Технологическая карта урока русского языка. 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка. 5 классТехнологическая карта урока русского языка. 5 классТехнологическая карта урока русского языка. 5 классТехнологическая карта урока русского языка. 5 классТехнологическая карта урока №1

Организационная информация:

Предмет

Русский язык

Класс

5 класс

Тема

Гласные в суффиксах глаголов -ева-(-ова-) и -ыва-(-ива-)

Образовательная программа по предмету (автор)

ОС «Школа 2100»

УМК Р.Н. БУНЕЕВА, Е.В. БУНЕЕВОЙ

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Кашаева Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МБОУ «СОШ № 2»

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

УРФО

Республика/край

ЯНАО

Город/поселение

г. Салехард

Описание урока:

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Время реализации урока

40 минут

Цели урока

расширить представление учащихся о словообразовании глагола; повторить и углубить сведения о глаголе и его грамматических признаках; формировать навыки и умения грамотного письма,

Задачи урока

овладеть способами образования глагола, развивать умение систематизировать, анализировать; развивать внимание и речь, развивать навыки работы в малых группах (в парах и группе); совершенствовать виды речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Предметные:

Знать морфологические признаки глагола; способы образования глагола, правописание суффиксов глаголов; создавать устный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка

Уметь

находить изученную орфограмму в словах, правильно писать глаголы с суффиксами ова(ева)-ива (ыва); обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; понимать и уметь формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного

Личностные: видеть орфограмму в суффиксах глаголов ­ова­ (­ева­) и ­ыва­(­ива­), писать слова с этой орфограммой, устно и графически обозначать условия выбора орфограммы
Метапредметные: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в ключевые слова, алгоритм, схему), анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы

УУД

  • Личностные УУД: интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств.

  • Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать тему, проблему урока; искать пути её решения; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы, осуществлять самопроверку письменных текстов.

  • Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения; уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

  • Познавательные УУД: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий; искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям

  1. Структура и содержание урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

  1. этап урока: Организационный момент.

  • приветствие

  • проверка явки учащихся

  • проверка готовности учащихся к уроку

  • настрой учащихся на работу

  • доведение до учащихся плана урока

эмоциональный настрой на урок

проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

активное слушание

выдвижение предположений о теме урока

построение понятных для собеседника высказываний

формируют границы

собственного знания и незнания

2 этап урока: Проверка выполнения домашнего задания

Учитель предлагает провести взаимопроверку д/з (упр. 675); «Веселый перекресток» (рассказать в группе о видах глагола с опорой на собственные примеры),

взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

взаимодействуют с учителем во время опроса

используют простые речевые средства для передачи своего мнения, полно и точно выражают свои мысли

контролируют правильность ответов обучающихся

оценивают результат по алгоритму

адекватно воспринимают оценки учителя



  1. этап урока: Актуализация знаний

-организация задания на повторение

-эвристическая беседа

Индивидуальная работа: ученик во время проверки д/з записывает на доске зашифрованные слова, определяет их вид, затем комментирует задание.

о…ивать -цен-, -праш-; (оценивать, опрашивать)

при…ывать -вяз-, -гляд-; (привязывать, приглядывать)

…овать -атак-, -бесед-; (атаковать, беседовать)

…евать -ночь-, -гор-. (ночевать, горевать)

- Как образованы данные слова?

- Что интересного заметили в них?

слушают вопросы учителя и

отвечают на них,

осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

анализируют примеры, делают выводы,

обобщают и классифицируют по признакам,

находят ответы на вопросы

взаимодействуют с учителем во время опроса, участвуют в коллективном обсуждении проблем и принятии решений

общаются, ориентируясь на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности,

слушают, ведут диалог в соответствии с целями и задачами общения

воспринимают, осмысливают учебный материал

учатся высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом,

оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей


  1. этап урока: Проблемное изложения нового знания

Объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся.

-Образуем глаголы, используя суффиксы -ова-(-ева-) и -ива-(-ыва-)

(работа в группе: на листах маркером, крупно пишутся слова; все варианты крепятся на доску, проверяются и обсуждаются)

След, проба, зависть, смех, дума, испытание (слайд 1)

- Вы смогли правильно выполнить задание?

-Какой возникает вопрос? Что мы должны с вами узнать? Сформулируем тему нашего урока. Посмотрим, как я её сформулировала? Согласны? Запишем дату и тему в тетрадь.

- Ребята, вам потребуется умение определять условие выбора гласной в суффиксах глаголов -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-) . Что для этого необходимо сделать? Каков план ваших действий?

получать информацию из текста и строить сообщения в устной форме,

проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям,

строить простые рассуждения

осуществлять познавательную и личностную рефлексию

взаимодействуют с учителем во время опроса, участвуют в коллективном обсуждении проблем и принятии решений

общаются, ориентируясь на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности,

самостоятельно определять тему урока, осознавать цель и задачи обучения,

осмыслять новый материал и основные вопросы, подлежащие к усвоению

высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника,

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей


5 этап урока: Первичное закрепление знаний учащихся

дать учащимся конкретное представление об изучаемом правиле, добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний

- Ребята, мы отправляемся в путешествие, посмотрите наш маршрут. Сколько станций - заданий нам предстоит пройти?

