- Преподавателю
- Русский язык и литература
- РП Тайны текста
РП Тайны текста
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Доманова Е.В. |
Дата | 13.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Программа курса "Тайны текста" предназначена для углублённого изучения русского языка в 10-х классах в классах с расширенной подготовкой по русскому языку и литературе.
Основными задачами элективного курса «Тайны текста» являются:
- обобщение, расширение и углубление знаний учащихся о тексте и его важнейших признаках; о функционально-смысловых типах и функционально-стилистических разновидностях речи ( стилях); о выразительных возможностях ( средствах выразительности) русского языка и его стилистических ресурсах;
- закрепление и активизация умений и навыков, связанных с содержательным, типологическим, функционально-стилистическим и собственно языковым анализом текстов различной стилистической и жанровой отнесенности;
- закрепление и совершенствование навыков информационной переработки текстов и создание собственных речевых произведений различных типов и жанров;
- совершенствование навыков работы со справочной литературой;
- обогащение лексического запаса учащихся, закрепление и расширение навыков речевого самоконтроля школьников ( в том числе в области использования выразительных средств русского языка);
- развитие творческих способностей учащихся;
- подготовка старшеклассников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, поступлению в вузы.
Содержание элективного курса соответствует основным направлениям современной концепции образования в области родного языка и требованиям государственного стандарта для профильной школы.
В программе обращается внимание на воспитание культуры чтения и восприятия художественного текста. Курс направлен как на интеллектуальное, так и на духовно-нравственное развитие учащихся. Комплексная работа с текстом способствует осуществлению взаимосвязи в изучении русского языка и литературы. Функциональный подход к рассмотрению языковых явлений предполагает проведение наблюдения над тем, как употребляются лексические, грамматические средства языка в текстах разных стилей, в том числе в произведениях художественной литературы.
Работа по этому курсу предусматривает обязательное применение активных методов обучения ( уроков-семинаров, уроков - практикумов, уроков- исследований и т.д.) и использование проектно-исследовательских технологий, предполагающих организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников с помощью приемов, направленных на развитие и совершенствование творческих способностей старшеклассников ( творческие лаборатории, подготовка к защите проектов и др.)
Программа курса рассчитана на 34 часа.
При составлении поурочного планирования по курсу "Тайны текста" принималось во внимание решение следующих задач:
-
освоение обучающимися знаний о методах творческой деятельности, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
-
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, сопоставления профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
-
развитие способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач, к анализу трудового процесса в ходе проектировочной деятельности, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
-
воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда; формирование представления о технологии как части общечеловеческой культуры, ее роли в общечеловеческом развитии;
В результате изучения курса учащиеся должны:
-
оперировать основными понятиями из области издательской подготовки и, в частности, редактирования,
-
понимать смысл, задачи и логику работы редактора над текстом,
-
уметь анализировать, давать оценку и рекомендации по улучшению текстов различного рода и жанра (в том числе собственных материалов),
-
знать правила набора и оформления различных видов текста,
-
уметь произвести редактирование и корректуру предложенного текста
Основная цель: cоздание условий для формирования и развития у обучающихся:
-
интеллектуальных и практических умений в области лингвистики;
-
умения самостоятельно приобретать и применять знания;
-
творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссии, отстаивать свою точку зрения;
-
интереса к изучению родного языка.
Задачи:
-
формировать понятие о тексте, его типах, стилях;
-
развивать навык восприятия текста, умение излагать его сжато или подробно;
-
развивать навыки анализа письменной речи;
-
развивать творческие способности учащихся.
Учащиеся, успешно окончившие курс, смогут:
-
определять стилевую принадлежность текстов, исходя из совокупности характерных признаков;
-
воспринимать текст на слух и обрабатывать его в соответствии с заданием (план, пересказ, изложение);
-
излагать содержание текста в соответствии с требованиями (подробно, сжато, выборочно).
Учащиеся получают основные общеучебные умения
Коммуникативные: владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Интеллектуальные: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, оценивание и классификация.
Информационные: умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом.
Организационные: умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самокоррекцию, самооценку.
Содержание программы
Тема 1. Текст как речевое произведение. Его основные признаки: тематическая и композиционная цельность, структурная упорядоченность и членимость, смысловая и грамматическая связность частей, стилистическое единство.
