Исследовательская работа на XIV районную научно-практическую конференцию школьников «Шаг в будущее». Тема Ломоносов - ученый и поэт

Предлагаю Вашему вниманию материалы к научно-практической конференции школьников.    300 лет отделяет нас от даты рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Его  имя и дело  шагнуло далеко вперед, через целые поколения, опережая время, и стало национальной идеей страны. Да и не могло быть иначе, так как его деяния переросли в глубокие традиции. Следуя им, Россия накопила научный, творческий, интеллектуальный потенциал, а это означает, что стала еще богаче и самостоятельнее. Ведь «волей и трудом им...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



XIV районная научно-практическая конференция учащихся







Ломоносов - учёный и литератор


Исследовательская работа на

XIV районную научно-практическую конференцию школьников «Шаг в будущее»









Автор: Власенко Анна Сергеевна,

МБОУ «СОШ п. Синегорье», 9 Б класс


Научный руководитель: Власенко С.И.,

учитель литературы.














п. Cинегорье

2012 год


НАЗВАНИЕ РАБОТЫ «Ломоносов - учёный и литератор»

Ф.И.О. АВТОРА Власенко Анна Сергеевна

МЕСТО УЧЕБЫ АВТОРА _МБОУ «СОШ п. СИНЕГОРЬЕ» ,

Ягоднинский р-н, Магаданская обл._

Ф.И.О. КОНСУЛЬТАНТА Власенко Светлана Ивановна

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ литература

ГИПОТЕЗА Если мы будем знать историю литературы своей страны, то можем сохранить и развить традиции служения Родине.


МЕТОДИКА И МАТЕРИАЛ. Изучение научной и литературной деятельности М.В.Ломоносова, определение значимых понятий, работа со справочной и художественной литературой, обобщение полученных результатов.


РЕЗУЛЬТАТЫ Выявлено, что М.В.Ломоносов в своё время в большей степени был известен как поэт.


ВЫВОДЫ, ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные могут быть использованы для работы учителей-предметников, классных руководителей с учащимися, семьёй. Возможно использование материала данного проекта на уроках, факультативах, элективных курсах и т.д.




---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Мы удостоверяем, что автор выполнил и подготовил эту работу к представлению на научно-практическую конференцию школьников Ягоднинского района Магаданской области САМОСТОЯТЕЛЬНО.



«_____»___________________ 2012 __ г. автор _________________________




«_____»___________________ 2012 __ г. консультант____________________








Введение

300 лет отделяет нас от даты рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Его имя и дело шагнуло далеко вперед, через целые поколения, опережая время, и стало национальной идеей страны. Да и не могло быть иначе, так как его деяния переросли в глубокие традиции. Следуя им, Россия накопила научный, творческий, интеллектуальный потенциал, а это означает, что стала еще богаче и самостоятельнее. Ведь «волей и трудом именно этого человека был изменен существующий порядок вещей».

Сменялись века, а дух Ломоносова крепчал и вдохновлял людей на новые научные открытия, на успешную образовательную и учебную деятельность, на развитие культуры.

Сейчас, как никогда, понятно, что перед сегодняшним и будущим поколениями стоят задачи сохранения наследия М.В.Ломоносова. Это становится возможным при условии неустанного следования его традициям, его помыслам во имя процветания Отечества.

Каждый человек, живущий сегодня, имеет право на созидание. Будь он школьником, студентом или человеком, шагнувшим уже в свою профессию. Важно только найти свою тропу, ведущую к дороге созиданий, открытий, как раньше делал это Ломоносов.

Я учусь в 9 классе МБОУ «СОШ п.Синегорье» Ягоднинского района Магаданской области. Я неоднократно участвовала и побеждала в школьных предметных олимпиадах, конкурсах чтецов и сочинений на уровне Ягоднинского района, за что была награждена почётными грамотами, ценными призами.

В научно-практической конференции участвую впервые.

Я люблю страну, в которой живу. Мне всего 15 лет, и я очень хочу узнать, как проходил начальный период становления отечественных и зарубежных мужей науки, как проходило их детство, юность, что повлияло на выбор их профессионального пути. Этим примером может служить М.В.Ломоносов, который сам проложил себе путь к вершинам знаний. А ещё он был настоящими патриотом своего Отечества. Поэтому для меня эта тема актуальна.

Цель исследования: выяснить предпосылки воспитания патриота - гражданина своего Отечества на основе познания ценного жизненного опыта прошлых поколений (через жизнь и деятельность М.В.Ломоносова).

Задачи исследования:

-выяснить, как повлияли детские годы на становление характера М.В.Ломоносова;

-рассмотреть информацию о том, как проходили первые годы учёбы -М.В.Ломоносова вдали от дома;

-доказать, что в своё время М.В.Ломоносов в большей степени был известен как литератор.



Глава 1. Детские годы М.В.Ломоносова.

Общеизвестно, что основа характера человека закладывается в детстве. А какое детство было у М.В.Ломоносова? Я попыталась это выяснить по различным литературным и историческим источникам.

Родина Ломоносова представляет собой неприглядную и суровую картину. Одна из больших и многоводных рек России, Северная Двина с давних времён служила удобным торговым путем, ведущим к единственному в те времена русскому Белому морю. Это-то обилие даровой, стихийной силы передвижения и море, открывающее свободный доступ к западным государствам Европы, и определили, так сказать, русло, по которому предстояло осуществляться почти всей нашей первоначальной вывозной торговле. По мере приближения к Белому морю река все более и более расширяется, дробится на ветви, рукава и притоки и образует множество больших и малых островов; одновременно число деревень, сел и городов все растет и растет. Одни из них были построены туземцами, первыми обитателями двинской земли, а другие - выходцами из внутренней России, по преимуществу новгородцами. Со дня основания некоторых из этих поселений прошло уже несколько столетий. Так, например, против города Холмогор лежит на Двине остров, называющийся Куростровом; под этим именем он встречается уже в судной грамоте 1397 года и останется навсегда памятным для каждого русского, так как здесь-то и родился.

