Конспект урока Второстепенные члены предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения».

Цели урока:

образовательная: закрепить знания учащихся о подлежащем и сказуемом, умение безошибочно находить главные члены предложения; познакомить учащихся с видами предложений по наличию второстепенных членов, а также с второстепенными членами предложения.

развивающая - развивать коммуникативные навыки учащихся (через работу в группах), развивать творческие способности учащихся.

воспитательная: формировать внимательное отношение к окружающим, развивать культуру поведения, речевой этикет.

Оборудование урока: карточки с заданиями, наглядный материал.

Эпиграфы к уроку:

Настоящая роскош_ это роскош_ человеческого общения.

Антуан Экзюпери, французский писатель.

Ничто (не) обходит(?)ся нам так дёш_во и (не) ценит(?)ся так дорого, как вежливость и д_брота.

Мигель де Сервантес, испанский писатель.


  1. Вступительное слово учителя, повторение.

Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами будем говорить о распространенных и нераспространённых предложениях, о второстепенных членах предложения и о….догадайтесь сами, прочитав эпиграфы к уроку. Конечно, о вежливости и о правилах общения.

- спишите эпиграфы, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

- объясните, как вы поняли эпиграфы.

Наверное, у каждого человека бывают моменты, когда ему хочется побыть одному, но никто не захочет продлить это одиночество на всю жизнь. Потому что человек вне общества утрачивает главное - радость общения с другими людьми.

- как же надо общаться друг с другом, чтобы общение принесло радость и удовольствие? Сформулируйте правила общения, используя побудительные предложения (записать на доске). Например: внимательно слушай собеседника; не перебивай говорящего; не повышай голос; будь доброжелательным и приветливым.

2. Словарная работа.

А какие слова помогают установить доброжелательный контакт с собеседником? Давайте вспомним эти слова, заканчивая стихотворные строки (можно хором), запишем их в тетрадь:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого - Спасибо.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит - Добрый день.

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь, - Здравствуйте.

Когда нас бранят за шалости

Говорим - Простите, пожалуйста.

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят - До свидания.

Проверьте, правильно ли вы записали эти слова, подчеркните «ошибкоопасные места».

- какие ещё слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности вы знаете? (до скорой встречи, будьте добры, прошу вас, благодарю вас).

- а как можно назвать правила поведения и общения одним словом? (этикет).

Запись в тетрадь: Этикет это правила поведения и общения.

- правильно ли записано предложение? где я допустила ошибку? когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

3. Лингвистический эксперимент.

- выпишите из этого предложения только его грамматическую основу.

- сравните два предложения, какое из них более информативно, содержит больше информации? за счёт чего?

- что такое второстепенные члены предложения? (члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого).

- как называются предложения, которые состоят только из подлежащего и сказуемого? как называются предложения, в которых есть второстепенные члены предложения?

4. Работа в группах. Распространить предложения подходящими по смыслу словами, опираясь на вопросы в скобках. Прочитать, что получилось, сравнить с авторским текстом. А чтобы работа двигалась быстрее, разделимся на группы. Только не забывайте о правилах общения!

За (каким?) полем, за (каким?) лесом, за (какой) дорогой есть (какой?) город. Дома в нём сложены из (чего?). Крыши (какие?). На (каких?) башнях вертятся флюгерные петушки. Все (какие?) жители (как? каким образом?) вежливы (с кем?). Даже собаки стесняются тут (как?) лаять, а щенки протягивают (что?) (кому?). (Из сказки «Азбука вежливости» Людмилы Васильевой - Гангнус)

Флюгерные - вращающиеся от ветра.

Авторский вариант: За чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой есть сказочный город. Дома в нём сложены из шоколада. Крыши леденцовые. На пряничных башнях вертятся флюгерные петушки. Все городские жители сказочно вежливы с незнакомцами. Даже собаки стесняются тут громко лаять, а щенки протягивают лапу прохожим.

- итак, прочитайте два текста, какой из них более точный, выразительный? Почему?

5. Конструирование предложений.

Давайте составим схему 5 предложения и посмотрим, какие члены предложения распространяют (поясняют, дополняют) второстепенные члены предложения.

Жители вежливы

все городские сказочно с незнакомцами

- прочитайте главные члены предложения, второстепенные. На какие вопросы могут отвечать второстепенные члены предложения? Чем могут быть выражены? Какие члены предложения могут пояснять? что обозначают?

У каждого второстепенного члена предложения есть своё название: дополнение, определение, обстоятельство. У каждого второстепенного члена предложения есть своё условное обозначение (учитель подчёркивает их). В нашем предложении есть все второстепенные члены предложения (подчёркивает).

- расскажите, что вы узнали о дополнении, обстоятельстве, определении из составленной нами схемы? (на какие вопросы отвечает, чем выражено, к какому члену предложения относятся, что обозначают?)

6. Закрепление (работа в группах).

Задание: подготовить рассказ о главных и второстепенных членах предложения по плану (должен ответить каждый член группы):

  1. Что обозначает?

  2. На какие вопросы отвечает?

  3. Какими частями речи может быть выражено?

  4. К какому члену предложения относится?

Остальные, слушая выступление, заполняют таблицу.

  1. Закрепление.

Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.

Одно предложение разбирается всем классом, другие - самостоятельно, группами.

Сердечное слово до сердца доходит.

Доброго человека в красный угол сажают.

Стол спасибом красится.

От улыбки в небе радуга проснется.

Слово можно в разящий свинец перелить.

  1. Итоги, выводы:

- Какою была тема нашего урока?

- Какие предложения называются распространёнными, нераспространёнными?

- Что такое второстепенные члены предложения? Какова их функция?

- Перечислите названия второстепенных членов предложения.

- Что нужно учитывать, чтобы правильно определить член предложения?

- Как нужно общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость?

При общении друг с другом помните, что

На доброе слово

Не надо скупиться.

Сказать это слово -

Что дать напиться.

Со словом обидным -

Нельзя торопиться,

Чтоб завтра

Себя самого не стыдиться.

(Н. Рыленков).

Дом задание. Заполнить таблицу «Второстепенные члены предложения» (пар. 57, 58, 59)


© 2010-2022