Сценарий презентации книги М. П. Рыжовой Лилькина война

В этом году вся страна отмечала великий праздник - 70-летие Победы. В школе было проведено большое количество мероприятий, посвященных этой дате. В школьном музее "Дети войны" состоялась встреча с автором книги "Лилькина война" Маей Петровной Рыжовой. Силами учащихся 6-х, 10-х, 11-х классов (под руководством учителей Ря и литературы Фоминой Т.А. и Фахровой Г.К.) была подготовлена презентация книги. На основе данной презентации был подготовлен Буктрейлер  "Лилькина война", который в ежегодном тра...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Презентация книги «Лилькина война» М.П.Рыжовой и встреча с автором

Песня «Закаты алые» (Презентация под песню)

1 куплет - солдат

2 куплет - девушка

В конце песни «ожившая фотография» с обложки книги (Слайд 1. Фото обложки)

Слайд 2. (Перелистывается страница)

Чтец1(м.). Та ночь началась точно так же. Но перед рассветом от какого-то зловещего и нарастающего гула проснулись матери.

Чтец 2.(с.) В посветлевшем небе летели строем самолёты с крестами на крыльях…

- Это война, - сказала Моисеевна и заплакала.

Вед.1 (на фоне музыки) 22 июня 1941 года фашистские захватчики вероломно напали на советское государство. Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родителями, вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на долгие годы.

Его я узнал не из книжки -

Жестокое слово - война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство врывалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли -

Мы просто дышали войной.

Вед2. Дети встречали войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохотным, кто-то подростком, кто-то на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома, в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. Они видели и ощущали ее каждый по своему.

Чтец1.. Лиля была близка к помешательству. В её голове роились воспоминания, картинки из прошлой жизни, какие-то события, услышанные когда-то фразы.

Чтец 2. Но чаще всего мысли вертелись вокруг войны. В её короткой жизни это была не первая война. Она хорошо помнила войну с Финляндией, но та была где-то далеко и сказалась на их жизни только очередями за хлебом и пустыми полками в магазинах.

Чтец3. Эта же война - совсем другая. Она разлучила Лилю с мамой, папой и маленькими братиками. Она была рядом - кровавая, стремительно мчавшаяся по её родной стране.

Кристина: - Ну, почему перед войной было все так тихо и спокойно? Нет, не было тихо, не было спокойно.

Однажды папа принес из магазина хлеб в форме кирпичика. Обычно мы покупали круглый хлеб. К чаю брали французские булки с хрустящим гребешком, их ещё называли «франзольки», но хлеба в форме кирпичика я в магазинах не видела. И папа сказал маме странную фразу: «Сашенька, а ведь это предвестник войны».

Значит, взрослые знали, что будет эта страшная война. Думали о войне, говорили о войне, пели песню «Если завтра война..» и ничего не сделали, чтобы не случилось такой беды!

Чтец. Нет, она не могла понять этого!

Вед1. Много подростков, не успев закончить школу, устремлялись на фронт. Потеряв своих родных и близких и желая отомстить за них, пробирались в лес к партизанам или на передовую.

Вед.2.В селах и городах подростки заменили своих отцов и старших братьев: пахали, сеяли, убирали урожай.

Вед.1 Дети, женщины и старики, стоя у станков днями и ночами, изготавливали оружие для солдат, голодные и холодные, они делали всё, что было в их силах, чтобы помочь пережить войну и одержать победу над захватчиками.

Зачем ты, война,

У мальчишек их детство украла

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы

Работать

Мальчишки Урала.

Подставили ящики,

Чтобы достать до станка.

Чтецы

  1. Всему вина - война! Это она зловещая, страшная, проклятая врывается в жизнь старого уральского села похоронным плачем, голодом, холодом, большими очередями за солью, спичками, керосином. И только огромной работой её можно победить.

  2. Это и Лилькина война. И ей нужно трудиться. Ксения Васильевна научила её вязать носки. И девочка своими тоненькими пальчиками, исколотомы спицами, вывязывает двойные пятки, чтобы было тепло бойцам на фронте, чтобы они не поморозили ноги.

Кристина: А может случится что эти носки достанутся моему папе



  1. Так в труде, заботах, мыслях о войне продолжается жизнь у обитателей маленького домика, засыпанного по самые окна снегом.

  2. Сидит за швейной машинкой Софья Адамовна, лечит больных Ксения Васильевна, домовничает Лилька.

Вед1. А как дети ждали новостей с фронта и сообщений совинформбюро.

Чтец1.На фронте было плохо. В глубокий тыл, в уральское село шли тревожные вести. Наши войска отступали. Немцы заняли Крым…

Кристина:Как различается Урал и Украина! Даже детские игры разные. Вот кончится война, и мы с бабушкой вернемся домой. И может, приедут туда папа, мама, братики. И я расскажу им об удивительном крае Урале

Вед. Так думала Лиля.

Чтец. А на кухне за работой пели на два голоса тетя Ксения и бабушка «В лунном сияньи..»

Вед.

А мы не стали памяти перечить

И, вспомнив дни далёкие, когда

Упала им на маленькие плечи

Огромная недетская беда.

Была земля и жёсткой и метельной,

Бы ла судьба у всех людей одна,

У них и детства не было отдельно,

А были вместе - детство и война.

Вед.:Во время Второй Мировой войны на Земле погибло 13 млн детей! Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Где бы они не находились, всё равно это были военные дети. Их рассказы длиною в целую войну.

Чтец1

Дети войны и веет холодом,

Дети войны и пахнет голодом,

Дети войны и дыбом волосы:

На челках детских седые волосы

Чтец2

Земля омыта слезами детскими.

Детьми советскими и несоветскими.

Какая разница, где был под немцами?

В Дахау, Лидице или в Освенциме?

Чтец3

Их кровь алеет на плацах маками.

Трава поникла, где дети плакали.

Дети войны, боль и отчаяние.

И сколько надо им минут молчания?

Вед.:

Кто-то, быть может, спросит: что героического в том, чтобы в 5, 10 или 12 лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети?

Многое! Что такое фашизм они увидели глазами своей детской души. Это была жестокая школа. Школа колючей проволоки и окрика. Школа пули и виселицы. Школа восторга мести и жажды справедливости

Чтецы:

- Они увидели глазами своей детской души свой народ, его горе, его силу и благородство.

- Они поняли и узнали цену хлеба и слова.

- Они очень рано стали взрослыми.

- Их так много погибло тогда, их так мало осталось сегодня.

- Годы не смогли стереть из памяти весь ужас военного детства. Их мысли переполнены воспоминаниями. И потому так ценны для нас произведения, написанные очевидцами. Такие, как

-«Лилькина война», «Тарелка супа» Маи Петровны Рыжовой,

- «Вор» Павла Северовича Микуцких,

- «Неотправленная фотография» Нэли Михайловны Воторопиной

- Их воспоминания очень теплые, светлые, наполненные благодарностью к хорошим, добрым людям, вместе с тем они очень горькие, печальные, трогающие до слез.

- Сегодня мы представили вам книгу - «Лилькина война». Эта книга станет памятным подарком к 70-летию Победы и ветеранам, и ихз внукам - нам с вами.

-Вам, голодавшим,

- болевшим,

-плакавшим,

- осиротелым,

- работавшим до изнеможения,

- но не ставшим ничьими рабами,

Все:

- наш земной поклон.



© 2010-2022