Статья об использовании рисунков на уроке русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья об использовании рисунков на уроке русского языка.

Одно из самых закоренелых и труднопреодолимых представлений о педагогическом процессе заключается как раз в убеждении, что процесс этот должен протекать угрюмо. Дж. Родари.

Анализируя накопленный опыт по вопросам применения рисунков на уроках русского языка, используя в своей работе элементы передовых педагогических технологий, приходишь к выводу о том, что поле деятельности в этом направлении настолько обширно, что работать над приёмами, формами, способами применения средств наглядности, в том числе и рисунков, нужно постоянно, готовясь к каждому уроку.

Необходимо помнить и о возрастных особенностях, приводить в соответствие с ними всё, используемое на уроке для достижения эффективности знаний, интереса к предмету. Нужно помнить о разном уровне развития и способностей детей, и об отношениях учителя и учеников, которые, будучи партнёрскими, уважительными по отношению друг к другу, дают также дополнительные возможности для развития активного, самостоятельного, творческого начала в каждом из ребят.

Урок русского языка должен быть интересным, ёмким, содержательным. Урок - это и точный отбор материала, и строгий расчёт, и нечеловеческое усилие достичь глубины понимания темы, и … творчество.

Применение рисунков на уроке помогает создать обучение таким, чтобы наступило состояние гармонии как во взаимоотношениях между учениками и учителем, так и при организации ученического коллектива на получение конкретных знаний.

Я считаю, что более целесообразно применение рисунков на уроках русского языка в 5 классе. Почему именно в пятом классе? Пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению, к открытию. Учителям русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает количество часов русского языка в неделю намного больше, чем отводится на другие дисциплины, обилие новых тем и орфограмм. Как же сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь учителю могут прийти рисунки, которые помогут детям запомнить орфограммы, звонкие и глухие согласные, значение морфем и многое другое. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Каждому учителю хотелось бы, чтобы изученная тема, изученная орфограмма запомнилась детям на всю жизнь. Глубокое и прочное запоминание, воспитание положительных свойств памяти возможно только на основе учёта её закономерностей. Здесь важно всё: и отбор материала, и использование соответствующих способов его изложения, и активизация мыслительной деятельности, и формирование интереса к изучаемой теме и проблеме.

Как часто мы видим на уроке учителя, который работает только с доской и мелом. Но ведь этого мало! Современный ученик привык в своей жизни пользоваться техникой, телевидением, компьютером. Когда ученик попадает на такой «голый» урок, то и интерес к учению пропадает. Поэтому средства, которые использует учитель на уроке, должны помочь ему выполнить задачи и цели урока.

НСтатья об использовании рисунков на уроке русского языка.а каждом уроке ученики пишут словарный или объяснительный диктант, который лучше всего проводить в начале урока. Вместо традиционной формы проведения диктанта эффективнее будет провести его в форме лексико - орфографической работы с помощью рисунков. По лексическому значению ученики должны определить слово, записать его, обозначить орфограмму, изученную в том или ином разделе. Сложности это задание не вызывает, так как учитель использует подсказку на рисунке. Например, учитель сначала показывает карточку, на которой нарисован росток, а потом читает: «Молодой стебель растения». Ребята видят рисунок:

Образец рассуждения ученика: слово росток, орфограмма в корне, пишу букву о, так как в корне -раст- - -рос- перед ст, щ пишется безударная а, о - перед с, но слово росток - исключение.

Показываю следующий рисунок и говорю:

«Разделить бревно на части с помощью пилы».

ОСтатья об использовании рисунков на уроке русского языка.бразец рассуждения ученика: слово распилить, орфограмма в приставке, пишу букву с, так как приставка рас- стоит перед буквой п, обозначающей глухой согласный; орфограмма в корне, пишу безударную гласную и, проверочное слово пилит.

И так далее, в 5 классе пишем примерно 10-15 слов. Такой сложный этап урока проходит весело, интересно. А ведь если интересно - значит не трудно.

При объяснении нового материала по теме «Фонетика. Согласные звонкие и глухие» можно использовать следующий рисунок:

ЧСтатья об использовании рисунков на уроке русского языка.тобы лучше запомнить звонкие и глухие согласные, поселим их в двухэтажный дом.

