- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Поурочный план на тему Выразительное чтение басни И. Крылова Волк на псарне 5класс
Поурочный план на тему Выразительное чтение басни И. Крылова Волк на псарне 5класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Иманалиева А.А. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Предмет: Русская словесность. 5класс с русским языком обучения.
Тема: Выразительное чтение басни И.А.Крылова «Волк на псарне».
Цели:
- познакомить учеников: с творчеством великого русского баснописца И. А. Крылова, с историческими событиями, отраженными в произведении басни «Волк на псарне»; методу выразительного чтения басни;
- развивать в учениках способность размышлять, правильно с точки зрения нравственности оценивать тот или иной поступок персонажа, находить мораль в баснях Крылова; развивать навыки выразительного чтения, умения описывать иллюстрации.
- воспитывать в учениках интерес к басне; способствовать воспитанию в учениках чувства справедливости, жалости к слабому и беззащитному;
Оборудование урока: слайды о жизни и творчестве И.А.Крылова, портреты Кутузова, Наполеона, запись басни «Волк на псарне», иллюстрации к басне «Волк на псарне».
Ход урока.
1. Повторение изученного.
Учитель: на предыдущем уроке мы изучали новый литературный жанр-басню. А что такое басня? (Басня - это эпический литературный жанр, создающий в ёмкой и простой форме аллегорическую картину взаимоотношений человека с другими людьми и окружающим миром.)
- А как вы объясните понятие аллегории? (Аллегория - художественный приём, когда животные, растения живут похожей на человека жизнью.)
- Назовите двух античных литераторов, которые разработали жанр басни; один-древнегреческий, другой- древнеримский.(Эзоп и Федр)
- Какие ещё баснописцы вам известны? (Жан де Лафонтен, Ф. А. Эмин и др.)
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: - Расскажите биографию и творческий путь И.А.Крылова.
Ученик: И. А. Крылов родился в 1768 году в семье армейского офицера. Отец его рано умер, поэтому с отроческих лет Иван Андреевич служил в Калязинском земском суде, затем в Тверском магистрате. Литературой Крылов начал заниматься с начала 80-х годов 18 века.
Ученик: Первые опыты его - драматургические (комическая опера» Кофейница» (1782). Трагедии «Клеопатра», «Филомена», комедия «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и др.(1786- 1788).
Ученик: С 1789 по 1793 год И. А. Крылов выпускал сатирические журналы, которые впоследствии были закрыты из-за цензуры. Басней Крылов начал заниматься с 1801 года. Его первые произведения в этом жанре -« Дуб и трость» и «Разборчивая невеста» (переводы из Лафонтена) - были опубликованы в 1805 году.
Ученик: Иван Андреевич Крылов стоял у истоков реалистической басни. Примечательно и то, что в своих баснях Крылов использовал живой русский язык. Их новаторскими, отличительными чертами являются реалистическая убедительность образов, острота между требованиями нравственности и жестокостью, трусостью, лицемерием, корыстью, лестью и тщеславием.
Ученик: Умер Крылов в 1844 году. Этот человек создал свыше двухсот басен. Во время Отечественной войны 1812 года Иван Андреевич создал целый цикл басен, в которых так или иначе была отражена война русского народа с Наполеоном.
Ученик: Главное же новшество басен Крылова - успешное создание литературного образа русского характера и передачи мудрости русского народа.
Учитель:
- Какие басни Крылова вы знаете, назовите их.
Ученики перечисляют известные басни И. А. Крылова («Стрекоза и муравей», «Лебедь, Щука и Рак», « Ворона и лисица», «Слон и Моська» и др.)
3.Новая тема.
Учитель:
- Сегодня мы познакомимся с басней И. А. Крылова «Волк на псарне». Трудность работы над этой басней заключается не в раскрытии идеи и образов, а в работе над текстом басни, над смысловым членением его.
На примере этой басни можете убедиться, что невнимательное отношение к пострению предложения, к знакам препинания, затрудняет правильное понимание замысла автора. А не поняв намерения автора, нельзя выразительно прочесть произведение, так как выразительно читать - это прежде всего очень хорошо понимать то, что читаешь.
Великий русский баснописец И.А.Крылов, рисуя в своих баснях бесправие и угнетение народа, верил в силу и могущество русского народа. Басня «Волк на псарне» посвящена событиям Отечественной войны 1812 года.
Крылов раскрывает в ней о том, как русский народ встал на защиту своей Родины и победил. Таково историческое значение басни.
Идея этой басни может быть выражена словами: нет силы, большей, чем сила русского народа. Воспитательное значение изучения этой басни - воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, к русскому народу, воспитание чувства коллективизма.
Сила в коллективе, в сплоченности, в спаянности масс.
В басне приведены исторические лица: Волк - Наполеон, Ловчий - Кутузов.
Вам уже знаком образ голодного Волка. Разница только в обстановке, в предлагаемых обстоятельствах.
- С кем имел дело Волк в басне «Волк и Ягненок»? ( Волк имел дело со слабым ягненком).
