Научная статья на тему: Проектная технология на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология проектного обучения

Технология проектного обучения возникла в начале прошлого столетия в США. Первоначально она была известна под названием «метод проектов» и (или) «метод проблем». Автором этого метода был американский философ и педагог Джон Дьюи. В дальнейшем метод разрабатывался его учеником Уильямом Хердом Килпатриком. Джон Дьюи предлагал обучать школьников на активной основе, через целесообразную деятельность, учитывая его личный интерес в определенном знании. При этом важным являлось отрицание проблемы, знакомой и значимой для ребенка, при решении которой требовалось приложение полученных знаний. Возникало объективное условие для «движения» обучаемого от теории к практике, соединение академических знаний с практическими. Джон Дьюи определил этот метод как «обучение через делание». Метод проектов использовался в России параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством С. Т. Шацкого в 1905 г. работала группа специалистов, которая внедряла проектный метод в практику обучения школьников различным предметам. В 1931 г. метод был исключен из способов работы педагогов. «Возвращение» этого метода в образовательные учреждения наблюдается в настоящее время, ибо новые стандарты общего образования ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся.
Разработка метода проектов у нас связана с именами П. П. Блонского, М. В. Крупениной, В. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина.

Слово «проект» означает

(от лат. projectus; букв. - брошенный вперед):

1) совокупность документов (расчетов, чертежей
для создания какого-либо объекта (сооружения,
изделия)
2) предварительный текст какого-либо документа
3) замысел, план

Проектирование - процесс создания проекта - прообраза предполагаемого или возможного объекта.

Сущность метода проектов - это решение какой-либо проблемы (задачи) на основе самостоятельной деятельности учащихся при использовании соответствующих способов, средств, знаний, включая межпредметные и надпредметные, интеллектуальных и практических умений, а также реализации творческого потенциала для получения конкретного результата. В основе реализации метода проектов в обучении предметам лежит технологический подход.

Технология - целенаправленный, алгоритмический процесс,

который обеспечивает получение точного, ожидаемого результата

Основными элементами педагогической технологии являются - проблема, цель, задачи, содержание, методы, ресурсы, результат, оценка. Следовательно, метод проектов можно представлять как педагогическую технологию, ибо его реализация соответствует целевому, содержательному, процессуальному, технологическому и результативно-оценочному аспекту педагогической деятельности.Таким образом, проектная технология требует последовательного поиска решения проблемы (задачи)

Последовательность действий такова:

- определение проблемы (задачи)
- формулирование цели (конкретных задач,
связанных с решением проблемы)
- подбор методов и средств решения проблемы
- проведение исследовательской или иной работы
по решению проблемы
- получение и анализ данных
- оформление данных в виде текста (схемы, рисунка)
- обсуждение и корректировка данных
- выражение ожидаемого результата

Ожидаемый результат - краткое описание любого объекта; разработки каких-либо механизмов, макетов, схем, компьютерных программ; характеристика конкретной деятельности по благоустройству окружающей среды, обслуживанию отдельных специальных групп населения, сохранению и рациональному использованию природных ресурсов и др.

КАКИЕ БЫВАЮТ ПРОЕКТЫ?

Проекты классифицируют по определенным признакам

1) по количеству учащихся:
а) индивидуальные
б) групповые (парные, звеньевые, бригадные)
2) по содержанию и привязке к учебным дисциплинам:
а) монопредметные
б) межпредметные
в) надпредметные
3) по продолжительности:
а) краткосрочные (мини-проекты: от 1 до 3 уроков - неделя)
б) среднесрочные (от 1 до 4 недель)
в) долгосрочные (от 4 недель до 1 года)

4) по доминирующему виду деятельности:
а) информационные
предполагают сбор, обработку и анализ информации к какой-либо учебной проблеме; поиск информации, ее обобщение, ранжирование, структурирование и представление в виде реферата, доклада, таблицы, логической схемы, графиков и видеоматериалов
б) исследовательские
моделирование ситуаций реального научного поиска на основе его логики и структуры; определение проблемы, темы, объекта, цели, задач, гипотезы, методов, этапов, новизны, практической значимости исследования; представление результата в виде отчета исследовательской работы
в) творческие
создание ситуаций для развития творческих способностей; представление результатов в виде сценария, выпуска газеты, радиопередачи, видеофильма, выставки

5) по характеру контактов:
а) внутриклассные
б) внутришкольные
в) региональные (в пределах одной страны)
г) международные
6) ценностно-ориентированные:
а) экологические
б) социальные
в) культурологические
г) экономические
д) политические
е) технологические
ж) смешанные

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ?