Год рождения Михаила Васильевича определяют по-разному. В конференц-архиве Императорской Академии наук хранится пачка бумаг, среди которых находится собственноручная черновая записка Ломоносова, написанная в первые месяцы 1754 года. В этой записке Ломоносов заявляет, что возраст его - 42 года. Такое утверждение «заслуживает, - говорит Пекарский, - тем более доверия, что прочие выставленные в отзыве годы обозначены чрезвычайно точно, что подтверждается другими современными свидетельствами».

Итак, если в 1754 году Ломоносову было 42 года, то он родился в 1712, хотя официальной признана другая дата - 8 (19) ноября 1711 года.

О раннем детстве и отрочестве Ломоносова до нас дошли крайне скудные сведения. Нет ни одной строчки, в которой бы сам Михаил Васильевич вспоминал о своей матери. Следует думать, что она умерла тогда, когда сыну ее было всего несколько лет. Отец женился вторично. Мачеха не любила пасынка, и Ломоносов называет ее злой и завистливой, говорит, что она «всячески старалась произвести гнев в отце» и вооружить его против сына. Такие тяжелые семейные условия, несомненно, имели большое влияние на складывающийся характер мальчика.

До девяти-десяти лет он вел жизнь, похожую на жизнь его сверстников: помогал родителям по хозяйству, играл в бабки и городки, зимой катался на санках, летом собирал грибы и ягоды, купался, учился грести. Лишь только минуло Михаилу 10 лет, как отец стал его брать с собою на рыбную ловлю в Белое море и Северный океан. Это делалось не только потому, что Василий Дорофеевич хотел приучить своего сына к морю и воспитать из него доброго рыболова и моряка, но и потому еще, что отец просто нуждался в помощнике для своего дела. Мальчик был здоровый, крепкий и сильный, так что ж ему дома сидеть, у печки греться да с мачехой ссориться!

Во время этих трудных и продолжительных поездок - по четыре недели подряд и более - молодой Ломоносов знакомился с величественной и суровой природой Северного океана; при этом он не оставался только простым созерцателем диких красот далекого Севера; нет, весьма нередко отец и сын вынуждены бывали вступать в жестокую борьбу с разбушевавшимся океаном, в борьбу, которая могла закончиться только или победою над грозной стихией, или смертью их обоих. Очень вероятно, что в памяти Ломоносова ярко вставали картина за картиной его далекие странствия с отцом по бурному морю, когда он писал в 1762 году в оде на восшествие на престол Петра III:


Когда по глубине неверной
К неведомым брегам пловец
Спешит по дальности безмерной,
И не является конец,
Прилежно смотрит птиц полеты,
В воде и в воздухе приметы.
И как уж томную главу
На брег желанный полагает,
В слезах от радости лобзает
Песок и мягкую траву.

Михайло изведал каждый уголок Курострова с его многочисленными овражками, перелесками, ручьями и протоками, узнал историю многих мест. Неподалеку от высокого темного Ельника, вытянувшегося на северо-западе Курострова, Михаил видел остатки вала, сооруженного для отражения дольских военных отрядов, вторгшихся на Русский Север в 1613 г. Рядом находилось староверческое кладбище. Ближе к селеньям стояла небольшая часовенка, около которой виднелись могилы чудских князей, павших в битве в давние времена.

Но помимо того, что эти далекие плавания развивали и укрепляли в мальчике стойкость характера, волю и смелость, они давали ему возможность знакомиться с бытом северных обитателей, с их нравами и обычаями, со всевозможными промыслами и вообще наблюдать множество новых лиц, весьма различных по своему положению и кругозору.

Таким образом, хотя мальчик до двенадцати лет и не учился грамоте, но его естественные умственные способности отнюдь не были лишены развивающей их пищи. Ему приходилось сталкиваться с самыми разнообразными явлениями жизни и строить самостоятельно свои выводы. Так что можно с уверенностью сказать, что по своему умственному развитию в эти двенадцать лет Ломоносов стоял на несравненно высшей ступени, чем, например, какой-нибудь петербургский школьник, его сверстник, всю свою жизнь просидевший в каменном доме каменного города.

Первым учителем Ломоносова был крестьянин той же Куростровской волости Иван Шубной, сын которого Федот Иванович Шубин впоследствии, вероятно, не без содействия Ломоносова, состоял при Академии художеств.

Учение пошло легко, так что мальчик «через два года учинился, ко удивлению всех, лучшим чтецом в приходской своей церкви. Охота его до чтения на клиросе и за амвоном была так велика, что нередко бывал бит не от сверстников по летам, но от сверстников по учению за то, что стыдил их превосходством своим пред ними произносить читаемое к месту расстановочно, внятно, а притом и с особою приятностью и ломкостью голоса». Сначала любимым его чтением были «жития святых» (Путешествие академика Ивана Лепехина. СПб, 1804). Но как-то зайдя в дом односельчанина Христофора Дудина, он увидел в первый раз в своей жизни недуховные книги. Это были «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого. Как Ломоносов ни просил старика Дудина дать ему эти книги на несколько дней, дед оставался непреклонен и отвечал на все просьбы отказом. Тогда Ломоносов избрал другой путь. Он стал особенно ласков с тремя сыновьями старика, старался им всячески угодить, пока наконец не получил от них этих столь заманчивых книг. «От сего самого времени не расставался он с ними никогда, носил везде с собою и, непрестанно читая, вытвердил наизусть. Сам он потом называл их вратами своей учености».

Юный Ломоносов, с таким жаром накинувшийся на эти новые книги, не мог без посторонней помощи понять их содержания. А между тем жажда понять была очень велика! И вот он сидит по целым дням за книгами. Сварливая мачеха сердится и бранится, всячески старается «произвести гнев» в его отце, который становится на сторону своей жены и находит, что сын его предается действительно пустым занятиям. Любознательному юноше не остается ничего иного, как удалиться из дому в «уединенные и пустые места и терпеть стужу и холод». Вскоре Ломоносов выучил наизусть обе книги. Все то, что было им понято и усвоено, нисколько не удовлетворяло его любознательности, а скорее, напротив, возбуждало ее.

