Коррекционно-развивающая программа «Коррекция памяти умственно отсталых детей в контексте развития модальности восприятия»

"Описание материала: Проблема адаптации умственно отсталых детей продолжает оставаться актуальной, несмотря на значительные успехи в изучении аномального развития. В настоящее время под умственной отсталостью понимают стойкое нарушение познавательной деятельности, в первую очередь интеллектуальной. Преобладающее большинство умственно отсталых детей в нашем коррекционном учреждении составляют дети-олигофрены, прогноз в плане коррекции в отношении этих детей наиболее благоприятен. Характерным для... Основной идеей программы является предположение, что возможно коррегировать память через развитие модальности восприятия. Главным обоснованием данного предположения является, во-первых, физиологический механизм памяти. Сенсорные следы, возникающие на основе деятельности анализаторов, составляют содержание сенсорной памяти. Соответственно развивая модальность восприятия, мы способствуем тому, что для их возникновение требуется меньше усилий и сенсорный след становится более прочным. Во-вторых, мы...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коррекционно-развивающая программа

«Коррекции памяти умственно отсталых детей в контексте развития модальности восприятия».


Цель: коррекция памяти умственно отсталых детей посредством развития модальности восприятия.

Задачи:

1) оценка уровня разных типов памяти умственно отсталых детей;

2) развитие слуховой модальности восприятия;

3) развитие зрительной модальности восприятия;

4) развитие кинестетической модальности восприятия;

5) оценка эффективности коррекции памяти в контексте развития модальности восприятия (сравнительный анализ).

В процессе планирования занятий необходимо соблюдать следующие принципы:

- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

- принцип единства коррекции и диагностики;

- принцип индивидуального подхода (учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей, а также учет степени тяжести дефекта);

- принцип доступности заданий, учета объема и степени разнообразия материала;

- принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий;

- принцип систематичности занятий, предусматривающий определенную частоту занятий;

- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционно-развивающей программе; закрепления усвоенного с привлечением родителей и других специалистов, работающих с ребенком.

Для каждого ребенка заводится индивидуальная тетрадь.

Индивидуальная тетрадь

Общие сведения

1. Ф.И.О. ребенка

2. Возраст

3. Пол

4. Степень дефекта

5. Анамнез

6. Методы обследования

7. Результаты обследования до коррекции

8. Индивидуальная программа коррекции

9. Дневник коррекционных мероприятий

- дата

- продолжительность занятия

- описание особенностей поведения и эмоционального состояния ребенка во время занятия

- конспект занятия (описание упражнений, как ребенок их выполнял). Должны быть описаны и рекомендованные программой упражнения, а также внесенные самостоятельно

- домашнее задание

- результаты проверки домашнего задания

10. Результаты обследования после коррекции

Также в ходе эксперимента составляется сводная матрица данных «до» и «после» реализации коррекционно-развивающей программы (таблица А.1).

Таблица А.1 Форма сводной матрицы данных 1 и 2 срезов, заполняется в ходе эксперимента

ФИО

Возраст

Пол

Слуховая память

Зрительная память

Моторная память

1 проба

2 проба

3 проба

1 проба

2 проба

3 проба

1 проба

2 проба

3 проба

1

2

Программа реализуется в индивидуальных и фронтальных коррекционно-развивающих занятиях.

Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, с дошкольниками 15-20 минут, со школьниками 20-30 минут. Всего предполагается 32-40 занятий.

Каждая модальность восприятия должна развиваться с учетом различных свойств процесса: предметности, целостности, структурности, константности (светлоты, размера, формы), осмысленности, апперцепции, активности. При выполнении каждого упражнения необходимо акцентировать внимание ребенка на том, что предмет всегда имеет название, определенные свойства, которые могут быть восприняты с помощью разных анализаторов (глазами, ушами, руками), функции (осмысленность восприятия). Важно обращаться к жизненному опыту ребенка (апперцепция).

Построение занятий с детьми. Каждое занятие предполагает следующие этапы:

1 - установление продуктивного контакта;

2 - проверка домашнего задания (если оно было);

3 - коррекционно-развивающий (упражнения, дидактическая игра);

4 - завершающий (объяснение домашнего задания, прощание).

Коррекционно-развивающая программа традиционно предполагает домашние задания, для которого заводится специальная тетрадь. Кроме этого дети занимались в рабочих тетрадях, разработанных в целях подготовки к школе (написание элементов слов, цифр, рисование фигур по образцу, раскрашивание, выполнение разного рода заданий), а также в специальных тетрадях для коррекции.


