Научная статья на тему: Почему учителю необходимо меняться

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цемох Светлана Михайловна Портфолио учителя Отчет А

Группа№ 3 1(первого) уровня

Филиал ЦПМ г.Караганда 22.08.2015

Обоснование необходимости преобразования школьной практики.

Почему школе необходимо меняться.

Исходя из сегодняшних реалий, которые происходят в современном мире, время диктует новый подход к образованию. В след за глобальными, экономическими, социальными изменениями следуют и образовательные. Ведущие страны мира имеют свои наработки по этому вопросу. Образование является главным приоритетом в государственной политике ведущих стран мира. Реформа образования необходима, так как она рассматривается как ответ на вызов эпохи информатизации. Не возникает спора о том, что в современном мире происходят глобальные перемены: демографические изменения, связанные в некоторых странах с падением рождаемости (Европа, Россия), а в некоторых с ее ростом (Китай, Индия); развитие новых промышленных технологий, тенденции к устойчивому экономическому развитию, требующие единого мирового пространства. Но ведь никакая цивилизация не может развиваться успешно без квалифицированных специалистов. Поэтому главенствующая роль отводится современному образованию, и прежде всего учителю, призванному подготовить такого выпускника школы XXI века, который будет обладать не только знаниями, но и практическими навыками и умениями, будет способен на критическое осмысление действительности, на выдвижение и реализацию собственных альтернативных идей и проектов. Как никогда актуализировалась необходимость переосмысления роли образования в жизни общества и государства, поскольку образование все больше начинает становиться способом продвижения страны на международном рынке труда и технологий. Основные вопросы, возникшие в подходах в преподавании и обучении сегодня - «Чему учить?». «Как учить?». «Что изменить?». Ответы на эти вопросы способны решить несколько проблем в образовании. Важно выбрать правильное решение к их действию. А главное подобрать ключевые компетенции, которые помогут адаптироваться и реализоваться в сегодняшнем меняющемся мире. Он, выпускник школы XXI века, будет думающим, креативно мыслящим человеком, способным оценить свою собственную деятельность и ориентировать себя на достижение успеха. Об этой модели современного ученика говорится в Проекте «Определение и отбор ключевых компетенций», разработанном ОЭСР («Руководство для учителя», Первый уровень, с. 117). В принципе все эти навыки не новы, они развивались на протяжении столетий. Новым является то, что эти навыки важны за пределами педагогического контекста. Важна индивидуализация обучения и формирование у учащихся метасознания - навыков обучения тому, как обучаться. Что навыки критического мышления и функциональные навыки являются составляющими человеческого прогресса и что учителям необходимо непрерывно рефлексировать в ходе своей практики для того, чтобы учиться на своем опыте (Руководство для учителя 1 уровень, стр. 117). Можно и нужно для реализации этих задач обратиться к мировому, педагогическому опыту, чтобы понять, что объединяет лучшие мировые образовательные системы и какие механизмы и инструменты используются для улучшения результатов обучения ими сегодня.

Оценка эффективности современного образования складывается на основе мониторинга результатов многих международных сравнительных исследований - PISA, TIMSS, PIRLS. Данные результаты позволяют делать выводы о качестве образования в стране и ее положении в мировой системе образования. Лидируют в рамках международной оценки школьного образования PISA по чтению пятерка стран азиатского региона - китайский Шанхай, Южная Корея, Сингапур и Гонконг. Эти же страны заняли ведущие позиции в знаниях по математике, приняв в свой круг Тайвань и Японию. Результаты исследований TIMSS с 1995 по 2007 года также констатируют лидерство Гонконга, Сингапура, Японии, Южной Кореи и Китайского Тайбэя. Замыкают образовательный «табель о рангах» опять Сингапур и Гонконг, показав самые высокие результаты в 2006 году в исследованиях PIRLS по чтению, приняв уже в свой круг Россию.

Таким образом, четко прослеживается стремительный успех образовательной системы азиатских «молодых тигров». Если изучить данные и проанализировать факторы, которые обусловили их образовательный успех, то можно отследить следующие моменты.

Во-первых - экономики этих стран на сегодняшний день являются самыми быстроразвивающимися, что позволяет достаточно финансировать образовательную сферу.

Во-вторых - выпускники школ с большой охотой выбирают технические специальности, поэтому эти страны заметно отличаются национальными успехами в науке и технологиях.

В третьих - почти во всех странах обучение направлено на личностно - ориентированный подход в обучении, развитие и воспитание критически мыслящей, творческой личности и государство выступает гарантом качества образования и инвестирует исследования.

В-четвертых, если лучшие выпускники в США и Европе идут в бизнес, то в азиатских странах выпускники идут в госструктуры, создавая сильное и профессиональное государство. Нельзя не учитывать глубокие культурные традиции и уважение к образованию и воспитанию корнями уходящие в глубину веков.

