- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Занятие по русскому языку Морфемика и словообразование, 1 курс
Занятие по русскому языку Морфемика и словообразование, 1 курс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Аксенчик Т.В. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ДИСЦИПЛИНА
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК
1 курс базовой подготовки СПО по специальностям
13.02.01 Тепловые электрические станции
13.02.03 Электрические станции, сети и системы
Тема МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Разработчик: преподаватель общеобразовательных дисциплин УИФ ГБПОУ «ИЭК» Т.В.Аксенчик
Цели занятия: 1. Повторить материал, изученный в курсе дисциплины Русский язык при получении основного общего образования;
2. Закрепить навык морфемного и словообразовательного анализа;
3. Продолжить формирование учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенций в ходе выполнения различных эвристических заданий
Тип занятия: комбинированное (лекция с выполнением практических заданий)
Технология, используемая на занятии: технология диалогового взаимодействия
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. По сделанному на доске морфемному и словообразовательному разбору и наводящим вопросам преподавателя обучающиеся формулируют тему занятия.
2. Лекционный материал
МОРФЕМИКА - это раздел языкознания, который изучает типы и структуры морфем, их отношения друг другу и к слову в целом.
МОРФЕМА - это минимальная неделимая значимая часть слова.
Выделяют следующие типы морфем:
-
Корневая морфема - это носители лексического значения (город, шел, дом, лес пароход)
-
Аффиксальные морфемы
-
-
2.1. Префикс - это морфемы, которые находятся перед корневыми или другими префиксальными (пригород, некрасивый, неподвижный, понавыворачивали, по-немецки, сверхмощный)
-
-
2.2. Суффикс - (городок, домик, лесовик, учительство, кто-то)
-
2.3. Флексия
-
-
материально выраженная (правый)
-
-
материально невыраженная (нулевая) прав
-
отсутствующая (в словах без окончания) справа
-
Постфикс (умылся)
-
Слово состоит из основы и флексии.
-
Практическое задание
Сделать морфемный анализ слов: подснежники, мед, так, беленький, переезд, налево, накрасилась.
-
Лекционный материал
Словообразование - это образование производных слов от производящих.
Слово, от которого образованно другое слово, называется
производящим, а образованное от него слово - производным:
Способы словообразования
1. Приставочный
делать → пере-делать
играть → про-играть
пуск → до-пуск
2. Суффиксальный
синий → син-ев-а
гордый → горд-и-ть-ся
мыть → мыть-ся
3. Приставочно-суффиксальный
стакан → под-стакан-ник
говорить → пере-говар-ива-ть-ся
бежать → раз-бежать-ся
4. Бессуффиксный
ходить → ход
садить → сад
взрывать → взрыв
5. Сложение
5.1. Сложение целых слов
диван + кровать = диван-кровать
кресло + качалка = кресло-качалка
5.2. Сложение основ с помощью соединительных гласных -о- и -е- (интерфиксы)
орден + носить = орденоносец
овощи + водить = овощевод
5.3. Сложение начальной части слова с целым словом
стенная газета → стенгазета
организационные выводы → оргвыводы
6. Переход слова из одной части речи в другую
столовая (прил.) → столовая (сущ.)
7. Аббревиация (сложение начальных букв слов)
(сложносокращенные)
министерство внутренних дел → МВД
ООН, ИЭК
-
Практическое задание
Сделать словообразовательный анализ слов:
Приморский, школа-интернат, белизна, беззвучный, пешеход, бант, АЗС, полдыни.
6. Закрепление пройденного материала
1. Отметьте слова, которые соответствуют следующему составу:
суффикс, окончание
-
прочитал.
-
настольный.
-
подводник.
-
некрасиво.
-
заброшенный.
2. Отметьте слова, которые соответствуют следующему составу:
суффикса, окончание.
-
выключатель.
-
придумал.
-
потихоньку.
-
протертый.
-
примеряя.
3. Отметьте слова, которые соответствуют следующему составу:
приставка, корень, суффикс, окончание.
-
вслепую.
-
несмешной.
-
неподвижно.
-
замаринованный.
-
невидимая.
