Открытый урок чтения по теме Е. Серова Подснежник

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Тема: Е.Серова «Подснежник»

Открытый урок чтения по теме Е.Серова Подснежник

Цели:

образовательные:

а) познакомить со стихотворением Е.Серовой «Подснежник»;

б) развивать речевые умения и творческие способности;

коррекционные:

а) формировать умение анализировать произведение, с помощью интонации передавать чувства автора при чтении стихотворения;

б) развивать умение не только слушать музыку, но и понимать то, что она выражает;

воспитательные:

а) воспитывать любовь к природе и бережное отношение ко всему живому.

ПЛАН

I. Организационный момент.

1. - Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?

1) Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

2) Назовите весенние месяцы.

3) Какие изменения происходят в природе весной?

II. Артикуляционная минутка.

- Шепчет солнышко листочку: «Не робей, голубчик!»

И берёт его из почки за зелёный чубчик.

1) О каком изменении в природе говорится в стихотворении?

2) Прочитайте сначала тихо (жужжащим чтением), затем громко.

III. Проверка домашнего задания.

1) Работа с сигнальными карточками: «да», «нет»:

а) автором рассказов «Март», «Весна-красна», «Грачи прилетели» является А.Толстой?

б) в стихотворении А.Толстого «Вот уж снег последний в поле тает» говорится о весне?

в) сказку про весну-красну прочитали в рассказе Г. Скребицкого «Март»?

г) день весеннего равноденствия будет 21 апреля?

д) в рассказе Г.Скребицкого «Заветный кораблик» речь идёт о затонувшем корабле?

IV. Выборочное чтение.

- В рассказе Г. Скребицкого «Весна-карсна» найдите начало сказки, которую рассказала мама автора. Читаем её по цепочке.

Новая тема.

- Сегодня мы продолжим читать произведения о весне.

2-й слайд. Закончите четверостишье:Открытый урок чтения по теме Е.Серова Подснежник

«Самый первый, самый тонкий,

Есть цветок с названье нежным.

Как привет капели звонкой,

Называется (подснежник)».

3-й слайд.Открытый урок чтения по теме Е.Серова Подснежник

- Да, сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Е.Серовой «Подснежник», будем учиться выразительно читать стихотворение, отвечать на вопросы, познакомимся со значением непонятных слов и выражений. Но вначале я расскажу вам немного об авторе стихотворения.

- Е.В. Серова - детский поэт, автор более 40 поэтических книг. Родилась в суровом 1919 году в провинциальном городе Вологде. От постоянного чувства голода спасали только книги. Мама читала на ночь сказки и рассказы Кате и её старшей сестре. В 1924 году её семья переехала в Ленинград. Там, вместе с подругой Верой, будущая писательница разыгрывала спектакли своего сочинения. Она была и автором, и режиссёром, и костюмером. В 50-е годы стала посещать кружок для начинающих писателей при детском издательстве. Написала книгу для детей «Наши цветы». Предлагаю послушать стихотворение из этого сборника, которое называется «Подснежник».

Выглянул подснежник

В полутьме лесной-

Маленький разведчик,

Посланный весной.

Пусть ещё над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга,

Пусть на спящей речке

Неподвижен лёд-

Раз пришёл разведчик,

И весна придёт.

- Вам понравилось стихотворение?

- Какое оно по настроению?Открытый урок чтения по теме Е.Серова Подснежник

- Как вы понимаете выражение «… выгланул подснежник в полутьме лесной?».

- Что значит «властвуют снега»?Открытый урок чтения по теме Е.Серова Подснежник

Открытый урок чтения по теме Е.Серова Подснежник

- Что значит «лежат под снегом сонные луга»?

Открытый урок чтения по теме Е.Серова Подснежник

- Как вы понимаете «неподвижен лёд»?


- Прочитайте, пожалуйста, стихотворение сначала про себя, а затем - вслух.

- Как вы считаете, получилось ли у вас передать при чтении всю нежность и восхищение подснежником? Почему не получилось? Чтобы красиво прочитать стихотворение, нужно проникнуться его содержанием, надо передать его настроение.

Я просила вас нарисовать к сегодняшнему уроку цветы, которые появляются первыми из-под снега. Я вижу, что вы с заданием справились. Прикрепите, пожалуйста, свои рисунки на любое место в кабинете.

ФИЗМИНУТКА: ДЕТИ ПРИКРЕПЛЯЮТ РИСУНКИ.

- Справилась? Посмотрите, какое замечательное весеннее панно у нас получилось! Спасибо.

- Слышали ли вы когда-нибудь о том, как появились подснежники? Есть несколько легенд об их появлении. Одну из них нам расскажет Настя.

8-й слайд. Открытый урок чтения по теме Е.Серова Подснежник

- Плакала Снегурочка, зиму провожая.

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая берёзы,

Выросли подснежники - Снегурочкины слёзы.

