Урок литературы 5 класс Стойкий оловянный солдатик

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 5 классе

Тема: Г. Х. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик»

Учитель: Базылбаева Индира Егинбаевна

Цели:

  • создать условия для углубления знаний о творчестве Г. Х. Андерсена и его сказки «Стойкий оловянный солдатик»;

  • создать условия для формирования умений работать с текстом, навыков самостоятельной и мыслительной деятельности (рассуждать, делать выводы);

  • создать условия для воспитания сочувствия, милосердия, благородства,

готовности к самопожертвованию.

Ход урока.

  1. Орг. момент.Приветствие.

Чтобы узнать тему урока, внимательно послушайте

В мире много сказок грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло.

- о чём говорится в стихотворении? (о сказках)

-А о каких сказках, и кто автор вы узнаете, если решите кросворд.

2.Ученики решают кроссворд и угадывают ключевое слово «Андерсен».

Вопросы:

1) Как звали мальчика из сказки «Снежная королева?» (Кай)
2) Какой предмет помог королеве выяснить, что перед ней настоящая принцесса? (Горошина)
3) «Не капризничай, а то я укушу тебя! Видишь, какой у меня белый зуб! Садись и готовь себе приданое!» Из какой сказки отрывок? (Дюймовочка)
4) В кого превратился Гадкий утёнок? (Лебедь)

5)«Лучше всех сестер самая младшая, нежная и прозрачная, как лепесток розы, с синими,как море, глазами.» О ком идет речь? (Русалочка из ск. «Русалочка»)

6)«Надо поощрять искусство! Я ведь императорская дочь! Скажи ему, что я дам ему, по-вчерашнему, 10 поцелуев, а остальные пусть дополучит с моих фрейлин!» Из какой сказки отрывок? (ск.«Свинопас»)

7) Героиня сказки «Снежная королева» (Герда) Сестра Кая
8) Какое слово должен был сложить Кай из льдинок? (Вечность)




а

н

д

е

р

с

е

н

(кроссвордв флипчарте)

3.Презентация Г.Х.Андерсена (портрет писателя)

-Правильно. Вы угадали ключевое слово.Все эти сказки написал великий датский сказочник Г. Х. Андерсен. А сейчас послушайте краткую биографию писателя.

Х.К. Андерсен родился в городе Оденсе в Дании..Отец Ханса Кристиана, кстати сказать, тоже Ханс Кристиан, был человеком одаренным, с поистине поэтической душой. Он был башмачником, но кроме обуви, он мог легко мастерить деревянные игрушки и нередко устраивал настоящие театральные представления. Мать Анна Мари была прачкой из бедной семьи. Ей часто приходилось просить подаяние. Единственной гордостью их семьи была необыкновенная чистота в доме, ящик с луком и несколько вазонов с тюльпанами на окнах.

В возрасте 14-ти лет Андерсен поехал в Копенгаген с целью устроиться на работу в театр. Андерсен работал, чтобы свести концы с концами, но сочинять продолжал.

У Андерсена не было семьи, поэтому он много путешествовал в разные страны. Он знакомится с замечательными художниками, писателями, композиторами. Всё это накладывает отпечаток на его творчество.

Всего Андерсен написал 170 сказок .Умер Андерсен 4 августа

1875 году в возрасте 70 лет.

Родина почтила память Андерсена, установив

на набережной Копенгагена статую героини его сказки «Русалочки», ставшую символом города.

В 1965 году была организована литературная премия имени Г.Х.Андерсена лучшим детским писателям и художникам-иллюстраторам.

Премия присуждается раз в два года,

2 апреля, в день рождения Х.К. Андерсена.



4.И одну из них «Стойкий оловянный солдатик» вы прочитали дома.

Поделитесь своими впечатлениями о прочитанной сказке.

- Что понравилось, что запомнилось в сказке?

- Что взволновало вас? (Нам грустно, печально, потому что солдатик и танцовщица погибают)

-почему сказка называется «Стойкий оловянный солдатик?» (Это сказка об игрушке-солдатике, сделанном из олова - мягкого металла. Стойкий, потому что устойчивый, прочный)

5.Выход на проблему.

-В жизни Андерсена были трудности.

- Важно ли преодолевать эти трудности? И как их нужно преодолевать? Говорит ли он об этом в сказке?

-Ответы на эти вопросы мы найдем, если разберемся в построении произведения. Как построено произведение?

6. Работа над композицией. Работа в группах.



экспозиция

завязка

развитие действия

кульминация

развязка


1 группа определяют экспозицию, завязку;

2 группа- развитие действия;

3 группа- кульминацию, развязку.

-пересказ (раставляют баллы)

6.Вопросы к каждой группе. Сейчас каждой группе я раздам вопросы, касающихся этой сказки.

1группа: --Что общего у оловянного солдатика и танцовщицы? (Оба стойкие, любят друг друга.)

- Определите вид сказки. (Волшебная сказка, т.к. происходят превращения.. присутствуют сверхъестественные силы - тролль.)

-кто отрицательный герой в сказке? (злой тролль)

2 группа:-почему крыса кричала, чтобы оловянный солдатик предъявил паспорт? (то, что этот мост является её территорией)

- О чем думал солдатик в те минуты, когда ему было особенно страшно? (Смерть надо встречать мужественно.)

- кто помогает солдатику справиться со страшными испытаниями?

(Он всё время в минуту опасности вспоминает Танцовщицу. «Ах, если бы со мной в лодке сидела та красавица - по мне, будь хоть вдвое темнее!». «Тут он подумал о своей красавице…».)

3 группа -Почему Андерсен называет солдатика «замечательным путешественником»? (Так как он не просто путешествовал, но встречал на пути препятствия, которые он стойко проходил)

--Как вы понимаете смысл этих строчек: «Он чувствовал, что весь горит - то ли от огня, то ли от любви, - он и сам не знал». «Ветер подхватил прекрасную танцовщицу, и она, как бабочка, порхнула в печку прямо к оловянному солдатику». (Солдатик сгорает не только от огня, но и от любви; танцовщица попадает в огонь не только потому, что открывается дверь и подул ветер, но и для того, чтобы разделить судьбу с оловянным солдатиком).

--Почему автор оставляет сердечко нерасплавленным?

-Что хотел сказать автор?( Комочек олова лежал возле обгорелой брошки, как будто солдатик и танцовщица остались вместе). (Комочек олова похож на сердце, ведь это сердце солдатика. Он всё время любил балерину. Его сердце не сгорело.) (Комочек похож на сердце - это любовь солдатика к балерине. )

Хорошо мы разобрались с композицией ответили на вопросы

7.- Чтобы до конца понять смысл сказки, нам необходимо поговорить о составляющих этой сказки, т. е. вспомнить героев сказки и проанализировать, как они себя проявляют. Докажем отрывками из текста.

Анализ поступков героев. Работа в группах.

Слайд 4.

Персонажи сказок

Как себя проявляют

Оловянный солдатик


Танцовщица


Дети


Тролль


Крыса,


Явления природы: ветер, огонь, вода, дождь


Игрушки


1мужественно, 2верна своей любви , 3необдуманные поступки, 4страшная зависть, 5недружелюбная, 6.испытание, 7.ведут себя как люди

8.Портретная характеристика главного героя. Работа в группах.

-Перед вами изображение солдатика.

-Охарактеризуйте его. Подберите как можно больше слов-эпитетов.

Какую сказку он написал?(грустную, печальную, с плохим концом)

-Зачем он это сделал?

9. Как вы думаете, что Андерсен хотел сказать нам своей сказкой? -В чем смысл сказки? ( Своей сказкой автор ещё раз хочет нам как бы напомнить, предостеречь: в окружающем мире соотношение добра и зла, света и мрака, радости и боли зависят от каждого человека, от тебя, от нас. Какой выбор ты сделаешь?!)

Теперь я думаю, что смысл сказки «Оловянный солдатик» в том, что… (Даже в трудную минуту человек не должен падать духом, помнить о своей чести.)

10.Рефлексия. У вас на столах лежат маленькие сердечки - символы этой грустной истории. Запишите на сердечках в кратце, что проходили на уроке, что вам больше всего понравилась, и ваши пожелания. Эти сердечки я дарю вам в память о нашем уроке, но знакомство с Андерсеном продолжается. И домашнее задание прочитать сказку «Новое платье короля». Досвидание.













© 2010-2022