Коррекционные упражнения для развития модальности восприятия умственно отсталых детей

Упражнения могут предлагаться детям разного возраста, при этом подбирается определенный стимульный материал, соответствующий возрасту, полу и степени дефекта. Заранее составляется конспект занятия, который может затем корректироваться в соответствии с реально проведенным. Обязательно следует вписывать те слова и предметы, которые использовались в качестве стимульных.

Таким образом, в конспекте занятия обязательно указываются время проведения занятия (сколько минут), какие упражнения ребенок выполнял (с полным описанием упражнения или модификации), как он их выполнял.

К нижеуказанным упражнениям необходимо добавлять упражнения, благодаря которым дети будут усваивать понятие формы, цвета, размера, величины и закреплять слова «круглый», «квадратный» и т.д., предлагаемые в различных рабочих тетрадях (может выступать в качестве домашнего задания).

1 блок упражнений:

развитие кинестетической модальности восприятия

Дефектолог при проведении игр этого блока произносит слова: «Чувствуй», «Ощущай», «Теплый/холодный», «Гладкий/шершавый», «Движение». Необходимо стремиться, чтобы данные слова также активно использовались ребенком. Коррекционная программа предполагает регулярную пальчиковую гимнастику.

Игра «Волшебные руки - 1»

Цель: развитие кинестетической чувствительности.

Оборудование: ткани разной фактуры (шелк, бархат, искусственный мех), деревянная, металлическая пластинки.

Ход игры: ребенок совместно со взрослым трогают разные материалы и определяют качество поверхности (теплое - холодное, гладкое - шершавое). Затем ребенку завязывают глаза и дают потрогать какой-нибудь материал, когда глаза развязывают он должен показать на тот, который по его мнению ему предлагали.

Игра «Волшебные руки - 2»

Цель: развитие кинестетической чувствительности.

Оборудование: плоские фигурки несложных форм (круг, квадрат, домик), вырезанные из различных материалов: дерева, искусственного меха, бархата.

Ход игры: ребенок с завязанными глазами определяет форму фигурки.


Игра «Найди свою игрушку в мешочке»

Цель: учить узнавать на ощупь знакомые предметы, не просто держать предмет в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и пальцы по предмету.

Оборудование: игрушки резко различной формы, величины, фактуры по количеству детей, непрозрачный мешочек - «чудесный мешочек» с завязкой, в который складываются предметы-игрушки.

Ход игры: дети сидят на своих местах. Дефектолог раздает им игрушки и предлагает поиграть с ними. Через некоторое время показывает «чудесный мешочек», говорит, что в него можно спрятать игрушки, а потом найти их. Предлагает троим детям (не более) положить свои игрушки в мешочек. Затягивает шнурок, трясет мешочек и просит ребенка найти свою игрушку, не заглядывая в мешочек. Если ребенок правильно выбрал игрушку (ощупывает одной рукой), он называет ее сам или с помощью дефектолога и садится на место. Если же игрушка выбрана неверно, педагог кладет ее обратно в мешочек и достает нужную. Рассматривает и ощупывает игрушку вместе с ребенком, учит его этому методу, показывая, как передвигать пальцы по предмету, обращая внимание на форму, величину, фактуру, части предмета. Затем свою игрушку ищет другой ребенок.

Игра «Ощупай и слепи»

Цель: учить изображать полученный путем тактильно-двигательного восприятия образ предмета, понимать, что правильное обследование предмета оказывается необходимым для последующей деятельности.

Оборудование: «Чудесный мешочек», предметы простой формы, хорошо знакомые детям и легко воспроизводимые в лепке (шарик, мяч, морковка, яблоко, бублик и др.), пластилин, клееночка, салфетки по числу детей.

Ход игры: 1-й вариант (проводится индивидуально). Педагог объясняет ребенку, что он должен ощупать в мешочке какой-либо предмет и, не называя, его вылепить. «Я посмотрю и угадаю, что лежит в мешочке»,- говорит педагог. Ребенок выполняет задание. Когда лепка закончена, педагог называет игрушку (например, шар) и просит ребенка достать и показать игрушку, чтобы убедиться в правильности его выбора. 2-й вариант (проводится с подгруппой детей). Каждый получает маленький мешочек, ощупывает в нем предмет и лепит его, а затем дети угадывают, что у кого в мешочке, и сравнивают свою поделку с предметом. По мере усвоения игры перед детьми ставятся более сложные задачи - обследование предметов, состоящих из нескольких частей, требующее не только восприятия формы, но и определения величины и пространственного расположения частей предмета (утенок, неваляшка, пирамидка из трех шаров и др.).

Игра «Шнурок»

Цель: развитие мелкой моторики.

