- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Сценарий урока по теме «Знаем ли мы басни И. А. Крылова?»
Сценарий урока по теме «Знаем ли мы басни И. А. Крылова?»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пугачёва Г.Н. |
Дата | 08.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Знаем ли мы басни И. А. Крылова?»
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: урок - викторина.
Цель урока: обобщить знания детей о творчестве И.А.Крылова.
Задачи:
-
расширить и углубить сведения о баснях И.А. Крылова;
-
развивать творческие и актёрские способности учащихся, речь, мышление и воображение;
-
воспитывать познавательную активность.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя.
Слайд 1.
Прошло более полутора веков с тех пор, как басни И. А. Крылова увидели читатели. В русской литературе после И. А. Крылова не было ни одного равного ему баснописца.
Герои и сюжеты крыловских басен близки и понятны самому широкому кругу читателей. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие сюжеты. По свидетельству одного из современников, он уже в детстве посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели, кулачные бои, где толкался между пёстрой толпой, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов.
Всё творчество баснописца прочно связано с жизнью народа, служило его интересам, его правде. Крылов не только знал жизнь простых людей, но и проник в тайны народного мышления. Гоголь писал о Крылове: «Это наша крепкая русская голова, тот самый ум, который сродни уму наших пословиц, тот самый ум, которым крепок русский человек… Его басни - книга мудрости самого народа».
Класс делится на 3 команды во главе с капитаном; победители в качестве награды получат оценку «5».
«Разминка»
-
Что такое басня? (короткий занимательный рассказ со скрытым смыслом - аллегория в прозе или стихах).
-
Что такое аллегория? (скрытый смысл, иносказание).
-
Кто может быть героем басни?
-
Какова композиция басни?
-
Какие бывают басни? (народные, литературные).
-
На какие темы писались басни? (на исторические, политические, бытовые, нравственные темы).
-
Сколько лет литературной басне? (не менее 26 веков, если вести отсчёт времени от века Эзопа - VI в. до н. э.).
«Знатоки баснописцев»
Участвуют по одному человеку от команды.
-
На листочке перечислите всех известных вам баснописцев (Эзоп, Лафонтен, Сумароков, Измайлов, Херасков, Хемницер, Дмитриев, Крылов, Михалков).
«Конкурс капитанов»
Учитель.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку являются слова Крылова: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».
-
Что такое порок? (недостаток, плохая черта).
-
Как понять слово «пощипать»? (высмеять).
-
Назвать пороки, которые изрядно «пощипал» Крылов в своих баснях. (жадность, скупость, злость, коварство, глупость...).
-
Какому басенному герою свойственны такие пороки, как жестокость, несправедливость, злость, грубость? (волку).
-
Это наиболее часто встречающийся в баснях герой. Перечислите басни, в названиях которых есть слово «волк». («Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Волк и Кукушка», «Волк и Волчонок», «Волк и Лисица», «Лев и Волк», «Волк и Пастух», «Волк и Журавль», «Волк и Мышонок», «Волк и Кот».)
Узнайте басню по иллюстрации
Слайды 2,3,4.
Кроссворд «Басни Крылова»
-
Разгадайте кроссворд, составленный по басням И.А. Крылова.
-
Кто смеялся "вперёд чужой беде"? (Голубь.)
-
Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна.)
-
У кого к зиме под мостом "был готов и стол, и дом"? (Муравей.)
-
Она осталась без обеда благодаря своей глупости. (Ворона.)
-
Кто без драки "хочет попасть в большие забияки"? (Моська.)
-
Один из героев, которые "везти с поклажей воз взялись". (Рак.)
-
Кого "по улице водили, как будто напоказ"? (Слон.)
«Герои»
-
В каких баснях И. А. Крылова так ярко изображены эти звери?
-
«Мой волк сидит, прижавшись в угол задом,
Зубами щёлкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть»?
(«Волк на псарне».)
-
«Вертит очками так и сяк:
То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет»?
(«Мартышка и очки».)
-
«А Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудился над курчонком»?
(«Кот и Повар».)
-
«Вот Мишенька, не говоря ни слова,
Увесистый булыжник в лапы сгрёб,
Присел на корточки, не переводит духу…
И, у друга на лбу подкарауля муху,
Что силы есть - хвать друга камнем в лоб»?
(«Пустынник и Медведь».)
-
«Плутовка к дереву на цыпочках подходит,
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша…»?
(«Ворона и Лисица»)
«Начало - всему голова»
-
Отгадать название басни по его началу.
-
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок…
(«Ворона и Лисица».)
-
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт…
(«Лебедь, Рак и Щука»)
-
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала…
(«Мартышка и Очки»)
-
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела…
(«Стрекоза и Муравей»)
-
По улицам слона водили,
Как видно, напоказ…
(«Слон и Моська»)
-
Проказница Мартышка,
Осёл,
Козёл,
Да косолапый Мишка…
(«Квартет»)
«Угадай басню»
(Участвуют по одному представителю от каждой команды).
- Из каких басен взяты следующие крылатые слова и выражения?
-
«А воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»).
-
«Ай, Моська, знать, она сильна, что лает на Слона» («Слон и Моська»).
-
«Слона-то я и не приметил» («Любопытный»).
-
«У сильного всегда бессильный виноват» («Волк и Ягненок»).
-
«Ты сер, а я, приятель, сед» («Волк на псарне»).
-
«А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» («Квартет»).
«Кот в мешке»
Слайд 5.
-
В какой басне И. А. Крылова узнал себя великий русский полководец М. И. Кутузов? («Волк на псарне». М. М. Кутузов, читая басню боевым офицерам и произнося ответ Ловчего Волку: «Ты сер, а я, приятель, сед», приподнял фуражку, показав свои седины.)
-
Перечислите героев басни, которые "затеяли сыграть квартет". (Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка, басня "Квартет".)
-
Кого И. А. Крылов в своей басне называет «вещуньей»? (Ворону в басне «Ворона и Лисица».)
-
Её служба - ходить на задних лапах перед хозяевами. (Болонка Жужу.)
-
Она пыталась руководить квартетом. (Мартышка.)
-
У неё есть 5-6 кривляк-кумушек. (Обезьяна.)
-
Он обещал стать охранником овечьих стад. (Волк.)
Конкурс актёрского мастерства
Команды представляют инсценировки басен И. А. Крылова «Волк на псарне», «Ворона и Лисица», «Волк и Кот».
Учитель.
А теперь неконкурсный вопрос: «А для чего нужны басни вообще и басни Крылова, в частности?»
(Ученики предлагают свои варианты ответа.)
Учитель.
Басни, особенно басни Крылова, высмеивая недостатки, помогают людям от них избавиться.
Жюри объявляет итоги последних конкурсов, общий итог игры.
Оценки - группа-победительница получит «5»; от других групп на листочке фамилии 2-3 претендентов на «5» подаёт капитан.
Слайд 6.
Стихотворение М. Исаковского «И.А. Крылову» читает подготовленная ученица.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Домашнее задание:
Ответить на вопрос: «Какие недостатки, пороки, которые вы раньше не замечали в себе или в окружающих, помогли вам увидеть басни И.А.Крылова?»