- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока
Разработка урока
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мырзабаева Д.А. |
Дата | 17.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка
Предмет: «Профессиональный русский язык»
Тема: Борьба с табакокурением.
Прямая и косвенная речь.
Специальность: «Сестринское дело»
Курс 2
Преподаватель русского языка Мырзабаева Д.А.
Тема: Борьба с табакокурением
Прямая речь и косвенная речь.
Цель урока:
-закрепить понятие прямой и косвенной речи, знать определение прямой речи , уметь подбирать слова автора и прямую речь, составлять схемы прямой речи, расставлять знаки препинания;
-развивать творческое , аналитическое мышление, активность; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки студентов;
-воспитать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье окружающих.
Задачи:
-Предупредить об опасности привыкания к вредным привычкам;
-показать разрушительное воздействие на организм человека никотина;
-сформировать у студентов понятие о том, какие яды содержатся в табаке, создать представление о том, каким образом вредные привычки могут повлиять на развитие личности.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: интерактивная доска, портреты с высказываниями Л.Н.Толстого, А.Дюма, С.П.Боткина, карточки, слайды с текстами, карточки с цифрами, пустые бланки для ответов, фрагменты фильмов о курении.
Методы обучения: развивающее обучение( практический, проблемно- поисковый , частично-поисковый, исследовательский)
Время прведения-45 мин
Место проведения-303 кабинет
План и организационная структура занятия:
-
Организационный момент-2 мин.
-
Контроль исходного уровня заний-5 мин
-
Совместная работа преподавателя со студентами-10мин
(Объяснение нового материала)
-
Самостоятельная работа- 5мин
(Закрепление материала)
-
Заключительный контроль- 18 мин
-
Общая оценка знаний- 3 мин
(Подведение итогов)
-
Задание по самоподготовке- 2 мин
(Задание на дом)
Ход урока:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята!
Друзья мои , я очень рада
Приветствовать сегодня вас.
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю: каждый из вас гений,
Но без труда талант не впрок.
Высказывайте свои мнения,
И вместе проведем урок.
Пусть этот урок несет нам радость общения.
Цель нашего урока повторить и систематизировать знания о прямой и косвенной речи, а также поговорить о том, какой вред нашему организму приносит курение и какую борьбу мы ведем с табакокурением!? В Послании президента Н.А.Назарбаева « Новое десятилетие- новый экономический подъем- новые возможности Казахстана» была поставлена задача «Здоровый образ жизни и принципы солидарной ответственности человека за свое здоровье- вот что должно стать главным в государственной политике в сфере здравоохранения и повседневной жизни населения.» Мне бы хотелось наш урок начать словами Л.Н.Толстого.
Эпиграф:Л.Н.Толстой, бросив курить, сказалЯ стал другим человеком. Просиживаю по пять часов за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружение, тошноту, туман в голове.
- Почему Л.Н.Толстой, после того как бросил курить, стал другим человеком?
- Как чувствует себя курящий человек?
-Прочитайте на эпиграф и скажите каких знаков препинаний здесь не хватает?
- Нет после слов автора : «П».
II. Контроль исходного уровня знаний.
1.Опрос:
- Что такое прямая речь? (Прямая речь-это передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму)
-Из каких частей состоит предложение с прямой речью?( Предложение с прямой речью состоит из слов автора и прямой речи)
-Где может стоять в предложении прямая речь? ( Прямая речь может стоять перед словами автора, между словами автора, после слов автора)
-Что называется косвенной речью? ( Косвенная речь - это чужая речь, переданная не дословно, а лишь с сохранением ее содержания)
2.Игра «Крестики-нолики». Предлагаю вспомнить все, что вы знаете о прямой речи. Отвечая на мои вопросы, заполните табличку, которая лежит перед вами. Если вы согласны с моим суждением, напротив номера вопроса ставьте «Х», не согласны-«о».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.Прямая речь-это чужая речь.
2. Предложение с прямой речью состоит только из прямой речи.
3.Прямая речь пишется с маленькой буквы.
4.Прямая речь выделяется кавычками.
5.Прямую речь можно заменить косвенной речью.
6.Прямая речь сопровождается словами автора.
7.Прямая речь- это чужая речь, переданная в измененной форме.
8. Прямая речь пишется с большой буквы.
9. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная.
10.Речь, переданная дословно, без изменения- это прямая речь.
Слайд с правильными ответами:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Х 0 0 Х Х Х 0 Х Х Х
Обменяйтесь карточками , проверьте ответы товарища, сравнивая с ответами на доске.
Кто выполнил задание без ошибок?
3. Составьте схемы данных предложений. Работа у доски. Студенты выходят к доске.
А) «Здравствуйте, доктор! »- поздоровался пациент с доктором. «П!»-а.
Б) «Разрешите войти?»- спросил пациент у медсестры. «П?»-а.
В) Больной сказал доктору: « Меня замучил кашель , который особенно усиливается по утрам!» А: «П!»
Г)« Да, кашель действительно, сильный, - сказал доктор. - Давайте я вас послушаю!»
«П,-а.-П!»
Д) Больной с беспокойством спросил у доктора: « Что там ,доктор? Воспаление легких?» А: «П?»
4. Закончите предложения, используя прямую речь и слова автора:(устно)
- Работа по карточке по подгруппам. Допишите предложения.
А) «Я недавно делал рентгеновский снимок, принес вам его показать»……….
Б) Доктор посмотрел снимок и сказал: «………..»
В) « Вы знаете?- ….…………..- Табачный дым кроме никотина содержит много других ядовитых веществ, которые вредны для организма.»
Г) « Вы правы, я действительно стал много курить»………….