Оборудование: шнурок, различной формы фигурки с прорезями, игрушечная обувь.

Ход игры: ребенок нанизывает фигурки на шнурок, зашнуривает игрушечную обувь.

Игра «Мир из палочек»

Цель: развитие мелкой моторики.

Оборудование: набор палочек.

Ход игры: ребенок по образцу выкладывает фигурки из полочек (машинки, домики, кораблики).

Игра «Дворник»

Цель: развитие крупной моторики.

Оборудование: не требуется.

Ход игры:

А. Руки - одна наверху, другая внизу - обхватывает рукоятку воображаемой метлы. Широкими взмахами «подметает тротуар».

Б. Руки - в том же положении - «обхватывают лом». «Колем лед».

В. Руки «обхватывают черенок лопаты». «Сгребаем снег».

Игра «Повтори без ошибок»

Цель: развитие пространственной организации движений, моторного восприятия.

Оборудование: не требуется.

Ход игры:

1) наглядный вариант. Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые дефектологом: коснуться левой рукой правого (левого) уха, провой рукой - левого глаза. Необходимо преодолевать тенденции к зеркальному воспроизведению;

2) речевой вариант. Те же движения выполняются по речевой инструкции.

Игра «Театр зверей»

Цель: развитие крупной моторики, совершенствование движений, их выразительности, точности, разнообразия.

Оборудование: не требуется.

Ход игры:

А. «Зайчик». Руки согнуты перед грудью, кисти опущены. Скачет, передвигаясь одновременно на двух ногах вперед, назад, вбок. Пугливо огладывается.

Б. «Лисичка». Руки - перед грудью. Мягко переступает на носочках - «крадется». Поворачивает голову вправо, влево. Оборачивается на ходу, оглядывая свой «пушистый хвост».

В. «Ежики». Сложить вместе согнутые «лапки», слегка присесть, переступая мелкими шажочками. «Свернуться клубком»: присесть, обхватив колени руками, голову - вниз.

Г. «Кошечка». Встать на четвереньки, вытянуть правую переднюю «лапу» вперед, опереться на нее, подтянуть «заднюю лапу». Затем то же - левой рукой и ногой. Прогнуться.

Д. «Мишка». Руки опущены, тело слегка наклоняется вперед. «Медведь» переваливается с ноги на ногу.

Е. «Воробушек». Скачет на двух «лапках» одновременно, потом «летит»: бежит, размахивая руками-«крылышками» - движения частые и неширокие. Воробушек сел на ветку: сесть на корточки, сгруппироваться.

Игра «Змейка»

Цель: развитие ловкости и координации, умения дей­ствовать согласованно (для фронтальных занятий).

Оборудование: не требуется.

Ход игры: выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причуд­ливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель - заставить играющих расцепить руки. Такие дети из игры выбывают. Выигрывают те, кто дольше всех продержится в «змейке».

Игра «Гонка мячей»

Цель: развитие умения действовать сообща, развитие моторной ловкости.

Оборудование: мяч.

Ход игры: дети становятся в круг, делятся на две команды и выбирают капитанов. Капитаны начина­ют бросать мячик членам своей команды, а игроки пере­дают его дальше по кругу. Побеждает команда, капитан которой получит свой мяч раньше.


2 блок упражнений:

развитие зрительной модальности восприятия

Главный принцип при проведении игр из этого блока - дефектолог как можно чаще произносит слова: «Смотри», «Посмотри», «Приглядись», «Цвет» (названия цветов), «Форма» (название форм), «Размер» (указания на размер). При беседе с ребенком нужно помогать ему формулировать высказывания также с проговариванием данных слов.

Игра «Рассмотри внимательно!»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания.

Оборудование: предметы различных форм, более или менее сложного строения.

Ход игры: дефектолог с ребенком внимательно рассматривают предмет и стараются описать его как можно подробнее, обнаруживая все новые и новые детали.

Игра «Закрой коробки»

Аналогичные игры: «Чей домик», «Найди окошко», «Почтовый ящик».

Цель: научить ребенка соотносить плоские и объемные формы в практическом действии с предметами.

Оборудование: коробки разного размера и формы с крышками, объемные геометрические формы по объему подходящие к прорези, доски с прорезями, изображающими геометрические фигуры и предметы из геометрических форм.

Ход игры: ребенок методом проб и ошибок, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные, закрывает крышками коробки. Постепенно он научается подбирать правильно крышку, по форме и размеру, что говорит о развитии зрительного восприятия.

Игра: «Матрешки»

Аналогичные игры: «Найди место для предмета», «Построй башню», «Найди кровать для куклы».

Цель: научить детей ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоские и объемные фигуры, обучение составлению сериационного ряда.

