- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока русского языка. 5 класс
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кашаева В.В. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока №1
Организационная информация:
Предмет
Русский язык
Класс
5 класс
Тема
Гласные в суффиксах глаголов -ева-(-ова-) и -ыва-(-ива-)
Образовательная программа по предмету (автор)
ОС «Школа 2100»
УМК Р.Н. БУНЕЕВА, Е.В. БУНЕЕВОЙ
Автор/ы урока (ФИО, должность)
Кашаева Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение
МБОУ «СОШ № 2»
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)
УРФО
Республика/край
ЯНАО
Город/поселение
г. Салехард
Описание урока:
Тип урока
Урок открытия новых знаний.
Время реализации урока
40 минут
Цели урока
расширить представление учащихся о словообразовании глагола; повторить и углубить сведения о глаголе и его грамматических признаках; формировать навыки и умения грамотного письма,
Задачи урока
овладеть способами образования глагола, развивать умение систематизировать, анализировать; развивать внимание и речь, развивать навыки работы в малых группах (в парах и группе); совершенствовать виды речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми
Планируемые результаты
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)
Предметные:
Знать морфологические признаки глагола; способы образования глагола, правописание суффиксов глаголов; создавать устный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка
Уметь
находить изученную орфограмму в словах, правильно писать глаголы с суффиксами ова(ева)-ива (ыва); обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; понимать и уметь формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного
Личностные: видеть орфограмму в суффиксах глаголов ова (ева) и ыва(ива), писать слова с этой орфограммой, устно и графически обозначать условия выбора орфограммы
Метапредметные: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в ключевые слова, алгоритм, схему), анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы
УУД
-
Личностные УУД: интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств.
-
Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать тему, проблему урока; искать пути её решения; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы, осуществлять самопроверку письменных текстов.
-
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения; уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
-
Познавательные УУД: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий; искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям
-
Структура и содержание урока:
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
-
этап урока: Организационный момент.
-
приветствие
-
проверка явки учащихся
-
проверка готовности учащихся к уроку
-
настрой учащихся на работу
-
доведение до учащихся плана урока
эмоциональный настрой на урок
проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
активное слушание
выдвижение предположений о теме урока
построение понятных для собеседника высказываний
формируют границы
собственного знания и незнания
2 этап урока: Проверка выполнения домашнего задания
Учитель предлагает провести взаимопроверку д/з (упр. 675); «Веселый перекресток» (рассказать в группе о видах глагола с опорой на собственные примеры),
взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
взаимодействуют с учителем во время опроса
используют простые речевые средства для передачи своего мнения, полно и точно выражают свои мысли
контролируют правильность ответов обучающихся
оценивают результат по алгоритму
адекватно воспринимают оценки учителя
-
этап урока: Актуализация знаний
-организация задания на повторение
-эвристическая беседа
Индивидуальная работа: ученик во время проверки д/з записывает на доске зашифрованные слова, определяет их вид, затем комментирует задание.
о…ивать -цен-, -праш-; (оценивать, опрашивать)
при…ывать -вяз-, -гляд-; (привязывать, приглядывать)
…овать -атак-, -бесед-; (атаковать, беседовать)
…евать -ночь-, -гор-. (ночевать, горевать)
- Как образованы данные слова?
- Что интересного заметили в них?
слушают вопросы учителя и
отвечают на них,
осуществляют актуализацию личного жизненного опыта
анализируют примеры, делают выводы,
обобщают и классифицируют по признакам,
находят ответы на вопросы
взаимодействуют с учителем во время опроса, участвуют в коллективном обсуждении проблем и принятии решений
общаются, ориентируясь на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности,
слушают, ведут диалог в соответствии с целями и задачами общения
воспринимают, осмысливают учебный материал
учатся высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом,
оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей
-
этап урока: Проблемное изложения нового знания
Объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся.
-Образуем глаголы, используя суффиксы -ова-(-ева-) и -ива-(-ыва-)
(работа в группе: на листах маркером, крупно пишутся слова; все варианты крепятся на доску, проверяются и обсуждаются)
След, проба, зависть, смех, дума, испытание (слайд 1)
- Вы смогли правильно выполнить задание?
-Какой возникает вопрос? Что мы должны с вами узнать? Сформулируем тему нашего урока. Посмотрим, как я её сформулировала? Согласны? Запишем дату и тему в тетрадь.
- Ребята, вам потребуется умение определять условие выбора гласной в суффиксах глаголов -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-) . Что для этого необходимо сделать? Каков план ваших действий?
получать информацию из текста и строить сообщения в устной форме,
проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям,
строить простые рассуждения
осуществлять познавательную и личностную рефлексию
взаимодействуют с учителем во время опроса, участвуют в коллективном обсуждении проблем и принятии решений
общаются, ориентируясь на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности,
самостоятельно определять тему урока, осознавать цель и задачи обучения,
осмыслять новый материал и основные вопросы, подлежащие к усвоению
высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника,
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
5 этап урока: Первичное закрепление знаний учащихся
дать учащимся конкретное представление об изучаемом правиле, добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний
- Ребята, мы отправляемся в путешествие, посмотрите наш маршрут. Сколько станций - заданий нам предстоит пройти?