Главные отличительные признаки

1) формирование личностно значимых способов учебной работы;
2) овладение способами самообразования;
3) обеспечение перевода обучающегося в режим саморазвития;
4) стимулирование самостоятельной работы учащихся;
5) приобретение опыта социального взаимодействия;
6) развитие коммуникативных способностей учащихся;
7) приобретение инициативности

Технологические подходы

- деятельностный
- личностно ориентированный
- компетентностный
- гуманистический
- культурологический
- ценностный

КАК ФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ ПРОЕКТА?

Тема выбирается и формулируется с учетом определенных обстоятельств
1) учитывается содержание школьных программ;
2) учитывается возраст и уровень подготовки учащихся;
3) учитываются интересы и потребности учащихся (познавательные, прикладные, творческие, ценностные и др.);
4) учитываются особенности своей личности;
5) учитывается практическая значимость ожидаемых результатов.

Участники формулирования темы
- темы могут заранее формулироваться специалистами различных отраслей науки
- темы могут выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету

- темы могут предлагаться самими учащимися
Формулировка темы должна быть краткой, понятной, проблемной, смыслосодержащей

Виды тем
- темы могут формулироваться в рамках одного или нескольких школьных предметов
- темы могут отражать социальные, культурологические, экономические, экологические, политические и другие проблемы
- темы могут иметь комплексный характер

КАК ФОРМУЛИРОВАТЬ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ?

Грамотное формулирование цели - особое умение. Важно иметь в виду, что по отношению к выбранной теме лучше сформулировать одну цель и несколько задач.

Цель проекта - это обоснованное представление об общих, конечных результатах совместных действий участников проектирования

В цели, по существу, формулируется общий замысел исследования. Поэтому необходимо стремиться к лаконичному и предельно точному в смысловом отношении формулированию цели.

Цель всегда формулируется в соотношении с темой проекта.

По сути организаторам и участникам проектирования необходимо ответить на вопрос:

«Что ты хочешь создать в результате проектирования?»

Такими созданиями могут быть: описание и характеристика объектов и явлений, логическая схема, модель, чертежи, текст любого документа, план создания чего-либо (парка, дендрария), компьютерная программа, макет, карта.

Цель лучше формулировать, начиная с глаголов:

1) выяснить …
2) сформулировать…
3) обосновать…
4) создать…
5) разработать…

6) организовать…
7) провести…
8) оказать помощь…
9) апробировать…

КАК ВЫРАЖАТЬ ЗАДАЧИ?

Цель развертывается в совокупности задач. Задачи - это, как правило, конкретизированные или более частные цели. Важно знать об основных категориях задач. Лучше их соотносить с основными видами деятельности учащихся, которые реализуются в ходе выполнения проекта

Основные категории задач проектирования

Задачи:

Виды деятельности:

  • познавательные

  • коммуникативные

  • кооперативные

  • преобразовательные

  • самообразования

  • творческие

  • организационные

- социальная

- политическая

  • экономическая

  • культурная

  • экологическая

  • нормативно-правовая

  • эстетическая

  • ценностно-ориентационная

КАКОВО СОДЕРЖАНИЕ ОБОЗНАЧЕННЫХ ЗАДАЧ?

Содержание задач:

Познавательные задачи

связаны с изучением особенностей объектов (предметов) окружающего мира, способов (методов) решения проблем; овладением умениями работы с источниками; постановкой эксперимента (организация и проведение опытов)

Коммуникативные задачи

связаны с ознакомлением и усвоением способов речевого взаимодействия между участниками проекта (анализ, аргументация, преобразование информации, ее грамотное выражение, культура речи и отношений между партнерами)

Кооперативные задачи

связаны с усвоением умений работать в парах, группе, ориентированных на совместное достижение ожидаемого результата проектирования

Содержание задач:

Преобразовательные задачи

связаны с усвоением умений практического характера, направленных на улучшение состояния объектов окружающего мира

Задачи самообразования

связаны с усвоением знаний и умений для самостоятельного решения возникающих учебных и других проблем

Творческие задачи

связаны с реализацией потенциала личности учащихся, необходимого для создания оригинальных результатов проектирования - сочинения, схемы, конструкции, модели

Организационные задачи

связаны с усвоением умений самоорганизации: грамотной постановки задач, определения методов их решения, планирования собственной работы, определения своей роли при групповой деятельности

Для выражения задач как и в случае целей лучше использовать глаголы:

- изучить литературу по теме и выяснить …
- определить категории …
- ознакомиться с методами …
- создать модель (методику) …
- провести серию опытов …
- апробировать модель (методику) …
- разработать рекомендации …
- сформулировать …
- предложить способы решения …

КАК ЛУЧШЕ ОБОСНОВАТЬ АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА?

Актуальность связывается с доказательством важности выполнения проекта в настоящее время. Убедительным основанием, определяющим ее, является социальный заказ, отражающий острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения

В школьных условиях актуальность выполнения проекта полезно рассматривать с позиции практического значения ожидаемых результатов

При обосновании актуальности темы проекта важно ответить на вопросы

1. Почему выбрана данная, а не другая тема?
2. Почему тема действительно интересна для практики?
3. Каково новые знание, которое предлагается
получить?
4. Каков замысел проекта в целом?
5. Что сделано до Вас, и что предстоит сделать
Вам?