Историк Новиков в своем «Опыте исторического словаря о российских писателях» писал всего через семь лет после смерти Ломоносова, что главной побудительной причиной, заставившей Михаила Васильевича покинуть отчий дом и бежать в Москву, явилась страсть к стихам и сильное желание обучаться стихотворству. Эта любовь к стихотворной форме была возбуждена случайно попавшейся ему Псалтырью, «переложенной в стихи Симеоном Полоцким». Товарищ Ломоносова по Академии наук Штелин, в свою очередь, утверждает, что причиной бегства стала жажда научного знания. Священнослужитель, учивший Ломоносова грамоте, на вопросы его «обыкновенно отвечал ему, что для приобретения большого знания и учености требуется знать язык латинский, а ему не инде можно научиться, как в Москве, Киеве или Петербурге, что в сих только городах довольно книг на том языке. Долгое время питал он в себе желание убежать в который-нибудь из сказанных городов, чтоб отдаться там наукам».

Это объяснение кажется более вероятным, хотя возможно, что наряду с жаждой научного знания было и страстное желание обучиться стихотворному искусству. Нельзя сомневаться, что к бегству побуждали также тяжелые семейные условия и твердое намерение отца женить подрастающего парня, хотя бы даже против его воли.

В книге для записей поручителей в платеже податей за отлучившихся Куростровской волости сохранилась следующая отметка: «1730 года декабря 7-го дня отпущен Михаиле Васильев сын Ломоносов к Москве и к морю до сентября месяца предбудущего 1731 года, а порукою по нем в платеже подушных денег Иван Банев росписался».

Таким образом, бегство Ломоносова совершилось около 7 декабря 1730 года. Паспорт юноше удалось достать тайком, при помощи управлявшего тогда в Холмогорах земскими делами Ивана Васильевича Милюкова. Сосед Фома Шубной, вероятно, родственник первого учителя Ломоносова Ивана Шубного, снабдил его на дорогу полукафтаньем и тремя рублями денег в долг. Ни слова не сказав домашним о своем намерении, он отправился в путь «и дошел до Антониево-Сийского монастыря, в расстоянии от Холмогор по Петербургскому тракту во ста верстах, был в оном некоторое время, отправлял псаломническую должность; заложил тут взятое им у Фомы Шубного полукафтанье мужику емчанину, которого после выкупить не удалось, ушел оттоле в Москву, пристал на Сухареву башню обучиться арифметике, которой науки показалось ему мало, то пришел он к тогдашнему московскому архиерею, объявив себя поповским сыном, просил о принятии себя в Заиконоспасское училище для обучения словено-греко-латинских наук, куда был и принят».

Что отец Ломоносова действительно знал, где его сын и что он делает, - это не подлежит никакому сомнению, так как Михаил Васильевич сам говорил, что получил от отца не одно письмо с просьбою воротиться домой.

Таким образом, изучив различные источники, я могу делать вывод, что условия Русского Севера оказали значительное влияние на становление характера Ломоносова, на формирование его представлений и идеалов, выковали свободный характер будущего великого учёного.


Глава 2. Учёба вдали от дома.

На первых порах молодому человеку пришлось довольно тяжело в монастыре. Можно себе вообразить, в каком положении очутился высокий, статный юноша с пробивающимся пухом над верхней губой, когда поступил в низший класс школы и оказался товарищем малолетних школьников; представляю, с каким удивлением все эти малые ребята уставились на него, каким звонким, задорным и неудержимым смехом разразились все они, когда узнали, что этот здоровенный парень пришел зубрить вместе с ними латинскую азбуку! Шуткам, насмешкам и издевательствам, само собой разумеется, конца не было. Все прыгали вокруг него, кричали, хохотали, показывали на него пальцем: «Смотрите-де, какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться!» - как выразился сам Ломоносов, вспоминая об этом тяжелом для него времени. Конечно, психологически выдержать это было очень трудно!

Но подобные неприятности были весьма незначительны по сравнению с тою бедностью, в которой он очутился. В день выдавался всего один алтын жалованья. Из этой суммы он мог позволить себе истратить только денежку на хлеб, денежку на квас, а остальное уходило на бумагу, обувь и прочие нужды. Таким образом приходилось жить изо дня в день, без всякой надежды на улучшение в близком будущем, и это после того довольства, которым он пользовался в отцовском доме! А тут еще письма отца, постоянные усовещивания и просьбы возвратиться, понять, что для него же, для сына, он копил копейку за копейкой, кровавым потом наживал состояние, которое по смерти его расхитят чужие люди. Желая во что бы то ни стало вернуть сына, Василий Дорофеевич пишет ему, что такие-то и такие-то хорошие люди с радостью отдадут за него своих дочерей. Сколько соблазна! Недаром Ломоносов писал, вспоминая об этой тяжелой поре: «Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодоленную силу имели».

В Заиконоспасском монастыре Ломоносов принялся учиться с великой охотою и неослабевающей энергией. По прошествии первого полугодия его переводят уже из низшего класса во второй; затем, в том же году, - в третий класс. Через два года он уже настолько овладел языком древних римлян, что в состоянии был сочинять небольшие латинские стихотворения. «Тогда начал учиться по-гречески, а в свободные часы, вместо того чтобы, как другие семинаристы, проводить их в резвости, рылся в монастырской библиотеке. Находимые в оной книги утвердили его в языке словенском. Там же, сверх летописей, сочинений церковных отцов и других богословских книг, попалось в руки его малое число философических, физических и математических книг. Заиконоспасская библиотека не могла насытить жадности его к наукам, прибегнул к архимандриту с усиленною просьбою, чтоб послал его на один год в Киев учиться философии, физике и математике…», - рассказывает Штелин. На эту просьбу архимандрит ответил согласием и выдал ему деньги на проезд. Этот факт показывает, как уже в то время начальство училища серьезно смотрело на занятия Ломоносова. К сожалению, того, что он надеялся получить от Киевской академии, она ему не дала. Там все подчинила себе польская схоластика, и вместо положительных знаний, которых так жаждал юноша, он встретил здесь, правда весьма изощренные, но зато и достаточно бессодержательные, философские и богословские прения. В них, главным образом, и заключались все занятия в Академии. «Навостриться спорить» тут Ломоносов мог прекрасно, но не это манило его: не прошло и года, как он, разочарованный в Киевской школе, возвратился назад, в Москву, где его ожидали крупные события, открывшие наконец ему свободный доступ к изучению западноевропейской науки.

