Уметь анализировать поступки, поведение, характер Хлестакова в различных ситуациях, оценивать речь героя, объяснять роль 5 действия в раскрытии истинного лица Хлестакова

Уметь объяснять композицию пьесы, понимать роль интриги, объяснять значение «немой сцены», её символический смысл, композиционную роль


Уметь делать обобщенные выводы о героях комедии, объяснять конфликт и сюжет, наблюдать над речью действующих лиц, определять роль ремарок в пьесе

Строить устное высказывание с опорой на текст, определять роль эпитетов и сравнений как средств выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

Определение понятий портрета, пейзажа, литературного героя.



30

Образ города и тема чиновничества в комедии. Сатирическая направленность произведения

1

Мастерство построения интриги в пьесе. Особенности конфликта. Многозначность финала. Смысл эпиграфа



31

Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Силы обличения социального зла в комедии

1

Знаменитые сцены и реплики комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик



32

Урок контроля

1



33

«Шинель» - одна из петербургских повестей

1

Жизненные источники повести. Изображение чиновничества и «маленького человека». Авторское отношение к герою и событиям

Знать обстоятельства жизни Гоголя в Петербурге, творческую историю повести, её сюжет, уметь анализировать речь персонажей, выразительно читать


Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя. Роль фантастики в художественном произведении



Воспринимать

художественный текст; выделять смысловые части формулировать тему, идею, проблематику произведения.
















34

Гуманистический смысл повести Литературный ринг

1

Развёрнутый ответ на вопросы. Тест



35

Н.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

1

Выборочный пересказ, комментирование

Знать автора, содержание рассказа, уметь выявлять нравственные проблемы, объяснять смысл эпиграфа, названия рассказа, определять роль художественной детали.

Знать факты жизни и творческого пути писателя, историю создания рассказа, его содержание; понимать жизненную позицию главного героя, понимать обличительную силу рассказа

Основные факты жизни и творческого пути Лескова, историю создания произведения. Воспринимать

художественный текст; выделять смысловые части формулировать тему, идею, проблематику произведения.

Основные факты жизни и творческого пути Толстого, историю создания произведения. Воспринимать

художественный текст; выделять смысловые части формулировать тему, идею, проблематику произведения.

Определение понятий портрета, пейзажа, литературного героя.



36

Л.Толстой как поборник суровой правды жизни. Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала»

1

«После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Обличительная сила рассказа



37

Особенности композиции рассказа.

Автор и рассказчик в произведении

1

Тест по рассказу

Знать тему и идею рассказа, уметь определять раскрытие жизненных противоречий и позиции писателя, значение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств, художественных деталей для характеристики героев




Понимать проявления возрастных особенностей героя, определять художественные средства изображения переходного возраста, уметь объяснять истоки гуманизма Толстого.

Уметь выразительно читать, объяснять состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике



Воспринимать

художественный текст; выделять смысловые части формулировать тему, идею, проблематику произведения.

Знать сюжет и образную систему рассказа, понимать тему, идею произведения, особенности композиции.








Знать, уметь охарактеризовать героев рассказов, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений


.






.


38

ВН.ЧТ.

Нравственные проблемы повести «Отрочество»

1

Место повести в автобиографической трилогии. Николенька Иртеньев среди других героев повести



39

РР

Пейзажная лирика поэтов 19 века. Ф. Тютчев, А. Фет

1

Поэзия родной природы в творчестве поэтов



40

А. Чехов. Рассказ «О любви»как история об упущенном счастье

1

Поэтика рассказа. Психологизм художественной литературы

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа, его тему, уметь выявлять философский смысл рассказа, понимать конфликт, выявлять отношение автора к герою, роль пейзажа в рассказе

.

