Конспект урока литературы в 11 классе Военная тема в стихотворениях Б. Окуджавы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 11 классе.

Военная тема в стихотворениях Булата Окуджавы.

Цель урока: расширить представление учащихся об авторской песне и творчестве Б. Окуджавы, развивать умение анализировать поэтический текст, развивать устную речь учащихся; воспитывать любовь к Родине, любовь к поэзии.

Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока. Постановка задач урока.

  2. Вступительное слово учителя о жанре авторской песни, о времени его возникновения, о своеобразии бардовской песни.

Шестидесятые годы с их романтизмом, культом «дружества» и энтузиазма как безусловных жизненных ценностей породили особое явление: поэта с гитарой в руках, который поет свои стихи - а потом эти стихи тиражируются на магнитофонных лентах и порой становятся фольклором, звуча у костра в экспедициях и походах, на кухнях и во дворах. Творчество В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Ю.Кима, А.Галича воспринимается сейчас как особое явление русской культуры второй половины ХХ века - «бардовская поэзия».

Именно Окуджаву считают родоначальником «авторской песни».

  1. Сообщение учащегося о жизненном и творческом пути поэта.

  2. Чтение и анализ стихотворений Окуджавы о войне

Когда началась война, Окуджаве было 17 лет. Совсем юным человеком прошел он через суровые испытания и тяготы четырех военных лет. И тема войны звучит в его песнях и стихах и 20, и 30 лет спустя после Великой Победы.

1) Обратимся к тексту стихотворения "Проводы у военкомата"

Проводы у военкомата

Вот оркестр духовой. Звук медовый.
И пронзителен он так, что - ах...
Вот и я, молодой и бедовый,
с чёрным чубчиком, с болью в глазах.

Машут ручки нелепо и споро,
крики скорбные тянутся вслед,
и безумцем из чёрного хора
нарисован грядущий сюжет.

Жизнь музыкой бравурной объята -
всё о том, что судьба пополам,
и о том, что не будет возврата
ни к любви и ни к прочим делам.

Раскаляются медные трубы -
превращаются в пламя и дым.
И в улыбке растянуты губы,
чтоб запомнился я молодым.

Беседа с учащимися:

-Стихотворение написано молодым человеком, которого совсем недавно проводили на фронт, или уже постаревшим, смотрящим сквозь годы на это событие? Как вы это определили?

- Что навсегда врезалось в память уходящему новобранцу? Какие черты сцены проводов сохранила память через столько лет?

- Какой настрой создается такими разными, часто противоположными эпитетами: «молодой, бедовый, бравурная»- и, с другой стороны,- «скорбные», «безумцем из черного хора»?

-Поясните, как вы понимаете эпитет «звук медовый»? какой это звук?

-Какую мелодию играет, на ваш взгляд, оркестр? Какова роль музыки в стихотворении?

( Комментарий учителя: тема музыки, оркестра звучит на протяжении всего стихотворения. И кажется, что это не просто музыка проводов в армию, а мелодия, разделившая жизнь на «до» и «после». Тема музыки делает звучание стихотворения всё более напряженным, катастрофичным: если в начале это звук «медовый»- тягучий, низкий, протяжный; но в третьем четверостишии- это музыка о том, «что судьба пополам».Музыка навсегда запомнится лирическому герою как один из последних атрибутов мирной жизни, атрибутов того мира, который и призвана защитить война.)

- Почему боль в глазах? Героя об этом не спросишь, задумаемся сами.

( Это боль расставания, разлуки, боль потери, страх оттого, что эта разлука может быть навсегда, страх смерти, боль оттого, что нужно улыбаться, "растягивать губы в улыбке", чтобы поддержать провожающих, запомниться молодым (живым?).)

- "Машут ручки нелепо и споро" - о ком это? О тех, кто машет руками, прощаясь, или снова о лирическом герое, уходящем в строю? Ускоренные, смешные движения, похожие на детскую игру или детский рисунок. Что-то игрушечное, ненастоящее - на войну отправляется оловянный солдатик. Но вслед ему тянутся скорбные крики, действие замедляется, тянется, возникает ощущение трагедии, возникает "безумец из чёрного хора", голос рока, предсказывающий трагический грядущий сюжет.

Комментарий учителя

Строка "жизнь музыкой бравурной объята" вызывает в памяти строку из пушкинского романа: "Звучит музыка полковая"; именно "музыка", как называли игру полкового оркестра, передаёт ощущение безвозвратного перелома в жизни. По ту сторону остаются мирное время, любовь, к которым не будет возврата. Пополам, как нечто хрупкое, переламывается судьба. Впереди у героя испытания, которые ему предстоит преодолеть, подобно сказочному герою. Так раскаляющиеся медные трубы "превращаются в пламя и дым", ему суждено пройти "сквозь огонь и медные трубы". Вернётся ли он? Последние строки не дают надежды: даже если герой вернётся, он вернётся уже другим человеком. И только в памяти провожавших его или на старой фотографии он останется (запомнится) молодым...

2) Учитель: Стихи о войне, навеянные воспоминаниями о ней, появляются у Окуджавы и в 1960-е, и в 1990- е годы. Война становится моментом проверки истинной ценности человека, призмой, через которую поэт смотрит на своё творчество, свою миссию, на своё поколение.