КАК ФОРМУЛИРУЕТСЯ ПРОБЛЕМА?

По сути, ставя проблему, любой из нас задается вопросом, что надо изучить из того, что раньше не было изучено

Проблема - это вопрос, ответ на который не содержится в накопленном обществом научном знании

В качестве одного из наиболее значимых показателей существования проблемы следует рассматривать наличие объективно проявляющихся противоречий. Логично предположить, что если существует какое-то противоречие, значит имеется
и проблема, которая подлежит изучению

Противоречия выражаются до проблемы. При этом используются суждения, начиная со слова «между»

Противоречие - это взаимодействие между взаимоисключающими друг друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний

В противоречии одно явление (мысль, высказывания) исключает другое, несовместимое с ним (к примеру, противоречие в сфере образования, политики, культуры, воспитания; в науках - биологии, географии, литературе)

Пример противоречия

между потребностью современного общества в личности, обладающей высокой нравственной культурой, основанной на осмыслении национальных (русских) традиций, и слабой разработанностью технологий формирования этой культуры с учетом современной социальной действительности

Проблему лучше формулировать в виде вопроса

Проблема логически вытекает из установленных противоречий и переводится исследователями в плоскость познания

Пример проблемы: каковы формы и методы, необходимые и достаточные для формирования нравственной культуры учащихся на основе использования национальных (русских) традиций?

КАК ФОРМУЛИРУЕТСЯ ГИПОТЕЗА?

В научной литературе имеются несколько определений гипотезы, делающих акценты на различных формах и сторонах ее осуществления

гипотеза
сложный мыслительный прием, включающий процесс выдвижения предположения и его последующего обоснования
гипотеза
умозаключение, в форме которого происходит выдвижение предположения
гипотеза
развернутое и неочевидное предположение, в котором максимально подробно изложена модель будущего научного знания

Научная гипотеза может выступать в двоякой роли

1. Как предположение о той или иной форме связи
между наблюдаемыми явлениями

2. Как предположение о связи между
наблюдаемыми явлениями и внутренней
производящей основой

Гипотеза должна быть проверяемой и, по возможности, простой, но, самое главное, содержать нечто новое

Гипотезы в первом проявлении называются описательными, во втором - объяснительными


Пример описательной гипотезы: состояние окружающей среды зависит не сколько от концентраций выбрасываемых предприятиями химических веществ, сколько от того, что мы не смогли обеспечить качественную их очистку

Пример объяснительной гипотезы

Если (идея и замысел гипотезы)

Процесс формирования нравственной культуры учащихся основной школы осуществлять на основе национальных ценностей,

то (предполагаемый результат)

их поведение в учебных и реальных ситуациях будет культуросообразным,

ибо = так как

(объяснение эффекта)

у учащихся возникнут новые убеждения и идеалы, выступающие психологическими механизмами обозначенного поведения

Этапы работы над проектом

Этап

Содержание

работы

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

1. Выдвижение идеи проекта

Предварительное формулирование

темы и основных целей выполнения проекта

Обсуждают идею, собирают информацию, выдвигают свои формулировки тем

Разъясняет смысл проектирования, участвует в обсуждении идеи, помогает формулировать тему и цели

2. Составление письменного плана выполнения

проекта

Определение источников информации, выбор методов выполнения и формы представления отчета, распределение обязанностей между участниками проекта, составление плана действия

Вырабатывают конкретный план индивидуальных и совместных действий, формулируют задачи

Разъясняет смысл планирования, корректирует планы работы, помогает сформулировать задачи

3.Выполнение проекта

Осуществление действий по сбору необходимой информации

Выполняют исследовательскую, информационную, практико-ориентированную работу по проекту, советуются между собой и учителем, накапливают материал

Наблюдают за работой и косвенно руководит (корректирует действия)

4.Завершение проекта

Предварительный анализ полученной информации, или оценка созданного объекта

Анализирует информацию, выясняют ее недостатки, оценивают созданный собственным трудом объект

Помогает выполнить анализ, участвует в оценке созданного объекта как рядовой участник

5. Подготовка отчета по проекту

Работа по оформлению отчета в соответствии с выбранной формой

Работа над отчетом- читают, считают, анализируют, пишут, составляют литературу, оформляют отчет, готовят выступление

Помогает составлять отчет, корректирует окончательный вариант отчета и выступления

6. Представление отчета и его оценка

Определение ценности выполненного проекта

Отчитываются о результатах своей работы, обсуждают, оценивают достоинства и недостатки проекта

Слушает, задает вопросы, оценивает усилия учащихся, креативность и качество использования источников, выступления, проект в целом


© 2010-2022