Внеклассное мероприятие по литературе «Д-503: герой-революционер или несостоявшаяся личность» (по материалам романа «Мы» Е. И. Замятина)

Внеклассное мероприятие рассчитано на учеников 10 класса и готовится и проводится двумя учителями-предметниками (это могут быть два словесника или словесник и учитель истории, при желании можно провести мероприятие и одному учителю). Предполагается, что текст романа прочитан, проработан и по теме дано не менее 3-х уроков. Форма проведения - урок-суд. Необходима особая расстановка мебели в классе, заранее подготовленные цитаты из текста, реплики персонажей романа розданы ученикам (ученики самосто...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе

«Д-503: герой-революционер или несостоявшаяся личность»

По материалам романа Е. Замятина «Мы»

Цели:

Образовательные:

- внимательно изучить текст романа, обращая внимание на портретные описания;

- «вжиться» в роман, проследить его актуальность во время написания и в современное;

- на материале романа познакомиться с историей родной страны.

Воспитательные:

- на материале романа воспитать такие качества личности как ответственность, великодушие, чувство художественного вкуса, показать ценность свободы выбора;

- связать роман с историей родной страны и других стран мира.

Развивающие:

- научить школьников быстро принимать решения, точно формулировать свои мысли;

- выполняя различные задания, научить правильно использовать предложенные ресурсы и время;

- развивать навыки красивой речи.

Методы и приемы:

  • слово учителя;

  • беседа;

  • игровой метод;

  • дедуктивный метод;

  • индуктивный метод;

  • метод театрализованных сценок.

Оборудование: мебель в классе расположена таким образом, что напоминает судебное заседание, материалы по роману приготовлены учениками заранее (по этой теме учитель провел 3 урока, написано итоговое сочинение, выставлены оценки): цитаты из романа, реплики разных персонажей.

Мероприятие не является эпизодическим, а входит в систему учебной и воспитательной работы, которая ведется в течение четверти.

Цели и задачи данного мероприятия соответствуют общим воспитательным задачам, уровню развития школьников. Задания построены таким образом, что детям придется работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, делать собственные выводы.

Ход мероприятия.

  1. Этап. Организационный момент (1-2 мин).

  2. Этап. Постановка целей и задач (3-4 мин).

Учитель 1. Мы с вами прочитали и проанализировали роман. О чем он?

Ученики отвечают.

- это роман о великом техническом прогрессе, достигнутом на Земле,

- это роман о счастье, каким его представляют люди в 28-м веке,

- это роман о бездуховном обществе,

- это роман о любви и предательстве,

- это роман о тоталитаризме,

- это роман о свободе и несвободе человека, о его праве на выбор.

Учитель. Какова же тема романа?

Ученик 1 (заранее подготовленное соощение). Тема - драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства. Замятин, по специальности инженер-кораблестроитель, лучше других знал, как создается механизм, где винтики нужны для формирования единого целого. Но люди - это не просто винтики в сложной государственной машине, а живые существа, у которых своя, одна-единственная жизнь. Когда человека превращают в винтик, он теряет свою яркую, неповторимую индивидуальность и деградирует как личность. История показала, что превращение людей 8 совокупность винтиков ведет к преступлению перед человечеством. В романе "Мы" в фантастическом облике предстает перед нами возможный вариант будущего общества, в котором "сильные мира сего" мечтают о людях-роботах. Перед читателем разворачивается "математически совершенная жизнь" Единого Государства. Это мир без любви, без души, без поэзии. Человеку-"нумеру", лишенному имени, было внушено, что "наша несвобода" есть "наше счастье", а "счастье" это заключается в отказе от своего "я" и растворении в безличном "мы".

3 Этап (10 мин).

Театрализованная сценка - судебное заседание.

Учитель 1. Я предъявляю обвинение Д-503: он не смог стать полноценной личностью, не освободился от оков Единого Государства.

Ученик 2 (в роли Верховного Правителя). Рассказывает о себе и своем отношении к проблеме. Ученик заранее готовит цитаты из романа, рассказывает о своем государстве.

Действие происходит в далеком будущем в некоем Едином Государстве - утопическом городе всеобщего счастья. Государство полностью взяло на себя заботу о своих жителях, точнее, оно приковало их к счастью: всеобщему, обязательному, равному. В Едином Государстве с изобретением нефтяной пищи побежден давний враг человечества - голод, ликвидирована зависимость от природы и нет необходимости думать о завтрашнем дне. Жителям Единого Государства не знаком и еще один источник страданий, переживаний человечества - любовь, а вместе с ней - и ревность, нерациональная трата физических, эмоциональных сил, им ничто не мешает «нормально функционировать». Любовь сведена к случайным, медицински полезным процедурам по заявкам - розовым талонам. Причем ликвидированы неравенство и несправедливость и в этой области - в отношениях полов: каждый нумер имеет право на нумер другого пола как на сексуальный продукт. Создана новая практическая наука - «детоводство», и эта сфера также полностью находится в ведении Единого Государства. Дети воспитываются на Детско-Воспитательном заводе, где школьные предметы преподают роботы.