Памятниками ученических годов Ломоносова в Москве остались, во-первых, стихи, которые он должен был сочинить в наказание за какой-то школьнический проступок:

Услышали мухи
Медовые духи,
Прилетевши сели,
В радости запели.
Егда стали ясти,
Попали в напасти,
Увязли-бо ноги.
Ах, плачут убоги:
Меду полизали,
А сами пропали.

А во-вторых - учебник, написанный рукою Ломоносова и находящийся ныне в Румянцевском музее в Москве. Это учебник по риторике на латинском языке.

Глава 3. Литературная деятельность М.В.Ломоносова.

Для своих современников Ломоносов был прежде всего поэтом. Первые поэтические произведения Ломоносова были присланы им еще из-за границы, при "Отчетах" в Академию Наук: французский перевод в стихах "Оды Фенелона" (1738) и оригинальная "Ода на взятие Хотина" (1739). В сущности этим начиналась новая русская литература, новыми размерами стиха, с новым языком. Славу поэта Ломоносов приобретает по возвращении своем из-за границы; оды его с этого времени быстро следуют одна за другой, одновременно с обязательными для него переводами на русском языке различных "приветствий". Со вступлением на престол Елизаветы Петровны поэтическая деятельность Ломоносова ставится в несравненно более счастливые условия: его похвалы делаются вполне искренними.

В 1747 г., после утверждения императрицей Елизаветой нового устава для Академии Наук и Академии Художеств, Ломоносов пишет оду: "Радостные и благодарственные восклицания Муз Российских", где, по выражению Мерзлякова , "дышит небесная страсть к наукам"; поэт прославляет императрицу за покровительство наукам и искусствам и вместе воспевает Петра Великого и науки, "божественные чистейшего ума плоды"; здесь же он обращается к новому поколению России, призывая его к просвещению, наукам. Одами приветствует Ломоносов и Екатерину II, сравнивая новую императрицу с Елизаветой и выражая надежду, что Екатерина II "златой наукам век восставит и от презрения избавит возлюбленный Российский род". Он приветствует начинания Екатерины в пользу русского просвещения и воспитания. Кроме торжественных од, Ломоносов уже с 1741 г. поставляет стихотворные надписи на иллюминации и фейерверки, на спуск кораблей, маскарады. Он пишет по заказу даже трагедии ("Тамира и Селим", 1750; "Демофонт", 1752), проводя, при каждом случае, свою основную идею: необходимость для России образования, науки.

Лучшими поэтическими произведениями Ломоносова были духовные оды. Уже к 1743 г. относятся оды: "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого сияния" и "Утреннее размышление о Божием величестве", полные религиозного чувства и вместе с тем свидетельствующие о научных интересах автора. "Вечернее размышление", по словам самого Ломоносова, содержит его "давнейшее мнение, что северное сияние движением эфира произведено быть может". Истинным поэтом Ломоносов был и в тех случаях, когда в стихах касался "любезного отечества". Это именно и придавало в его глазах цену его поэтическим произведениям, возвышало их над "бедным рифмичеством".

Значительное место в поэзии Ломоносова занимает тема войны и мира. Поэт-патриот прославляет величие России, ее победы над врагами, гордится ратными подвигами своего народа. Выразительно описывает он те ужасы, какие приносит народам война:

... - кровавая война!

Которое от ней не стонет государство?

Которая от ней не потряслась страна?

Где были созданы всходящи к небу храмы

И стены - труд веков и многих тысяч пот,

Там видны лишь одне развалины и ямы,

При коих тучную имеет пасству скот.

О коль мучительна родителям разлука,

Когда дают детей, чтобы пролить их кровь!

В 1747 г. Ломоносов переработал и расширил свою «Риторику», а в 1748 г. издал ее под названием «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика». С выходом в свет этой книги в России появилось первое руководство по теории литературы и ораторскому искусству. «Риторика» Ломоносова была высоко оценена современниками, в частности Татищевым. Она стала настольной книгой для нескольких поколений русских людей.

Не меньшее значение в истории русской культуры; имела «Российская грамматика» Ломоносова. «Российская грамматика» вышла в свет в 1757 г. и выдержала четырнадцать изданий, не потеряв научного значения и до нашего времени.

В этой работе великий ученый впервые в истории отечественного языкознания разработал важнейшие проблемы этой области знаний, дал свод правил русского литературного языка того времени, учитывая многообразие его стилей.

Ломоносов первым оценил богатство, необыкновенную гибкость, выразительность и красоту великого русского языка. В посвящении к «Российской грамматике» он указывал, что русский язык не только не уступает ни одному европейскому по своему природному изобилию, силе и красоте, а более того, превосходит каждый из этих языков. «Повелитель многих языков, язык Российский, - писал Ломоносов, - не только обширностью мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе.

Литературное творчество Ломоносова очень разнообразно по своим жанрам; видное место в нем занимают широко распространенные в XVIII в. оды, стихотворные надписи, ораторская проза.

Ломоносов одним из первых в русской поэзии сделал попытку создать героическую поэму, им написаны две трагедии.

Литературное творчество Ломоносова проникнуто идеями просвещения, стремлением возвеличить свою родину. Ломоносов писал оды по заказу двора, они были данью времени, но вместе с тем он выступает в них как просветитель, стремящийся подчеркнуть необходимость тесной связи науки с жизнью, в чем он видел залог экономического и культурного расцвета страны. Особенно четко эта тема звучит в «Оде на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизавет Петровны 1747 года».

