РП Тайны текста

Программа курса “Тайны текста” предназначена для углублённого изучения русского языка в 10-х классах в классах с расширенной подготовкой по русскому языку и литературе. Основными  задачами элективного курса «Тайны текста» являются: - обобщение, расширение и углубление знаний учащихся о тексте и его важнейших признаках; о функционально-смысловых типах и функционально-стилистических разновидностях речи ( стилях); о выразительных возможностях ( средствах выразительности) русского языка и его стилис...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа курса "Тайны текста" предназначена для углублённого изучения русского языка в 10-х классах в классах с расширенной подготовкой по русскому языку и литературе.

Основными задачами элективного курса «Тайны текста» являются:

- обобщение, расширение и углубление знаний учащихся о тексте и его важнейших признаках; о функционально-смысловых типах и функционально-стилистических разновидностях речи ( стилях); о выразительных возможностях ( средствах выразительности) русского языка и его стилистических ресурсах;

- закрепление и активизация умений и навыков, связанных с содержательным, типологическим, функционально-стилистическим и собственно языковым анализом текстов различной стилистической и жанровой отнесенности;

- закрепление и совершенствование навыков информационной переработки текстов и создание собственных речевых произведений различных типов и жанров;

- совершенствование навыков работы со справочной литературой;

- обогащение лексического запаса учащихся, закрепление и расширение навыков речевого самоконтроля школьников ( в том числе в области использования выразительных средств русского языка);

- развитие творческих способностей учащихся;

- подготовка старшеклассников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, поступлению в вузы.

Содержание элективного курса соответствует основным направлениям современной концепции образования в области родного языка и требованиям государственного стандарта для профильной школы.

В программе обращается внимание на воспитание культуры чтения и восприятия художественного текста. Курс направлен как на интеллектуальное, так и на духовно-нравственное развитие учащихся. Комплексная работа с текстом способствует осуществлению взаимосвязи в изучении русского языка и литературы. Функциональный подход к рассмотрению языковых явлений предполагает проведение наблюдения над тем, как употребляются лексические, грамматические средства языка в текстах разных стилей, в том числе в произведениях художественной литературы.

Работа по этому курсу предусматривает обязательное применение активных методов обучения ( уроков-семинаров, уроков - практикумов, уроков- исследований и т.д.) и использование проектно-исследовательских технологий, предполагающих организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников с помощью приемов, направленных на развитие и совершенствование творческих способностей старшеклассников ( творческие лаборатории, подготовка к защите проектов и др.)

Программа курса рассчитана на 34 часа.

При составлении поурочного планирования по курсу "Тайны текста" принималось во внимание решение следующих задач:

  • освоение обучающимися знаний о методах творческой деятельности, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, сопоставления профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

  • развитие способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач, к анализу трудового процесса в ходе проектировочной деятельности, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

  • воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда; формирование представления о технологии как части общечеловеческой культуры, ее роли в общечеловеческом развитии;

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • оперировать основными понятиями из области издательской подготовки и, в частности, редактирования,

  • понимать смысл, задачи и логику работы редактора над текстом,

  • уметь анализировать, давать оценку и рекомендации по улучшению текстов различного рода и жанра (в том числе собственных материалов),

  • знать правила набора и оформления различных видов текста,

  • уметь произвести редактирование и корректуру предложенного текста

Основная цель: cоздание условий для формирования и развития у обучающихся:

  • интеллектуальных и практических умений в области лингвистики;

  • умения самостоятельно приобретать и применять знания;

  • творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссии, отстаивать свою точку зрения;

  • интереса к изучению родного языка.

Задачи:

  • формировать понятие о тексте, его типах, стилях;

  • развивать навык восприятия текста, умение излагать его сжато или подробно;

  • развивать навыки анализа письменной речи;

  • развивать творческие способности учащихся.

Учащиеся, успешно окончившие курс, смогут:

  • определять стилевую принадлежность текстов, исходя из совокупности характерных признаков;

  • воспринимать текст на слух и обрабатывать его в соответствии с заданием (план, пересказ, изложение);

  • излагать содержание текста в соответствии с требованиями (подробно, сжато, выборочно).

Учащиеся получают основные общеучебные умения

Коммуникативные: владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Интеллектуальные: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, оценивание и классификация.

Информационные: умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом.

Организационные: умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самокоррекцию, самооценку.







Содержание программы

Тема 1. Текст как речевое произведение. Его основные признаки: тематическая и композиционная цельность, структурная упорядоченность и членимость, смысловая и грамматическая связность частей, стилистическое единство.

