- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы 5 класс Стойкий оловянный солдатик
Урок литературы 5 класс Стойкий оловянный солдатик
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Базылбаева И.Е. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок литературы в 5 классе
Тема: Г. Х. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик»
Учитель: Базылбаева Индира Егинбаевна
Цели:
-
создать условия для углубления знаний о творчестве Г. Х. Андерсена и его сказки «Стойкий оловянный солдатик»;
-
создать условия для формирования умений работать с текстом, навыков самостоятельной и мыслительной деятельности (рассуждать, делать выводы);
-
создать условия для воспитания сочувствия, милосердия, благородства,
готовности к самопожертвованию.
Ход урока.
-
Орг. момент.Приветствие.
Чтобы узнать тему урока, внимательно послушайте
В мире много сказок грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло.
- о чём говорится в стихотворении? (о сказках)
-А о каких сказках, и кто автор вы узнаете, если решите кросворд.
2.Ученики решают кроссворд и угадывают ключевое слово «Андерсен».
Вопросы:
1) Как звали мальчика из сказки «Снежная королева?» (Кай)
2) Какой предмет помог королеве выяснить, что перед ней настоящая принцесса? (Горошина)
3) «Не капризничай, а то я укушу тебя! Видишь, какой у меня белый зуб! Садись и готовь себе приданое!» Из какой сказки отрывок? (Дюймовочка)
4) В кого превратился Гадкий утёнок? (Лебедь)
5)«Лучше всех сестер самая младшая, нежная и прозрачная, как лепесток розы, с синими,как море, глазами.» О ком идет речь? (Русалочка из ск. «Русалочка»)
6)«Надо поощрять искусство! Я ведь императорская дочь! Скажи ему, что я дам ему, по-вчерашнему, 10 поцелуев, а остальные пусть дополучит с моих фрейлин!» Из какой сказки отрывок? (ск.«Свинопас»)
7) Героиня сказки «Снежная королева» (Герда) Сестра Кая
8) Какое слово должен был сложить Кай из льдинок? (Вечность)
-
а
н
д
е
р
с
е
н
(кроссвордв флипчарте)
3.Презентация Г.Х.Андерсена (портрет писателя)
-Правильно. Вы угадали ключевое слово.Все эти сказки написал великий датский сказочник Г. Х. Андерсен. А сейчас послушайте краткую биографию писателя.
Х.К. Андерсен родился в городе Оденсе в Дании..Отец Ханса Кристиана, кстати сказать, тоже Ханс Кристиан, был человеком одаренным, с поистине поэтической душой. Он был башмачником, но кроме обуви, он мог легко мастерить деревянные игрушки и нередко устраивал настоящие театральные представления. Мать Анна Мари была прачкой из бедной семьи. Ей часто приходилось просить подаяние. Единственной гордостью их семьи была необыкновенная чистота в доме, ящик с луком и несколько вазонов с тюльпанами на окнах.
В возрасте 14-ти лет Андерсен поехал в Копенгаген с целью устроиться на работу в театр. Андерсен работал, чтобы свести концы с концами, но сочинять продолжал.
У Андерсена не было семьи, поэтому он много путешествовал в разные страны. Он знакомится с замечательными художниками, писателями, композиторами. Всё это накладывает отпечаток на его творчество.
Всего Андерсен написал 170 сказок .Умер Андерсен 4 августа
1875 году в возрасте 70 лет.
Родина почтила память Андерсена, установив
на набережной Копенгагена статую героини его сказки «Русалочки», ставшую символом города.
В 1965 году была организована литературная премия имени Г.Х.Андерсена лучшим детским писателям и художникам-иллюстраторам.
Премия присуждается раз в два года,
2 апреля, в день рождения Х.К. Андерсена.
4.И одну из них «Стойкий оловянный солдатик» вы прочитали дома.
Поделитесь своими впечатлениями о прочитанной сказке.
- Что понравилось, что запомнилось в сказке?
- Что взволновало вас? (Нам грустно, печально, потому что солдатик и танцовщица погибают)
-почему сказка называется «Стойкий оловянный солдатик?» (Это сказка об игрушке-солдатике, сделанном из олова - мягкого металла. Стойкий, потому что устойчивый, прочный)
5.Выход на проблему.
-В жизни Андерсена были трудности.