Много внимания уделено в поэзии Ломоносова раскрытию образа Петра I, преобразователя России. В 1761 г. вышла в свет поэма Ломоносова «Петр Великий», которая явилась одной из первых попыток создания русской героической поэмы. Этой же теме посвящено «Слово похвальное блаженныя памяти государю императору Петру Великому», произнесенное Ломоносовым в публичном собрании Академии наук 26 апреля 1755 г. и в том же году опубликованное. Оно является одним из лучших образцов ораторской прозы великого ученого.

Глава 4. Анализ оды «На день восшествия…»

Одним из наиболее известных произведений Ломоносова стала ода «На день восшествия Елизаветы Петровны». Ломоносов начинает ее с прославления мира:

Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!

Благословенный край рисует нам автор, и эта благодать была принесена в Россию царствованием Елизаветы Петровны. Ведь с Елизаветой войны, которые вела Россия прежде, прекратились.

Когда на трон она вступила,
Как Высший подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец.

Славные дела Елизаветы, наводят автора на мысль о другом великом правителе - Петре I. Ломоносов восхищается этим великим человеком столько сделавшим для России:

Послал в Россию человека,
Каков не слыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчану,
Россию, варварству попрану,
С собой возвысил до небес.

Описывая Петра I, Ломоносов прибегает к античной мифологии. Образы Марса и Нептуна используются им для обозначения войны и моря, что придает еще больше торжественности оде.
Ода «На день восшествия Елизаветы Петровны» не только похвала императрице, но и наставление ей. Россия, которую хочет видеть Ломоносов, - великая страна, она могущественна, мудра и пребывает в мире, но главное - такое будущее возможно, если Россия будет пресвященной державой, существование которой невозможно без просвещенного монарха. В отступлении к эпохе Петра I Ломоносов словно говорит Елизавете, что она должна взять пример со своего отца и продолжить его великие дела, в частности способствовать развитию науки, как это делал ее отец:

…Божественны науки
Чрез горы, реки и моря,
В Россию простирали руки…

Автор говорит в оде о красоте и величии своей родины, недра которой хранят неисчерпаемые богатства:
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей цветет.

Такая огромная страна, просторы которой простираются от западных равнин, через Урал и Сибирь на Дальний Восток, нуждается в образованных людях. Ведь только люди, знающие люди смогут раскрыть все природные богатства России:

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих!
Дерзайте, ныне ободрены,
Реченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

В этих строках поэт также обращает внимание читателей на то, что русская земля способна дать умы, равные тем, «каких зовет от стран чужих!». Он дает понять, что Россия богата не только природными ресурсами, но и способными людьми. Людьми, которые могут не только впитать науку, но и посеять свои плоды. Естественным продолжением оды становятся строки:

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде, -
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и на едине,
В покое сладки и в труде.

Читая эти строки, нельзя не согласиться с автором. Человек, не имеющий знаний, не только неинтересен и скучен сам по себе, он еще ведет такую же жизнь. Не имея знаний, человек не способен развиваться духовно, поэтому, воспевая науку, автор воспевает и человеческую душу. Прославление человека, его души и гения есть основная мысль оды, она является связующей нитью. Наука и знание связывают не только поколения, но и народы. Знание есть основополагающий принцип всего.
Ода Ломоносова есть нечто большее, чем просто литературное произведение - это послание. Послание не только императрице и современникам, но и потомкам. Прекрасный пример того, что потомки следовали его заветам, - государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова.

Таким образом, я увидела, что первые годы учёбы дались Ломоносову очень нелегко, но превозмогая все преграды, этот человек неуклонно шел к свой цели!





Заключение.

Задумываясь о своем будущем, буквально каждый человек представляет себя успешным и счастливым. Вкладывая собственное видение в каждое из понятий, любой живущий на Земле редко формулирует свои мысли и цели четко, продолжая рисовать перед собой довольно размытые картины. Обычно счастье и успех нам представляются в различных образах, которые ассоциируются с определенными благами.

Но, как правило, ни одно из благ не есть сама Цель, являясь лишь атрибутом успеха. Это следует понимать, определяя свой жизненный Путь. Четко сформулированные цели в жизни человека - это половина пути к их достижению. Яркий пример достижения поставленной цели - жизнь и деятельность М.В.Ломоносова. Ему была уготована жизнь простого рыбака, каких было много там, где он жил! Но он пошёл наперекор судьбе, пешком с рыбацким обозом! И ничто и никто не свернули его с пути!

Жажда научного знания, всецело завладевшая пылкой и страстной душой молодого человека, заставляла его забывать обо всех неприятностях и лишениях, которые приходилось терпеть изо дня в день, и, не колеблясь, бесстрашной рукой порывать все связи со своим прошедшим. И вряд ли в это время юный Ломоносов знал, куда приведет его путь, избранный им; вряд ли даже жила в нем твердая уверенность, что, отдавшись своему влечению к науке, он сделает свое будущее лучшим и более светлым, чем было его прошедшее. Вероятнее всего, что даже в мечтах увлекающегося юноши образ заманчивого будущего не находил определенных очертаний и красок. Мечты - в какую бы несбыточную и фантастическую область ни уносили нас - всегда держатся на фундаменте реальных фактов прошедшего. А Ломоносов, порвав с прошедшим, вступил в совершенно новую для него жизнь, ни условий, ни форм проявления которой он тогда еще не знал. Отсюда становится понятным, в каких неопределенных и спутанных контурах выступало перед ним это далекое будущее. Но неопределенное и неясное не имеет в себе достаточно силы, чтобы человек решился сделать шаг, могущий резко изменить все направление его жизни. Если бы нашим юношей руководили соображения о будущем, мечты о карьере ученого, то, наверное, из этих туманных мыслей и эгоистических волнений ничего бы не вышло. В том-то вся и суть, что Ломоносовым руководила живая и напряженная страсть - жажда научного знания. Эта беззаветная любовь к науке, наполнявшая пылкую душу здорового парня, подчинила себе все его существо. Для юноши знание само по себе являлось единственной целью, оно порождало все его стремления и давало им высшее и законченное удовлетворение.