Тема 2. Способы и средства связи предложений в тексте ( лексические, морфологические и синтаксические)

Тема 3. Функционально-смысловые типы речи ( повествование, описание, рассуждение) и функционально-стилистические разновидности речи ( стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, художественный и разговорный). Основные особенности каждого из стилей, их назначение, сфера использования.

Старт проекта «Все о типах и стилях речи».

Тема 4. Понимание текста - процесс творческий. Диалог с текстом. Ключевые слова в тексте.

Тема 5. Выразительность речи. Средства выразительности в тексте на уровне фонетики, лексики и фразеологии, морфологии, словообразования, синтаксиса.

Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка - тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз, гипербола, литота, ирония.

Тема 6. Специальные синтаксические изобразительно-выразительные средства языка - фигуры: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, анафора, эпифора, эллипсис, инверсия, парцелляция, градация, антитеза, оксюморон.

Тема 7. Роль средств языковой выразительности в текс

Тема 8.От анализа текста - к изложению. Сочинение - это тоже текст. Формулировка темы сочинения, идеи, проблемы. Цитирование как часть текста. Эта непростая часть С ЕГЭ.

Подготовка к сочинению. Редактирование черновиков.

Тема 9. Содержательно-языковой анализ текста и его информационная переработка.




Учебно-тематический план курса

№№

п!п

Тема занятия

Кол-во

часов

теория

Кол-во

часов

практика

Формы и методы об-ия

1

Текст и его основные признаки

1

лекция

2

Структура текста. Абзац.

1

Лекция, практикум

3

Тема, идея, ключевые слова текста. Микротемы.

1

практикум

4

Способы связи предложений в тексте

1

1

Практикум

лекция

5

Средства связи предложений в тексте

1

практикум

6

Зачетная работа по теме «Текст и его основные признаки»

1

Анализ текста

7

Функционально-смысловые типы речи

1

8

Функционально-стилистические разновидности речи (стили речи). Старт проекта «Все о типах и стилях речи».

1

9

Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики

1

1

Практикум

лекция

10

Выразительные средства лексики и фразеологии

1

практикум

11

Тропы

1

практикум

12

Роль выразительных средств фонетики и лексики в тексте

1

1

практикум

13

Выразительные средства морфологии и словообразования

1

1

практикум

14

Выразительные средства синтаксиса

1

практикум

15

От анализа текста - к изложению. Сочинение - это тоже текст.

1

16

Часть С ЕГЭ. . Критерии оценок.

1

17

Виды ошибок

1

18

Проблема. Виды проблем. Актуальность

1

1

практикум

19

Роль языковых средств

1

1

практикум

20

Языковой анализ текста: часть В,

1

1

Анализ текста

21

Изложение собственной позиции. Типы аргументации.

1

1

Беседа

практикум

22

Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении. Формы вступления и заключения.

1

Лекция

23

Позиция автора и способы ее выражения.

1

лекция

24

Изложение собственной позиции. Типы аргументации.

1

беседа

25

Анализ текстов. Сочинения-рассуждения.

1

1

практикум

Всего 34 часа.

17

17










Литература для учителя.

  1. Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика. - М., 1997.

  2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1991.

  3. Головин И.Б. Стилистика современного русского языка. - М., 1996.

  4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1982.

  5. Жбанкова Т.С. Работа над речевыми ошибками, связанными с употреблением местоимений// Русский язык в школе. - 1980. - №1.

  6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1993.

  7. Лингвистические знания - основа умений и навыков/ Сост. Т.А. Злобина. М., 1995.

  8. Лосева Л.М. Как строить текст. - М., 1990.

  9. Москальская О.И. Грамматика текста. - М., 1999.

  10. Одинцов В.В. Стилистика текста. - М., 1998.

  11. Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку/ Сост. В.И. Капинос, Т.А. Костяева. - М., 1999.

  12. Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. - М., 1996.

  13. Программно-методические материалы". Рус. яз. 10-11 кл., составитель Л.М. Рыбченкова, М. "Дрофа" 1998г

  14. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. - М.,2000.

  15. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.,2001.

  16. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию.- М.: ЧеРо,2002.

  17. Сборник нормативных документов. Технология./ Сост. Э.Д.Днепров, А. Г. Аркадьев. - М.:Дрофа, 2004.

  18. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом/ В.И. Капинос и др. - М., 1999.

  19. Сенкевич М.П. Литературное редактирование научных произведений. - М.,2000.