Не забывайте, что в течение урока вы оцениваете свою работу в оценочных листах. (Приложение)
Назовите критерии оценки:
- цель достигнута
- справляюсь, но есть ошибки
- ещё нужно над этим работать
Первая станция - задание:
- прочитать информацию в учебнике об условии выбора гласной в суффиксах глаголов -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-)
- Читая информацию, поставьте карандашом знаки: (Приём «Инсерт»)
v знаю
+ новое
! интересное
? не понимаю
- Ребята, кто поставил знак ? не понимаю? А знак + новое, ! интересное? Перечитайте материал второй раз и заполните таблицу. Оцените работу.
Вторя станция - задание:
-просмотреть ЭОР и составить каждой группе алгоритм правописания гласной в суффиксах глаголов -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-) school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a9edc143-9231-4bbb-abf0-0cb110d1609f/83042/?interface=themcol
(задание выводится на доску)
Представить алгоритм
Оцените свою работу
устанавливают закономерности; делают выводы, формулируют правило (эталон), фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.
Отвечают на вопросы, обсуждают
V
(уже знал)
+
(узнал новое
- (думал иначе)
?
(есть вопросы)
Заполняют таблицу
«Инсерт» (слайд 2)
Строят алгоритм (слайд 3)
ую.юю - ова-ева
Я ую, юю - ова,ева
ываю-иваю
Пошаговое применение правила
-
поставьте глагол в форму 1 лица ед. числа (Я);
-
проверьте, на что оканчивается глагол:
на -ываю-(-иваю-) -пиши ыва-иива
на ую-юю-пиши ова-ева
учитывают позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
собирают информацию, обрабатывают и передают друг другу
контролируют выполнение задания, проводят
взаимоконтроль и вносят коррективы в учебно-познавательную деятельность
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане
6 этап урока: Практическая работа с материалами, с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем
Организует работу обучающихся по первичному закреплению знаний обучающихся.
Третья станция - задание. Выполним упражнения 682,683;
- карточка - задание «Исправь ошибку» (слайд 4) выполняется в паре:
Я считаю, что нужно жить весело и не горивать из-за всякого пустяка. Что толку рассказовать о своих бедах? Не проще ли продливать удовольствие: любаваться природой, смотреть, как созривают плоды в саду, узновать травы в лесу и рассчитовать приятно провести остаток дней. (Оценивание)
развивать потребности и мотивы учебно-познавательной деятельности
через разные виды получения информации
уметь структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, устанавливать причинно-следственных связи
учитывают позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
контролируют выполнение задания, проводят
взаимоконтроль и вносят коррективы в учебно-познавательную деятельность
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане
Физкультминутка: музыкальная пауза
7 этап: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Организует ситуацию решения учебной задачи; предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность)
Четвертая станция - задание : «Ты мне - я тебе» (учащиеся в паре проговаривают изученный материал);
Пятая станция - задание : перфокарта по изученной теме; взаимоконтроль, итоговая проверка - по контрольной записи на интерактивной доске(слайд 5):
1. коч
вать
2. проветр
вать
3. гор
вать
4. увелич
вать
5. проповед
вать
6. завид
вать
7. укач
вать
8. рассматр
вать
9. ноч
вать
10. корч
вать
-Какие затруднения возникли в ходе выполнения задания?
- К какому этапу проекта следует обратиться, чтобы устранить ошибки?
развивать потребности и мотивы учебно-познавательной деятельности
через разные виды получения информации
уметь структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, устанавливать причинно-следственных связи
учитывают позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
контролируют выполнение задания, проводят
взаимоконтроль и вносят коррективы в учебно-познавательную деятельность
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане
8 этап: включение в систему знаний и повторение
Организует работу учащихся по включению нового знания в систему знаний.
Шестая станция - задание:
Тест по теме «Гласные в суффиксах глаголов -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-)»(Приложение)
развивать потребности и мотивы учебно-познавательной деятельности
через разные виды получения информации
выбирать наиболее эффективные способы решения задач
осуществляют сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
адекватное восприятие оценки учителя.
развивают способность
самооценки своих действий
планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; прогнозирование (предвосхищение результатами уровня усвоения, его временных характеристик).
9 этап: Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока
Организует рефлексию и самооценку, объясняет домашнее задание.
Заполним графу «Ключевые слова темы» (слайд 6)
Ответим на вопросы:
- какова тема урока?
- какую цель ставили?
- достигли ли цели?
- какое правило использовали?
Выберем «Верные - неверные утверждения». (слайд 7)
прикруч..вать, коман..вать, оборуд..вать, наста..вать
- В суффиксах данных глаголов пишутся гласные Ы-И?
- Ребята, что было интересно на уроке?
- что было трудно?
- Где ваши знания пригодятся?