Тема 2. Способы и средства связи предложений в тексте ( лексические, морфологические и синтаксические)
Тема 3. Функционально-смысловые типы речи ( повествование, описание, рассуждение) и функционально-стилистические разновидности речи ( стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, художественный и разговорный). Основные особенности каждого из стилей, их назначение, сфера использования.
Старт проекта «Все о типах и стилях речи».
Тема 4. Понимание текста - процесс творческий. Диалог с текстом. Ключевые слова в тексте.
Тема 5. Выразительность речи. Средства выразительности в тексте на уровне фонетики, лексики и фразеологии, морфологии, словообразования, синтаксиса.
Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка - тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз, гипербола, литота, ирония.
Тема 6. Специальные синтаксические изобразительно-выразительные средства языка - фигуры: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, анафора, эпифора, эллипсис, инверсия, парцелляция, градация, антитеза, оксюморон.
Тема 7. Роль средств языковой выразительности в текс
Тема 8.От анализа текста - к изложению. Сочинение - это тоже текст. Формулировка темы сочинения, идеи, проблемы. Цитирование как часть текста. Эта непростая часть С ЕГЭ.
Подготовка к сочинению. Редактирование черновиков.
Тема 9. Содержательно-языковой анализ текста и его информационная переработка.
Учебно-тематический план курса
№№
п!п
Тема занятия
Кол-во
часов
теория
Кол-во
часов
практика
Формы и методы об-ия
1
Текст и его основные признаки
1
лекция
2
Структура текста. Абзац.
1
Лекция, практикум
3
Тема, идея, ключевые слова текста. Микротемы.
1
практикум
4
Способы связи предложений в тексте
1
1
Практикум
лекция
5
Средства связи предложений в тексте
1
практикум
6
Зачетная работа по теме «Текст и его основные признаки»
1
Анализ текста
7
Функционально-смысловые типы речи
1
8
Функционально-стилистические разновидности речи (стили речи). Старт проекта «Все о типах и стилях речи».
1
9
Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики
1
1
Практикум
лекция
10
Выразительные средства лексики и фразеологии
1
практикум
11
Тропы
1
практикум
12
Роль выразительных средств фонетики и лексики в тексте
1
1
практикум
13
Выразительные средства морфологии и словообразования
1
1
практикум
14
Выразительные средства синтаксиса
1
практикум
15
От анализа текста - к изложению. Сочинение - это тоже текст.
1
16
Часть С ЕГЭ. . Критерии оценок.
1
17
Виды ошибок
1
18
Проблема. Виды проблем. Актуальность
1
1
практикум
19
Роль языковых средств
1
1
практикум
20
Языковой анализ текста: часть В,
1
1
Анализ текста
21
Изложение собственной позиции. Типы аргументации.
1
1
Беседа
практикум
22
Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении. Формы вступления и заключения.
1
Лекция
23
Позиция автора и способы ее выражения.
1
лекция
24
Изложение собственной позиции. Типы аргументации.
1
беседа
25
Анализ текстов. Сочинения-рассуждения.
1
1
практикум
Всего 34 часа.
17
17
Литература для учителя.
-
Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика. - М., 1997.
-
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1991.
-
Головин И.Б. Стилистика современного русского языка. - М., 1996.
-
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1982.
-
Жбанкова Т.С. Работа над речевыми ошибками, связанными с употреблением местоимений// Русский язык в школе. - 1980. - №1.
-
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1993.
-
Лингвистические знания - основа умений и навыков/ Сост. Т.А. Злобина. М., 1995.
-
Лосева Л.М. Как строить текст. - М., 1990.
-
Москальская О.И. Грамматика текста. - М., 1999.
-
Одинцов В.В. Стилистика текста. - М., 1998.
-
Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку/ Сост. В.И. Капинос, Т.А. Костяева. - М., 1999.
-
Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. - М., 1996.
-
Программно-методические материалы". Рус. яз. 10-11 кл., составитель Л.М. Рыбченкова, М. "Дрофа" 1998г
-
Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. - М.,2000.
-
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.,2001.
-
Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию.- М.: ЧеРо,2002.
-
Сборник нормативных документов. Технология./ Сост. Э.Д.Днепров, А. Г. Аркадьев. - М.:Дрофа, 2004.
-
Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом/ В.И. Капинос и др. - М., 1999.
-
Сенкевич М.П. Литературное редактирование научных произведений. - М.,2000.
-
Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. - М., 2001.
-
Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. - М., 1993.
