Урок по русскому языку в 9 классе по теме «Двоеточие в бессозном сложном предложении

МОУ «Турочакская средняя общеобразовательная школа» Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении» Манеева Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы Цели урока: 1.Обучающая цель: знакомство с бессоюзными сложными предложениями (БСП) со значением причины, пояснения; формирование навыков постановки двоеточия в БСП, составление БСП, между частями которых необходимо ставить двоеточие; закрепление умения устанавливать смысловые отношения между частями БСП. 2.Развивающая цель: работа над правильной интонацией, совершенствование пунктуационных  навыков в простом и сложном предложениях; развитие грамотности внимания, логического мышления; умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 3.Воспитательная цель: воспитание уважения к предмету, воспитание любви к слову. Основные понятия: простые и сложные предложения, сложносочиненные предложения (ССП), сложноподчиненные предложения (СПП), БСП. Оборудование: учебник под редакцией С.Г. Бархударова «Русский язык.  9 класс», компьютер (презентация), учебные карточки. Тип урока: урок изучения нового материала. Структура урока I.                   Организационный момент II.Актуализация знаний 1.Проверка домашнего задания а) Беседа по теоретическому материалу 1.По количеству грамматических основ  на какие группы делятся предложения? 2. Какие предложения называются простыми? 3.Какие предложения называются сложными? 4.На какие группы делятся сложные предложения? 5.Дайте определение БСП. 6.Когда ставится запятая в БСП? 7.Когда ставится точка с запятой в БСП? б) Работа по учебнику, упражнение № 218 (выборочно) 2.Тренировочное задание Задание: запишите предложение под диктовку, выделите грамматические основы, составьте схему. Легкая пыль желтым столбом поднимается и несется по дороге, далеко разносится дружный топот; лошади бегут, навострив уши; впереди всех , задрав хвост и беспрестанно меняя ногу, скачет какой-нибудь рыжий космач с репейниками в спутанной гриве. 3.Орфоэпический диктант Агрономия, алфавит, ассиметрия, бармен, благовест,  бряцание, верховенство, генезис, гражданство, дедовщина, дефис, древко, жалюзи, завидно, знамение, иконопись, мессия, мусоропровод, односоставное, осведомиться, подростковый, санитарный, украинский. III.Изучение нового материала  1.     Работа с учебником (стр.98) (Учащиеся изучают новый теоретический материал в учебнике по теме «Двоеточие в БСП») 2.Коллективная работа над составлением схем Схема правила (проверочные союзы и слова) 1.[    ] : [ причина]. (=потому что, так  как, ибо). 2. [    ] : [ пояснение]. (=а именно, то есть). 3. [    ] : [ дополнение]. (=что; и слышу,     [    ] : [ изъяснение].   и вижу, и чувствую). IV. Физкультурная минутка V. Закрепление нового материала. 1.Игра «Кто быстрее назовет?» Задание: кто быстрее назовет условие постановки двоеточия в БСП: 1.Путешествовал мало: не позволяло здоровье (Д.Лихачев). 2.Вижу: кто-то скачет на лихом коне. (А.Фет). 3.Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. (А. Пушкин). 4.Хорошо, что Лемм не слышал: он бы в обморок упал. (И.Тургенев). 5.В бледном свете зари стояла в кадке маленькая береза,  и я вдруг заметил: почти вся она за эту ночь пожелтела. (К. Паустовский). 6.Пускаться плыть теперь беда: мой челн не крепок, весла ломки. (В. Жуковский). 7.Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. (А. Фадеев) 8.Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука. (М.Горький). 2.Работа с учебником  (письменно) №221 ,№144 3.Самостоятельная работа.  Задание: объясните условия постановки двоеточия, указывая номер предложения и условие: 1.Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (И.Тургенев) 2.Сделай план квартиры: как расположены комнаты, где двери, где окна, где что стоит. (М.Горький). 3.Обломов очнулся: перед ним наяву, не в галлюцинации, стоял настоящий действительный Штольц. (И.Гончаров). 4.Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука. (М. Горький). 5.Старик сделал исключение в своем образе жизни в честь приезда сына: он велел впустить его в свою половину во время одевания перед обедом. (А.Толстой). 6.В Мексике похвалить вещь в чужом доме нельзя: ее заворачивают вам в бумажку. (В.Маяковский). 7.Проснулся: в широкие щели сарая глядятся солнца лучи. 8.Он жаждал теперь только одного: правды, как бы горька она ни была. 4.Конструирование предложений  Задание: образуйте  БСП с двоеточием, прибавляя нужные по смыслу предложения. Галя не пришла на занятия…… Вся площадка перед школой пестреет цветами…. Разведчик приложил ухо к земле и услышал……. VI.            Подведение итогов урока. Фронтальная беседа  с обучающимися ·        Какие смысловые отношения  между простыми предложениями, входящими в состав БСП, обозначаются двоеточием? ·        Какие союзы и слова в этом случае можно поставить между предложениями? ·        С какой интонацией произносятся БСП, если в них стоит двоеточие? Рефлексия         Что удалось и не удалось на уроке? VII. Оценивание, выставление оценок VII.         Домашнее задание.  новый теоретический материал стр. 98, №223
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Турочакская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока русского языка

в 9 классе по теме «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

Манеева Наталья Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

Цели урока:

1.Обучающая цель: знакомство с бессоюзными сложными предложениями (БСП) со значением причины, пояснения; формирование навыков постановки двоеточия в БСП, составление БСП, между частями которых необходимо ставить двоеточие; закрепление умения устанавливать смысловые отношения между частями БСП.