И хочется заметить, что сын рыбака вовсе не был мечтательным «баловнем судьбы», никогда не имевшим надобности вступать в реальную жизнь с ее напряженной и грубой борьбой за существование. Нет, совсем напротив, молодой Ломоносов с десятилетнего возраста окунулся в эту суровую школу жизни, отроком уже являлся ответственным представителем интересов семьи и отлично усвоил себе практическую сметку, чуждую всякой сентиментальности и неразборчивой доверчивости. Для него мир вовсе не был окрашен в розовые тона и отнюдь не состоял из одних добродетельных и благодушных людей. В ту ночь, когда смельчак обдумывал свой побег из отчего дома и горячее сердце юноши трепетало от сладкой истомы охватившего его желания, он, наверное, крепко поразмыслил о том, на что решается, и совершенно отчетливо нарисовал себе те нужду и горе, с которыми ему неизбежно придется встретиться. Но желание было слишком интенсивно, чтобы могло померкнуть от созерцания этих мрачных картин.

Такова была благородная, высокая и бескорыстная страсть, овладевшая всем существом молодого человека. Она явилась как бы откликом на прекрасную и плодотворную мысль Петра Великого о необходимости для России широкого образования; она, эта страсть, и создала того серьёзного русского ученого, в котором так нуждалась в то время Россия и о котором великий реформатор мечтал как о венце своих забот по развитию наук в нашем отечестве.












Список использованной литературы.

1. Андреев-Кривич С. А. Повесть о великом поморе. / Равич Н. - Архангельск, 1986..

2. Белявский М. Т. . . Всё испытал и всё проник. -М., 1990.

3. Лебедев Е. Н. Михаил Васильевич Ломоносов. Ростов н/д., 1997.

4. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нём. - М., 1989. (Открытия и судьбы. Летопись научно-технической мысли России в лицах и документах).

5. Ломоносов в портретах, иллюстрациях, документах / Сост. В. Л. Ченакал. - М.; Л., 1965.

6. Ломоносов и русская литература / Отв. ред. АС. Курилов.-М., 1987.

7. Морозов А. А. IОность Ломоносова, - Архангельск, 1953.

8. Селезнёв А. Г. Михайло Ломоносов. 17 11-1765. - Архангельск, 1969

9. Черняховский Ф. И. Михайло Васильевич Ломоносов. 1711- 1961.-Архангельск, 1961.

10. Щеблыкин И. П. Михаил Ломоносов: Книга для учащихся. - М., 1993.- (Биография писателя).














Приложение №1. АНКЕТА о М.В.Ломоносове.








Приложение №2.



Ода


на день восшествия на престол Ее величества государыни императрицы


Елисаветы Петровны 1748 года


Заря багряною рукою
От утренних спокойных вод
Выводит с солнцем за собою
Твоей державы новый год.
Благословенное начало
Тебе, богиня, воссияло.
И наших искренность сердец
Пред троном вышнего пылает,
Да счастием твоим венчает
Его средину и конец.

Да движутся светила стройно
В предписанных себе кругах,
И реки да текут спокойно
В тебе послушных берегах;
Вражда и злость да истребится,
И огнь и меч да удалится
От стран твоих и всякий вред;
Весна да рассмеется нежно,
И земледелец безмятежно
Сторичный плод да соберет.

С способными ветрами споря,
Терзать да не дерзнет борей
Покрывшего судами моря,
Пловущими к земли твоей.
Да всех глубокий мир питает;
Железо браней да не знает,
Служа в труде безмолвных сел.
Да злобна зависть постыдится,
И славе свет да удивится
Твоих великодушных дел.

Священны да хранят уставы
И правду на суде судьи,
И время твоея державы
Да ублажат рабы твои.
Соседы да блюдут союзы;
И вам, возлюбленные музы,
За горьки слезы и за страх,
За грозно время и плачевно
Да будет радость повседневно,
При Невских обновясь струях.

Годину ту воспоминая,
Среди утех мятется ум!
Еще крутится мгла густая,
Еще наносит страшный шум!
Там буря искры завивает,
И алчный пламень пожирает
Минервин с громким треском храм!
Как медь в горниле, небо рдится!
Богатство разума стремится
На низ к трепещущим ногам!

Дражайши музы, отложите
Взводить на мысль печали тень;
Веселым гласом возгремите
И пойте сей великий день,
Когда в отеческой короне
Блеснула на российском троне
Яснее дня Елисавет;
Как ночь на полдень пременилась,
Как осень нам с весной сравнилась,
И тьма произвела нам свет.

В луга, усыпанны цветами,
Царица трудолюбных пчел,
Блестящими шумя крылами,
Летит между прохладных сел;
Стекается, оставив розы
И сотом напоенны лозы,
Со тщанием отвсюду рой,
Свою царицу окружает
И тесно вслед ее летает
Усердием вперенный строй.

Подобным жаром воспаленный
Стекался здесь российский род,
И радостию восхищенный,
Теснясь, взирал на твой приход.
Младенцы купно с сединою
Спешили следом за тобою.
Тогда великий град Петров
В едину стогну уместился,
Тогда и ветр остановился,
Чтоб плеск всходил до облаков.

Тогда во все пределы света
Как молния достигнул слух,
Что царствует Елисавета,
Петров в себе имея дух.
Тогда нестройные соседы
Отчаялись своей победы
И в мысли отступали вспять.
Монархиня, кто россов знает
И ревность их к тебе внимает,
Помыслит ли противу стать?

Что Марс кровавый не дерзает
Руки своей простерти к нам,
Твои он силы почитает
И власть, подобну небесам.
Лев ныне токмо зрит ограду,
Чем путь ему пресечен к стаду.
Но море нашей тишины
Уже пределы превосходит,
Своим избытком мир наводит,
Разлившись в западны страны.