Знать, уметь охарактеризовать героев рассказов, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль сравнений



41

И. Бунин. Рассказ «Кавказ»

1

Мастерство Бунина-рассказчика. Проблема счастья в рассказе. Психологизм прозы писателя

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа, уметь определять тему рассказа, оценивать особенности бунинской прозы, роль пейзажа, его связь с настроением героев

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа, выявлять нравственные проблемы произведения, определять его идею, уметь давать характеристику героям


Уметь давать крат­кий и развернутый ответы на вопросы; обосновывать свою точку зрения в не­большом


Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка

Уметь концентрировать внимание «здесь» и «сейчас», мобилизовывать свою творческую энергию; понимать, что надо надеяться на собственные силы

Составить план рассказа, подобрать цитаты к сравнительной характеристике



42

А. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст

1

Нравственные проблемы рассказа. Представления о любви и семейном счастье. Понятие о сюжете и фабуле



43

ВН.ЧТ.

М.Горький. «Явление босяка» в рассказе «Челкаш». Герои и их судьбы

1

История создания рассказа. Смысл конфликта между Челкашом и Гаврилой. Авторское представление о счастье. Роль пейзажа в рассказе

Знать историю создания рассказа, его содержание, героев, понимать тему, идею, смысл конфликта, уметь давать сравнительную характеристику главным героям, находить изобразительно-выразительные средства

Какая картина русской жизни открывается со страниц повести.

Знать, уметь охарактеризовать героев рассказов, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль сравнений




44

С. Есенин. «Пугачев» - поэма на историческую тему

1

Характер Пугачева в поэме. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания поэмы, понимать оценку бунта Пугачева Есениным, уметь объяснять роль эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор, повторов в тексте поэмы.

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, понимать сложный путь творчества писателя, уметь определять жанр произведения, сопоставлять худ-ое произведение с мемуарами и дневниками

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа, понимать авторский замысел, уметь определять реальное и фантастическое в рассказе, анализировать изобразительно-выразительные средства языка

Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка









Формулировать тему, идею, про­блематику, давать характеристи­ку героев.





45

И. Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем»

1

Письменная работа по анализу рассказа



46

ВН.ЧТ.

М. Осоргин. Своеобразие рассказа «Пенсне»

1

Реальное и фантастическое в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.



47

ВН.ЧТ.

Писатели улыбаются

1

Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности

Знать факты жизни и творческой деятельности писателей. Уметь отмечать афористичность, краткость речи, завершенность фразы, ироничное отношение к слабостям человека в рассказе Тэффи, сочетание проникновенных и правдивых чувств у Зощенко.

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания поэмы, композицию, понимать ее сюжет





Строить устное высказывание с опорой на текст, определять роль эпитетов и сравнений как средств выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.







Определение понятий портрета, пейзажа, литературного героя.














48

Художественное своеобразие рассказов Н.Тэффи и М.Зощенко

1

Слово о писателях. Сатира и юмор в рассказах



49

А.Твардовский - поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин»

1

Творческий замысел поэмы, история создания образа главного героя



50

ПОЭМА «Василий Теркин» - книга про бойца и для бойца,

1

Человек на войне. Василий Теркин - защитник родной страны. Обобщающий смысл главного героя

Знать содержание глав. Уметь анализировать, как автор создает живой и убедительный народный характер.

Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства

Строить устное высказывание с опорой на текст, определять роль эпитетов и сравнений; определять авторское отношение к поступкам героев



51

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Героика и юмор в поэме

1

Герои и автор в поэме. Особенности языка и стиля поэмы. Юмор. Связь фольклора и

Понимать жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы, уметь находить в поэме сочетание героики и юмора.

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа, его сюжет, определять смысл названия рассказа, уметь анализировать текст, объясняя состояние человека, вернувшегося с войны.


Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа, его сюжет, его героев. Уметь определять основную мысль рассказа

Воспринимать художественный текст; выделять смысловые части поэмы, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения





Воспринимать и анали­зировать художественный текст, формулировать тему, идею, про­блематику, давать характеристи­ку героев.

Особенности композиции поэмы, позиция автора содержание произведения, понимать жизненную позицию главного героя.