Оборудование: матрешки, бруски разной величины, куклы и машинки разной величины, игрушечная мебель разной величины.


Игра «Что катится, что не катится»

Цель: сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности.

Оборудование: воротца, шарик и кубик из одного материала и одного цвета. Для усложнения можно добавить другие фигуры - конус, цилиндр.

Ход игры: дефектолог ставит на столе воротца и на некотором расстоянии от них проводит черту. Предлагает двоим прокатить через воротца до ленточки два предмета: одному - кубик, другому - шарик. Затем дети обмениваются предметами. Естественно, они начинают понимать, что шар катится, а кубик нет. После этого детям предлагают выбрать тот предмет, который можно прокатить через воротца. Те, кто понял зависимость результата от формы предмета, выбирает шар. Дефектолог, заканчивая игру, говорит: «Шар катится, а кубик не катится».

Игра «Каждому свое место»

Цель: развитие зрительного восприятия, обучение детей различным свойствам предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета.

Оборудование: однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов, восемь подставок для предметов.

Ход игры: ребенку предлагается разложить предметы на подставки по размеру, затем по форме и цвету.

Игра: «Найди свою пару»

Аналогичные игры: «Лото», «Магазин».

Цель: обучение ребенка зрительному сопоставлению формы без предметно-практической ориентировки (вычленение контура предмета, соотнесение объемных и плоских форм, узнавание предметов в рисунках, их словесное обобщение).

Оборудование: карточки с изображением геометрических форм, парные плоскостные или пластмассовые формы, предметы и игрушки разной формы.

Ход игры: ребенку раздаются наборы предметов, затем дефектолог показывает предмет, который необходимо найти среди своих.

Игра «Собери букет»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Оборудование: набор «Соберем букет» (большие карточки с целыми букетами и маленькие с отдельными цветами).

Ход игры: ребенку предлагается собрать те цветы, которые встречаются в букете.

Игра «Поставь заплатку»

Цель: развитие зрительного восприятии.

Оборудование: наборы картинок с непрокрашенными местами, а также наборы «заплаток».

Ход игры: ребенку предлагают подобрать «заплатку», чтобы картинка стала целой.

Игра «Составь картинку»

Цель: развитие зрительного восприятия, целостности восприятия.

Оборудование: набор разрезанных картинок (машина, яблоко, дом, человек и т.д.).

Ход игры: из разрезанных картинок ребенок составляет целостное изображение.

Игра «На кого (что) похоже?»

Цель: развитие зрительного восприятия, целостности восприятия.

Оборудование: овощи различной формы (картофель, свекла, морковь, огурец). Можно также использовать листы бумаги с пятнами неправильных форм.

Ход игры: дефектолог показывает овощи (или пятна на листах бумаги) разной формы ребенку и они вместе определяют на кого или что они похожи (медвежонок, крокодил, утенок и т.д.).

Игра «Найди слово»

Цель: развитие зрительного восприятия, избирательности внимания (для школьников).

Оборудование: специально заготовленные цепочки букв.

твкмамаслдтокножкнытрыба

Ход игры: ребенку предлагается внимательно посмотреть на цепочку букв и найти среди них слова. Можно предложить тренировочный образец, где слова выделены жирным шрифтом, чтобы дети лучше поняли смысл задания.

Игра «Дополни до…»

Цель: развитие зрительного восприятия, целостности.

Оборудование: картинки с не полностью прорисованными деталями.

Ход игры: ребенку предлагается дорисовать недостающие детали, чтобы получилось целое изображение.

Игра «Домики и флажки»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Оборудование: мозаика из восьмиугольных элементов, по 10 элементов белой и по 10 элементов красной мозаики. Для усложнения условий выбора дополнительно кладут 3 зеленых, 2 синих, 3 желтых элемента, которые не потребуются при выполнении задания.

Ход игры: дефектолог, показывая элемент белой мозаики, говорит, что такого цвета будут домики; показывая элемент красной мозаики, говорит, что такого цвета будут флажки. Затем произвольно размещает на панели домик, а флажок - над домиком.

Игра «Сложи узор»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Оборудование: изготовленные кубики с окрашенными в разный цвет гранями (не менее 16 штук).

Ход игры: ребенок по образцу выкладывает различные узоры.


Игра «Чего не хватает»

Цель: обратить внимание на то, что при отсутствии какой-либо части целое нарушается; уточнять представление о предметах, о соотношении частей.

Оборудование: сборно-разборные игрушки (игрушки, у которых можно снимать отдельные детали), картинки с изображением предметов, у которых отсутствуют существенные или характерные детали.

