- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассное мероприятие по русскому языку О духовных истоках русского речевого идеала
Внеклассное мероприятие по русскому языку О духовных истоках русского речевого идеала
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гриценко Н.И. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
О духовных истоках русского речевого идеала.
Цель:
дать представление о истории языка, древнерусской литературы; воспитывать любовь к русскому языку.
(слайд1)
Учитель: Ребята , сегодня мы ,преодолев пространство и время, заглянем в прошлое и познаем духовные истоки русского языка.
Видеоролик «Благослови душе моя Господа»(2 мин)
(слайд2)
Ученик 1: Часто ли мы задумываемся о том, какую роль в нашей жизни играет написанное слово и звучащая речь? Конечно же, определяющую! Ибо от плодов наших уст мы часто получаем по заслугам - либо благоденствие, либо смуту в государстве и в душе…
(слайд3)
Святое Евангелие учит нас: « Говорю же вам, что всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.»
Такова Божественная санкция нашей речи и цена произнесенного и написанного слова.
(слайд 4)
Ученик 2: Что же такое « речевой идеал»? Это - представление о лучших образцах общения, о совершенном воплощении евангельских идеалов и норм в языке. Оценочность родной речи восходит, видимо, к дописьменным временам, воплощаясь в пословицах, поговорках, поучительных присловиях, сказках и других жанрах фольклора.
-
Красна птица пером, а речь - словом.
-
За худые слова слетит и голова.
-
Много говорить - голова заболит.
-
Сердечное слово до сердца доходит.
-
Малое слово большую обиду творит.
-
Хорошее слово - половина счастья.
-
Сперва подумай - потом говори.
-
Красную речь красно и слушать.
-
Ласковое слово многих прельщает.
-
Есть слово, как мед сладко, а есть слово, как полынь горько.
(слайд 5 -6-7)
Ученик 3: Что касается собственно культурных традиций речевого общения, то они прямо связаны с принятием христианства на Руси, с деятельностью святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Славянские первоучители не только создали первую нашу азбуку: в устных проповедях и обращениях к верующим они несли богосветное Слово нашим далеким предкам. Им принадлежат переводы избранных чтений из Евангелия, апостольских посланий и Псалтири. Последняя книга стала первым учебником грамотности на Руси.
Видеоролик о славянской азбуке.(5 мин)
(слайд 8 -9)
Ученик 4: Интересно и поучительно, что в русском языке злоречие противопоставляется доброречию, злословие - добрословию. А древнерусская формула определяет речевой идеал как «сладость словесную и разум без многоглаголания». Мы делаем вывод, что народ издревле ценил «сестру таланта» - краткословие, мудрое, скупое слово. «Лучше молчать, нежели зле глаголати».
(слайд 10-11-12)
Мы любим цитировать Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно - и душа, и тело, и одежда, и мысли»… Эти слова тесно переплетаются со словами из «Поучения Владимира Мономаха», в котором Владимир Мономах, ссылаясь на святителя Василия Великого, учит: «…иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу короткую и соблюдать слово Господне». А какое слово Господне? «При старых - молчать, премудрых - слушать, не свиреповати словом, не хулить беседою, не уклоняться учить увлекающихся властью.» Понимаем это так: ни во что ставить всеобщий почет, главное - принести пользу Богу и людям. Далее в «Поучении» читаем: «Побуждай себя на добрые слова».
(слайд13-14)
Ученик 5: Обратимся теперь к «Домострою». И здесь мы найдем в «Послании и наставлении от отцов к сыну» те же слова: «Удержи язык свой от злого и уста свои, чтоб не извергли лжи. Храни себя от обмана, от похвальбы и клеветы».
«Домострой» предостерегает «…от всякого сквернословия, и блудливых речей, и грубых слов». И хотя последние слова «Домострой» относит к женщинам, они бы подошли каждому человеку, потому что самое недостойное, самое греховное - это сквернословие. Издавна считалось, что Богородица отворачивается от тех, кто употребляет непристойные слова.
(слайд 15-16)
Ученик 6: А вот как наш вопрос трактуется в «Лествице» преподобного Иоанна, игумена Синайской горы. Надо заметить, эта книга пользовалась большой популярностью во многих странах: Греции, Палестине, Сирии, в славянских странах - Сербии, Болгарии и др. Этот памятник был авторитетным и любимым у нас на Руси. В нем содержится образец нравственного поведения: быть веселым, приветливым, непритворным в словах, простям и сердечным в общении. Способ достижения этих качеств: «Обучай умному безмолвию, связывай язык твой, неистово стремящийся на прекословие». Не зря же говорится, что «язык мой - враг мой». Почему? А потому, что прежде меня, моего разума и совести глаголет и приводит меня к грехам. Речевой идеал в «Лествице» состоит в кротости и безгневии.
В русской художественной литературе от прошлого до наших дней, если она связана с традициями Священного Писания, сохраняется повышенно ответственное отношение к языку, к слову. Это умение увидеть неповторимость слова, умение пробуждать в читателе возвышенные мысли и чувства, устремляющие человека к познанию абсолютных ценностей - Истины, Добра и Красоты.
Ученик 7:
К словам привыкаешь день ото дня.
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
Извини меня! -
Это значит:
Исключи меня из вины!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
- Защити меня! -
Это значит:
- Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.
(С.Острова):
Песня о русском языке
Использованная литература.
-
Бессмертный А. Учим правила и орфограммы, а русский язык "уходит", подобно Аральскому морю// Учительская газета.1991.№ 49.
-
Корчагина Л.М. Развитие речи и культура общения//Русский язык в школе, 2002. №1. С.33-36.
-
Петрова Н. Спасти детей// Воспитание школьников. 1994.№2 С.20-24.
-
Чуковский К.И. Живой как жизнь// Собрание сочинений в 2 т. М., 1990.
Поздравление с днем рождения.
Перед нами сидит ………………..Елена!
У неё одни ……………….… достоинства ………………………. недостатков нет.
Она имеет……………,……………….,……………….вид. У неё …………….………………….волосы,
……………………….глаза,
…………………………….фигура
……………………ум,
……………………..сообразительность,
………………..талант,
……………………устойчивость к морозным условиям и ………………………………..выживаемость в экстремальных ситуациях.
И мы её за это сердечно и………………….любим!!
Сегодня в этот…………………зимний (весенний) день, мы твои ………………….. , …………………..друзья пришли поздравить тебя с этим ………………… праздником-днем твоего рождения. Желаем тебе такой ……………….
………………..здоровья, ………………………… счастья, ………………. удачи, большого количества ………………
денег и всего самого………………. лучшего.
Твои. …………………,……………….. ,…………………друзья!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!