Проектная технология на уроке как вариант организации деятельностного подхода в обучении русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная технология на уроке как вариант организации деятельностного подхода в обучении русского языка и литературы.

Карасаева Г.Б., учитель русского языка и литературы СШ№18


Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20-ые годы прошлого века американским философом и педагогом Дж.Дьюи, его учеником В.Х.Килпатриком и основывался на гуманистических идеях философии и образования.

В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован.

Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным ставлю процесс познания для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

При использовании проектной технологии ставлю перед собой следующие задачи:

-развитие познавательных умений и навыков учащихся;

-умение ориентироваться в информационнм пространстве ;

-самостоятельно конструировать свои знания;

-интегрировать знания из различных областей наук;

-критически мыслить.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель либо месяцев).

Проетная технология предполагает:

-наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска её решения;

-практическую,теоретическую, познавательную значимость предполагаемых реультатов;

-самостоятельную деятельность ученика;

-структурирование содеожательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

-использование исследовательских методов.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Для этого учитель должен:

-владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовывать исследовательскую работу учащихся;

-уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;

-направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемя;

-уметь интегрировать знания из различных областей.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

-учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения познавательных и практических задач;

-приобретает коммуникативные умения и навыки;

-овладевает практическими умениями исследовательской работы.

Существует несколько подходов к классификации проектов. По доминирующей деятельности учащихся проекты подразделяют на пять групп.

Виды проектов:

Практико-ориентированный проект

Исследовательский проект

Информационный проект

Творческий проект

Ролевой проект

Практико-ориентированный проект. Нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

Исследовательский проект - по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.

Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности и по числу участников (в последнем случае выделяются индивидуальные и групповые).

Наконец, наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока («мини-проект»), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.

Например, на уроках часто использую метод проекта «Энциклопедия одного слова» по плану учащиеся готовят мини-проекты. План работы над проектом:

1. Слово и его лексическое значение.

2.История происхождения слова.

3.Слово и его родственники.(Однокоренные слова)

4.Слово и его друзья. (Синонимы)

5.Слово и его враги. (Антонимы)

6.Слово во фразеологических оборотах.

7.Слово в пословицах и поговорках мира.

8.Слово в мудрых изречениях.

9.Слово в названиях художественных произведениях.

10.Слово в названиях художественных фильмов.

Наверное, самая большая беда для учителя - равнодушие к его предмету со стороны учеников. Особенно когда речь идёт о литературе. Литература - больше чем просто школьный предмет. Она имеет социальную значимость.

Как же сохранить познавательную мотивацию школьников и удержать интерес к предмету? Как разбудить индивидуальное сознание школьников, развить их социальную активность, перебороть равнодушие, ставшее бичом нашего нелёгкого времени.

Помогает в решении этих вопросов проектная технология, которую я использую на практике.

Метод проектов относится к высоким педагогическим технологиям и требует тщательной подготовки как со стороны учащихся, так и со стороны учителя, и не менее тщательной координации всей деятельности учащихся в процессе работы над проектом.

Технология метода проектов направлена на интеллектуальное развитие личности ученика, на формирование его критического и творческого мышления. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли: лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей, оформителя результатов совместной деятельности и т.д., все это потребуется им в жизни, т.к. работа в малых группах сотрудничества - одно из основных направлений социализации личности.

Проектная технология, которую я использую на практике в течение 2-х последних лет, на данном этапе развития современной школы актуальна и востребована, т.к. отвечает основной задаче современной школы - воспитанию социально активной личности. Но внедрять её необходимо последовательно и продуманно.

Использованная литература:

1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление/ Развитие личности, 2002. №2 с. 84-103.

2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.:Педагогика, 1989. - 192с.

3. Блохин А.Л. Метод проектов как личностно-ориентированная педагогическая технология. Ростоа Н/Д 2005. - 24 с.

4. Дворецкий С., Пучков Н., Муратова Е.

Формирование проектной культуры. Высшее образование В России. 2003. №4 - с.15-22.














© 2010-2022