Открытый урок чтения по теме Е.Серова Подснежник

- Красивая легенда? Подснежник - это символ надежды, потому что этот цветок символизирует окончание холода, минусовой температуры и ста одёжек на себе. Это надежда на тепло, на купание в речке, на скорые летние каникулы!

- Вокруг нас ваши рисунки с цветами, очень красивые, а сейчас я предлагаю посмотреть презентацию с фотографиями первоцветов, т.е. c такими, какими их создала сама природа. Смотрите и наслаждайтесь!

ПОКАЗ СЛАЙДОВОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ

на фоне музыки Е. Дога из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»


Открытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова Подснежник


Открытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова Подснежник


Открытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова Подснежник

- Понравилась вам музыка?

- Какая она по настроению?

- При помощи каких средств композитор донёс до нас состояние природы ранней весной?

- Какими средствами доносят до нас состояние природы поэты?

- Как назван подснежник? - Маленький разведчик.

- Почему?

- Какими словами автор описывает состояние природы?

- Итак, какое это стихотворение по настроению? Как его надо читать?

- Прочитайте про себя, а потом - вслух.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧЕНИКАМИ


- Чьё чтение вам понравилось больше? Почему?

- Ребята, это, конечно, не единственное стихотворение о подснежнике, многие поэты обращались к этой теме. Я просила В.Суханова подготовить выразительное чтение стихотворения о подснежнике другого автора, В. Михайлова. Послушайте.

В. Михайлов «Часовой»

- Поставленный на пост самой весной,Открытый урок чтения по теме Е.Серова Подснежник

По стойке «смирно», опустив ладошки,

В перчатках белых, словно часовой,

Стоит подснежник на озябшей ножке.

- Какие же слова подобрали поэты для описания подснежника?

- Давайте попробуем и мы описать этот прекрасный цветок. Какие вы можете подобрать прилагательные к существительному подснежник?

- На слайде две строчки слов.Открытый урок чтения по теме Е.Серова Подснежник

Первый ряд обоснуйте, почему подснежник

ЛАСКОВЫЙ, ХРУПКИЙ, НЕЖНЫЙ?

Второй ряд:

МАЛЕНЬКИЙ, СМЕЛЫЙ, ГОРДЫЙ?

- Да, он самый первый из цветов, он приносит радость, он нежный, его ласкает солнце. Но подснежник и смелый, растёт прямо из-под снега, маленький, но не боится холода, гордо стоит на своей тоненькой ножке! Он приносит весну! Люди очень рады подснежнику.

- У нас растут подснежники?

- Можно ли их рвать?

- Подснежники занесены в Красную книгу разных стран, а это означает, что рвать их нельзя. Открытый урок чтения по теме Е.Серова Подснежник


- Послушайте песню в исполнении Ю.Антонова, которая так и называется «Не рвите цветы, не рвите!»

Открытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова Подснежник

- А почему нельзя рвать лесные цветы?

Открытый урок чтения по теме Е.Серова Подснежник

- Ребята, если уж кто-то не знал о запрете срывать эти весенние цветы и подарил вам букетик, то, во-первых, мягко сообщите ему о подснежниках и Красной книге, а во-вторых, позаботьтесь о них: ставить их надо вдали от прямых солнечных лучей и не забывать иногда добавлять в воду кубики льда: подснежники ведь привыкли соседствовать со снегом! Ну, а если вам всё же хочется насладиться этими красивыми весенними цветами, высадите семена или луковички в горшочки у себя дома и наблюдайте, когда зацветут подснежники или любуйтесь их фотографиями и картинками с экранов мониторов.

- У кого появилось желание ещё раз прочитать стихотворение Е.Серовой «Подснежник»?

НА ФОНЕ СЛАЙДОВ С ЦВЕТАМИ - ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Е.СЕРОВОЙ.

Открытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова ПодснежникОткрытый урок чтения по теме Е.Серова Подснежник


- Ещё лежат снежные сугробы, а на проталинках появляются цветочки - подснежники, маленькие, нежно - пахнущие и начинает казаться, что именно их, крохотных, но смелых, испугалась зима и сдалась. Любите цветы, читайте о них чудесные строки поэтов, восхищайтесь ими, ибо они дарят нам свою красоту. А красота спасёт от плохого и злого весь мир!

Открытый урок чтения по теме Е.Серова Подснежник

Из земли подснежник вышел на рассвете,

Глянул боязливо: не сорвут ли дети?

Но сказали дети ласково: «Расти!

Мы тебя не тронем! Всё должно цвести!»

- Давайте будем учиться замечать, чувствовать и беречь красоту вокруг нас в том первозданном виде, какой создала её природа!

Домашнее задание: предлагаю на выбор 3 варианта:

1) наизусть;

2) очень хорошее выразительное чтение;

3) а, может, кто-то попробует составить четверостишье о подснежнике?

Всем спасибо за активную работу на уроке, за прекрасные моменты общения, за любовь к природе, которую я не могла не заметить.


© 2010-2022