«Три склонения имён существительных». 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет

Русский язык

Класс: 5

Дата: 02.03.2015г.

Жумашева Толкын Нургалиевна, учитель русского языка и литературы в классах с казахским языком обучения.

Тема

«Три склонения имён существительных».

Ссылки,

источники

Русский язык. Учебник для 5 класса, интернет ресурсы, программа и руководство для учителей второго уровня


Общая цель

Совершенствовать умение определять склонение имён существительных.

Оборудование

компьютер, проектор, таблица склонений, карточки, «светофор».

Ожидаемые результаты

Научатся находить существительное в тексте и определять их склонения, развивается информационно- культурная, письменная речь, мотивирует учебную деятельность учащихся в приобретений новых знаний, активизирует их самостоятельность.

Ключевые идеи,

Значимые для

занятия

Повышение уровня социальных навыков учащихся; формирование интеллектуально-познавательной компетентности, навыков самостоятельной работы, воспитание бережного отношения к русскому языку.

Методы и приемы

Тaксономия Блума

1. словесные 2. наглядные 3.практические

Работа в парах, мозговой штурм, взаимопроверка, здоровьесберегающая технология, метод диалога


Ход урока

Этапы

Время

Действие учителя

Действие учащихся

I. Организацион

ный момент.


3м.


Приветствие; учёт посещаемости

Психологический настрой.

Ребята, сегодня второе марта. А это значит - это второй день весны. Хочется пожелать вам на сегодняшний урок, чтобы лучи весеннего солнца принесли вам удачи, хороших отметок, веселого настроения и, конечно же, новых знаний!

Настраиваются на урок.

Дежурный ученик называет отсутствующих.


II. Активизация мыслительной деятельности.














12 м










Слово учителя.

1.Подготовительный этап.

а) Отгадайте, пожалуйста, загадку.

Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

(Имя существительное.)

б) Подведём итоги ранее изученного нами материала по теме «Имя существительное» в форме игры «Да - нет». (Слайд №1):

2. Повторение изученной темы

«Мозговой штурм»

Игра «Да - нет». Слайд с вопросами

В этом задании необходимо найти правильные утверждения.

1.Имя существительное - это часть речи? (Да)

2. Отвечает на вопросы Какой? Чей? (Нет)

3. Существительное имеет 2 склонения? (Нет)

4. В русском языке 7 падежей? (Нет)

5.Существительные бывает одушевленные и неодушевленные (Да)

6. У каждого предмета есть своё имя-название. Такие имена существительные называются собственными (Да)

7. К существительным мужского рода относятся существительные с окончаниями -а,-я, нулевое окончание.(Да)

8. Существительные в именительном падеже в предложении является подлежащим ?(Да)

9.К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце. (Да)

10.Когда предметов больше двух, говорят это существительное единственного числа. ( Нет)

3. Практическое задание:

Называю слова, если имя существительное хлопаем в ладоши.

Радость, улыбаюсь, подснежники, весёлый, смех, жизнь, быстрая, птицы, они, говорят, лебеди, молодёжный, я, весна.

Ученики отгадывают загадку.




Ученики находят правильное утверждение, а неправильное поясняют или дополняют своими ответами.









Ученики хлопают в ладоши, когда слышат имя существительное.

III. Сообщение темы урока.

(слайд №2)

































1.Сегодня мы продолжим изучение имени существительного.

Запись даты и темы в тетрадь.

Тема нашего урока «Три склонения имён существительных».

Сообщение цели урока. Цель нашего урока - мы за сегодняшний урок должны научиться, используя знания прошлого урока, правильно определять склонение имен существительных. (Слайд №3)

2.Чертим таблицу № 1 (1, 2, 3 скл.)

Таблица №1

1 скл.

2 скл.

3 скл.








Сколько существует склонений в русском языке?

Внимание!!!

Склонение существительного определяется по начальной форме.

Что такое начальная форма имени сущ.? (теория на стенд)

3. Алгоритм (слайд №4)

Чтобы определить склонение существительных нужно:

1. Поставить существительное в начальную форму. (В Им.п. ед.ч.)

2. Определить род, выделить окончание.

3. По роду и окончанию определить склонение.




Ученики, используя картинку, заполняют таблицу №1.




Самостоятельно строят алгоритм определения склонения.

IV. Работа по теме урока.









V.Физминутка.










VI.Домашнее задание

VII. Рефлексия.











2 м




8м.







1. Повторение теоретического материала.

Итак, кто скажет, какие существительные относятся к первому склонению? Ко второму склонению? К третьему склонению?

Теория (слайд №4,5,6). (заполняем таблицу - записываем теорию)

2. Практическое задание:

Работа по карточке. Карточки лежат на столах.

Заполняем таблицу (выполняется самостоятельно в письменной форме, учитель собирает для проверки).

Задание: определите склонение, запишите свою ФИО и сдайте карточки, за эту работу вам будут выставлены оценки.

Ф.И. ученика:


1 скл.

2 скл.

3 скл.

весна

+

дядя

+

скворец

+

ночь

+

солнце

+

подснежник

+

доброта

+

молодежь



+

конь

+

3. Элемент здоровье сберегающих технологий.

Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть. Выполняем упражнения для профилактики нарушений зрения.

- глазами нарисуйте шесть кругов по часовой стрелке и шесть против часовой стрелки (следите за осанкой, не сутультесь);

-глазами нарисуйте геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);

- глазами напишите тему нашего сегодняшнего урока.

Мы с вами отдохнули, продолжаем работать.

4. Орфограмма «Ь знак после шипящих».

(Учитель делает акцент, что изучение склонений имён существительных играет важную роль!!!)

Теория. Если перед нами существительное, то мягкий знак после шипящих ставится лишь тогда, когда слово принадлежит III склонению (НОЧЬ).

Существительные I и II склонения с шипящей на конце пишутся без мягкого знака (МНОГО ТУЧ, КИРПИЧ).

Для определения рода существительного с мягким знаком на конце, нужно слово поставить в родительный падеж - кого? чего? Имена существительные мужского рода имеют окончание -а, -я: конь-коня; существительные женского рода -ы, -и: ночь - ночи)

2 скл. (м.р.) -Ь 3 скл. (ж.р.).- Ь

Слова для проверки: мышь (3), тишь (3), нож (2), багаж (2), гараж (2), ландыш (2), плач (2)

5. Определите склонение, пользуясь алгоритмом. (дополнительное задание.)

К какому склонению относятся слова драгоценность (3), карандаш (2), книга(1 ), тётя (1), Родина (1), братишка (1), кошка (1), озеро (2), печь (3 ), красота (1)

Русский язык, стр 117,упр 4.Вставьте,где надо, пропущенные буквы и определите склонение.

«Светофор».

Диалогический метод (включение учащихся в диалог).


Ученики заполняют таблицу, сдают учителю.







Учащиеся выполняют физминутку.

«Три склонения имён существительных».5 класс

«Три склонения имён существительных».5 класс

Учащиеся вспоминают орфограмму, делают выводы, записывают теорию в тетрадь.

2 скл.(м.р.)-Ь

3 скл(ж.р.).-ь


Записывают домашнее задание. Для слабоуспевающего ученика индивидуальная карточка.

Учащиеся показывают соответствующие цвета:

Красный - урок не понравился

Желтый - узнал много интересного

Зеленый - урок понравился я многое узнал на уроке




















© 2010-2022