Конспект уро на тему: Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока,

разработанный и проведенный учителем русского языка и литературы

Востриковой Еленой Владимировной

Тема урока

Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении


Цель урока: Уметь находить главное и придаточное предложения и устанавливать

смысловые отношения между ними с помощью вопроса;

Определять средства связи придаточного с главным;

Правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном

предложении.

Оборудование: учебник, тетрадь.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовительная беседа.

- Назовите известные вам признаки сложноподчиненного предложения.

- Как называются части СПП? Как они изображаются в схеме?

- Средства связи частей сложноподчиненного предложения - это подчинительные

союзы и союзные слова. Прочитав теоретический материал на стр.37, вы узнаете,

чем они отличаются друг от друга.

3. Самостоятельная работа.

3.1. Работа с лингвистическим материалом на стр.37 учебника.

Задание учащимся: прочитайте текст как можно быстрее, но постарайтесь

запомнить его содержание. После чтения вам будет

предложен тест по этому тексту.

Примечание. Все задание выполняется в течение 5-7 минут (важна скорость

выполнения) и тут же проверяется - ключ заранее написан на

обратной стороне доски.

3.2. Тест.

1. Как связаны простые предложения в СПП?

А) интонацией;

Б) подчинительными союзами;

В) подчинительными союзами и союзными словами.

2. Какими частями речи могут быть выражены союзные слова?

А) относительными прилагательными и местоимениями;

Б) относительными местоимениями и наречиями;

В) наречиями и существительными.

3. В каком предложении- главном или придаточном - находятся средства связи?

А) в главном;

Б) в придаточном;

В) ни к одному из предложений не относится.

4. Чем отличаются союзные слова от союзов?

А) ничем не отличаются;

Б) союзы отличаются к придаточному предложению, а союзные слова к

главному;

В) союзы не являются членами предложения, а союзные слова являются.

5. Какие слова в СПП могут быть как союзами, так и союзными словами?

А) что, когда, как;

Б) кто, когда, где;

В) что, какой, чей.

Ключ:1)В, 2) Б, 3) Б, 4) В, 5) А.

4.Практическая работа.

4.1.Анализ таблицы на стр.38 учебника.

4.2.Упр.78 (предложения №1-4, устно).

При выполнении задания учащиеся определяют смысловую связь между

частями СПП с помощью вопроса. Необходимо обратить внимание

учащихся на то, что придаточное предложение отделяется запятой или

выделяется запятыми.

4.3. Составление таблицы.

Виды подчинительных союзов по структуре

Простые

Составные

Двойные

Что, как, когда

Так как, потому что, так что и др.

Чем…тем, если…то,

так как…то


5. Подведение итогов урока.

- Как называют части СПП?

- Назовите средства связи частей СПП.

- Укажите признаки союзного слова. Какова роль союзных слов в СПП?

-Приведите примеры двойных союзов.

6. Сообщение домашнего задания.

Выполните письменно упр.79,81; повторить теорию (стр.37-39).


© 2010-2022