Учитель спрашивает ребят, почему у некоторых согласных звуков есть «соседи», а у некоторых их нет.

При изучении этой темы учитель может показать такой рисунок:

РСтатья об использовании рисунков на уроке русского языка.ебята должны объяснить, почему художник сравнивает звучание некоторых согласных со звоном колокольчика.

Чтобы лучше запомнить звонкие и глухие согласные, поселим их в двухэтажный дом.

ПСтатья об использовании рисунков на уроке русского языка.ри изучении темы «Морфемика. Приставка» классу предлагается рисунок, на котором два весёлых человечка выходят из замка, переходят мост, обходят лужу и, наконец, приходят в нужное место. Учителю достаточно указывать на путь человечков, а дети сами образовывают новые слова. Делается вывод об образовании новых слов приставочным способом.

КСтатья об использовании рисунков на уроке русского языка.Статья об использовании рисунков на уроке русского языка.онечно же, использовать рисунки можно не только в 5 классе. Например, для шестиклассников при изучении темы «Имя существительное» вызывают затруднение следующие темы: «Разносклоняемые имена существительные», «Несклоняемые имена существительные», «Род несклоняемых имен существительных», «Имена существительные общего рода». Эту ситуацию можно изменить. Учитель несколько раз может провести устную разминку с помощью рисунков. Ученики должны определить род и склонение имён существительных.

Статья об использовании рисунков на уроке русского языка.Статья об использовании рисунков на уроке русского языка.Статья об использовании рисунков на уроке русского языка.

Образец рассуждения учеников: кофе - несклоняемое имя существительное мужского рода, кенгуру - несклоняемое имя существительное мужского рода, знамя - разносклоняемое имя существительное среднего рода, обжора - имя существительное общего рода, грязнуля - имя существительное общего рода.

Таким образом, задания с помощью рисунков не только обеспечивают мотивацию высказывания, но и развивают творческое воображение, наблюдательность, являются средством нравственного и эстетического воспитания.

Вследствие этого, надо приветствовать использование рисунков на уроках русского языка, поскольку они несут не только момент занимательности, но и помогают решению важных методических задач.

Методист Н.К. Беседина предлагает использование ассоциативных рисунков на ypoках русского языка. "Эти рисунки не для развлечения, - поясняет автор данной методики. - Они помогают запомнить правила, вызывающие зрительные ассоциации, способствующие быстрому запоминанию. В результате правила запоминаются легко, быстро и надолго".

Нельзя не отметить то, что при создании рисунка учителю необходимо пользоваться методической литературой. Например, брошюрой Л. Шкатовой "Подумай и ответь" или брошюрой С. Бурмако "Русский язык в рисунках". Я часто использую задания, предложенные в этих пособиях, что способствует повышению эффективности обучения и интереса к уроку.

Таким образом, рисунок - не только средство эстетического воспитания и развития речи школьников, но и прием снятия напряжения, эмоциональное воздействие, побуждающее к самовыражению, к свободному общению с учителем.

Как показывают проведенные исследования, прекрасным средством создания на уроке речевых ситуаций, обеспечения мотивации высказывания, обогащения словаря и развития орфографических и пунктуационных, грамматических и синтаксических навыков является рисунок. Задания, включающие в себя рисунок, развивают у детей творческое воображение, наблюдательность, содействуют нравственному и эстетическому воспитанию учащихся. Рисунок положительно действует на развитие познавательных процессов у школьников. Таким образом, рисунок на уроке русского языка является одним из важнейших средств обучения, т.к. эффективно решает задачи, которые ставятся при изучении русского языка в средней школе.

Конечно, в данный момент развития компьютерных технологий стала использовать рисунки на уроках русского языка реже, но по - прежнему считаю, что средства наглядности на уроке являются одним из эффективных средств достижения знаний.

Многие коллеги спрашивают: «А кто рисует?» Отвечаю: «Рисуют дети, рисую сама, рисуют друзья, пользуюсь сетью Интернет, использую уже готовые рисунки ЦОР и т.д.» А каким темам я нарисовала следующие рисунки:

Статья об использовании рисунков на уроке русского языка.Статья об использовании рисунков на уроке русского языка.Статья об использовании рисунков на уроке русского языка.Статья об использовании рисунков на уроке русского языка.Статья об использовании рисунков на уроке русского языка.

© 2010-2022