Сведения и жизни и творчестве писателя, историю создания произведения, содержание, героев



52

ВН.ЧТ.

А.Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»

1

Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа



53

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

1

Выразительно читать одно из стихотворений о Великой Отечественной войне.



54

В. Астафьев. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет»

1

Ответить на вопрос: «Какие раздумья вызвал у вас рассказ?». Составить план рассказа



55

ВН.ЧТ.

Б.Васильев. рассказ «Экспонат №». Проблема истинного и ложного в рассказе

1

Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия. Рассказчик и его роль в рассказе.

Знать сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание рассказа, понятия «тема» и «идея», план анализа эпического произведения;
уметь анализировать небольшое произведение, сравнивать тексты, находя сходство и различие, объяснять роль пейзажа, определять средства художественной выразительности для создания психологического состояния героя

Воспитание любви и сострадания к человеку

Уметь сравнивать, делать вывод, обосновывать своё мнение. Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение



56

РР

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение о Великой Отечественной войне

1

Тема, идея, сюжет произведения, конфликт, характеры персонажей. Авторское отношение к изображаемому

Уметь написать отзыв на прочитанную книгу, обосновать свой выбор


Знать историю создания рассказа, его содержание, героев, понимать трагизм положения Насти. Уметь выделять тему, идею рассказа, оценивать роль детали в раскрытии психологии действующих лиц

Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка


Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка

Образную природу словесного искусства.



57

ВН.ЧТ.

Испытание на истинную человечность в рассказе Паустовского «Телеграмма»

1

История создания. Проблема истинной человечности в рассказе. Композиция рассказа



58

Художественное своеобразие лирики Н.Рубцова.

1

Выразительное чтение стихотворений наизусть

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, «видеть»творческий почерк поэта, уметь анализировать произведение, находить и определять роль литературных приёмов и средств, используемых автором

. Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка

Уметь работать с информационными источниками и готовить сообщение по теме урока



59

У. Шекспир

«Ромео и Джульетта»

Конфликт любви и семейной вражды

1

Семейная вражда и любовь героев. Конфликт как основа сюжета драматического произведения

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, понимать обстановку, в которой разыгрывается действие, уметь объяснять особенности жанра, конфликт, определять наиболее значимые эпизоды

Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка



60

У. Шекспир

Сонеты

1

Подготовить сообщение на тему Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии

Уметь определять темы прочитанных сонетов, роль метафор и сравнений в художественном тексте, понимать иносказательность сонетов





Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка.





61

Ж.Б.Мольер

Время, личность, судьба. История создания комедии «Мещанин во дворянстве»

1

Отзыв на комедию

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, понимать особенности драм-ого произведения эпохи классицизма, основной конфликт

Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка

Уметь сравнивать, делать вывод, обосновывать своё мнение. Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение



62

Сатира на дворянство и невежественность буржуа. Герои пьесы и особенности их изображения

1

Художественный пересказ частей книги «Путешествие Гулливера»

Уметь определять приёмы создания Мольером комических ситуаций, их роль в пьесе, объяснять конфликт комедии, уметь составлять характеристику персонажей.

Воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;


Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка.


Уметь создавать собст­венное высказыва­ние на заданную тему в соответст­вии с темой и ос­новной мыслью



63

Дж.Свифт

«Путешествие Гулливера»

1

Ответить на вопросы: Какие эпизоды в книге о лилипутах вызывают смех?



64

В.Скотт

«Айвенго» как исторический роман

1

В.Скотт как родоначальник исторического романа. Доказать, что «Айвенго» - исторический роман

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание произведения, понимать историческое время, изображенное в романе, поступки героев, уметь выявлять своеобразие исторического романа

Знать: содержание романа; понимать смысл его названия, уметь анализиро­вать

Уметь создавать собст­венное высказыва­ние на заданную тему в соответст­вии с темой и ос­новной мыслью



65-66

Уроки контроля

Защита проектов

2



67-70

Резервные уроки

4




© 2010-2022