4. Отметьте слова, которые соответствуют следующему составу:
корень, 2 суффикса, окончание.
-
перестройка.
-
подчеркивать.
-
шелковистый.
-
окружность.
-
примеряемый.
5. Отметьте слова, которые соответствуют следующему составу:
приставка, корень, 2 суффикса, окончание.
-
прочитавший.
-
подземный.
-
вырастил.
-
безвкусно
-
перекресток
6. Отметьте слова с нулевым окончанием.
-
красив.
-
смело.
-
возник.
-
сушить.
-
калач
7. Отметьте слова, в которых нет окончаний.
-
слева.
-
вверху.
-
калач.
-
отчаянно.
-
высь.
8. Отметьте слова с нулевым окончанием.
-
вправо.
-
обруч.
-
ночью.
-
верхний.
-
горяч.
9. Отметьте слова, в которых нет окончаний.
-
легко.
-
спокоен.
-
ввысь.
-
здание.
-
вкосую.
10. Отметьте слова, имеющие в своем составе два корня.
-
антимонопольный
-
трехъярусный
-
где-нибудь.
-
кое-кто.
-
четыреста.
11. Отметьте слова, в которых есть приставка
-
по-весеннему.
-
вничью.
-
мимоходом.
-
завхоз.
-
сверхскоростной.
12. Отметьте слова, образованные суффиксальным способом.
-
стенка.
-
рукавичка.
-
настольный.
-
книжка
-
сходить.
13. Отметьте слова, образованные приставочным способом.
-
подсказать
-
подлинный.
-
подогнать.
-
пододеяльник.
-
подкрасить
14. Отметьте слова, образованные суффиксальным способом.
-
хождение.
-
подснежник.
-
земледелие.
-
белизна.
-
синенький.
15. Отметьте слова, образованные приставочно-суффиксальным
способом.
-
переносица.
-
сверхмощный.
-
садоводство.
-
заготовитель.
-
Затишье.
16. Отметьте слова, образованные сложением.
-
пешеход.
-
антивоенный.
-
школа-интернат.
-
иностранка.
-
полстакана.
17. Отметьте слова, образованные приставочно-суффиксальным
способом.
-
взгорье.
-
приморский.
-
погрузить.
-
покрикивать.
18. Отметьте слова, образованные путем перехода из одной части речи в другую.
-
беззвучный.
-
обходить.
-
Раненый.
-
желтизна.
19. Отметьте слова, образованные бессуффиксным способом.
-
братик
-
вздох.
-
светло.
-
взрыв.
-
сходить.
20. Отметьте слова, образованные путем аббревиации.
-
самоплат.
-
универмаг.
-
ЭВМ.
-
вуз.
-
АЗС
7. Проверка и анализ выполнения теста, разбор ошибок
8. Рефлексия
ВАРИАНТ 1
-
Отметьте слово с нулевым окончанием.
А. Наотмашь.
Б. Сделала.
В. Нож.
-
Отметьте слово, которое соответствует следующему составу: приставка, корень, суффикс, окончание.
А. Прочитал.
Б. Некрасиво.
В. Настольный.
-
Отметьте слово, образованное суффиксальным способом.
А. Книжка.
Б. Настольный.
В. Сходить.
-
Отметьте слово, образованное приставочным способом.
А. Подлинный.
Б. Подсказать.
В. Пододеяльник.
-
Отметьте слово, образованное сложением.
А. Антивоенный.
Б. Полстакана.
В. Пешеход.
ВАРИАНТ 2
-
Отметьте слово с нулевым окончанием.
А. Стол.
Б. Красивый.
В. Вверх.
-
Отметьте слово, которое соответствуют следующему составу: приставка, корень, суффикс, окончание
А. Вслепую.
Б. Невидимая.
В. Неподвижно.
-
Отметьте слово, образованное суффиксальным способом.
А. Подснежник.
Б. Земледелие.
В. Синенький.
5. Отметьте слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
А. Переносица.
Б. Садоводство.
В. Заготовитель.
6. Слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую.
А. Беззвучный.
Б. Раненый.
В. Желтый.
8