В исполнении подготовленного ученика звучит выразительное чтение наизусть стихотворения «Поздравьте меня, дорогая: я рад, что остался в живых…» (текст перед каждым учеником)

Поздравьте меня, дорогая: я рад, что остался в живых,

Сгорая в преддверии рая средь маршалов и рядовых,

Когда они шумной толпою, в сиянии огненных стрел,

Влекли и меня за собою… Я счастлив, что там не сгорел.

Из хроник, прочитанных мною, в которых- судьба и душа,

Где теплится пламя былое условно, почти не дыша,

Являются мне не впервые, как будто из чащи густой,

То флаги любви роковые, то знаки надежды пустой,

То пепел, то кровь, а то слезы- житейская наша река.

Лишь редкие красные розы ее украшают слегка.

И так эта реченька катит, и так не устала катить,

Что слез никаких и не хватит, чтоб горечь утрат оплатить.

Судьба ли меня защитила, собою укрыв от огня!

Какая-то тайная сила всю жизнь охраняла меня.

И так всё сошлось, дорогая: наверно, я т а м не сгорел,

Чтоб выкрикнуть з д е с ь, догорая, про то, что другой не успел.

- Стихотворение построено как беседа, разговор. Разговор- с кем?

- Как бы вы определили его тему: Окуджава рассуждает о войне или о своей поэтической миссии?

- Найдите слова, словосочетания, укажите особенности синтаксиса, которые создают эту разговорную интонацию беседы с другом.

- Какой предстает в восприятии поэта жизнь, «житейская наша река»?

- Проследим за движением мысли поэта: с выражения каких чувств стихотворение начинается и к какой мысли он приходит в финале?

- Будем внимательны к слову: какие значения в контексте стихотворения обретает слово «гореть», «догорать»?

- C какой целью поэт выделяет с тексте стихотворения в последней строфе слова «там» и «здесь»? Что под ними скрывается?

- К осознанию какого своего предназначения как поэта приходит Окуджава в заключительных строках стихотворения?

Комментарий учителя: важно, чтобы одиннадцатиклассники увидели глубину философского содержания стихотворения, увидели в нем тему войны как непреодолимой силы, влекущей лирического героя куда-то в «преддверие рая». Ученики почувствуют, что война для поэта- сила, обесценивающая личность, что воспоминания о ней сопровождают его на протяжении всей жизни, заставляют снова и снова обращаться к воспоминаниями других ее участников: «из хроник, прочитанных мной», искать в них своё понимание этих событий, свои чувства. Как печальная череда утрат, потерь предстает жизнь в стихотворении Окуджавы. Поэт ощущает свой долг и ответственность перед невыжившими друзьями, ответственность сказать здесь, сейчас, в мирной жизни, «про то, что другой не успел». Можно сказать, что голос поэта становится голосом поколения фронтовиков.

3) Поэт признавался, что все его стихи не столько о войне, сколько против нее. В центре внимания поэта не собственно война, а тот мир, который она призвана защитить и спасти.

Я ухожу от пули,
делаю отчаянный рывок.
Я снова живой
на выжженном теле Крыма.
И вырастают
вместо крыльев тревог
за моей человечьей спиной
надежды крылья.
Васильками над бруствером,
уцелевшими от огня,
склонившимися
над выжившим отделеньем,
жизнь моя довоенная
разглядывает меня
с удивленьем.
До первой пули я хвастал:
чего не могу посметь?
До первой пули
врал я напропалую.
Но свистнула первая пуля,
кого-то накрыла смерть,
а я приготовился
пулю встретить вторую.
Ребята, когда нас выплеснет
из окопа чёткий приказ,
не растопчите
этих цветов в наступленье:
пусть синими их глазами
глядит и глядит на нас
идущее за нами поколенье.

Беседа по вопросам:

-Что становится символом довоенной мирной жизни?

-Кроме синего цвета васильков встречаются ли в стихотворении другие цветовые прилагательные? Как вы думаете, о чем это говорит?

- Стихотворение написано словно бы «изнутри» войны, в короткую передышку между боями, и всё же и в нем есть своеобразная рефлексия, два состояния лирического героя: до и после… Что здесь является рубежом, разделившим восприятие на прошлое и настоящее?

- Какой ритм, интонацию при чтении призваны создать короткие, как будто нарочно разбитые пополам поэтические строки?

5. Подведение итогов урока.

Итак, мы прочитали и обсудили, поделились впечатлениями и своим восприятием стихотворений Булата Окуджавы о войне. Мы увидели, что в них нет военной романтики и героизма, что поэт в них стремится выразить своё понимание бесчеловечной правды войны, вспоминает о своей юности и смотрит на те года уже с высоты жизненной мудрости и опыта.

Сегодня мы остановились лишь на трех стихотворениях Булата Окуджавы, посвященных теме войны. Хочется надеяться, что ваше знакомство с творчеством поэта продолжится, вы откроете для себя великолепные, потрясающие по философской глубине стихотворения и песни этого великого поэта нашего времени.

  1. Домашнее задание.

Напишите дома творческую работу о любом стихотворении Окуджавы, посвященном теме войны. Название работы: «Стихотворение Булата Окуджавы «….» Восприятие, истолкование, оценка».



© 2010-2022