- Важно ли преодолевать эти трудности? И как их нужно преодолевать? Говорит ли он об этом в сказке?
-Ответы на эти вопросы мы найдем, если разберемся в построении произведения. Как построено произведение?
6. Работа над композицией. Работа в группах.
-
экспозиция
завязка
развитие действия
кульминация
развязка
1 группа определяют экспозицию, завязку;
2 группа- развитие действия;
3 группа- кульминацию, развязку.
-пересказ (раставляют баллы)
6.Вопросы к каждой группе. Сейчас каждой группе я раздам вопросы, касающихся этой сказки.
1группа: --Что общего у оловянного солдатика и танцовщицы? (Оба стойкие, любят друг друга.)
- Определите вид сказки. (Волшебная сказка, т.к. происходят превращения.. присутствуют сверхъестественные силы - тролль.)
-кто отрицательный герой в сказке? (злой тролль)
2 группа:-почему крыса кричала, чтобы оловянный солдатик предъявил паспорт? (то, что этот мост является её территорией)
- О чем думал солдатик в те минуты, когда ему было особенно страшно? (Смерть надо встречать мужественно.)
- кто помогает солдатику справиться со страшными испытаниями?
(Он всё время в минуту опасности вспоминает Танцовщицу. «Ах, если бы со мной в лодке сидела та красавица - по мне, будь хоть вдвое темнее!». «Тут он подумал о своей красавице…».)
3 группа -Почему Андерсен называет солдатика «замечательным путешественником»? (Так как он не просто путешествовал, но встречал на пути препятствия, которые он стойко проходил)
--Как вы понимаете смысл этих строчек: «Он чувствовал, что весь горит - то ли от огня, то ли от любви, - он и сам не знал». «Ветер подхватил прекрасную танцовщицу, и она, как бабочка, порхнула в печку прямо к оловянному солдатику». (Солдатик сгорает не только от огня, но и от любви; танцовщица попадает в огонь не только потому, что открывается дверь и подул ветер, но и для того, чтобы разделить судьбу с оловянным солдатиком).
--Почему автор оставляет сердечко нерасплавленным?
-Что хотел сказать автор?( Комочек олова лежал возле обгорелой брошки, как будто солдатик и танцовщица остались вместе). (Комочек олова похож на сердце, ведь это сердце солдатика. Он всё время любил балерину. Его сердце не сгорело.) (Комочек похож на сердце - это любовь солдатика к балерине. )
Хорошо мы разобрались с композицией ответили на вопросы
7.- Чтобы до конца понять смысл сказки, нам необходимо поговорить о составляющих этой сказки, т. е. вспомнить героев сказки и проанализировать, как они себя проявляют. Докажем отрывками из текста.
Анализ поступков героев. Работа в группах.
Слайд 4.
-
Персонажи сказок
Как себя проявляют
Оловянный солдатик
Танцовщица
Дети
Тролль
Крыса,
Явления природы: ветер, огонь, вода, дождь
Игрушки
1мужественно, 2верна своей любви , 3необдуманные поступки, 4страшная зависть, 5недружелюбная, 6.испытание, 7.ведут себя как люди
8.Портретная характеристика главного героя. Работа в группах.
-Перед вами изображение солдатика.
-Охарактеризуйте его. Подберите как можно больше слов-эпитетов.
Какую сказку он написал?(грустную, печальную, с плохим концом)
-Зачем он это сделал?
9. Как вы думаете, что Андерсен хотел сказать нам своей сказкой? -В чем смысл сказки? ( Своей сказкой автор ещё раз хочет нам как бы напомнить, предостеречь: в окружающем мире соотношение добра и зла, света и мрака, радости и боли зависят от каждого человека, от тебя, от нас. Какой выбор ты сделаешь?!)
Теперь я думаю, что смысл сказки «Оловянный солдатик» в том, что… (Даже в трудную минуту человек не должен падать духом, помнить о своей чести.)
10.Рефлексия. У вас на столах лежат маленькие сердечки - символы этой грустной истории. Запишите на сердечках в кратце, что проходили на уроке, что вам больше всего понравилась, и ваши пожелания. Эти сердечки я дарю вам в память о нашем уроке, но знакомство с Андерсеном продолжается. И домашнее задание прочитать сказку «Новое платье короля». Досвидание.