Статья Современный урок. Современные образовательные технологии

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современный урок. Современные образовательные технологии.

На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Поэтому выпускники средней школы должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности, должны быть социально защищены, должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя. Выполнить такие задачи возможно в условиях новых образовательных технологий, где ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что в свою очередь будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.

На протяжении ряда десятилетий нетрадиционной для педагогов остается задача формирования активной, инициативной позиции учащихся в учебном процессе. Ученик может не просто усваивать предлагаемый материал, а познавать мир, вступая с ним в активный диалог, искать ответы и не останавливаться на достигнутом, как на окончательной истине. Основным результатом обучения является разработка новых моделей обучения - модели обучения исследованию, модели учебной дискуссии, игровой модели, модели групповых методов обучения. Некоторые из моделей, используемых мной, я хотела бы рассмотреть.

Модель обучения исследованию. В её основе лежат представления о том, что учебный процесс должен строиться как самостоятельный поиск учащимися нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности. Основные требования, которые предъявляются к организации процесса обучения: 1.побуждение учащихся к формулировке идей и представлений, высказываний в явном виде; 2. сталкивание учащихся с явлениями, входящими в противоречие с имеющимися представлениями; 3. побуждение учащихся к выдвижению альтернативных объяснений, предположений, догадок; 4. предоставление учащимся возможности исследовать свои предположения в свободной обстановке, в малых группах; 5. предоставление учащимся возможности применять новые представления широкому кругу явлений, ситуаций, чтобы они могли оценить их значение.

Именно метод проектов активизирует познавательную, исследовательскую, творческую деятельность школьника, формирует и развивает интеллектуальные, творческие и коммуникативные умения учеников. Для реализации этого метода на практике необходимо определить тематику, близкую или совпадающую с учебным материалом. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (медиаресурс, сборник, компьютерная газета, альманах, доклад и т.д.) Метод проектов удобен еще и тем, что его можно реализовывать с учащимися любого возраста, имея в виду лишь то, что формы реализации необходимо адаптировать под возраст учащихся. Так, на проекте в 7 классе «Путешествие в XIX век русской литературы» ученики представляли свои проекты - сообщения, доклады, медиа-проекты о наиболее значимых эпизодах, фактах из жизни писателей и поэтов 19 века. Следует отметить, что на этих уроках накапливается материал (причём не только на электронных носителях, но и в бумажном варианте), который в дальнейшем используется не только учителями-литераторами, но и учащимися старших классов в качестве дополнительного материала по литературе. Положительным моментом в данной работе является то, что ребята не только обучаются работать с различными источниками информации, но и учатся презентовать себя и свой труд перед аудиторией.

Модель групповых методов обучения определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования. Достоинства этой инновационной педагогической технологии можно выразить в двух основных положениях: 1) коллективная учеба включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах; 2) коллективные способы обучения создают условия живого, непринужденного общения. Среди активных методов обучения, приемов коллективной, групповой деятельности, использованных для повышения активности учащихся на уроках русского языка можно назвать такие как "анализ конкретных ситуаций", "мозговой штурм" и т.д. Данные приемы групповой работы на уроках помогают мне поддерживать активность ребят в течение всего урока, что, в свою очередь, позволяет формировать коммуникативную, лингвистическую компетентности.

Итак, при постоянном использовании инновационных педагогических технологий, ученики испытывают субъективное ощущение перемены в самом себе, приобретают способность работать с понятиями, проектировать новые формы действия, творчески проявлять себя, выстраивать коммуникацию при групповом решении проблемы, независимо от того, с учениками какого возраста работает учитель.


Кузякина О.Н., учитель

МБОУ «Гимназия п.Нижний Куранах».

© 2010-2022