  20. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. - М., 2001.

  21. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. - М., 1993.

  22. Цейнтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М., 2002.

Литература для учащихся.

  1. Горбачевич К.С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. - М., 1994.

  2. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. - М., 1984.

  3. Крысин Л.П. Жизнь слова. - М.,2000.

  4. Паустовский К.Г. Золотая роза. - М., 2003.

  5. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1998.

  6. Сергеев В.Н. Словари - наши друзья и помощники. - М., 2000.

  7. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? - М.,2001.

  8. Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 2003.

Словари.

  1. Александрова З.В. Словарь синонимов русского языка. - М., 1999.

  2. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М.,2000.

  3. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М., 1999.

  4. Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка. - М.,2003.

  5. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов. - М.,2003.

  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М., 1996.

  7. Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М., 1995.

  8. Словарь русского языка: В 4 т. - М.,1998.

  9. Словарь синонимов русского языка: В 2 т. - М.,2001-2002.

  10. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. - М. - Л.,2001.

  11. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В. Панов. - М., 1994.






Рецензия на программу спецкурса "Тайны текста".

Программа спецкурса "Тайны текста" включает материал, не содержащийся в базовой программе по русскому языку: грамматическая стилистика и лексическая стилистика, а также содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся, о стилистическом использовании форм частей речи, лексической сочетаемости слов, стилистических функциях синонимов, антонимов и др.

Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников. Предусматривается формирование умений и навыков в области культуры чтения, составления деловых бумаг; умений собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал, содействовать повышению речевой культуры учащихся. Данная программа не создает учебных перегрузок для школьников, т.к. домашнее задание отсутствует.

Программа курса содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей - работа с теоретическим материалом, практическим, использование наглядности, художественной литературы, официальных бумаг. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями базовых курсов. В процессе занятий вводятся новые сведения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы. Программа основывается преимущественно на активных методах обучения (исследовательские, проблемные и т.д.) . Конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости. Учащиеся должны овладеть нормами литературного языка, наиболее целесообразно использовать средства языка в соответствии с содержанием текста, его жанром и назначением. Материал программы распределен с постепенным усложнением форм и методов учебной работы во времени с учетом его достаточности для качественного изучения материала и получения запланированных результатов.

В программе имеются необходимые разделы: пояснительная записка с обязательным целеполаганием, основное (тематическое) содержание, планируемые результаты обучения, список литературы.

Программа спецкурса "Тайны текста" включает материал, не содержащийся в базовой программе по русскому языку: грамматическая стилистика и лексическая стилистика, а также содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся, о стилистическом использовании форм частей речи, лексической сочетаемости слов, стилистических функциях синонимов, антонимов и др.

Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников. Предусматривается формирование умений и навыков в области культуры чтения, составления деловых бумаг; умений собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал, содействовать повышению речевой культуры учащихся. Данная программа не создает учебных перегрузок для школьников, т.к. домашнее задание отсутствует.

Программа курса содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей - работа с теоретическим материалом, практическим, использование наглядности, художественной литературы, официальных бумаг. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями базовых курсов. В процессе занятий вводятся новые сведения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы. Программа основывается преимущественно на активных методах обучения (исследовательские, проблемные и т.д.) . Конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости. Учащиеся должны овладеть нормами литературного языка, наиболее целесообразно использовать средства языка в соответствии с содержанием текста, его жанром и назначением. Материал программы распределен с постепенным усложнением форм и методов учебной работы во времени с учетом его достаточности для качественного изучения материала и получения запланированных результатов.

В программе имеются необходимые разделы: пояснительная записка с обязательным целеполаганием, основное (тематическое) содержание, планируемые результаты обучения, список литературы.




Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации г. Братска

Муниципальное образовательное учреждение «Лицей №3»


Рассмотрено: Утверждаю: Рекомендовано:

Заседание СП Директор МОУ «Лицей №3» _____________________

Протокол №1 Сазонова А.Ф. _____________________

«__» ___________ ________________________ _____________________

Руководитель СП ________________________ _____________________

Лазарева Н.С. «__» ____________________ _____________________

_______________



Программа спецкурса

«Тайны текста»

( для обучающихся 10-11 классов)




Образовательная область: русский язык

Авторы разработки:

Доманова Елена Васильевна,

Гоголева Любовь Александровна,

Данильчук Ирина Владимировна.

Учителя русского языка и литературы

МОУ «Лицей №3» г.Братска

Иркутской области



г. Братск -2010


© 2010-2022