Конспект урока по русскому языку в 5 классе Однородные члены предложения (фрагмент урока)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фрагмент урока

Тема урока: Однородные члены предложения (на материале художественных текстов о детях в годы Великой Отечественной войны)

Цель урока: формирование умения находить однородные члены предложения и ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Задачи: формировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами с бессоюзной и союзной связью, с обобщающим словом при однородных членах;

Формировать умение выделять главные и второстепенные члены, составлять схемы предложений с однородными членами;

Совершенствовать коммуникативные навыки, умение работать в группах;

Совершенствовать умение формулировать цель и задачи деятельности, оценивать результат, соотносить с эталоном.

Средства обучения:

  • Толковый словарь Ожегова, Шведовой

  • Словарь синонимов

  • Фразеологический словарь

Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сегодня мы с вами продолжим работу в группах, как на прошлых уроках. За правильный, полный ответ группа получает звездочку. Команда, набравшая больше звездочек, станет победителем.

Семнадцатое ноября.

Классная работа.


На ваших столах лежит текст. Давайте внимательно прочитаем его. (Один ученик вслух читает текст)

«Школа в партизанском крае»

1. В родном селе лютовали немцы. 2. Невидимые руки снова пускали под откос поезда, взрывали склады с оружием, уничтожали немецкие гарнизоны.
3. Командир партизанского отряда Ковалевский решил организовать для ребят школу. 4. Разведчики достали карандаши, ручки, буквари, задачники. 5. Школа… 6. Вбитые в землю колья, переплетенные лозняком, расчищенная площадка, вместо доски и мела - песок и палочка, вместо парт - пни, вместо крыши над головой - маскировка от немецких самолетов. 7. Как дорожили ребята своей школой-поляной и ловили каждое слово учителя, который иногда приходил на урок прямо с боевого задания, с винтовкой в руках, опоясанный лентой с патронами. 8. Бумаги не хватало. 9. Осторожно снимали мы березовую кору с поваленных деревьев и писали на ней угольками.10. Не было случая, чтобы кто-то не выполнил домашнего задания или пропустил занятия. 11. Не прекращая занятий, мы строили к зиме новую школу-землянку. 12. Когда пришла тяжелая весть, что убит наш любимый товарищ Саша Василевский, все дали торжественную клятву: учиться еще лучше. 13. Мстя за Сашу, партизаны взорвали 14 немецких автомашин, пустили под откос эшелон. 14. Немцы бросили против партизан 75 тысяч карателей. 15. Отступая, мы захватили все наши учебники. 16. На новом месте занятия продолжались. 17. И клятву, данную Саше Василевскому, мы сдержали.


(Т. Кот «Дети-герои»)
Задания для класса:

1.Давайте вспомним, что такое тема текста. Определите тему данного текста. (О чем говорится?)

2. Определите основную мысль текста. (Это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан)

3. Автор назвал текст «Школа в партизанском крае». А как бы озаглавили текст вы?

4. В тексте нам встретились незнакомые слова. Объясните их значение. (При необходимости воспользоваться словарем)

1. ЛЮТОВАТЬ, -тую, -туешь; несов. (прост.). Зверствовать, проявлять лютость. Лютует враг. Лютуют морозы (перен.)

Конец формы

Синонимы к слову лютовать

свирепствовать

прогневаться

приходить в ярость

приходить в бешенство

остервенеть

освирепеть

озлиться

2. Пускать под откос - что. Разг. Вызывать полный провал чего л.

3.ГАРНИЗОН, -а, м. Воинские части, расположенные в населенном пункте, крепости или укрепленном районе. || прил. гарнизонный, -ая, -ое. Гарнизонная служба.

4.ЛОЗНЯК, -а, м., собир. Ивовый кустарник. || прил. лозняковые, -ая, -ое. Лозняковые заросли.

