- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка по теме Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
Конспект урока русского языка по теме Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Погонялина Т.В. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка по теме "Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми". 7-й класс
Погонялина Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы
Тема урока: Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
Тип урока: урок-исследование нового материала.
Цели и задачи урока с позиции ученика и учителя:
Образовательные:
-
дать понятие о причастном обороте;
-
формировать умения определять границы причастного оборота в предложении;
-
рассмотреть условия обособления причастного оборота;
-
показать роль причастного оборота в речи.
Развивающие:
-
способствовать развитию логического мышления;
-
развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;
-
развивать умение мыслить самостоятельно;
-
развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.
Воспитательные:
-
способствовать воспитанию культуры общения;
-
продолжить формирование познавательного интереса к предмету;
-
воспитывать любовь к русскому языку.
-
формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач
Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки для индив. работы, раздаточный материал (алгоритм), таблица.
Структура урока:
-
Мобилизующий этап.
-
Этап формулирования темы урока и целей урока.
-
Актуализация знаний по теме.
-
Объяснение нового материала.
-
Закрепление материала.
-
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
-
Итоги урока, рефлексия.
Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:
-
Устный и письменный.
-
Фронтальный, индивидуальный, групповой
-
Итоговый самоконтроль по теме.
Ход урока
I. Орг. момент. (1 слайд)
- Здравствуйте, ребята! Я вижу, что вы все готовы к уроку, молодцы!
II. Мобилизующий этап.
- Представим, что сегодня мы находимся в Центре исследования современного русского языка! Наш отдел работает по проблеме «Причастие» И вам, как юным исследователям, предстоит совершить некоторые открытия в этой области.
- Откройте наши дневники-исследования (тетради) и запишите число.
- Итак, юные исследователи, вы готовы к работе? Приступаем!
- Сегодня мы познакомимся с причастным оборотом. Работа с причастным оборотом - что может быть проще! Почему же так много людей не замечают его в предложении? Докажем, что мы не из их числа.
(2 слайд) Запишем тему нашего урока: «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми».
III. Этап формулирования темы урока и целей урока.
Учитель: Чтобы доказать, что мы не будем в числе тех людей, которые «боятся» причастных оборотов, определим цели урока по опорным словам:
(3 слайд)
-
Осмыслить
-
Усвоить
-
Научиться
Ученики:
Осмыслить, что такое причастный оборот (смысловой блок причастного оборота); как употребляются предложения с причастным оборотом в речи.
Усвоить, как выделяется на письме причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).
Научиться находить и выделять причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).
IV. Актуализация знаний по теме
Фронтальный опрос:
- Что такое причастие? (самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию)
- В.И.Даль говорил о причастии: «Причастие - это часть речи, причастная глаголу, во образе прилагательного». Как понять это высказывание?
(причастие объединяет в себе свойства прилагательного и глагола).
- Каковы признаки прилагательного у причастия? (зависят от существительного, одинаковый вопрос: какой? какая? какое?, род, число, падеж, полная и краткая форма, определение)
- Чем отличается причастие от прилагательного? (причастие обозначает непостоянный признак предмета, а прилагательное постоянный, причастие можно заменить сочетанием : глагол + слово который).
- Каковы признаки глагола у причастия? (вид, время (настоящее и прошедшее), возвратность и невозвратность, может быть сказуемым)
- Чем отличается причастие от глагола? (причастия не спрягаются).
- Как склоняются причастия? Каковы условия выбора окончаний в причастиях? (гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных).
- А как? Поясните.
Трое учащихся работают по инд. карточкам (разноуровневые).
V. Объяснение нового материала.
Постановка проблемы.
Учитель:
от движущейся колонны отразившаяся в озере
к отворившейся калитке собирающиеся в стаи
(4 слайд)
- А сейчас мы с вами начинаем исследование. Посмотрите на данные словосочетания. Найдите и выделите в них главное слово. Сравните словосочетания 1-го и 2-го столбика. Какой вывод мы можем сделать? (обучающиеся самостоятельно выводят определение причастного оборота).
(5 слайд) - Ваше открытие верно. Причастие может быть зависимым словом в словосочетании, а может быть определяемым, иметь при себе зависимые слова.
(6 слайд) - Так вот причастие с зависимыми словами в грамматике называется причастным оборотом.
(7 слайд) - Сколько зависимых слов может быть в причастном обороте?
- А как вы думаете, какое причастие будет называться одиночным? (если причастие не имеет при себе зависимое слово, такое причастие называется одиночным).
(8 слайд) Распределительный диктант.
- А сейчас задание посложнее. Распределите данные словосочетания на две группы:
X
X
а) прич.
+сущ., б) прич. +
сущ.
- Какие из них можем назвать причастным оборотом?
Бегущий мальчик, бегущая по волнам, любящий Родину, падающие листья, падающие с кленов, нарисованная картина, нарисованная карандашом, исполненный ученицей.
(9 слайд) - Проверьте себя!
(10 слайд) - Посмотрите на предложения и запишите их в тетрадь.
За полем расположена усадьба, заросшая цветами.
Усадьба, заросшая цветами, расположена за полем.
За полем расположена заросшая цветами усадьба.
- Найдите причастные обороты
- Выделите с двух сторон черточками. Найдите слово в предложении, от которого можно задать вопрос к причастному обороту. Это слово называется определяемым (или главным для причастия).
- Обозначим это графически.
- Определите, каким членом предложения будет являться причастный оборот? (определением).
- Почему вы пришли к такому выводу? (Причастие является определением, значит и причастный оборот будет определением).
