- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья об использовании рисунков на уроке русского языка
Статья об использовании рисунков на уроке русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Потапова И.В. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Одно из самых закоренелых и труднопреодолимых представлений о педагогическом процессе заключается как раз в убеждении, что процесс этот должен протекать угрюмо. Дж. Родари.
Анализируя накопленный опыт по вопросам применения рисунков на уроках русского языка, используя в своей работе элементы передовых педагогических технологий, приходишь к выводу о том, что поле деятельности в этом направлении настолько обширно, что работать над приёмами, формами, способами применения средств наглядности, в том числе и рисунков, нужно постоянно, готовясь к каждому уроку.
Необходимо помнить и о возрастных особенностях, приводить в соответствие с ними всё, используемое на уроке для достижения эффективности знаний, интереса к предмету. Нужно помнить о разном уровне развития и способностей детей, и об отношениях учителя и учеников, которые, будучи партнёрскими, уважительными по отношению друг к другу, дают также дополнительные возможности для развития активного, самостоятельного, творческого начала в каждом из ребят.
Урок русского языка должен быть интересным, ёмким, содержательным. Урок - это и точный отбор материала, и строгий расчёт, и нечеловеческое усилие достичь глубины понимания темы, и … творчество.
Применение рисунков на уроке помогает создать обучение таким, чтобы наступило состояние гармонии как во взаимоотношениях между учениками и учителем, так и при организации ученического коллектива на получение конкретных знаний.
Я считаю, что более целесообразно применение рисунков на уроках русского языка в 5 классе. Почему именно в пятом классе? Пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению, к открытию. Учителям русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает количество часов русского языка в неделю намного больше, чем отводится на другие дисциплины, обилие новых тем и орфограмм. Как же сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь учителю могут прийти рисунки, которые помогут детям запомнить орфограммы, звонкие и глухие согласные, значение морфем и многое другое. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.
Каждому учителю хотелось бы, чтобы изученная тема, изученная орфограмма запомнилась детям на всю жизнь. Глубокое и прочное запоминание, воспитание положительных свойств памяти возможно только на основе учёта её закономерностей. Здесь важно всё: и отбор материала, и использование соответствующих способов его изложения, и активизация мыслительной деятельности, и формирование интереса к изучаемой теме и проблеме.
Как часто мы видим на уроке учителя, который работает только с доской и мелом. Но ведь этого мало! Современный ученик привык в своей жизни пользоваться техникой, телевидением, компьютером. Когда ученик попадает на такой «голый» урок, то и интерес к учению пропадает. Поэтому средства, которые использует учитель на уроке, должны помочь ему выполнить задачи и цели урока.
На каждом уроке ученики пишут словарный или объяснительный диктант, который лучше всего проводить в начале урока. Вместо традиционной формы проведения диктанта эффективнее будет провести его в форме лексико - орфографической работы с помощью рисунков. По лексическому значению ученики должны определить слово, записать его, обозначить орфограмму, изученную в том или ином разделе. Сложности это задание не вызывает, так как учитель использует подсказку на рисунке. Например, учитель сначала показывает карточку, на которой нарисован росток, а потом читает: «Молодой стебель растения». Ребята видят рисунок:
Образец рассуждения ученика: слово росток, орфограмма в корне, пишу букву о, так как в корне -раст- - -рос- перед ст, щ пишется безударная а, о - перед с, но слово росток - исключение.
Показываю следующий рисунок и говорю:
«Разделить бревно на части с помощью пилы».
Образец рассуждения ученика: слово распилить, орфограмма в приставке, пишу букву с, так как приставка рас- стоит перед буквой п, обозначающей глухой согласный; орфограмма в корне, пишу безударную гласную и, проверочное слово пилит.
И так далее, в 5 классе пишем примерно 10-15 слов. Такой сложный этап урока проходит весело, интересно. А ведь если интересно - значит не трудно.