Не забывайте, что в течение урока вы оцениваете свою работу в оценочных листах. (Приложение)

Назовите критерии оценки:

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс- цель достигнута

- справляюсь, но есть ошибки

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс- ещё нужно над этим работать

Первая станция - задание:

- прочитать информацию в учебнике об условии выбора гласной в суффиксах глаголов -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-)

- Читая информацию, поставьте карандашом знаки: (Приём «Инсерт»)

v знаю

+ новое

! интересное

? не понимаю

- Ребята, кто поставил знак ? не понимаю? А знак + новое, ! интересное? Перечитайте материал второй раз и заполните таблицу. Оцените работу.

Вторя станция - задание:

-просмотреть ЭОР и составить каждой группе алгоритм правописания гласной в суффиксах глаголов -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-) school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a9edc143-9231-4bbb-abf0-0cb110d1609f/83042/?interface=themcol

(задание выводится на доску)

Представить алгоритм

Оцените свою работу

устанавливают закономерности; делают выводы, формулируют правило (эталон), фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

Отвечают на вопросы, обсуждают





V

(уже знал)

+

(узнал новое

- (думал иначе)

?

(есть вопросы)


Заполняют таблицу

«Инсерт» (слайд 2)





Строят алгоритм (слайд 3)

ую.юю - ова-ева

Я ую, юю - ова,ева

ываю-иваю

Пошаговое применение правила

  1. поставьте глагол в форму 1 лица ед. числа (Я);

  2. проверьте, на что оканчивается глагол:

на -ываю-(-иваю-) -пиши ыва-иива

на ую-юю-пиши ова-ева

учитывают позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами







собирают информацию, обрабатывают и передают друг другу

контролируют выполнение задания, проводят

взаимоконтроль и вносят коррективы в учебно-познавательную деятельность

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане

6 этап урока: Практическая работа с материалами, с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем

Организует работу обучающихся по первичному закреплению знаний обучающихся.

Третья станция - задание. Выполним упражнения 682,683;

- карточка - задание «Исправь ошибку» (слайд 4) выполняется в паре:

Я считаю, что нужно жить весело и не горивать из-за всякого пустяка. Что толку рассказовать о своих бедах? Не проще ли продливать удовольствие: любаваться природой, смотреть, как созривают плоды в саду, узновать травы в лесу и рассчитовать приятно провести остаток дней. (Оценивание)

развивать потребности и мотивы учебно-познавательной деятельности

через разные виды получения информации

уметь структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, устанавливать причинно-следственных связи

учитывают позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами



контролируют выполнение задания, проводят

взаимоконтроль и вносят коррективы в учебно-познавательную деятельность

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане



Физкультминутка: музыкальная пауза

7 этап: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует ситуацию решения учебной задачи; предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность)

Четвертая станция - задание : «Ты мне - я тебе» (учащиеся в паре проговаривают изученный материал);

Пятая станция - задание : перфокарта по изученной теме; взаимоконтроль, итоговая проверка - по контрольной записи на интерактивной доске(слайд 5):

1. коч

вать

2. проветр

вать

3. гор

вать

4. увелич

вать

5. проповед

вать

6. завид

вать

7. укач

вать

8. рассматр

вать

9. ноч

вать

10. корч

вать

-Какие затруднения возникли в ходе выполнения задания?

- К какому этапу проекта следует обратиться, чтобы устранить ошибки?

развивать потребности и мотивы учебно-познавательной деятельности

через разные виды получения информации

уметь структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, устанавливать причинно-следственных связи

учитывают позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами



контролируют выполнение задания, проводят

взаимоконтроль и вносят коррективы в учебно-познавательную деятельность

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане



8 этап: включение в систему знаний и повторение

Организует работу учащихся по включению нового знания в систему знаний.

Шестая станция - задание:

Тест по теме «Гласные в суффиксах глаголов -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-)»(Приложение)

развивать потребности и мотивы учебно-познавательной деятельности

через разные виды получения информации

выбирать наиболее эффективные способы решения задач

осуществляют сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

адекватное восприятие оценки учителя.

развивают способность

самооценки своих действий

планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; прогнозирование (предвосхищение результатами уровня усвоения, его временных характеристик).

9 этап: Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока

Организует рефлексию и самооценку, объясняет домашнее задание.

Заполним графу «Ключевые слова темы» (слайд 6)

Ответим на вопросы:

- какова тема урока?

- какую цель ставили?

- достигли ли цели?

- какое правило использовали?

Выберем «Верные - неверные утверждения». (слайд 7)

прикруч..вать, коман..вать, оборуд..вать, наста..вать

- В суффиксах данных глаголов пишутся гласные Ы-И?

- Ребята, что было интересно на уроке?

- что было трудно?

- Где ваши знания пригодятся?