Европа, утомленна в брани,
Из пламени подняв главу,
К тебе свои простерла длани
Сквозь дым, курение и мглу.
Твоя кротчайшая природа,
Чем для блаженства смертных рода
Всевышний наш украсил век,
Склонилась для ее защиты,
И меч твой, лаврами обвитый,
Не обнажен, войну пресек.

Европа и весь мир свидетель,
Народов разных миллион,
Колика ныне добродетель
Российский украшает трон.
О как сие нас услаждает,
Что вся вселенна возвышает,
Монархиня, твои дела!
Народов твоея державы
Различна речь, одежда, нравы,
Но всех согласна похвала.

Единым гласом все взываем,
Что ты защитница и мать,
Твои доброты исчисляем,
Но всех не можем описать.
Когда воспеть щедроты тщимся,
Безгласны красоте чудимся.
Победы ль славить мысль течет,
Как пали готы пред тобою?
Но больше мирною рукою
Ты целой удивила свет.

Весьма необычайно дело,
Чтоб всеми кто дарами цвел:
Тот крепкое имеет тело,
Но слаб в нем дух и ум незрел;
В другом блистает ум небесный,
Но дом себе имеет тесный,
И духу сил недостает.
Иной прославился войною,
Но жизнью мир порочит злою
И сам с собой войну ведет.

Тебя, богиня, возвышают
Души и тела красоты,
Что в многих разделясь блистают,
Едина все имеешь ты.
Мы видим, что в тебе единой
Великий Петр с Екатериной
К блаженству нашему живет.
Похвал пучина отворилась!
Смущенна мысль остановилась,
Что слов к тому недостает!

Однако дух еще стремится,
Еще кипит сердечный жар,
И ревность умолчать стыдится:
О муза, усугубь твой дар,
Гласи со мной в концы земные,
Коль ныне радостна Россия!
Она, коснувшись облаков,
Конца не зрит своей державы;
Гремящей насыщенна славы,
Покоится среди лугов.

В полях, исполненных плодами,
Где Волга, Днепр, Нева и Дон,
Своими чистыми струями
Шумя, стадам наводят сон,
Седит и ноги простирает
На степь, где Хину отделяет
Пространная стена от нас;
Веселый взор свой обращает
И вкруг довольства исчисляет,
Возлегши лактем на Кавказ.

Се нашею, рекла, рукою
Лежит поверженный Азов;
Рушитель нашего покою
Огнем казнен среди валов.
Се знойные Каспийски бреги,
Где, варварски презрев набеги,
Сквозь степь и блата Петр прошел,
В средину Азии достигнул,
Свои знамена там воздвигнул,
Где день скрывали тучи стрел.

В моей послушности крутятся
Там Лена, Обь и Енисей,
Где многие народы тщатся
Драгих мне в дар ловить зверей;
Едва покров себе имея,
Смеются лютости борея;
Чудовищам дерзают вслед,
Где верьх до облак простирает,
Угрюмы тучи раздирает,
Поднявшись с дна морского, лед.

Здесь Днепр хранит мои границы,
Где гот гордящийся упал
С торжественныя колесницы,
При коей в узах он держал
Сарматов и саксонов пленных,
Вселенну в мыслях вознесенных
Единой обращал рукой.
Но пал, и звук его достигнул
Во все страны, и страхом двигнул
С Дунайской Вислу быстриной.

В стенах Петровых протекает
Полна веселья там Нева,
Венцем, порфирою блистает,
Покрыта лаврами глава.
Там равной ревностью пылают
Сердца, как стогны все сияют
В исполненной утех ночи.
О сладкий век! О жизнь драгая!
Петрополь, небу подражая,
Подобны испустил лучи.

Сие Россия восхищенна
В веселии своем гласит:
Москва едина на колена
Упав перед тобой стоит,
Власы седые простирает,
Тебя, богиня, ожидает,
К тебе единой вопия:
Воззри на храмы опаленны,
Воззри на стены разрушении;
Я жду щедроты твоея.

Гряди, краснейшая денницы,
Гряди, и светлостью лица
И блеском чистой багряницы
Утешь печальные сердца,
И время возврати златое.
Мы здесь в возлюбленном покое
К полезным припадем трудам.
Отсутствуя, ты будешь с нами:
Покрытым орлими крилами
Кто смеет прикоснуться нам?

Но если гордость ослепленна
Дерзнет на нас воздвигнуть рог,
Тебе, в женах благословенна,
Против ее помощник бог.
Он верьх небес к тебе преклонит
И тучи страшные нагонит
Во сретенье врагам твоим.
Лишь только ополчишься к бою,
Предъидет ужас пред тобою,
И следом воскурится дым.

Конец 1748 г.















ЗАЩИТА

Слайд «300-летию…»

300 лет отделяет нас от даты рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Его имя и дело шагнуло далеко вперёд, через целые поколения, опережая время, и стало национальной идеей страны.

Я учусь в 9 Б классе средней школы п.Синегорье. В научно-практической конференции участвую впервые.

Слайд «Тема …»

Название моей работы - «Ломоносов - учёный и литератор».

Слайд «Гипотеза…»

Гипотеза : М. В. Ломоносов в своё время в большей степени был известен как поэт.

Слайд «Жизнь и творчество»

Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения.

Всем известны разносторонние дарования этого человека, его многочисленные открытия, широта его деятельности (исследования в области химии и физики, навигации и мореплавания, астрономии, истории, права, филологии).

А ещё он был настоящим патриотом своего Отечества. Поэтому для меня эта тема актуальна.

Когда я узнала о юбилее М.В.Ломоносова, то вспомнила, что он был учёным в разных областях науки, но больше всего Ломоносов заинтересовал меня как литератор. Для начала я решила узнать, а что знают о Ломоносове мои сверстники?

Слайды - результаты анкеты.

В связи с этим я провела анкету, в которой приняли участие 52 ученика 9-11 классов, и выяснила, что большинство учеников считает Ломоносова учёным в области физики, литературы, химии и математики.

















2-ой слайд анкеты.

На вопрос, в каком возрасте узнали о Ломоносове, 30 человек ответили - в возрасте от 7 до 10 лет.