В этом плане интересен образовательный опыт западноевропейских стран - Франции, Великобритании, Германии, потому, что именно ими заложены основы современных образовательных систем. Европейские образовательные модели отличает направляющая и регулирующая роль государства. Приоритетными направлениями образовательной политики являются: уважение прав и свобод человека, создание системы качества образования, системный подход. Созданная европейская система образования конкурентоспособна и очень привлекательна для иностранных студентов ). В 2009 году оно было проведено в 65 странах мира. Данные ОЭСР таковы: на первом месте Шанхай (Китай) по всем трем позициям, второе место по разным позициям разделили Южная Корея, Сингапур и Финляндия, на третьем месте - Финляндия и Гонконг (Китай). Отсюда следует, что большое внимание в этих странах уделяется повышению квалификации учителя. Я думаю, что только успешный учитель способен создать успешного ученика. Также большую роль играет развитие системы образования, в центре которого находится сам ученик. Его целью является обучение не ради оценки а ради развития его интеллектуального и творческого потенциала, метапознания в целом.

Интересен в этом плане опыт Китая. С 1993 года в этой стране было проведено множество реформ и внедрено множество инноваций. Созданы сто ВУЗов с первоклассной системой на мировом уровне. Реализуется Государственный проект по распространению обязательного образования в особенно бедных районах сел. Баснословные суммы тратятся на реконструкцию старых зданий школ, на покупку учебников, для создания экспериментальных точек для дистанционного обучения детей, которых насчитывается более десятка тысяч. Государство, которое не жалеет денег на качественное образование, в будущем получит достойных граждан, способных продвигать свою страну в мировой экономике.

В целях повышения квалификации педагогов правительство разработало программу по созданию союза сетевого обучения преподавателей. Цель этой программы - модернизация средств обучения преподавателей посредством образовательной сети. При помощи спутникового телевидения и Интернета педагогам предоставляется возможность постоянного непрерывного обучения. Согласно «Закону об учителях», в стране действует режим учительского ценза, внедряется план по подготовке миллиона директоров школ с целью дальнейшего повышения управленческого уровня учебных заведений.

Если сравнить образование в Китае с образованием в Казахстане, то можно найти общие черты: увеличение финансирования, модернизация не только городских, но и сельских школ, внедрение электронных систем обучения, постоянная корректировка ГОСО, переподготовка директорского корпуса. В последние годы образовательная политика государства претерпевает положительные изменения. По темпу внедрения инноваций в области образования наша республика находится в числе передовых стран мира. В своем Послании народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент страны Н.А.Назарбаев обратил внимание на то, что настала насущная необходимость изменить подходы в современном образовании, применив к нему европейские стандарты («Казахстанская правда», № 6 от 18.01.2014). Также особое внимание отводится внедрению полиязычного образования, реализации пятилетнего национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников и Программы развития образования на 2011-2020 годы.

По моему мнению, действующая традиционная система обучения давно нуждается в реформировании, чему свидетельствуют результаты участия наших школьников в международных образовательных исследованиях. Если по итогам исследования TIMSS, в котором Казахстан впервые принял участие в 2007 году, по общим результатам занял седьмое место из числа 59 стран мира. То по результатам PISA в 2009 году казахстанские школьники заняли 53 место по математике, 58 - по естествознанию и 59 - по чтению среди 65 стран-участниц. Потому, как показывают результаты участия в вышеназванных международных исследованиях, которые дают богатый аналитический материал, нам есть к нему стремиться и чему учиться.

Примером начавшихся, явно динамичных, изменений в образовательной сфере можно смело назвать уровневую Программу, разработанную центром педагогического мастерства совместно с экспертами Кембриджского университет. Программа направлена на изучение теоретических основ Кембриджского подхода к процессам образования и обучения, глубокое понимание правильного анализа ситуации, знание того, как добиться улучшений в преподавании. Реализация направлений программы явно будет способствовать качественным изменениям в практике преподавания казахстанских учителей и формированию модели выпускника XXI века, обладающего ключевыми компетенциями, необходимыми для реализации в меняющемся мире.

А теперь обратим внимание на школу, в которой мне предстоит проходить практику.Если говорить об изменениях, происходящих в нашей школе, то они носят положительную динамику. В первую очередь, изменение имиджа школы - увеличение количества учащихся год от года. Большую роль во всех этих процессах играет администрация школы во главе с директором. Команда подобралась сильная, компетентная, заинтересованная в росте школы. В школе также наметились позитивные изменения, так как в данный момент первые 12 педагогов прошли обучение по Программе первого, второго и третьего уровня. Я уверена, мы станем отличной командой лидеров, а это даст толчок к постепенным изменениям во взглядах педагогов на процесс обучения и качественно поменяет практику преподавания. На мой взгляд, просто необходимо донести до учителей модель навыков ХХI века - навыки критического мышления, функциональные навыки для успешности преподавания. Показать, на чем концентрировать свои усилия и внимание. Научить ключевым показателям успешности. Потому, что учитель, который сам не обладает развитым, критическим мышление, не открыт для новых идей, не сможет этому научить и своих учеников.