При объяснении нового материала по теме «Фонетика. Согласные звонкие и глухие» можно использовать следующий рисунок:
Чтобы лучше запомнить звонкие и глухие согласные, поселим их в двухэтажный дом.
Учитель спрашивает ребят, почему у некоторых согласных звуков есть «соседи», а у некоторых их нет.
При изучении этой темы учитель может показать такой рисунок:
Ребята должны объяснить, почему художник сравнивает звучание некоторых согласных со звоном колокольчика.
Чтобы лучше запомнить звонкие и глухие согласные, поселим их в двухэтажный дом.
При изучении темы «Морфемика. Приставка» классу предлагается рисунок, на котором два весёлых человечка выходят из замка, переходят мост, обходят лужу и, наконец, приходят в нужное место. Учителю достаточно указывать на путь человечков, а дети сами образовывают новые слова. Делается вывод об образовании новых слов приставочным способом.
Конечно же, использовать рисунки можно не только в 5 классе. Например, для шестиклассников при изучении темы «Имя существительное» вызывают затруднение следующие темы: «Разносклоняемые имена существительные», «Несклоняемые имена существительные», «Род несклоняемых имен существительных», «Имена существительные общего рода». Эту ситуацию можно изменить. Учитель несколько раз может провести устную разминку с помощью рисунков. Ученики должны определить род и склонение имён существительных.
Образец рассуждения учеников: кофе - несклоняемое имя существительное мужского рода, кенгуру - несклоняемое имя существительное мужского рода, знамя - разносклоняемое имя существительное среднего рода, обжора - имя существительное общего рода, грязнуля - имя существительное общего рода.
Таким образом, задания с помощью рисунков не только обеспечивают мотивацию высказывания, но и развивают творческое воображение, наблюдательность, являются средством нравственного и эстетического воспитания.
Вследствие этого, надо приветствовать использование рисунков на уроках русского языка, поскольку они несут не только момент занимательности, но и помогают решению важных методических задач.
Методист Н.К. Беседина предлагает использование ассоциативных рисунков на ypoках русского языка. "Эти рисунки не для развлечения, - поясняет автор данной методики. - Они помогают запомнить правила, вызывающие зрительные ассоциации, способствующие быстрому запоминанию. В результате правила запоминаются легко, быстро и надолго".
Нельзя не отметить то, что при создании рисунка учителю необходимо пользоваться методической литературой. Например, брошюрой Л. Шкатовой "Подумай и ответь" или брошюрой С. Бурмако "Русский язык в рисунках". Я часто использую задания, предложенные в этих пособиях, что способствует повышению эффективности обучения и интереса к уроку.
Таким образом, рисунок - не только средство эстетического воспитания и развития речи школьников, но и прием снятия напряжения, эмоциональное воздействие, побуждающее к самовыражению, к свободному общению с учителем.
Как показывают проведенные исследования, прекрасным средством создания на уроке речевых ситуаций, обеспечения мотивации высказывания, обогащения словаря и развития орфографических и пунктуационных, грамматических и синтаксических навыков является рисунок. Задания, включающие в себя рисунок, развивают у детей творческое воображение, наблюдательность, содействуют нравственному и эстетическому воспитанию учащихся. Рисунок положительно действует на развитие познавательных процессов у школьников. Таким образом, рисунок на уроке русского языка является одним из важнейших средств обучения, т.к. эффективно решает задачи, которые ставятся при изучении русского языка в средней школе.
Конечно, в данный момент развития компьютерных технологий стала использовать рисунки на уроках русского языка реже, но по - прежнему считаю, что средства наглядности на уроке являются одним из эффективных средств достижения знаний.
Многие коллеги спрашивают: «А кто рисует?» Отвечаю: «Рисуют дети, рисую сама, рисуют друзья, пользуюсь сетью Интернет, использую уже готовые рисунки ЦОР и т.д.» А каким темам я нарисовала следующие рисунки: