Элективный курс Тайны текста

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Токаревской средней общеобразовательной школы №2


в с. Гладышево


Рассмотрена на педагогическом совете Утверждаю

и рекомендована к утверждению Директор МБОУ Токаревской СОШ №2

Протокол ______________ С. Н. Устинова

От «__» ______20__г. №__ Приказ

От «___» __________ 20___г. №_____



Рабочая программа элективного курса


«Тайны текста»


для 9 класса


















Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса содержит следующие разделы:

- пояснительная записка, в которой определяются цели обучения, раскрываются особенности содержания, описывается место предмета в Базисном плане;

- содержание курса, включающего перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала;

- календарно - тематическое планирование;

- требование к уровню подготовки учащихся;

- литература и средства обучения.

Общая характеристика учебного предмета.

Одной из главных задач языкового образования является формирование у учащегося коммуникативной компетенции. Поэтому именно текст, являющейся высшей единицей коммуникации, рассматривается как основной объект коммуникативно - ориентированного обучения языку и речевой деятельности.

Данный элективный курс поддерживает изучение основного курса русского языка и способствует лучшему усвоению базового уровня русского языка.

Материал данного курса может использоваться на уроках в 8 - 9 классах, дополнительных занятиях, в кружковой работе, также будет хорошим дополнительным материалом для подготовки к олимпиадам.

Основные цели и задачи.

Цели курса - развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельного коммуникативно - мотивированного высказывания и навыков оперирования информативным содержанием прочитанных текстов в целях реальной коммуникации.

Задачи курса:

1)систематизировать и обобщить имеющие знания, познакомить учащихся с базовыми понятиями теории текста и теории коммуникации;

2) познакомить учащихся с различными критериями оценки текстов и научить применять их на практике;

3) научить анализировать смысловую и логико - композиционную структуру текста;

4) научить извлекать из текста - источника необходимую информацию и создавать на его базе вторичные(информационные ) тексты - конспекты, аннотацию, рефераты и др.

5) научить самостоятельно создавать новые тексты заданного предметно - тематического типа, адекватные ситуации общения и стилевым нормам, характерным для данного жанра;

6) развить на базе работы с текстом такие качества речи, как уместность, логичность, последовательность, точность;

7) развить умения и навыки, необходимые для овладения различными видами чтения - изучающим, ознакомительным, поисковым, просмотровым.

Курс базируется на современных подходах к обучению языку - коммуникативном и текстоцентрическом. Особое внимание уделяется культуре речи, оцениваемой на уровне целого текста.

Теоретическую основу курса составляют следующие группы понятий:

1)коммуникация, адресат коммуникации, коммуникативная функция, коммуникативная единица;

2) текст, его признаки: цельность, смысловая законченность, лингвистическая организованность, связность, членимость, структура текста;

3)типология текстов, понятие «тип текста» и основные типы текстов;

4) операции над текстами: смысловой анализ текста - источника, восстановление информации по ключевым словам и плану, извлечение нужной информации из разных текстов - источников, комментирование и оценка информации текста - источника, описание содержания текста и анализ его структуры.

Нормативные документы

Базисный план.

Федеральный компонент государственного стандарта.

Примерные программы на основе ФГОС.

Федеральный перечень учебников.

Требования к оснащению образовательного процесса.

Сведения о программе.

Рабочая программа элективного курса для 9 класса составлена на основе авторской программы Т.С. Кудрявцевой, Ю.В. Ванникова.

Информация о внесенных изменениях.

Внесены изменения в календарно - тематическое планирование.

Определение места и роли учебного курса

Базисный учебный план за счет вариативной части в основной школе отводит 1 час в неделю.

Информация о количестве учебных часов.

Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) , из них 10 часов - лекции, 24 часа - практические занятия.

Формы организации образовательного процесса

Основные формы организации занятий - лекции - беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся.

Технологии обучения

В процессе обучения элективного курса используются элементы таких современных педагогических технологий как информационно - коммуникационные, технология опорного конспекта, личностно ориентированное обучение, элементы проектной деятельности.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

К концу курса учащиеся должны:

- иметь представление об основных понятиях теории коммуникации и теории текста;

- знать характеристики текстов разных функциональных стилей и жанров;

- обладать навыками информационной переработки текста;

- обладать необходимыми умениями поискового и просмотрового чтения;

- обладать интеллектуальными умениями и навыками;

- отбирать языковые средства при создании текстов изученных типов;

- создавать самостоятельные тексты заданного стиля и жанра;

- оценивать тексты с точки зрения их соответствия функции и ситуации общения.

Виды и формы контроля

Виды контроля: текущий, тематический, промежуточный, итоговый.

Формы контроля

  1. Оценка составленных текстов.

  2. Оценка результатов аналитической переработки текстов (конспекта, реферата, лекции, аннотации и др.)

  3. Оценка рецензии.

  4. Анализ текста.

  5. Форма итогового контроля - зачет.

Задания к зачету

  1. Анализ текста по плану:

- Тема, идея, проблема текста.

- Соответствие названия текста его содержанию.

- Логико - композиционная структура текста.

- Стиль, жанр, тип текста.

- Коммуникативное намерение.

- Коммуникативный эффект.

- Соответствие нормам литературного языка.

- Оценка текста с точки зрения коммуникативных качеств: точности, логичности, аргументированности, ясности, выразительности, правильности и др.

- Оценка коммуникативной адекватности текста.

2. Вопросы по теории текста и теории коммуникации (собеседование).

Планируемый уровень подготовки на конец учебного года

В результате изучения программы элективного курса учащиеся получают возможность

Знать/понимать:

- тексты, различающие по форме, речевой презентации, коммуникативным функциям;

- тип речи как способ изложения;

- особенности восприятия устного и письменного текста;

- коммуникативные качества речи и текст;

- общую систему критериев, определяющих оценку текста.

Уметь:

- создавать тексты различных типов;

- характеризовать основные жанры научной, публицистической и деловой речи;

- определять типы речи;

- воспринимать текст;

- уметь составлять план, конспект, тезисы, аннотацию, реферат, аналитический обзор, библиографическое описание;

- содержательно, полно, ясно излагать текст;

- составлять рецензию и отзыв.

Содержание программы

Тематика лекций

Тема 1. Речевая коммуникация и ее виды.

Основные функции речевой коммуникации. Понятие коммуникативного акта и его компонентов.

Требования к уровню подготовки.

Знать/понимать коммуникативный акт и его компоненты.

Уметь создавать ситуацию общения, коммуникативные эффекты.

Тема 2. Текст в структуре коммуникативного акта.

Понятие текста, его семиотическая характеристика. Первичные и вторичные функции текста в процессе общения. Структурная характеристика текста. Зависимость структурных характеристик от сферы и ситуации общения.

Требования к уровню подготовки.

Знать/понимать смысловую законченность, целостность, связность, членимость как признаки текста.

Уметь определять первичные и вторичные функции текста в процессе общения.

Тема 3.Основные типы текстов.

Тексты, различающие по форме речевой презентации, коммуникативным функциям, функционально - стилевым, жанрово - стилистическим характеристикам.

Требования к уровню подготовки:

Знать/понимать тексты, различающие по форме, речевой презентации, коммуникативным функциям.

Уметь создавать тексты различных типов

Тема 4. Функциональные стили.

Понятие о сферах общения и функциональных стилях речи.

Требования к уровню подготовки.

Знать/понимать понятие о сферах общения и функциональных стилях речи.

Уметь характеризовать основные жанры научной, публицистической и деловой речи.

Тема 5. Типы речи.

Понятие о типе речи как способе изложения. Повествование, рассуждение, описание.

Требования к уровню подготовки.

Знать/понимать о типе речи как способе изложения, как доминирующей логической структуре.

Уметь определять типы речи (повествование, описание, рассуждение)

Тема 6. Восприятие текста.

Особенности восприятия устного и письменного текста. Специфика восприятия письменного текста, установки на восприятие текста при изучающем, ознакомительном, поисковом и просмотровом видах чтения.

Требования к уровню подготовки.

Знать/понимать особенности восприятия устного и письменного текста, понятие трудности, доступности.

Уметь воспринимать текст при изучающем, ознакомительном, поисковом и просмотровом видах чтения.

Тема 7. Информационная переработка текста.

Цели информационной переработки текста. Виды переработки: план, конспект, тезисы, аннотация, реферат, аналитический обзор.

Требования к уровню подготовки.

Знать/понимать виды переработки текста.

Уметь составлять план, конспект, тезисы, аннотацию, реферат, аналитический обзор, библиографическое описание.

Тема 8.Создание текстов по структурным моделям.

Характеристика текстов делового стиля, имеющих жесткую логико - смысловую структуру и типовое языковое оформление. Характеристика текстов научного стиля, имеющих более свободную логико - смысловую структуру и типовое языковое оформление.

Требования к уровню подготовки.

Знать/понимать официально- деловой и научный стили текстов.

Уметь составлять автобиографию, заявление, доверенность, протокол, резюме, рецензию, статью энциклопедического типа.

Тема 9.Текст как критерий культуры речи.

Коммуникативные качества речи и текст. Содержательная полнота, ясность, логичность текста. Экспрессивность.

Требования к уровню подготовки.

Знать/понимать коммуникативные качества речи и текст.

Уметь содержательно полно, ясно излагать текст.

Тема 10. Комплексный анализ текста.

Общая система критериев, определяющих оценку текста. Рецензия и отзыв как оценочные жанры.

Требования к уровню подготовки.

Знать/понимать общую систему критериев, определяющих оценку текста.

Уметь составлять рецензию и отзыв.

Тематика практических занятий.

Занятие 1. Анализ ситуации общения, зафиксированной в тексте.

Занятие 2. Текст как основная единица общения.

Занятие 3. Основные признаки текста.

Занятие 4. Основные типы текстов.

Занятие 5. Функциональные стили.

Занятие 6. Характеристика и определение жанров.

Занятие 7. Типы речи.

Занятие 8. Смысловой анализ текста.

Занятия 9. Восстановление информационного содержания текста.

Занятие 10. Восстановление информационного содержания текста.

Занятие 11. Информационная переработка текста.

Занятие 12. Конспектирование и комментирование теста - источника.

Занятие 13.Аннотирование.

Занятие 14. Реферирование.

Занятие 15. Составление реферата заданного типа.

Занятие 16. Библиографическое описание.

Занятие 17. Создание текста по структурным моделям.

Занятие 18. Работа над сочинением - рассуждением на литературную тему.

Занятие 19. Коммуникативные качества речи.

Занятие 20. Оценка коммуникативной адекватности теста.

Занятия 21. Работа над сочинением - рассуждением на лингвистическую тему.

Занятие 22. Работа над сочинением - рассуждением на свободную тему.

Занятие 23. Написание рецензии или отзыва на предложенный текст (книгу).

Занятие 24. Итоговый контроль. Зачет.

Учебно - тематический план(34 ч.)

(10 ч. лекции+24 ч. практические занятия)

Темы программы Кол - во часов

Лекции.

Речевая коммуникация и ее виды. 1

Текст в структуре коммуникативного акта. 1

Основные типы текстов. 1

Функциональные стили. 1

Типы речи. 1

Восприятие текста. 1

Информационная переработка текста. 1

Создание текстов по структурным моделям. 1

Текст как критерий культуры речи. 1

Комплексный анализ текста. 1

Практические занятия.

Анализ ситуации общения, зафиксированной в тесте. 1

Текст как основная единица общения. 1

Основные признаки текста. 1

Основные типы текстов. 1

Функциональные стили. 1

Характеристика и определение жанров. 1

Типы речи.

Смысловой анализ текста. 1

Восстановление информационного содержания текста. 2

Информационная переработка текста. 1

Конспектирование и комментирование текста - источника. 1

Аннотирование. 1

Реферирование 2

Библиографическое описание. 1

Создание текста по структурным моделям. 1

Работа над сочинением - рассуждением на литературную тему. 1

Коммуникативные качества речи. 1

Оценка коммуникативной адекватности текста. 1

Работа над сочинением - рассуждением на лингвистическую тему. 1

Работа над сочинением - рассуждением на свободную тему. 1

Написание рецензии или отзыва на предложенный текст (книгу). 1

Зачет. 1

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К концу курса учащиеся должны:

Знать/понимать:

- иметь представление об основных понятиях теории коммуникации и теории текста;

- тексты, различающие по форме, речевой презентации, коммуникативным функциям;

- тип речи как способ изложения;

- особенности восприятия устного и письменного текста;

- коммуникативные качества речи и текст;

- общую систему критериев, определяющих оценку текста.

Уметь:

- создавать тексты различных типов;

- характеризовать основные жанры научной, публицистической и деловой речи;

- определять типы речи;

- воспринимать текст;

- уметь составлять план, конспект, тезисы, аннотацию, реферат, аналитический обзор, библиографическое описание;

- содержательно, полно, ясно излагать текст;

- составлять рецензию и отзыв.

Литература и средства обучения.

1. Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 1990.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1984

3. Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М., 1988.

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М., 1998.

5. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1993.

6. Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 1993.

7. Солганик Г. Я. Стилистика текста. - М., 1997.

8. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. - Л., 1990.







Календарно - тематическое планирование


№ урока

Тема урока

Кол - во

часов

Формы и виды контроля.

Сроки

План.

Факт.

1

Речевая коммуникация и ее виды. Лекция.

1

Аналитическая переработка текста

2

Текст в структуре коммуникативного акта. Лекция.

1

Аналитическая переработка текста

3

Основные типы текстов. Лекция.

1

Аналитическая переработка текста

4

Функциональные стили. Лекция.

1

Аналитическая переработка текста

5

Типы речи. Лекция.

1

Аналитическая переработка текста

6

Восприятие текста. Лекция.

1

Аналитическая переработка текста

7

Информационная переработка текста. Лекция.

1

Аналитическая переработка текста

8

Создание текстов по структурным моделям. Лекция.

1

Аналитическая переработка текста.

9

Текст как критерий культуры речи. Лекция.

1

Аналитическая переработка текста.

10

Комплексный анализ текста. Лекция.

1

Аналитическая переработка текста.

11

Практические занятия. Анализ ситуации общения, зафиксированной в тексте.

1

Анализ текста

12

Текст как основная единица общения.

1

Анализ текста.

13

Основные признаки текста.

1

Анализ текста.

14

Основные типы тестов.

1

Анализ текста.

15

Функциональные стили.

1

Анализ текста.

16

Характеристика и определение жанров.

1

Анализ текста.

17

Типы речи.

1

Анализ текста.

18

Смысловой анализ текста.

1

Анализ текста.

19

Восстановление информационного содержания текста.

1

Составление плана, тезисов, конспекта.

20

Информационная переработка текста.

1

Составление конспекта.

21

Конспектирование и комментирование текста - источника.

1

Работа с текстом.

22

Аннотирование.

1

Аннотация на статью.

23

Реферирование.

1

Реферат статьи.

24

Библиографическое описание.

1

Подготовить библиографическое описание.

25

Создание текста по структурным моделям.

1

Написать автобиографию, заявление, доверенность.

26

Работа над сочинением - рассуждением на литературную тему.

1

Сочинение - рассуждение.

27

Работа над сочинением - рассуждением на лингвистическую тему.

1

Сочинение - рассуждение.

28

Работа над сочинением- рассуждением на тему, связанную с анализом содержания текста.

1

Сочинение - рассуждение.

29

Коммуникативные

качества речи

1

Работа с текстом.

30

Оценка коммуникативной адекватности текста.

1

Написать отзыв на предложенную книгу.

31

Работа над докладом

1

Написать доклад на предложенную тему.

32

Составление текстов разных стилей.

1

Написать рецензию на текст.

33

Работа с текстом.

1

Комплексный анализ текста.

34

Зачет по теме «Сжатое изложение».

1

Итого

34





© 2010-2022