Правильно, он имел дело с физически слабым Ягненком, в басне же «Волк на псарне» Волк показан лицом к лицу с сильным противником. Он пытается оправдать и скрыть свои преступные намерения, уверить псарей, что он не только не враг, а даже друг и пришел «совсем не ради ссоры».
Сквозное действие Волка - спастись. Для этого прибегает к различным уловкам: обмануть, заверить в дружбе, пообещать помочь.
Все слова Волка лицемерны, лживы. Он готов утверждать какую угодно ложь и небылицу с самой притворной лестью и все с одной целью: уцелеть!
Задача Ловчего - разоблачить лживые уверения Волка и уничтожить его.
Трудно Волку обмануть опытногоЛовчего, который так хорошо знает все волчьи повадки. Ловчий и слушать его не стал: «И тут же выпустил на Волка гончих стаю»
Если последняя строчка в басне «Волк и Ягненок» звучит как возмущение, протест против насилия, то здесь последняя строчка звучит как торжество победителя.
4.Прослушивание в записи басни «Волк на псарне». В это время учащиеся во время прослушивания записи следят по учебнику, чтобы создать у учащихся впечатление от художественного произведения, и эмоционально воздействовать на них живым увлекательным словом.
5. Предложить учащимся рассказать ее содержание, чтобы проверить, верно ли учащиеся поняли его.
- Какие выражения употребляет автор говоря о Волке? (серый, забияка, сидит прижавшись в угол задом, зубами щелкая и ощетиня щерсть, глазами хочет всех он съесть).
6.Чтение басни учащимися для осмысления. Все слова которые будут читаться проецируются на экран.
Предложить прочитать первые две строчки:
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Смысл этих строк таков: Волк ночью попал на псарню, рассчитывая попасть в овчарню, ошибся («не измерив броду, сунулся в воду»). Этими словами Крылов высмеивает Наполеона, который просчитался в своем нападении на Россию. Наполеон был уверен, что и здесь его ждет слава победителя, а обрел он в России позор поражения. На защиту Родины поднялся весь русский народ.
Нельзя читать
Волк (запятая) ночью думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Получается, что волк лишь «ночью думал», а когда он попал на псарню - неизвестно.
Следующий кусок в рассказе является новым этапом в развертывании событий.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
«Огня! кричат, - огня!» Пришли с огнем.
- Что произошло? Волк попал на псарню. Его почуяли собаки и залились лаем. Примчались псари, увидели волка, сейчас же закрыли ворота, чтобы волк не мог убежать. Моментально псарня превратилась в «ад». Кто бежит с ружьем, кто с дубьем, кто с огнем.
Развернувшиеся события раскрывают содержание первой строчки: весь народ встал на защиту своей родины.
Следующий кусок посвящен описанию Волка, описанию его состояния.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня щерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом,
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец, -
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так …
В этом куске обособленное обстоятельство «Зубами щелкая и ощетиня щерсть» находится также между двумя предложениями .
Крылов описывает состояние Волка: шерсть у него ощетинилась, зубы щелкают, глаза горят злобой -так бы, кажется, и съел всех. У автора на конце первой строчки этого куска стоит точка. Большая пауза в этом месте дает возможность читающему сосредоточить внимание слушателя на описании того жалкого состояния, в котором оказался Волк.
Прижался в угол, боится двинуться с места, чтобы чьи- нибудь вилы не угодили ему в бок; шерсть дыбом; зубы щелкают - и , находясь в таком положении, Волк пускается в пространные переговоры.
Волку, в его положении, больше пристало бы просить о пощаде, а не вступать в переговоры. Автор, чтобы подчеркнуть это несоответствие унизительного положения Волка с его высокопарной речью, выделяет слово «переговоры» в отдельную строчку, а перед прямой речью Волка ставит слова: «И начал так…»
Ироническое отношение автора к фальшивой речи Волка сквозит в этих словах. В бессильной злобе Волк пускается на все. Волк уверяет, что он пришел (не залез!) с самыми добрыми намерениями. Слова «Ваш старинный сват и кум» должны звучать как напоминание о прежних дружественных отношениях и невозможности заподозрить его, Волка, в каких-то дурных намерениях:
… Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры:
Забудем прошлое, уставим общий лад! (знак восклицательный)
А я не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад,
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я …
Как впервой басне Волк не знает границ своим лживым обвинениям и в преувеличенно эмоциональной форме выражает свое удивление и негодование по поводу поведения Ягненка, так и в этой басне Волк лживо удивляется поведению псарей и не знает границ своим фальшивым заверениям в дружбе.
Лживость его слов становится совершенно очевидной, и Ловчий прерывает его напыщенные фразы коротким, презрительным обращением в повелительной форме: «Послушай-ка, сосед…», не находя нужным слушать дальше наглые заверения Волка.
«Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
4. Прочитать басню в лицах.
7. Подведение итогов урока.
- На уроке мы повторили и закрепили пройденный ранее материал.
Познакомились с басней И. С. Крылова «Волк на псарне»
8. Кластер. Рассмотреть одного и того же Волка в разных положениях, в разных обстоятельствах из двух басен «Волк и ягненок» и «Волк на псарне».
9. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение басни И.А. Крылова «Волк на псарне», «Свинья под дубом» и «Квартет».