Конспект урока по русскому языку на тему «Имя существительное»

"Описание материала: При планировании урока был учтен уровень знаний учащихся. Данный урок является уроком-повторением при подготовке к ЕНТ, входит в систему уроков по теме «Морфология»; в дальнейшем при повторении других частей речи будет постоянная связь с этой темой. "Тип урока: урок - урок обобщения и систематизации знаний, умений. На уроке решались следующие "задачи: Обучающие: отработка практических умений по определению особенностей имени существительного как части речи. "Развивающие: развитие самостоятельного мышления, внимания, умения выражать свои мысли лаконично, четко; развитие эмоционально-эстетического восприятия информации. "Воспитательные: воспитание казахстанского патриотизма, межнационального согласия и единства, чувства сострадания и гуманизма. "Вид урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ. "Использовались методы: словесный, наглядно-иллюстративный, метод «мозгового штурма», практический, частично-исследовательский. "Оборудование к уроку: эпиграфы к уроку, таблицы, дидактический раздаточный материал для индивидуальной работы – мини-тесты, тексты с заданиями; ТСО – слайды с видами памятника погибшим в Великой Отечественной войне, фотографии ветеранов войны, портрет Мухтара Магауина, тематическая газета, музыкальное оформление. Главный акцент на уроке делался на отработку практических умений. Контроль знаний осуществлялся через работу с текстом, мини-тесты, ответы на «мозговой штурм». Работоспособность учащ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кударбекова Зульфия Туземовна

учитель русского языка и литературы

Ставропольской средней школы

района имени Габита Мусрепова

Северо-Казахстанской области

Республика Казахстан

Тема урока: «Имя существительное»


(Урок подготовки к ЕНТ)


Цель урока: Подготовка к ЕНТ. Повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся.

Задачи урока:

Обучающие: отработка практических умений по определению особенностей имени существительного как части речи.

Развивающие: развитие самостоятельного мышления, внимания, умения выражать свои мысли лаконично, четко; развитие эмоционально-эстетического восприятия информации.

Воспитательные: воспитание казахстанского патриотизма, межнационального согласия и единства, чувства сострадания и гуманизма.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, умений.

Вид урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, метод «мозгового штурма», практический, частично-исследовательский.

Оборудование: эпиграфы к уроку, таблицы, дидактический раздаточный материал для индивидуальной работы - мини-тесты, тексты с заданиями; ТСО - слайды с видами памятника погибшим в Великой Отечественной войне, фотографии ветеранов войны, портрет Мухтара Магауина, тематическая газета, музыкальное оформление.


Ход урока:


  1. Организационный момент.

- Ребята, тема нашего урока «Имя существительное». Сегодня на уроке мы повторим и систематизируем знания по теме «Имя существительное», отработаем практические умения по определению имен существительных в тексте, их морфологических признаков; итогом урока будут ваши ответы на мини-тесты по теме «Имя существительное»

2.Чтение эпиграфов к уроку: «Тот, кто не желает учиться, тот никогда не станет настоящим человеком» и «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

3.Актуализация знаний по теме «Имя существительное»-

метод «мозгового штурма»


  1. Имя существительное - это…(самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?)

  2. Синтаксическая роль в предложении - (подлежащее, дополнение, обстоятельство, может быть сказуемым)

  3. Имя существительное изменяется по …(числам и падежам)

  4. Имена существительные относятся к одному из трех родов…(женскому, мужскому, среднему)

  5. Имена существительные по тому, что они называют, могут быть… (собственные и нарицательные)

  6. Имена существительные, называющие предметы живой природы, называются…(одушевленными)

  7. Имена существительные, называющие предметы неживой природы, называются…(неодушевленными)

  8. К какому роду относятся слова, служащие оценочными названиями лиц и женского, и мужского пола? (к общему)

  9. Какие существительные относятся к существительным, употребляемым в форме только единственного числа? (собственные - Алматы, Урал; собирательные - студенчество, молодежь; вещественные - серебро, масло, нефть; отвлеченные - гордость, честность, красота)

  10. Какие существительные относятся к существительным, употребляемым в форме только множественного числа? (собственные - Карпаты, Кордильеры; названия парных и составных предметов-брюки, шорты, ножницы; вещественные - сливки, дрожжи; отвлеченные - хлопоты, прятки, дебаты)

  11. Сколько падежей в русском языке? (6 )

  12. Какие падежи относятся к косвенным? (родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)

  13. Какие существительные относятся к существительным 1 склонения? (ж.р. и м.р. с окончанием -а, -я)

  14. Какие существительные относятся к существительным 2 склонения? (ср. р. с окончание -о, -е и м.р. с нулевым окончанием )

  15. Имена существительные, не изменяющиеся по падежам и числам называются… (несклоняемыми)

4.Практическая отработка ЗУН

Работа с учебником, упр. № 269 (устно). Учебник для 10 класса естественно-математического направления общеобразовательных школ. Алматы «Мектеп», 2007

5. «Памяти павших посвящается…»

(Отработка практических умений по определению имен существительных в тексте, их морфологических признаков.)