5.МАСКИРОВАТЬ, -рую, -руешь; -ованный; несов. 1. кого (что). Надевать на кого-н. маску или одевать в маскарадный костюм. М. детей для новогоднего бала. 2. кого-что. Делать незаметный невидимым для кого-н. М. военные объекты. М. орудия. М. окна при затемнении. М. свои намерения (перен.). || сов. замаскировать, -рую, -руешь; -ованный. || возвр. маскироваться, -руюсь, -руешься; сов. замаскироваться, -руюсь, -руешься. || сущ. маскировка, -и, ж. (ко 2 знач.). И прил. маскировочный, -ая, -ое (ко 2 знач.). М. халат

6.КАРАТЕЛЬ, -я, м. Участник карательного отряда. Зверства карателей. || прил. карательский, -ая, -ое.

5. Разобрать предложение: Осторожно снимали мы березовую кору с поваленных деревьев и писали на ней угольками (по одному ученику из группы у доски)

6. Найдите в предложении однородные члены и докажите их однородность:

1) на какие вопросы отвечают

2) какой частью речи выражены

3) от какого слова зависят

4) каким членом предложения являются

7. Разбор заданий ЕГЭ

Вам предстоит найти ошибки в предложенных предложениях и исправить их. Подобные задания встречаются и в ЕГЭ.

Медсестер учили накладывать повязки и стрельбе.

Наши солдаты смелы и храбрые.

К памятнику Неизвестному солдату не только возложили гвоздики, но и тюльпаны.

Ребята, какова же тема нашего урока? (Однородные члены предложения).

Правильно, молодцы. Для закрепления этой темы вы, ребята, дома из повести «Сын полка» Валентина Катаева выпишите 3 предложения с однородными членами и обозначьте.

7. Составьте предложения по предложенным схемам:

На карточках у вас написаны слова. Вам необходимо составить предложения с однородными членами, подобрав к ним обобщающее слово.

1.Однородные члены перед обобщающим словом

2.Однородные члены после обобщающего слова

3. Однородные члены после обобщающего слова. После предложение продолжается.

1 группа - ордена, медали (награды).

2 группа - пистолет, винтовка, пулемет (оружие).

3 группа - танки, самолеты (военная техника).

8. Задание - подобрать примеры предложений с однородными членами - один из учеников выполнил так:

Наши войска, боеприпасы, продовольствие всё это находится глубоко под землёй.

Ваня поднимает голову, и смотрит на дедушку, на его китель, на ордена и медали.

Как дорожили ребята своей школой-поляной

Найти ошибки в постановке знаков препинания и исправить их.

9. Работа по карточкам. Найти ошибки в формулировки терминов.

Подлежащее-это главный член предложения, который отвечает на вопрос что делает предмет? Подлежащим может быть только одно слово, которое всегда стоит в начале предложения. Подлежащее подчеркивается одной чертой.

Сказуемое - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос что делает предмет? Сказуемым может быть только глагол. Сказуемое подчеркивается волнистой чертой.

Определение - это главный член предложения, который отвечает на вопрос какой? и обозначает признак действия. Определение подчеркивается пунктиром.

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? когда? куда? кто? почему? зачем? Обстоятельства обозначает место, предмет, время, способ действия. Обстоятельство подчеркивается двумя черточками.

Дополнение - член предложения, который отвечает на падежные вопросы.

Итог урока. Рефлексия (по 2 вопроса на группу):

Задания распечатаны на листках ромашки, в середине которой желтое солнышко

  • Я научился (научилась)…..

  • Было трудно….

  • Было интересно…

  • Сегодня я узнал (а)…

  • Теперь я смогу…

  • Я попробую…

Ребята, все это стало возможным только потому, что 70 лет назад наши бабушки и дедушки одержали победу над фашистской Германией. Если до18 ноября 1942 года наши солдаты под Сталинградом только оборонялись, то 19 ноября перешли в активное наступление. А самому маленькому герою Сталинградской битвы было 6 лет. Отец Сережи Алешкова погиб на фронте, мать и старший брат погибли от рук фашистов. В лесу его полуживого обнаружили красноармейцы. Так Сережа стал сыном полка. Во время Сталинградской битвы он спас нескольких человек, включая командира. Когда на блиндаж во время бомбежки упал снаряд, бойцы оказались под завалами. Мальчишка не растерялся и бросился звать на помощь. Лишь благодаря его находчивости людей достали из-под руин. Командир полка, которого тоже вытащили из-под завалов, позже усыновил мальчишку.

В заключение нашего урока я хочу пожелать всем мирного неба над головой.

© 2010-2022