Ход игры: дефектолог ставит на стол сборно-разборную игрушку без какой-либо важной и легко выделяемой части (например, дом без крыши или машину без колес) и просит сказать, целая ли это игрушка. Если дети говорят, что нет, спрашивает, чего в ней не хватает. После ответа или в случае затруднений достает коробку с деталями. В ней, кроме нужных, имеются и другие детали. Дефектолог предлагает кому-либо найти в коробке то, чего не хватает. Вместе с ребенком окончательно собирает игрушку.


Игра «Найди свой стул»

Цель: учить воспринимать плоскостную форму, осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения; продолжать развивать у детей внимание, ориентировку в помещении.

Оборудование: парные плоскостные картонные или пластмассовые формы одного цвета (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, шестигранники, трапеции и др.) по числу детей.

Ход игры (проводится сначала с подгруппами из 2-3 детей, затем количество участников увеличивается до 5-6). Дефектолог кладет на своем столе три плоскостные формы, например, круг, квадрат и треугольник. Вызывает троих детей и каждому дает по одной форме. Затем поднимает одну из форм и спрашивает: «У кого такая?» Ребенок, у которого есть такая форма, подходит к столу, и дефектолог проверяет правильность выбора, помогая ему наложить свою форму на форму-образец и обвести их по контуру, уточняет совпадение краев. Ребенок садится на стул, а дефектолог поднимает другую форму. Выходит другой ребенок и так же проверяет результат. После этого начинается сама игра: дефектолог расставляет на некотором расстоянии три стула, дети по удару в барабан или бубен разбегаются по комнате, держа формы. Дефектолог раскладывает на стулья формы-образцы и предлагает детям найти свои места. Ребенок должен сесть на тот стул, на котором лежит такая же, как и у него, форма. Правильность своего выбора он проверяет путем наложения и обведения формы по контуру. Дефектолог помогает каждому это выполнить. Затем игра проводится с другими детьми, у которых другие формы.


Игра «У кого большой мяч?»

Цель: обратить внимание на относительность величины предметов (один и тот же предмет может быть большим или маленьким в зависимости от того, с каким предметом его сравнивают); закреплять слова «большой», «маленький», «больше», «меньше».

Оборудование: мячи разной величины по количеству детей.

Ход игры: дети сидят на стульях полукругом, а дефектолог за маленьким столом напротив. На столе под салфеткой лежат мячи. Дефектолог вызывает двоих и дает каждому по мячу. Спрашивает, у кого большой мяч, а у кого маленький. Дети отвечают, дефектолог подтверждает: «Верно, у Кати мяч большой, а у Коли маленький». Предлагает Коле отвернуться, а в это время меняет у Кати мяч на маленький, меньший, чем у Коли. Не давая Коле повернуться, спрашивает: «Какой у тебя мяч?» Коля отвечает: «Маленький» - и поворачивается. «Какой у Коли мяч?» - спрашивает дефектолог. Дети отвечают: «Большой». Такие перемены производятся несколько раз. Затем дефектолог вызывает другую пару и так же меняет им мячи, начиная от самого большого до самого маленького, выкладывая их в ряд на столе. Спрашивает: «Где самый большой мяч?» Убирает его. И так, пока останется два мяча. Затем те же действия производят в обратном порядке - от маленького к большому. Когда останется один мяч, дефектолог спрашивает: какой мяч остался - большой или маленький? Дети говорят, что большой. Дефектолог выходит и приносит еще один мяч, больше того, что лежит на столе. Спрашивает, указывая на лежащий на столе мяч, большой он или маленький,-- оказывается, теперь он маленький. Дети встают в круг и играют с большим мячом, передавая его друг другу.

Игра «Зоопарк»

Цель: продолжать знакомить детей с относительностью величин предметов, учить соотносить их по величине зрительно и путем наложения.

Оборудование: трафареты с изображением животных разной величины (заяц, лиса, волк, тигр, лев, слон), клетки для них из картона, наборное полотно.

Ход игры: дефектолог рассказывает детям, что в зоопарк привезли новые клетки, надо помочь зверям правильно найти свое место. Ставит в наборное полотно две клетки - самую маленькую и чуть побольше - и достает два трафарета - зайца и лису. Кто-либо распределяет их по клеткам. Дети под руководством дефектолога отмечают, что заяц маленький, а лиса большая. Взрослый выставляет еще две клетки - для волка и тигра. Оказывается, что они больше лисы. Затем появляются клетки для лисы и слона.

Вариант игры: в наборное полотно располагают сразу все клетки вперемешку. Дети рассаживают зверей по клеткам, зрительно соотнося их по величине.