Проблемы во всех школах, я думаю, одинаковые. Начать стоит с совместного планирования деятельности школы, с плана ее развития. Привлечь всех, определить то, то мы хотим видеть, опираясь на детальный и всесторонний анализ, какого значимого результата хотим добиться, наметить шаги, и, тщательно оценивая каждый этап, двигаться к намеченной цели.

Что касается мирового опыта, который может внести положительные изменения в практику работы нашей школы, то пока сложно ответить на этот вопрос. Главное, чтобы новая система обучения работала и была эффективной. Впрочем, я думаю, это зависит не от конкретно взятой школы, а все-таки от образовательной политики государства. Если нам предоставят право выбора, то это будет замечательно.

На сегодняшний день я обладаю знаниями о новых подходах в преподавании и обучении, знакома с разнообразными видами и формами групповой работы, способами мотивации. Несомненно, в школе, в которой я работаю, есть моменты, которые нуждаются в изменениях, коррекции, реформировании. На мой взгляд, нельзя отрицать или ломать тот опыт, который накоплен педагогами за многолетний труд. Необходимо слаженно взаимодействуя подвести администрацию и педагогов к мысли, что есть инновационные приемы управления и несложные приемы и методы для еще более эффективной работы, которые даже облегчат их труд в различных моментах работы. Одним из таких направлений является работа с одаренными и талантливыми детьми. В прошлом учебном году школа заняла 4 место в рейтинге областных школ. Этот факт красноречиво говорит о результативно проделанной учениками и учителями работе. Победы в проектной деятельности и конкурсах, городских, областных, международных олимпиадах, показали потенциал ребят. Но, на мой взгляд, он не раскрыт и на четверть и может улучшиться. Причину неэффективного результата работы в этом направлении вижу в недостаточности умений, а, пожалуй, даже теоретических знаний о работе с талантливыми и одаренными детьми. Уверена, что мы не учитываем правополушарность и левополушарность мышления ребенка при выборе методов работы при подготовке к конкурсам или олимпиадам, при подборе заданий, чтобы глубже погрузиться в ту или иную тему. У половины способных детей даже не предполагаем тип одаренности - интеллектуальный или академический, художественный или креативный. Просто потому, что не знаем. А это важно - увидеть задатки, дать ребенку среду для их развития и шаг за шагом идти рядом с ним к первому успеху. Как организовать эту ситуацию успеха? Необходимо учиться.

За то время, которое провела на курсах узнала, что такое коучинг и менторинг, как проводить и осуществлять на практике Lesson Study, как развивать критическое мышление, что значит исследование в действии, с чего начинать и как разработать программу развития школы. Попытаюсь быть лидером, увлечь людей за собой, объяснить им значимость и необходимость перемен. Это касается и администрации, и учителей, и учащихся, и родителей. Хочу создать коллаборативную среду, которая позволит организовать конструктивный диалог по выявлению актуальных и интересных для всех проблем и совместному поиску их решений. Хотелось бы, чтобы все это мне удалось, и появился положительный результат, который впоследствии приведет к тому, о чем мы все мечтаем - появлению ученика с новым типом мышления, для которого знания будут необходимы как воздух.

Однако прежде чем изменить окружающих, сначала надо изменить себя. Я поняла, что перемены необходимы. Осталось преодолеть стереотипы мышления. Но уже сейчас у меня появилось новое видение, понимание и отношение к тем проблемам, которые существуют конкретно в моей школе. Я готова к тем изменениям, которые происходят вокруг. Для начала создам небольшую группу единомышленников, на которых смогу опереться, которым смогу доверять и которые помогут мне убедить остальных в том, что надо активно действовать применять новые стратегии обучения. Вот моя приоритетная цель в масштабе отдельно взятой школы. У меня есть желание и есть возможности, и главное, что они совпадают.

Я готовлю себя к разговору с администрацией школы, думаю о том, какие пути взаимодействия я вижу и могу предложить для совместной, плодотворной работы. Для этого нужна команда. Команда единомышленников, и это не только коллеги, это и родители. Во мне очень многое меняют курсы первого уровня. Я поняла, что перемены неизбежны, а главное они нужны.

Список использованной литературы:

1.Азмаганбетова Р.Ж. Оценка образовательных достижений учащихся в рамках международных исследований. // myshared.ru/ [получено 7 сентября 2015г.]

2.Организация и проведение международных сравнительных исследований оценки образовательных достижений обучающихся (TIMSS, PISA, PIRLS)// bilimstat.edu.kz/laboratoriya-mezhdunarodnykh-issledovanij [получено7 сентября 2015г.]

3.Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана в 2014 году. // akorda.kz/ru/category/gos_programmi_razvitiya. [получено 7 сентября 2015г.]

4.Руководство для учителя первый (продвинутый) уровень. Второе издание. АОО «Назарбаев интеллектуальные школы». ЦПМ., 2015 г.

5. Руководство для учителя, Первый уровень, с. 117, ссылка на Frost, 2015



© 2010-2022