-
Цейнтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М., 2002.
Литература для учащихся.
-
Горбачевич К.С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. - М., 1994.
-
Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. - М., 1984.
-
Крысин Л.П. Жизнь слова. - М.,2000.
-
Паустовский К.Г. Золотая роза. - М., 2003.
-
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1998.
-
Сергеев В.Н. Словари - наши друзья и помощники. - М., 2000.
-
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? - М.,2001.
-
Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 2003.
Словари.
-
Александрова З.В. Словарь синонимов русского языка. - М., 1999.
-
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М.,2000.
-
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М., 1999.
-
Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка. - М.,2003.
-
Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов. - М.,2003.
-
Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М., 1996.
-
Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М., 1995.
-
Словарь русского языка: В 4 т. - М.,1998.
-
Словарь синонимов русского языка: В 2 т. - М.,2001-2002.
-
Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. - М. - Л.,2001.
-
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В. Панов. - М., 1994.
Рецензия на программу спецкурса "Тайны текста".
Программа спецкурса "Тайны текста" включает материал, не содержащийся в базовой программе по русскому языку: грамматическая стилистика и лексическая стилистика, а также содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся, о стилистическом использовании форм частей речи, лексической сочетаемости слов, стилистических функциях синонимов, антонимов и др.
Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников. Предусматривается формирование умений и навыков в области культуры чтения, составления деловых бумаг; умений собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал, содействовать повышению речевой культуры учащихся. Данная программа не создает учебных перегрузок для школьников, т.к. домашнее задание отсутствует.
Программа курса содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей - работа с теоретическим материалом, практическим, использование наглядности, художественной литературы, официальных бумаг. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями базовых курсов. В процессе занятий вводятся новые сведения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы. Программа основывается преимущественно на активных методах обучения (исследовательские, проблемные и т.д.) . Конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости. Учащиеся должны овладеть нормами литературного языка, наиболее целесообразно использовать средства языка в соответствии с содержанием текста, его жанром и назначением. Материал программы распределен с постепенным усложнением форм и методов учебной работы во времени с учетом его достаточности для качественного изучения материала и получения запланированных результатов.
В программе имеются необходимые разделы: пояснительная записка с обязательным целеполаганием, основное (тематическое) содержание, планируемые результаты обучения, список литературы.
Программа спецкурса "Тайны текста" включает материал, не содержащийся в базовой программе по русскому языку: грамматическая стилистика и лексическая стилистика, а также содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся, о стилистическом использовании форм частей речи, лексической сочетаемости слов, стилистических функциях синонимов, антонимов и др.
Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников. Предусматривается формирование умений и навыков в области культуры чтения, составления деловых бумаг; умений собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал, содействовать повышению речевой культуры учащихся. Данная программа не создает учебных перегрузок для школьников, т.к. домашнее задание отсутствует.
Программа курса содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей - работа с теоретическим материалом, практическим, использование наглядности, художественной литературы, официальных бумаг. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями базовых курсов. В процессе занятий вводятся новые сведения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы. Программа основывается преимущественно на активных методах обучения (исследовательские, проблемные и т.д.) . Конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости. Учащиеся должны овладеть нормами литературного языка, наиболее целесообразно использовать средства языка в соответствии с содержанием текста, его жанром и назначением. Материал программы распределен с постепенным усложнением форм и методов учебной работы во времени с учетом его достаточности для качественного изучения материала и получения запланированных результатов.
В программе имеются необходимые разделы: пояснительная записка с обязательным целеполаганием, основное (тематическое) содержание, планируемые результаты обучения, список литературы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования администрации г. Братска
Муниципальное образовательное учреждение «Лицей №3»
Рассмотрено: Утверждаю: Рекомендовано:
Заседание СП Директор МОУ «Лицей №3» _____________________
Протокол №1 Сазонова А.Ф. _____________________
«__» ___________ ________________________ _____________________
Руководитель СП ________________________ _____________________
Лазарева Н.С. «__» ____________________ _____________________
_______________
Программа спецкурса
«Тайны текста»
( для обучающихся 10-11 классов)
Образовательная область: русский язык
Авторы разработки:
Доманова Елена Васильевна,
Гоголева Любовь Александровна,
Данильчук Ирина Владимировна.
Учителя русского языка и литературы
МОУ «Лицей №3» г.Братска
Иркутской области
г. Братск -2010