План-конспект урока: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План- конспект урока: Двоеточие в бессоюзном сложном предложенииПлан- конспект урока: Двоеточие в бессоюзном сложном предложенииПлан- конспект урока: Двоеточие в бессоюзном сложном предложенииПлан- конспект урока: Двоеточие в бессоюзном сложном предложенииПлан- конспект урока: Двоеточие в бессоюзном сложном предложенииПлан- конспект урока: Двоеточие в бессоюзном сложном предложенииДвоеточие в бессоюзном сложном предложении.

9-й класс

Цель урока: сформировать у учащихся единое, целое представление о бессоюзных сложных предложениях со значением причины, пояснения, дополнения, рассмотреть особенности постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

Задачи:

  • Образовательные:

    • усвоение обучающимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении;

    • формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;

    • повторение случаев постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении.

    • формирование умений составлять схемы БСП;

  • Задачи личностного развития:

    • формирование у обучающихся положительной мотивации и готовности к восприятию нового материала;

    • развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; устанавливать причинно-следственные связи;

    • развитие творческих способностей.

    • способствовать формированию правильной устной речи учащихся через использование коммуникативно-деятельностных методов и приёмов;

    • способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся через сотрудничество;

    • формирование навыков самоконтроля и самопроверки.

  • Метапредметные задачи:

    • формирование осознания эстетической ценности русского языка;

    • воспитание любви к слову на примере материала урока, гордости за нашу родину в освоении и ознаменовании года космонавтики.

Формы обучения: индивидуальная, работа в парах, взаимообучение.

Педагогические технологии: информационно-коммуникативная, деятельностный подход, элементы технологии сотрудничества.

Структура урока: мотивация, введение в тему урока, погружение в тему урока, первичное закрепление знаний, расширение знаний, итог, закрепление, рефлексия.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  1. Лингвистическая разминка:

- Найдите предложения, в которых необходимо поставить двоеточие. Какие это предложения по структуре?

А) По горизонту лежал сероватый туман _ предвестник суховея.

Б) Приезжий поёжился _ «Холодновато у вас!»

В) В человеке должно быть всё прекрасно _ и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Г) Приглашаем учиться на юридический факультет по следующим специальностям _ правоведение, правоохранительная деятельность.

Д) Причастия и деепричастия _ формы глагола.

Ответы: Б, В, Г - предложения простые.

  1. Беседа по вопросам:

- Какое предложение называют сложным?

- В чём различия союзных и бессоюзных сложных предложений?

- На какие две группы делятся союзные сложные предложения?

- Дайте определение бессоюзного сложного предложения. Приведите примеры.

- Что помогает установить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения?

III. Работа над темой урока.

  1. Развитие умений анализировать языковой материал, делать выводы на основе сделанных наблюдений: стр. 122 учебника, упр №183

  2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока, составление опорной схемы.

1) : причина .

2) : пояснение .

3) : дополнение .



  1. Наблюдение, работа над интонацией: стр. 123 учебника, упр. №184

  2. Анализ предложений.

- Определите значения частей бессоюзных сложных предложений, сверяясь с опорной схемой:

1) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Причина.)

2) Я понимал: выручить нас может только случайность. (Дополнение.)

3) Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. (Причина.)

4) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. (Пояснение.)

5) Учись мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. (Причина.)

6) Свойство зеркальце имело: говорить оно умело. (Пояснение.)

5. Наблюдение над возможностью замены бессоюзного сложного предложения синтаксическим синонимом.

1) Чтение теоретического материала на стр. 123 учебника.

2) Выполнение тренировочных упражнений: упр. 185 (устно), упр. 186 (письменно).

3) Индивидуальная работа с раздаточным материалом.

Задание: Прочитайте предложения. Произведите синонимическую замену бессоюзных сложных предложений сложноподчинёнными предложениями.

Карточка 1. Осенью журавли улетают на юг: у нас им холодно. Герой никогда не умрёт: он вечно в народе живёт. Я говорил тебе: ни счастия, ни славы мне в мире не найти; настанет час кровавый, и я паду… Должен я признаться: самую большую радость доставляла мне мысль, что я могу посещать и научные лекции настоящих профессоров и буду вправе учиться всем наукам.

Карточка 2. Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного. Очень требовательный к себе, Лермонтов почти не печатал своих первых произведений: он видел в них лишь ученические опыты. А новые друзья? Но ведь известно: с годами трудно дружбу начинать.

  1. Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся.

  1. Совершенствование умений работать с информацией, представленной в различных видах, навыков монологической речи: стр. 124-125, упр. 186, 187.

  2. Творческая работа: составьте и запишите бессоюзные сложные предложения, употребляя в первой части в роли сказуемого следующие глаголы. Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях, определив значение знаков.

  1. Чувствовать, понимать, думать, говорить.

  2. Посмотреть, увидеть, выглянуть, оглянуться.

  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание: Параграф № 27 учебника, упр. 188 или творческое задание: проиллюстрировать примерами из художественной литературы смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения (постановку запятой, точки с запятой, тире двоеточия).

3


© 2010-2022