Игра «Кто высокий?»

Цель: учить понимать относительность высоты предмета; показать, что один и тот же предмет может быть высоким или низким в зависимости от того с чем его сравнивают; обратить внимание, что слова «высокий», «низкий», «выше», «ниже» относятся не только к предметам, но и к людям, определяют их рост.

Ход игры: дефектолог вызывает двоих детей: одного самого маленького по росту, другого повыше, ставит их рядом и просит ребят сказать, кто из стоящих детей высокий. Переспрашивает: «Коля высокий или низкий?» Затем говорит: «Правильно, Коля высокий, выше Тани». Сажает Таню и вызывает ребенка, который выше Коли. Ставит их рядом, снова спрашивает: «Коля высокий или низкий? Правильно, теперь можно сказать, что Коля низкий, а Саша высокий, Коля ниже Саши, а Саша выше Коли». Дефектолог вызывает других детей, таких, чтобы высокий в одной паре оказывался низким в другой, затем переставляет их в обратном порядке - тот, кто был ниже в предыдущей паре, должен быть выше. Потом дефектолог объясняет, что он сравнивал детей по росту: одни выше ростом, другие ниже. Предлагает всем построиться по росту. Помогает детям правильно определить свое место. Построившись в шеренгу, дети маршируют по комнате.

Игра «Ежик»

Цель: продолжать учить соотносить объекты по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять знание слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей.

Оборудование: картонные трафареты с изображением ежей, зонтиков четырех величин.

Ход игры: дефектолог говорит, что сейчас он расскажет сказку о ежах: «В лесу жила семья ежей - папа, мама и двое ежат. Вот один раз ежи пошли гулять и вышли в поле. Там не было ни дома, ни дерева. (Предлагает детям найти на подносах фигурки ежей и положить на стол перед собой. Подходит к каждому и располагает фигурки в ряд по величине.) Вдруг папа-еж сказал: «Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». - «Побежали в лес,- предложила мама-ежиха. - Спрячемся под елкой». Но тут пошел дождь, и ежи не успели спрятаться. У вас, ребята, есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики. Только смотрите внимательно, кому какой зонтик подходит. (Смотрит, используют ли дети принцип сопоставления предметов по величине.) Молодцы, теперь все ежи спрятались под зонтиками, и они благодарят вас». Дефектолог спрашивает кого-либо, почему он один зонтик дал ежу-папе, а другой - ежихе; следующего ребенка - почему маленьким ежатам дал другие зонтики. Дети отвечают, а дефектолог помогает им правильно сформулировать ответ.


Игра «Что бывает такого цвета?»

Цель: соединять представление о цвете с представлением о реальных предметах; дать понять, что цвет - одно из свойств предмета и некоторым из них присущи определенные цвета.

Оборудование: наборы предметов разного цвета: овощи и фрукты (апельсин, яблоко, помидор, огурец; редиска, огурец, капуста, баклажан), ягоды (черная и красная смородина, клубника, крыжовник и др.), картинки с изображением животных (медведь белый и коричневый, лягушка, крокодил, заяц серый и белый, лиса и др.), игрушки разного цвета, картинки с изображением предметов.

Ход игры: на столе у дефектолога лежит помидор, огурец, лист дерева (зеленый или желтый), яблоко (зеленое или красное). Дети рассматривают предметы и называют их цвет. Потом дефектолог закрывает все салфеткой, достает цветовые карточки, поворачивает их тыльной стороной и предлагает трем детям взять по одной карточке. Потом они поворачивают карточки расцветкой вверх. Тот, у кого красная карточка, называет красные предметы, лежащие на столе. Обладатель зеленой карточки называет зеленые предметы на столе. Все предметы при этом закрыты салфеткой. У третьего ребенка - синяя карточка. Он также вспоминает синие предметы под салфеткой, но назвать их не может. Салфетку снимают и проверяют правильность ответов детей. Дефектолог говорит: «Правильно, помидор бывает красного цвета, огурец и листок - зеленого. А бывает помидор синего цвета? или синий листок? синий огурец?» Дети отвечают. Дефектолог просит всех вспомнить и найти в групповой комнате синие предметы.

Игра «Внизу-наверху»

Цель: формирование правильных представлений о пространственных отношениях предметов; показать, что расположение предметов по отношению друг к другу относительно и может изменяться.

Оборудование: два мяча, две куклы, два мишки, кукольный стул, детский стул, большой стул и стол.

