Методическая копилка. Использование медиаресурсов на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему: «Использование медиаресурсов на уроках русского языка и литературы»

Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам словесности, активизируют познавательную деятельность учащихся. Использование ИКТ возможно на разных этапах.

Во-первых, при изложении нового материала: визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы, программы создания презентаций, интерактивная доска). Во-вторых, на этапе закрепления изученного материала (программы-тренажеры). В-третьих, при контроле и проверке изученного (программы для тестирования и контроля). В-четвертых, при самостоятельной работе учащихся (программы-репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы). Наконец, для индивидуальной тренировки конкретных способностей учащегося: внимания, памяти, мышления и т.п.

Наличие интерактивной доски, коллекция дисков, обучающих программ, выход в Интернет в режиме on-line позволяют использовать интерактивные таблицы, нетрадиционные задания, демонстрировать flash-ролики, которые дают не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения). Много полезных программ можно найти на сайте school-collection.ru, рассчитанных на разные возрастные группы. Например, интересный игровой продукт представлен для учеников 5 класса. При закреплении темы «Чередующиеся гласные в корне слова» можно использовать интерактивную игру «Помоги ослику съесть морковку». За 2 минуты необходимо вставить правильно буквы в слова с чередующимися гласными в корне. Если ошибся или замешкался - ослик не получит желанное лакомство. Занимательна и в то же время познавательна игра «Дождик капал», которая проверяет знание словарных слов. Выучил слова из словаря - расцветет великолепная клумба, нет - вырастет только сорняк. Для учащихся 9 классов разработана программа «Подготовка к ГИА», которая состоит из теоретического блока (в форме презентаций по разным темам), из практических заданий, подобранных по образцу КИМов и всевозможных тестов. (сайт «По уши в ГИА»). С помощью мультимедийного проектора демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point, что позволяет, во-первых, значительно сэкономить время на уроке, во-вторых, увеличить яркость восприятия материала за счет предлагаемых словесных, наглядных и музыкальных образов, в-третьих, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Уроки литературы с использованием ИКТ воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал. Очень часто на свои уроки я беру видеоролики с сайта «ю-туб», из электронных учебников, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Так под музыкальное сопровождение проходят занятия по творчеству С.А.Есенина, А. Фета, Тютчева и других. Изучаем биографии писателей по созданным презентациям. В последнее время издательство «Просвещение» предлагает диски к учебникам литературы (программа В.Я.Коровиной). С большим вниманием учащиеся слушают актерское чтение произведений, отвечают на вопросы, которые им задаются.
Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. А также в интернете можно скачать любой фильм. Конечно, на уроке нет времени посмотреть все в полном объёме, но отдельные эпизоды можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. Так, мои ученики просмотрели фрагменты «Мертвых душ», «Бэла»,» Собачье сердце», «Судьба человека» и др. Такой просмотр заставляет учащихся по-новому взглянуть на произведение, визуализация образов героев делает их ближе, понятнее, у многих появляется желание перечитать произведение, сравнить фильм с текстом.

При подготовке к урокам использую Интернет - ресурсы: каталог информационных ресурсов по русскому языку, расположенный на сайте «Словесник» slovesnik-oka.narod.ru/index.htm, по литературе - коллекция литературных сайтов lit-info.ru/articles/sites.htm, «Грамота.ру» gramota.ru/, тесты по русскому языку likbez.spb.ru/, полный свод правил вместе с алгоритмами этих правил на портале «Основные правила грамматики русского языка» stihi-rus.ru/pravila.htm, коллекция: «Русская и зарубежная литература для школы» litera.edu.ru/.

Выполнила:

учитель русского языка и литературы Мыльникова И.В.


© 2010-2022