3-ий слайд анкеты.

Далее я узнала, что большинство детей узнали о Ломоносове в школе.





До десяти лет Ломоносов вёл жизнь, похожую на жизнь его сверстников: помогал родителям по хозяйству, играл в бабки и городки, зимой катался на санках, летом собирал грибы и ягоды, купался, учился грести. Затем отец стал брать его с собой на рыбную ловлю в Белое море и Северный океан. Он хотел приучить своего сына к морю и воспитать из него доброго рыболова и моряка.

Но жизнь и судьба Михаила Васильевича сложилась иначе.

Историк Новиков в своём «Опыте исторического словаря о российских учёных» писал, что главной побудительной причиной, заставившей Михаила Васильевича покинуть отчий дом и бежать в Москву, явилась страсть к стихам и сильное желание обучаться стихотворству.


Слайд «Ломоносов - создатель…»

В сфере русской поэзии Ломоносов является, главным образом, чисто формальным реформатором: преобразователем литературного языка и стиха, ввёдшим новые литературные формы. Он вполне осознал, что литература не может идти вперёд без правильности в языке и стихе, без литературных форм.

Он явился подлинным создателем и основоположником русского поэтического языка в России.

Слайд «Важнейшими его т рудами были…»

Важнейшими его трудами этого рода были:

-"Рассуждение о пользе книги церковной в российском языке" и

- "Письмо о правилах российского стихотворства", где излагает знаменитую теорию «трех штилей».

Слайд «Теория трёх штилей».

Деление стилей на «высокий», «средний» и «низкий» существовало в поэтике, начиная с античности. Суть исследований Ломоносова заключалась в том, что была показана зависимость стиля речи от количества в ней церковно-славянских слов.

Для своих современников Ломоносов был прежде всего поэтом. Его первые поэтические произведения были присланы им еще из-за границы, при "Отчетах" в Академию Наук: французский перевод в стихах "Оды Фенелона" и оригинальная "Ода на взятие Хотина". Этим начиналась новая русская литература, новыми размерами стиха, с новым языком и новым содержанием.

Славу поэта Ломоносов приобретает по возвращении из-за границы; оды с этого времени быстро следуют одна за другой.

Со вступлением на престол Елизаветы Петровны поэтическая деятельность Ломоносова ставится в счастливые условия: его похвалы делаются вполне искренними. В 1747 г., после утверждения императрицей Елизаветой нового Устава для Академии Наук и Академии Художеств, Ломоносов пишет оду "Радостные и благодарственные восклицания Муз Российских", где "дышит небесная страсть к наукам". Поэт прославляет императрицу за покровительство наукам и искусствам и вместе воспевает Петра Великого и науки. Здесь же он обращается к новому поколению России, призывая его к просвещению, наукам. Одами приветствует Ломоносов и Екатерину II, сравнивая новую императрицу с Елизаветой и выражая надежду, что Екатерина II



"златой наукам век восставит

и от презрения избавит

возлюбленный Российский род".

Он приветствует начинания Екатерины в пользу русского просвещения и воспитания. Кроме торжественных од , Ломоносов поставляет стихотворные надписи на иллюминации и фейерверки, на спуск кораблей, маскарады. Он пишет по заказу даже трагедии "Тамира и Селим", Демофонт", проводя при каждом случае свою основную идею: необходимость для России образования, науки.


Слайд №Ода на день восшествия…»

Одним из наиболее известных произведений Ломоносова стала ода

«На день восшествия Елизаветы Петровны». Оду можно назвать «типичной»

для Ломоносова.

Слайд «Анализ оды»

Она состоит из 3-х частей: в первой поэт обращается к императрице и призывает на помощь муз; вторая часть - самая большая - посвящена собственно прославлению Елизаветы; а в третьей Ломоносов просит императрицу о помощи. Это традиционная одическая композиция, восходящая еще к античному гимну.

Слайд «Картина природы»



Он начинает ее с прославления мира:

Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!

Благословенный край рисует нам автор, и эта благодать была принесена в Россию царствованием Елизаветы Петровны. Ведь с Елизаветой войны, которые вела Россия прежде, прекратились.

Слайд «Когда на трон она вступила…»- с портретом Елизаветы.

Когда на трон она вступила,
Как Высший подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец.

Ломоносов словно говорит Елизавете, что она должна взять пример со своего отца и продолжить его великие дела, в частности - способствовать развитию науки, как это делал ее отец - Пётр Первый.

…Божественны науки
Чрез горы, реки и моря,
В Россию простирали руки…

Слайд «Воззри на горы…» - без картинки.

Автор говорит в оде о красоте и величии своей родины, недра которой хранят неисчерпаемые богатства:

Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей цветет.

Такая огромная страна, просторы которой простираются от западных равнин, через Урал и Сибирь на Дальний Восток, нуждается в образованных людях. Ведь только знающие люди смогут раскрыть все природные богатства России:

Слайд «О вы, которых ожидает…»

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих!
Дерзайте, ныне ободрёны,
Реченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!

Читая эти строки, нельзя не согласиться с автором. Человек, не имеющий знаний, неинтересен и скучен, не способен развиваться духовно, поэтому, воспевая науку, автор воспевает и человеческую душу. Прославление человека, его души и гения есть основная мысль оды, она является связующей нитью. Наука и знание связывают не только поколения, но и народы. Знание есть основополагающий принцип всего.
Ода Ломоносова - больше, чем просто литературное произведение - это послание. Послание не только императрице и современникам, но и потомкам.

Прекрасный пример того, что потомки следовали его заветам, - это Государственный Университет имени Михаила Васильевича Ломоносова в Москве.

Слайд «Заключение».

Итак, в ходе своей работы я выяснила, что Ломоносов был гениальным русским учёным, писателем и поэтом, и выявила, что в своё время он в большей степени был известен как поэт.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что полученные данные могут быть использованы для работы учителей-предметников, классных руководителей с учащимися, семьёй. Возможно использование материала данной работы на факультативах и элективных курсах.







© 2010-2022