4. Найдите схему ,соответствующую предложению:
1.Доктор сказал своемупациенту: « Мне бы не хотелось бы вас запугивать, но из ста случаев заболевания туберкулезом возникает из-за курения, поэтому вам надо обязательно бросить курить!»
А) А: « П?»
Б) А: «П!» +
В) «П,-а.-П?»
Г) «П!-а.-П».
Д) «П?»-а.
2. « У человека, который курит, развиваются недомогания- вялость, головокружение, тошнота, сухость во рту, обильное слюноотделение, заболевание дыхательных путей, ухудшается память», - так описаны симптомы курильщиков в журнале «Здоровье».
А) А: « П?»
Б) А: «П!»
В) «П,-а.-П?»
Г) «П!-а.-П».
Д) «П»,-а.+
3.Найдите предложение с косвенной речью:
А)Табак содержит много вредных веществ: никотин, пиридин, аммиак, азот, окись углерода, сероводород и т.д.
Б)Требуется неустанно вести борьбу за охрану здоровья наших людей.
В)Некоторые защитники курения утверждают, что курение возбуждает умственную энергию, повышает трудоспособность, успокаивает нервную систему. +
Г)Известно, что среди курильщиков смертность от болезней вдвое выше, чем у некурящих.
III.Совместная работа преподавателя с студентами:
1. Показ слайдов:
- Что вы увидели на слайде? ( Человеческий орган)
-Что вы знаете об этом органе? ( Это легкие)
-Чем отличаются эти легкие друг от друга?
(-Студенты по признаку должны определить отличие легких)
2. А что вы знаете о табаке? Какой вред приносит он организму?
3. Давайте , мы с вами составим кластер?
Вред здоровью туберкулез заболевания сердечно-сосудистой системы
\ \ /
Родина табака Америка - табак - растение
/ \
Вредные вещества кашель
4. Просмотр фрагментов « Курение -яд!»
Хочу процитировать высказывания известных людей.
1. Писатель А.Дюма- младший: « Я отложил свою сигарету и поклялся, что никогда не буду курить. Эту клятву я твердо сдержал и вполне убежден, что табак вредит мозгу так же определенно, как и алкоголь.»
2.Великий врач С.П.Боткин был заядлым курильщиком. Умирая еще сравнительно нестарым, в возрасте 57 лет, он скажет: « Если бы я не курил, то прожил бы еще 10-15 лет»
Вывод: Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не заботится о тебе лучше , чем ты сам.
IV. Самостоятельная работа
1. Работа по подгруппам:
- 1 -подгруппа: назовите слова, которые характеризуют здорового человека?
- Каким образом можно достичь этих качеств?
Красивый сутулый сильный
Ловкий бледный румяный
Статный стройный подтянутый
Неуклюжий крепкий энергичный
(Примерные ответы)
-Вести здоровый образ жизни;
-Больше двигаться ;
-Правильно питаться;
-Закаляться;
-Выполнять правила личной гигиены;
- Хорошее настроение.
- Отказаться от вредных привычек.
- 2 подгруппа : Составить рекомендации «Как бросить курить»(Примерные ответы)
1.Лучше вообще не начинайте курить;
2.Назначьте день отказа от сигарет;
3. Избавьтесь от всех сигарет, зажигалок;
4.Расскажите своим родным, близким, друзьям, что вы решили курить, попросите их о поддержке. Убедите их не курить при вас и не оставлять окурков;
5.Постарайтесь отвлечь себя от желания курить ( прогуляйтесь, займитесь чем- нибудь, хотя бы положите в рот леденец);
6.Расслабляйтесь! Чтобы уменьшить стресс, примите горячую ванну, займитесь гимнастикой, почитайте книгу.
7. Пейте больше соков и воды;
8. Сосчитайте, сколько денег удалось сэкономить, отказавшись от сигарет.
Купите себе на эти деньги подарок.
9.Сколько бы вам ни было лет 18-30-60, сигарету не брать!
10. Помогите другу, отцу, деду бросить курить и не дайте себе пойти на поводу компании, в которой курить престижно.
11. Занимайтесь спортом и будете здоровы
Вывод:Соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье , воспитывает волю и характер человека.
2.задание.Работа по тексту
Прочитайте внимательно текст.
1-подгруппа. Расскажите, какая была борьба с табакокурением , когда привезли листья табака в Россию?
« История табака»
12 октября 1492 года Христофор Колумб причалил к неизвестному острову( хотя мы сейчас знаем -что это была Америка), жители которого поднесли гостям сушенные на солнце листья, свернутые в трубочку. Они курили это растение,
« петум»- так они его называли. После второго похода Колумба семена табака были занесены в Испанию, а оттуда - во все уголки земного шара. Быстрому распространению способствовало удивительное свойство табака- привычная тяга к курению, с которой трудно совладать человеку. В Россию табак завезен английскими купцами через Архангельск. Царь Михаил Федорович вел жесткую борьбу с курильщиками:60 ударов палок по стопам; резали нос, уши. Ссылали в дальние города. А в Англии по указанию Елизаветы II- курильщиков приравнивали к ворам и водили по улице с веревкой на шее.
2-подгруппа. Какая же ведется борьба с табакокурением в наше время?
- Итак, дома вы должны были подготовить материал о борьбе с табачными компаниями, которые причиняют вред здоровью!
V.Заключительный контроль
- Ролевая игра « Судебное заседание о причинении тяжкого вреда здоровьюграждан табачными компаниями»
Участники процесса:судья, обвинитель, защита, два свидетеля обвинения, незаявленный свидетель, секретарь суда, обвиняемых двое.
VI.Общая оценка знаний.
VII.Задание по самоподготовке.Подготовить презентацию« Письмо будущему поколению от медсестры».