Оцените свою работу, поставьте оценку в оценочный лист.
Поднимите руку те, кто помог соседу по парте, по группе? Чем?
Оцените работу своей группы.
(вывешиваются смайлы на дерево знаний группы).
Даю свою оценку.
развивать потребности и мотивы учебно-познавательной деятельности
через разные виды получения информации
учащиеся отвечают на вопросы, фиксируют ключевые слова темы.
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
оценка и самооценка учебной деятельности
обобщение и систематизация знаний
учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения
контролируют выполнение задания, проводят
взаимоконтроль и вносят коррективы в учебно-познавательную деятельность
самооценка, адекватное
понимание успеха или неуспеха
в УД.
9 этап: Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
- выполнить упражнения 687 или 688;
- написать стихотворение или загадку о правописании суффиксов глаголов -ова-(-ева-) и -ива-(-ыва).
отработка алгоритма по изученной теме,
творческая переработка изученной информации
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
Дополнительная информация
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС?
Урок "«Гласные в суффиксах глаголов -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-)»
" содействует реализации новых ФГОС, так как:
-
учитель продумал цели урока как результат ученика,
-
организовал работу по мотивации обучающихся.
Ученики самостоятельно поставили цель урока как собственную учебную задачу,
-
спроектировали средства достижения поставленных целей,
-
оценили результаты своей работы.
Структура урока была выстроена с позиции системно-деятельностного подхода: учитель создал проблемную ситуацию, ученики приняли данную ситуацию и выявили проблему. Учитель управлял поисковой деятельностью, тем самым, направляя учеников к самостоятельному поиску решения проблемной ситуации.
Ресурсы, оборудование и материалы
Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.
Список учебной и дополнительной литературы
1) Учебник «Русский язык» (авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В.). Изд. 2-е. - М.: Баласс, 2011.
3) Методические рекомендации для учителя (авт. Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Исаева Н.А.). - М.: Баласс, 2011.
4) Сборник диктантов по русскому языку для 5-7 кл. (авт. Барова Е.С.). - М.: Баласс, 2012.
Ссылки на использованные интернет-ресурсы
school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a9edc143-9231-4bbb-abf0-0cb110d1609f/83042/?interface=themcol
Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ
Перфокарты, карточки, тест (авторские ресурсы)
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
Технологии:
технология развития критического мышления, технология оценки ученических успехов; технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко); технология проблемного обучения
формы работы: групповая, парная, индивидуальная
методы проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная ситуация, дискуссия, словесные, проблемные, развивающие
приёмы: «Верные - неверные утверждения», «Инсерт», «Ты-мне, я-тебе», «Исправь ошибку», «Веселый перекресток»
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений
нет
Дополнительная необходимая информация
Приложение
-
Тест «Гласные в суффиксах глаголов -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-)»
-
В каком ряду пишется -ива-ыва?
-
коч…вать, проповед…вать, гор…вать
-
увелич…вать, проветр…вать, укач…вать
-
проповед…вать, ноч…вать, корч…вать
-
В каком словосочетании пишется -ова?
-
не интерес…ваться ничем
-
не догад…ваться ни о чем
-
рассчит…вать не на кого
-
доказ…вать нечего
-
посовет…ваться не с кем
-
оправд…ваться не в чем
-
проб…вал кое-что
-
озаглавл..вал текст
-
приготавл..вал задание
-
В каком ряду пишется -ива?
-
преодол…вать, препятств…вать
-
приготавл…вать, приспосабл…вать
-
присматр…ваться, образов…вать
Маршрутный лист
Станции - задания
№ 1
прочитать информацию в учебнике об условии выбора гласной в суффиксах глаголов -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-)
(Приём «Инсерт»)
v знаю
+ новое
! интересное
? не понимаю
Перечитайте материал второй раз и заполните таблицу»Инсерт».
№ 2
Просмотреть ЭОР и составить алгоритм правописания гласной в суффиксах глаголов -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-); school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a9edc143-9231-4bbb-abf0-0cb110d1609f/83042/?interface=themcol
Представить алгоритм.
№ 3
Выполнить
упражнения 682,683;
- задание «Исправь ошибку» (выполнить в паре)
№4
«Ты мне - я тебе» (учащиеся в паре проговаривают изученный материал)
№5
Сделать перфокарту по изученной теме; провести взаимоконтроль, итоговую проверка - по контрольной записи на интерактивной доске
№ 6
Тест по теме «Гласные в суффиксах глаголов -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-)»
Домашнее задание:
На выбор:
1. стр. 125 упр.687
2. стр.126 упр. 688
3. написать стихотворение или загадку о правописании суффиксов глаголов -ова-(-ева-) и -ива-(-ыва
Тема урока: Гласные в суффиксах глаголов -ева-(-ова-) и -ыва-(-ива-)
Самооценка учебно-познавательной деятельности
Члены группы
станции
итог
1
2
3
4
5
6
Всё понял, могу объяснить другому
Я сам всё понял, но объяснить другому затрудняюсь
Мне нужно повторить тему и выполнить тренировочные упражнения