Ход игры: 1-й вариант. Перед сидящими в кругу детьми ставятся стулья: кукольный, детский, большой и стол, один мяч кладется на пол, другой на кукольный стул. Педагог указывает на лежащий на полу мяч и спрашивает: «Где этот мяч? внизу? наверху?» Если дети не могут ответить, педагог говорит: «Этот мяч внизу». Тот же вопрос задается относительно мяча на стуле. Мячи перекладываются, и вопросы повторяются: Затем мяч перекладывается с кукольного стула на большой стул и т. д. 2-й-3-й варианты. Игра проводится с куклами, мишками.

Игра «Письмо от зайки»

Цель: учить ориентироваться в реальном пространстве с опорой на ориентиры; соотносить ориентиры, изображенные на бумаге, с реальными предметами.

Оборудование: строительный набор «Построй поселок», элементы настольного строителя, письма - полоски бумаги с изображением ориентиров, ведущих к домику зайки, мишки, белки и др., фигурки зверей (пластмассовые или картонные).

Ход игры: (проводится индивидуально или подгруппами, вначале желательно проводить индивидуально): на столе педагога выложена большая дорога, разветвляющаяся на две или три маленькие дорожки. Рядом с дорогой стоят ориентиры, а в конце каждой дорожки-домики. Ориентиры могут быть расположены в следующем порядке: у начала большой дороги, откуда начинается путь, стоит машина или трактор (из набора «Построй поселок»). Затем на каждой из дорожек еще по три ориентира: на левой - дерево, еще; один трактор, около самого дома елка; на средней - елка, дерево, около дома трактор; на правой - ежик, елка, около дома дерево. Педагог показывает постройку на столе и говорит, что в одном из домов живет зайка. Он зовет к себе в гости и прислал письмо с адресом, подает ребенку полоску бумаги, на ней нарисованы в ряд (слева направо) машина, дерево, трактор и елка, и предлагает вместе почитать письмо. Педагог показывает, откуда они пойдут искать домик зайки, учит ребенка последовательно двигаться по ориентирам. Когда ребенок приходит к домику, зайка выходит к нему навстречу (педагог выдвигает фигурку зайца из домика). Затем ребенок самостоятельно находит дорогу к другому домику - мишки или ежика. В дальнейшем порядок расположения ориентиров и сами ориентиры меняются, можно изменить и направление движения.

3 блок упражнений:

развитие слуховой модальности восприятия

Главный принцип при проведении игр из этого блока - дефектолог при формулировании своих фраз чаще употреблять слова: «Слушай», «Звучит», «Прислушайся», «Слова», «Звук», «Громко/тихо». Ребенку также необходимо помогать формулировать высказывания с использованием данных слов.

Игра «Где колокольчик?»

Цель: развитие способности определять локализацию звука.

Оборудование: колокольчик, шарф.

Ход игры: ребенку завязывают глаза. Дефектолог, играя колокольчиком, меняет свое место положения. Ребенок должен двигаться в направлении дефектолога.

Игра «На чем играл зайка?»

Цель: учить различать звучание двух резко различных инструментов (барабана и гармони); продолжать развивать слуховое внимание.

Оборудование: ширма или экран, игрушечный заяц (мишка, кукла), барабан, детская гармошка.

Ход игры: дефектолог показывает детям поочередно барабан и гармошку, называет каждый из инструментов, показывает их звучание. Ставит оба инструмента на стол и снова играет на барабане и на гармошке. Приходит заяц (мишка, кукла) и говорит, что хочет тоже поиграть на барабане и на гармошке, только он спрячется, а дети должны угадать, на чем он будет играть. Дефектолог ставит на стол ширму, закрывает ею от детей зайца и инструменты. Бьет по барабану, снимает ширму и спрашивает, на чем играл заяц. Дети отвечают. Заяц снова стучит по барабану в присутствии детей. В третий раз заяц играет за ширмой на гармошке. Затем можно попросить, чтобы зайка играл тише или громче и обсудить силу звука с ребенком.


Игра «Кто как кричит?»

Цель: развитие речевого слуха.

Оборудование: ширма или экран, игрушки (кошка, собака, птичка, лягушка, петух).

Ход игры: дефектолог ставит на стол ширму и говорит, что за ширмой будет домик для зверей и птиц, в домике живут кошка, собака, птичка, лягушка, петух. Педагог произносит звукоподражания: «Мяу», «ав-ав», «пи-пи-пи», «ква-ква», «ку-ка-ре-ку»,- и одновременно действует той или иной игрушкой: передвигает по столу и уводит в дом. После этого предлагает детям внимательно послушать, кто их зовет из домика. Вначале педагог говорит за животных, сидя так, чтобы дети хорошо видели его лицо. Он произносит, например, «мяу» и снова спрашивает, кто позвал детей. Они отвечают. Кошка выходит из домика, мяукает вместе с детьми. Игра повторяется, детей зовут другие персонажи. В дальнейшем дефектолог может произносить звуки за ширмой, чтобы дети его не видели, а только слышали.

