Разработка урока

в разработке урока по русскому языку даны материалы по теме: «Борьба с табакокурением» и грамматический  материал «Прямая и косвенная речь». Тема:  Борьба с  табакокурением          Прямая речь и косвенная речь. Цель урока: -закрепить понятие прямой и косвенной  речи, знать  определение прямой речи  , уметь подбирать слова автора и прямую речь, составлять  схемы прямой речи, расставлять знаки препинания; -развивать творческое , аналитическое мышление, активность; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки студентов; -воспитать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье окружающих. Задачи: -Предупредить об опасности   привыкания к вредным  привычкам; -показать разрушительное воздействие на организм человека никотина; -сформировать у студентов понятие о том, какие яды содержатся в  табаке, создать представление о том, каким образом вредные привычки могут повлиять на развитие личности. Тип урока: комбинированный
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Методическая разработка

Предмет: «Профессиональный русский язык»

Тема: Борьба с табакокурением.

Прямая и косвенная речь.

Специальность: «Сестринское дело»

Курс 2



Преподаватель русского языка Мырзабаева Д.А.






Тема: Борьба с табакокурением

Прямая речь и косвенная речь.

Цель урока:

-закрепить понятие прямой и косвенной речи, знать определение прямой речи , уметь подбирать слова автора и прямую речь, составлять схемы прямой речи, расставлять знаки препинания;

-развивать творческое , аналитическое мышление, активность; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки студентов;

-воспитать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье окружающих.

Задачи:

-Предупредить об опасности привыкания к вредным привычкам;

-показать разрушительное воздействие на организм человека никотина;

-сформировать у студентов понятие о том, какие яды содержатся в табаке, создать представление о том, каким образом вредные привычки могут повлиять на развитие личности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: интерактивная доска, портреты с высказываниями Л.Н.Толстого, А.Дюма, С.П.Боткина, карточки, слайды с текстами, карточки с цифрами, пустые бланки для ответов, фрагменты фильмов о курении.

Методы обучения: развивающее обучение( практический, проблемно- поисковый , частично-поисковый, исследовательский)

Время прведения-45 мин

Место проведения-303 кабинет

План и организационная структура занятия:

  1. Организационный момент-2 мин.

  2. Контроль исходного уровня заний-5 мин

  3. Совместная работа преподавателя со студентами-10мин

(Объяснение нового материала)

  1. Самостоятельная работа- 5мин

(Закрепление материала)

  1. Заключительный контроль- 18 мин

  2. Общая оценка знаний- 3 мин

(Подведение итогов)

  1. Задание по самоподготовке- 2 мин

(Задание на дом)

Ход урока:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята!

Друзья мои , я очень рада

Приветствовать сегодня вас.

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю: каждый из вас гений,

Но без труда талант не впрок.

Высказывайте свои мнения,

И вместе проведем урок.

Пусть этот урок несет нам радость общения.

Цель нашего урока повторить и систематизировать знания о прямой и косвенной речи, а также поговорить о том, какой вред нашему организму приносит курение и какую борьбу мы ведем с табакокурением!? В Послании президента Н.А.Назарбаева « Новое десятилетие- новый экономический подъем- новые возможности Казахстана» была поставлена задача «Здоровый образ жизни и принципы солидарной ответственности человека за свое здоровье- вот что должно стать главным в государственной политике в сфере здравоохранения и повседневной жизни населения.» Мне бы хотелось наш урок начать словами Л.Н.Толстого.

Эпиграф:Л.Н.Толстой, бросив курить, сказалЯ стал другим человеком. Просиживаю по пять часов за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружение, тошноту, туман в голове.

- Почему Л.Н.Толстой, после того как бросил курить, стал другим человеком?

- Как чувствует себя курящий человек?

-Прочитайте на эпиграф и скажите каких знаков препинаний здесь не хватает?

- Нет после слов автора : «П».

II. Контроль исходного уровня знаний.

1.Опрос:

- Что такое прямая речь? (Прямая речь-это передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму)

-Из каких частей состоит предложение с прямой речью?( Предложение с прямой речью состоит из слов автора и прямой речи)

-Где может стоять в предложении прямая речь? ( Прямая речь может стоять перед словами автора, между словами автора, после слов автора)

-Что называется косвенной речью? ( Косвенная речь - это чужая речь, переданная не дословно, а лишь с сохранением ее содержания)

2.Игра «Крестики-нолики». Предлагаю вспомнить все, что вы знаете о прямой речи. Отвечая на мои вопросы, заполните табличку, которая лежит перед вами. Если вы согласны с моим суждением, напротив номера вопроса ставьте «Х», не согласны-«о».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1.Прямая речь-это чужая речь.

2. Предложение с прямой речью состоит только из прямой речи.

3.Прямая речь пишется с маленькой буквы.

4.Прямая речь выделяется кавычками.

5.Прямую речь можно заменить косвенной речью.

6.Прямая речь сопровождается словами автора.

7.Прямая речь- это чужая речь, переданная в измененной форме.

8. Прямая речь пишется с большой буквы.

9. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная.