Оцените свою работу, поставьте оценку в оценочный лист.

Поднимите руку те, кто помог соседу по парте, по группе? Чем?

Оцените работу своей группы.

(вывешиваются смайлы на дерево знаний группы).

Даю свою оценку.

развивать потребности и мотивы учебно-познавательной деятельности

через разные виды получения информации

учащиеся отвечают на вопросы, фиксируют ключевые слова темы.

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

оценка и самооценка учебной деятельности

обобщение и систематизация знаний

учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения

контролируют выполнение задания, проводят

взаимоконтроль и вносят коррективы в учебно-познавательную деятельность

самооценка, адекватное

понимание успеха или неуспеха

в УД.

9 этап: Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

- выполнить упражнения 687 или 688;

- написать стихотворение или загадку о правописании суффиксов глаголов -ова-(-ева-) и -ива-(-ыва).

отработка алгоритма по изученной теме,

творческая переработка изученной информации

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности


Дополнительная информация

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС?

Урок "«Гласные в суффиксах глаголов -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-)»

" содействует реализации новых ФГОС, так как:

  • учитель продумал цели урока как результат ученика,

  • организовал работу по мотивации обучающихся.

Ученики самостоятельно поставили цель урока как собственную учебную задачу,

  • спроектировали средства достижения поставленных целей,

  • оценили результаты своей работы.

Структура урока была выстроена с позиции системно-деятельностного подхода: учитель создал проблемную ситуацию, ученики приняли данную ситуацию и выявили проблему. Учитель управлял поисковой деятельностью, тем самым, направляя учеников к самостоятельному поиску решения проблемной ситуации.

Ресурсы, оборудование и материалы

Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.

Список учебной и дополнительной литературы

1) Учебник «Русский язык» (авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В.). Изд. 2-е. - М.: Баласс, 2011.

3) Методические рекомендации для учителя (авт. Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Исаева Н.А.). - М.: Баласс, 2011.

4) Сборник диктантов по русскому языку для 5-7 кл. (авт. Барова Е.С.). - М.: Баласс, 2012.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a9edc143-9231-4bbb-abf0-0cb110d1609f/83042/?interface=themcol

Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ

Перфокарты, карточки, тест (авторские ресурсы)

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Технологии:

технология развития критического мышления, технология оценки ученических успехов; технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко); технология проблемного обучения

формы работы: групповая, парная, индивидуальная

методы проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная ситуация, дискуссия, словесные, проблемные, развивающие

приёмы: «Верные - неверные утверждения», «Инсерт», «Ты-мне, я-тебе», «Исправь ошибку», «Веселый перекресток»

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

нет

Дополнительная необходимая информация

Приложение

  1. Тест «Гласные в суффиксах глаголов -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-)»


  1. В каком ряду пишется -ива-ыва?

  2. коч…вать, проповед…вать, гор…вать

  3. увелич…вать, проветр…вать, укач…вать

  4. проповед…вать, ноч…вать, корч…вать


  1. В каком словосочетании пишется -ова?

  1. не интерес…ваться ничем

  2. не догад…ваться ни о чем

  3. рассчит…вать не на кого


  1. доказ…вать нечего

  2. посовет…ваться не с кем

  3. оправд…ваться не в чем


  1. проб…вал кое-что

  2. озаглавл..вал текст

  3. приготавл..вал задание


  1. В каком ряду пишется -ива?

  1. преодол…вать, препятств…вать

  2. приготавл…вать, приспосабл…вать

  3. присматр…ваться, образов…вать

Маршрутный лист

Станции - задания

№ 1

прочитать информацию в учебнике об условии выбора гласной в суффиксах глаголов -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-)

(Приём «Инсерт»)

v знаю

+ новое

! интересное

? не понимаю

Перечитайте материал второй раз и заполните таблицу»Инсерт».

№ 2

Просмотреть ЭОР и составить алгоритм правописания гласной в суффиксах глаголов -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-); school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a9edc143-9231-4bbb-abf0-0cb110d1609f/83042/?interface=themcol

Представить алгоритм.

№ 3

Выполнить

упражнения 682,683;

- задание «Исправь ошибку» (выполнить в паре)

№4

«Ты мне - я тебе» (учащиеся в паре проговаривают изученный материал)

№5

Сделать перфокарту по изученной теме; провести взаимоконтроль, итоговую проверка - по контрольной записи на интерактивной доске

№ 6

Тест по теме «Гласные в суффиксах глаголов -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-)»

Домашнее задание:

На выбор:

1. стр. 125 упр.687

2. стр.126 упр. 688

3. написать стихотворение или загадку о правописании суффиксов глаголов -ова-(-ева-) и -ива-(-ыва

Тема урока: Гласные в суффиксах глаголов -ева-(-ова-) и -ыва-(-ива-)

Самооценка учебно-познавательной деятельности

Члены группы

станции

итог


1

2

3

4

5

6


Всё понял, могу объяснить другому








Я сам всё понял, но объяснить другому затрудняюсь








Мне нужно повторить тему и выполнить тренировочные упражнения










© 2010-2022