Искусство заменено Музыкальным Заводом, марши которого придают нумерам бодрость и соединяют в единое счастливое монолитное "Мы". Эстетический экстаз у жителей Единого Государства вызывают лишь такие произведения, как жуткие, красные «Цветы Судебных приговоров», бессмертная трагедия «Опоздавший на работу» и настольная книга «Стансов о половой гигиене». Монолитно сплоченными рядами по четыре «нумера» маршируют на лекции, на работу, в аудиториумы, на прогулку:

Проспект полон: в такую погоду послеобеденный личный час - мы, обычно, тратим на дополнительную прогулку. Как всегда, музыкальный завод всеми своими трубами пел Марш Единого Государства. Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера - сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди - государственный нумер каждого и каждой. И я - мы, четверо, - одна из бесчисленных волн в этом могучем потоке.

Действие известных в мировой литературе утопий происходит, как правило, на острове либо в идеальном городе. Замятин выбирает город, что символично в контексте технической цивилизации ХХ века, когда сложилась антиномия город-деревня. В античную эпоху город еще не противостоял деревне, в новое же время город означает отрыв от природы, земли, отрыв от человеческой сути. В лекции «Современная русская литература» Е. Замятин одной из черт неореализма называл антиурбанизм, обращенность «в глушь, в провинцию, в деревню, на окраины», потому что «жизнь больших городов похожа на жизнь фабрик: она обезличивает, делает людей какими-то одинаковыми, машинными».

Учитель 1. Вопрос к участнику процесса. Что же граждане («нумера») Единого Государства воспринимают как счастье? Как живется им под бдительным оком Благодетеля?

1) Человеку покорились силы природы, дикая стихия осталась за Зеленой Стеной. «Мы любим только… стерильное, безукоризненное небо».

2) «Скрижаль» определяет жизнь нумеров, превращает их в винтик единого, отлаженного раз навсегда механизма. Они одновременно встают утром, начинают и заканчивают работу. «В одну и ту же… секунду мы подносим ложки ко рту, - и в одну и ту же секунду выходим на прогулку и идем в Аудиториум, отходим ко сну».

3) Изобретена нефтяная пища. («Правда, выжило только 0,2 населения земного шара».) Но теперь нет проблем с едой.

4) «Подчинив себе Голод, Единое Государство повело наступление против другого владыки мира - против Любви. Наконец, и эта стихия была тоже побеждена». (5) Нет страданий из-за неразделенной любви. Любовь осуществляется по розовому талончику, за опущенными в стеклянном доме шторами, в строго определенное время, по предварительной записи на партнера.

5) Регулируется деторождение, и воспитание детей Государство взяло на себя: существует Детско-воспитательный Завод. (На нем работает Ю, которая считает, что «самая трудная и высокая любовь - это жестокость»).

6) Поэзия и музыка подчинены общему ритму жизни. «Наши поэты уже не витают более в эмпиреях: они спустились на землю; они с нами в ногу идут под строгий механический марш Музыкального Завода».

7) Чтобы нумеров не мучила необходимость самостоятельно оценивать происходящее, издается Единая Государственная Газета, которой безоговорочно верит даже талантливый Строитель «Интеграла».

8) Каждый год в День Единогласия, конечно, единогласно избирается Благодетель. «Мы снова вручим Благодетелю ключи от незыблемой твердыни нашего счастья».

4 Этап (10 мин).

Учитель 2. Я не согласна с обвинением и выступлю в защиту героя. Для этого попрошу участников процесса - О-90 и И-330.

Ученик 3 (в роли О-90). Рассказывает о себе и защищает Д-503.

Ученик 4 (в роли И-330). Рассказывает о себе и защищает Д-503.

Ученик 5 (в роли R-13). Друг главного героя о нем.

5 Этап. (5 мин).

Прения.

Учитель 1. Слово учителя том, что Д-503 не хватило смелости, чтобы противостоять государству и главное - не хватило сил довериться естественной природе.

Учитель 2. Слово учителя о том, что герой еще не способен стать революционером, но положил начало сомнениям о том, что человеку не нужна душа.

6 Этап (5 мин).

Присяжные (ученики, не задействованные в сценке, делают выводы, выносят свой вердикт). Говорят о смысле романа.

Основная проблема - поиск человеком счастья. Именно эти поиски счастья и приводят человечество к той форме существования, которая изображена в романе. Но и такая форма всеобщего счастья оказывается несовершенной, так как счастье это выращено инкубаторным путем, вопреки законам органического развития. Мир, задуманный автором, казалось, дол жен быть совершенным и абсолютно устраивать всех людей, которые в нем живут. Но это мир технократии, где человек - винтик огромного механизма. Вся жизнь человека в этом мире подчинена математическим законам и расписаниям по часам. Человек этого мира - абсолютно обезличенная субстанция. Люди здесь не имеют даже собственных имен (Д-503, 1-330, О-90, К-13). Казалось бы, эта жизнь их устраивает, они привыкли к ней, к ее порядкам. Автор дает, на мой взгляд, яркое представление об этой жизни: все из стекла, и никто ничего не скрывает друг от друга, нет ничего живого и естественного. Зато за стеной Единого Государства в полную силу цветет жизнь. Там живут даже одичавшие люди, которые не захотели несильного счастья. Второй проблемой романа "Мы" является проблема власти. Замятин очень интересно написал главу о Дне Единогласия, о выборе Благодетеля. Самое интересное то, что люди даже и не помышляют о том, чтобы выбрать кого-то другого на должность Благодетеля, кроме самого Благодетеля.


© 2010-2022