Игра «Ау!»

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия (игра для фронтальных занятий).

Оборудование: колокольчик, шарф.

Ход игры: один ребенок стоит спиной ко всем ос­тальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Игра «Веселый барабанщик»

Цель: развитие слухового восприятия, чувства ритма.

Оборудование: барабан, барабанная палочка.

Ход игры: дефектолог бьет палочкой по барабану (от 1 до 3-5 раз), удары разделяются длинными и короткими паузами, при этом ребенок не видит того, что делает дефектолог:

- !! !, !! !;

- ! !!, ! !!;

- !! !!, !! !!.

Ребенок должен повторить, не нарушая количества ударов и ритма.

Игра «Повтори слово»

Цель: развитие кратковременной слуховой памяти, крупной моторики.

Оборудование: мяч.

Ход игры: дефектолог бросает мяч ребенку и произносит слово. Ребенок ловит мяч, перебрасывая его дефектологу должен повторить слово. Если ребенок забывает слово, дефектолог не ловит мяч.

Игра «Узнай слово»

Цель: развитие способности на слух дифференцировать смыслоразличительные признаки близких фонем.

Оборудование: предметные картинки «коза - коса», «бочка - почка»

Ход игры: после уточнения, знакомы ли ребенку названия всех картинок. Затем предлагается показать названные картинки.

Игра «Найди ошибку - 1»

Цель: развитие способности на слух дифференцировать смыслоразличительные признаки близких фонем.

Оборудование: заранее подготовленные фразы («Хозяйка сварила зуб», «На лугу паслась коса», «У девочки болел суб», «Воду хранили в почке»).

Ход игры: ребенок выслушивает фразы, при обнаружении ошибки, хлопает в ладоши.

Игра «Найди ошибку - 2»

Цель: развитие слухового восприятия.

Оборудование: заранее подготовленные предложения («Мы пишет письмо», «Мальчик идут в школу», «Дети смотрю кино», «Мы завтра были на даче», «Я вчера буду купаться»).

Ход игры: ребенок выслушивает фразы, при обнаружении ошибки, хлопает в ладоши.



Проблема адаптации умственно отсталых детей продолжает оставаться актуальной, несмотря на значительные успехи в изучении аномального развития. В настоящее время под умственной отсталостью понимают стойкое нарушение познавательной деятельности, в первую очередь интеллектуальной. Преобладающее большинство умственно отсталых детей в нашем коррекционном учреждении составляют дети-олигофрены, прогноз в плане коррекции в отношении этих детей наиболее благоприятен. Характерным для них является тесная взаимосвязь недоразвития познавательной деятельности, и прежде всего абстрактного мышления, и произвольной регуляции всей психической деятельности, функций самоконтроля, высших эмоций, речи, тонкой дифференцированной моторики.

Существует множество коррекционно-развивающих программ, каждая из которых затрагивает различные стороны психики и личности детей с особенностями в развитии. По моему мнению, важнейшим является развитие восприятия и памяти, так как именно на данных этапах познавательной деятельности ребенок получает информацию об окружающей действительности и запоминает ее, и насколько точной и прочной эта информация будет, настолько будет адекватнее представления о мире как предметном, так и социальном.

Основной идеей программы является предположение, что возможно коррегировать память через развитие модальности восприятия. Главным обоснованием данного предположения является, во-первых, физиологический механизм памяти. Сенсорные следы, возникающие на основе деятельности анализаторов, составляют содержание сенсорной памяти. Соответственно развивая модальность восприятия, мы способствуем тому, что для их возникновение требуется меньше усилий и сенсорный след становится более прочным. Во-вторых, мы намерено развивали и кенестетическую, и зрительную, и слуховую модальности, обеспечивая большую возможность такому механизму памяти как воспоминание по ассоциациям. На каждый вид модальности мною был подобран целый блок упражнений (игр), которые предлагались детям во время коррекционных занятий.

После реализации коррекционно-развивающей программы мною была проведена повторная диагностика с целью определения эффективности программы. Были отмечены повышения показателей по всем типам памяти. Возможно влияние как времени, так и общих коррекционных мероприятий. Главным аргументом обоснования действенности программы является теоретическая модель связи восприятия и памяти и эмпирические результаты: положительная динамика наблюдается по всем изученным типам памяти.

Казахстан, Восточно-Казахстанская область

КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции

г. Риддера» УО ВКО

Педагог - дефектолог Мехова Л.С.





© 2010-2022