2.Развивающая цель: работа над правильной интонацией, совершенствование пунктуационных навыков в простом и сложном предложениях; развитие грамотности внимания, логического мышления; умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

3.Воспитательная цель: воспитание уважения к предмету, воспитание любви к слову.

Основные понятия: простые и сложные предложения, сложносочиненные предложения (ССП), сложноподчиненные предложения (СПП), БСП.

Оборудование: учебник под редакцией С.Г. Бархударова «Русский язык. 9 класс», компьютер (презентация), учебные карточки.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Структура урока

I. Организационный момент

II.Актуализация знаний

1.Проверка домашнего задания

а) Беседа по теоретическому материалу

1.По количеству грамматических основ на какие группы делятся предложения?

2. Какие предложения называются простыми?

3.Какие предложения называются сложными?

4.На какие группы делятся сложные предложения?

5.Дайте определение БСП.

6.Когда ставится запятая в БСП?

7.Когда ставится точка с запятой в БСП?

б) Работа по учебнику, упражнение № 218 (выборочно)

2.Тренировочное задание

Задание: запишите предложение под диктовку, выделите грамматические основы, составьте схему.

Легкая пыль желтым столбом поднимается и несется по дороге, далеко разносится дружный топот; лошади бегут, навострив уши; впереди всех , задрав хвост и беспрестанно меняя ногу, скачет какой-нибудь рыжий космач с репейниками в спутанной гриве.

3.Орфоэпический диктант

Агрономия, алфавит, ассиметрия, бармен, благовест, бряцание, верховенство, генезис, гражданство, дедовщина, дефис, древко, жалюзи, завидно, знамение, иконопись, мессия, мусоропровод, односоставное, осведомиться, подростковый, санитарный, украинский.

III.Изучение нового материала

1. Работа с учебником (стр.98)

(Учащиеся изучают новый теоретический материал в учебнике по теме «Двоеточие в БСП»)

2.Коллективная работа над составлением схем

Схема правила (проверочные союзы и слова)

1.[ ] : [ причина]. (=потому что, так как, ибо).

Я доверяю любящим : они великодушны.

2. [ ] : [ пояснение]. (=а именно, то есть).

Нам открылась неожиданная картина: на опушке стояли два оленя.

3. [ ] : [ дополнение]. (=что; и слышу,

[ ] : [ изъяснение]. и вижу, и чувствую).

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Я смотрю на часы: мы точно выполняем расчет штурмана.

IV. Физкультурная минутка

V. Закрепление нового материала.

1.Игра «Кто быстрее назовет?»

Задание: кто быстрее назовет условие постановки двоеточия в БСП:

1.Путешествовал мало: не позволяло здоровье (Д.Лихачев).

2.Вижу: кто-то скачет на лихом коне. (А.Фет).

3.Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. (А. Пушкин).

4.Хорошо, что Лемм не слышал: он бы в обморок упал. (И.Тургенев).

5.В бледном свете зари стояла в кадке маленькая береза, и я вдруг заметил: почти вся она за эту ночь пожелтела. (К. Паустовский).

6.Пускаться плыть теперь беда: мой челн не крепок, весла ломки. (В. Жуковский).

7.Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. (А. Фадеев)

8.Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука. (М.Горький).

2.Работа с учебником (письменно)

№221 ,№144

3.Самостоятельная работа.

Задание: объясните условия постановки двоеточия, указывая номер предложения и условие:

1.Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (И.Тургенев)

2.Сделай план квартиры: как расположены комнаты, где двери, где окна, где что стоит. (М.Горький).

3.Обломов очнулся: перед ним наяву, не в галлюцинации, стоял настоящий действительный Штольц. (И.Гончаров).

4.Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука. (М. Горький).

5.Старик сделал исключение в своем образе жизни в честь приезда сына: он велел впустить его в свою половину во время одевания перед обедом. (А.Толстой).

6.В Мексике похвалить вещь в чужом доме нельзя: ее заворачивают вам в бумажку. (В.Маяковский).

7.Проснулся: в широкие щели сарая глядятся солнца лучи.

8.Он жаждал теперь только одного: правды, как бы горька она ни была.

9.Настена извелась вся, но подгонять свекра не решалась: нельзя было показывать, что ей зачем-то нужна лодка. (В.Распутин).

4.Конструирование предложений

Задание: образуйте БСП с двоеточием, прибавляя нужные по смыслу предложения.

Галя не пришла на занятия……

Вся площадка перед школой пестреет цветами….

Разведчик приложил ухо к земле и услышал…….

Собака громко залаяла…….

VI. Подведение итогов урока.

Фронтальная беседа с обучающимися

 Какие смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав БСП, обозначаются двоеточием?

 Какие союзы и слова в этом случае можно поставить между предложениями?

 С какой интонацией произносятся БСП, если в них стоит двоеточие?

Рефлексия

Что удалось и не удалось на уроке?

VII. Оценивание,

выставление оценок

VII. Домашнее задание.

новый теоретический материал стр. 98, №223



© 2010-2022