Звучит мелодия песни «На безымянной высоте», параллельно читается текст предисловия к повести М.Магауина «Дети одного отца». Идет демонстрация слайдов с фотографиями ветеранов Великой Отечественной войны, списка погибших односельчан, фотографии памятника «Мать, провожающая сына на фронт», почетного караула у памятника.

-Наш урок проходит накануне Дня Независимости Республики Казахстан. В 2010 году мы отметили 65-летие великой Победы в ВОВ. Повесть М. Магауина «Дети одного отца» - это история усыновления в годы ВОВ людьми далекого казахского аула шестерых осиротевших детей разных национальностей, среди которых были и братья- казахи, и девочка-калмычка, мальчики - еврей и немец. Казахские семьи согрели их своим теплом, поделились хлебом, которого едва хватало на себя. Судьба по-разному распорядилась с этими детьми, но они навсегда запомнили тех, кто помог им выжить.

Обретение Независимости не изменило вековых традиций казахского народа. Политика укрепления межнационального согласия и единства является одной из важных задач нашего государства. Время разделило нас на отдельные страны, но не отняло памяти. Мы всегда будем помнить, какой ценой был завоеван мир, сколько людей осталось навечно на полях битв. Из степного села Ставрополка на войну ушло 83 человека. Это были молодые, здоровые парни и мужчины от18 до 35-37 лет. Не вернулось с войны 44 человека. Сорок четыре семьи оплакивали своих отцов, мужей, сыновей и братьев. 82 ребенка остались полусиротами.14 парней погибло, не успев создать семьи. В память о них в селе воздвигнут памятник «Мать, провожающая сына на фронт».

- Прочтите еще раз текст, который вы прослушали. К этому тексту есть задания, которые мы сейчас выполним.

Работа с текстом (по вариантам)

1 вариант: а) выписать из текста существительные женского рода, определить падеж, число, синтаксическую роль в предложении.

б) выписать из текста существительные общего рода.

2 вариант: а) выписать из текста существительные мужского рода, определить падеж, число, синтаксическую роль в предложении.

б) выписать из текста существительные среднего рода.


  1. Контроль знаний. Выполнение мини-тестов по теме «Имя существительное» . Подготовка к ЕНТ

1. Буква ь используется для обозначения грамматической формы:

А) ноч(ь) Д) похож(ь)

В) кляч(ь) Е) дач(ь)

С) ерш(ь)

2. Укажите вариант, в котором есть слово без ь после шипящего:

А) ускакать проч(ь) Д) привлеч(ь) внимание

В) почувствовать фальш(ь) Е) открыть дверь настеж(ь)

С) мясной фарш(ь)

3. Укажите вариант, в котором есть слово без ь после шипящего:

А) вскач… Д) роскош…

В) луч… Е) мощ…

С) береч…

4. Укажите часть речи, не являющуюся наречием:

А) дрож… Д) навзнич…

В) настеж… Е) сплош…

С) вскач…

5. Какое существительное обозначает явление природы:

А) птица Д) кошка

В) снегопад Е) человек

С) школа

6. Какой раздел науки о языке изучает части речи:

А) лексика Д) словообразование

В) морфология Е) фонетика

С) синтаксис

7. Какие существительные относятся к существительным,

употребляемым в форме только единственного числа?

А) серебро Д) небо

В) окно

С) зеркало Е) море

8. Какие существительные относятся к существительным,

употребляемым в форме только множественного числа?

А) мяч Д) дети

В) город Е) апельсин

С) дрожжи

9. Какие существительные относятся к существительным

1-го склонения

А) дом Д) тень

В) дорога Е) лед

С)ночь

10. Какие существительные относятся к существительным

3-го склонения

А) дач Д) тень

В) меч Е) крыша

С)пень


  1. Проверка ответов. (учитель читает ключ). Самооценивание по шкале:

0-5 - «2»

6-7 - «3»

8-9 - «4»

10 - «5»


  1. Рефлексия.

-Вернемся к эпиграфу нашего урока: « Чтобы стать человеком, надо учиться». До сдачи ЕНТ впереди у вас еще больше года, но это время надо использовать уже сегодня. Сегодня - «не стыдно не знать, стыдно не учиться». Каждодневное повторение, изучение приблизят вас к желаемому результату на экзамене.


  1. Домашнее задание. Повторить тему «Имя прилагательное»


  1. Оценка знаний учащихся.








© 2010-2022