- Обратите внимание на место определяемого слова и причастного оборота в предложении.
- Где могут стоять причастные обороты? (причастный оборот может стоять перед определяемым словом и после).
- Какую особенность в постановке знаков препинания вы заметили? (некоторые причастные обороты выделены запятыми, а некоторые нет).
- Сделайте вывод, когда причастный оборот выделяется запятыми.
- Юные исследователи! Сравните ваши выводы с записями в учебнике (стр.33), прочитайте правило.
Подведем итог:
- Что такое причастный оборот?
- Что такое определяемое слово?
- Каким членом предложения является причастный оборот?
(11 слайд) Чтобы правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом, надо последовательно выполнить ряд действий. (знакомит с алгоритмом). Раздает памятки.
(12 слайд)
VI. Физпауза. (13 слайд)
- Хорошие у нас сегодня исследователи. Много новых открытий сделали они. Это было совсем не просто, притомились ребята. А ЗОЖ предполагает полноценный отдых. Давайте немножко отдохнем, восстановим силы. Зарядка для глаз.
VII. Закрепление изученного материала (14 слайд)
1. Групповая дифференцированная работа. (Класс делится на группы по способу мышления и уровню обученности)
1 группа (репродуктивный уровень) упр.73 (первые два предложения)
2 группа (логическое мышление более развито)
Составить из данных слов предложения с причастными оборотами, записать их, правильно расставляя знаки препинания. Во втором предложении поменяйте местами определяемое слово и причастный оборот. Сделайте вывод. (см. Приложение 3)
3 группа (с творческими способностями)
Редактирование предложений с грамматическими ошибками, допущенными при употреблении причастного оборота.(см. учебник, упр. №75 «Росшие незабудки…»-первые два предложения)
Контроль выполнения.
1, 2 группа делает вывод о постановке знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.
3 группа делает вывод о месте определяемого слова по отношению к причастному обороту и способах устранения грамматических ошибок.
(15 слайд) 2. Работа с текстом. (коллективная и в парах). Это задание дополнительное, если позволит время, если времени не хватит этот вид работы можно провести на следующем уроке.
- Прочитайте предложенный текст.
Родина - это все… Это - ощущение счастья от зрелища огромной нашей земли, её лесов, закатов, морских побережий, наглаженных прибоями, пажитей, деревень, смотрящих в заречную даль. Это ощущение счастья от её лёгкого неба, её ветров, её людей, от их труда, от гудков паровозов, мчащихся к великим её городам, к заводам, шахтам, рудникам, создающим неслыханные богатства. Это - ощущение гордости прошлым и предчувствие великолепного будущего, которого мы никому не отдадим (К.Г.Паустовский).
- Автор этого текста - Константин Георгиевич Паустовский, человек, горячо любивший свою родину, восхищавшийся красотами ее природы.
- Ребята, как вы поняли, о чем этот текст? К какому типу и стилю речи его можно отнести? (рассуждение, публицистический)
- Как называют человека, любящего свою родину?
(16 слайд) 3. Работа со словарем иностранных слов.
Патриот - греч. «патри» - родина, Отечество.
-
Человек, горячо любящий родину.
-
Человек, преданный какому - либо делу.
Подберем однокоренные слова к этому слову.
Патриотизм
Патриотический
- Ребята, а вы можете назвать себя патриотами?
Синтаксический разбор предложения: Патриот - это человек, горячо любящий родину. (учение у доски)
Задание по тексту. (работа в парах)
- Выпишите из текста причастные обороты с определяемыми словами (побережий, наглаженных прибоями; деревень, смотрящих в заречную даль; паровозов, мчащихся к великим её городам; рудникам, создающим неслыханные богатства.)
- Объясните знаки препинания при причастных оборотах.
- Поменяйте причастный оборот и определяемое слово (первые два примера)
- Что произойдет?
- А сейчас попробуйте заменить причастные обороты глаголом с союзным словом который. Подобное задание есть в вариантах ЕГЭ - А6.
- Как изменился текст? Как вы думаете, какая роль причастных оборотов в тексте? (причастные обороты позволяют сделать речь яркой, образной, выразительной).
- Употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи, в устной речи мы их практически не используем.
Многие писатели и поэты в своих произведениях используют причастные обороты, чтобы высказывание, строка получились более яркими, живыми, они выражают мысль точно и кратко.
(17 слайд) VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Сегодняшнее исследование успешно завершено!
- Какие открытия были совершены?
- Определим, какие цели урока уже реализованы.
Ученики:
Осмыслили, что такое причастный оборот (смысловой блок причастного оборота);
Усвоили, как выделяется на письме причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).
Научились находить и выделять причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).
(18 слайд)
Оцените результаты своей работы на уроке по критериям:
(Критерии оценки.)
-
"А" - Задания были мне были понятны, я легко справился.
-
"Б" - Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.
-
"В" - Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.
(Запишите на полях букву.)
(19 слайд)
IX. Домашнее задание
Домашнее задание дается на выбор ученика.
Обязательное задание: П.12.
На выбор:
1) Тот, кто записал букву «А» - упр. 74 или сочинение-миниатюра «Моя малая родина» с использованием причастных оборотов.
2) «Б» - выписать из произведений художественной литературы выписать предложения с причастными оборотами, графически выделяя их (5-6 предложений)
3) «В» - упр.69
4) Объяснить значение слов с помощью причастных оборотов: (археолог, спелеолог, палеонтолог, ихтиолог, кинолог)-индивидуально 1 учащийся.
X. Выставление отметок за урок.