10.Речь, переданная дословно, без изменения- это прямая речь.

Слайд с правильными ответами:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Х 0 0 Х Х Х 0 Х Х Х

Обменяйтесь карточками , проверьте ответы товарища, сравнивая с ответами на доске.

Кто выполнил задание без ошибок?

3. Составьте схемы данных предложений. Работа у доски. Студенты выходят к доске.

А) «Здравствуйте, доктор! »- поздоровался пациент с доктором. «П!»-а.

Б) «Разрешите войти?»- спросил пациент у медсестры. «П?»-а.

В) Больной сказал доктору: « Меня замучил кашель , который особенно усиливается по утрам!» А: «П!»

Г)« Да, кашель действительно, сильный, - сказал доктор. - Давайте я вас послушаю!»

«П,-а.-П!»

Д) Больной с беспокойством спросил у доктора: « Что там ,доктор? Воспаление легких?» А: «П?»

4. Закончите предложения, используя прямую речь и слова автора:(устно)

- Работа по карточке по подгруппам. Допишите предложения.

А) «Я недавно делал рентгеновский снимок, принес вам его показать»……….

Б) Доктор посмотрел снимок и сказал: «………..»

В) « Вы знаете?- ….…………..- Табачный дым кроме никотина содержит много других ядовитых веществ, которые вредны для организма.»

Г) « Вы правы, я действительно стал много курить»………….

4. Найдите схему ,соответствующую предложению:

1.Доктор сказал своемупациенту: « Мне бы не хотелось бы вас запугивать, но из ста случаев заболевания туберкулезом возникает из-за курения, поэтому вам надо обязательно бросить курить!»

А) А: « П?»

Б) А: «П!» +

В) «П,-а.-П?»

Г) «П!-а.-П».

Д) «П?»-а.

2. « У человека, который курит, развиваются недомогания- вялость, головокружение, тошнота, сухость во рту, обильное слюноотделение, заболевание дыхательных путей, ухудшается память», - так описаны симптомы курильщиков в журнале «Здоровье».

А) А: « П?»

Б) А: «П!»

В) «П,-а.-П?»

Г) «П!-а.-П».

Д) «П»,-а.+

3.Найдите предложение с косвенной речью:

А)Табак содержит много вредных веществ: никотин, пиридин, аммиак, азот, окись углерода, сероводород и т.д.

Б)Требуется неустанно вести борьбу за охрану здоровья наших людей.

В)Некоторые защитники курения утверждают, что курение возбуждает умственную энергию, повышает трудоспособность, успокаивает нервную систему. +

Г)Известно, что среди курильщиков смертность от болезней вдвое выше, чем у некурящих.

III.Совместная работа преподавателя с студентами:

1. Показ слайдов:

- Что вы увидели на слайде? ( Человеческий орган)

-Что вы знаете об этом органе? ( Это легкие)

-Чем отличаются эти легкие друг от друга?

(-Студенты по признаку должны определить отличие легких)

2. А что вы знаете о табаке? Какой вред приносит он организму?

3. Давайте , мы с вами составим кластер?

Вред здоровью туберкулез заболевания сердечно-сосудистой системы

\ \ /

Родина табака Америка - табак - растение

/ \

Вредные вещества кашель

4. Просмотр фрагментов « Курение -яд!»

Хочу процитировать высказывания известных людей.

1. Писатель А.Дюма- младший: « Я отложил свою сигарету и поклялся, что никогда не буду курить. Эту клятву я твердо сдержал и вполне убежден, что табак вредит мозгу так же определенно, как и алкоголь.»

2.Великий врач С.П.Боткин был заядлым курильщиком. Умирая еще сравнительно нестарым, в возрасте 57 лет, он скажет: « Если бы я не курил, то прожил бы еще 10-15 лет»

Вывод: Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не заботится о тебе лучше , чем ты сам.

IV. Самостоятельная работа

1. Работа по подгруппам:

- 1 -подгруппа: назовите слова, которые характеризуют здорового человека?

- Каким образом можно достичь этих качеств?

Красивый сутулый сильный

Ловкий бледный румяный

Статный стройный подтянутый

Неуклюжий крепкий энергичный

(Примерные ответы)

-Вести здоровый образ жизни;

-Больше двигаться ;

-Правильно питаться;

-Закаляться;

-Выполнять правила личной гигиены;

- Хорошее настроение.

- Отказаться от вредных привычек.

- 2 подгруппа : Составить рекомендации «Как бросить курить»(Примерные ответы)

1.Лучше вообще не начинайте курить;

2.Назначьте день отказа от сигарет;

3. Избавьтесь от всех сигарет, зажигалок;

4.Расскажите своим родным, близким, друзьям, что вы решили курить, попросите их о поддержке. Убедите их не курить при вас и не оставлять окурков;

5.Постарайтесь отвлечь себя от желания курить ( прогуляйтесь, займитесь чем- нибудь, хотя бы положите в рот леденец);

6.Расслабляйтесь! Чтобы уменьшить стресс, примите горячую ванну, займитесь гимнастикой, почитайте книгу.

7. Пейте больше соков и воды;

8. Сосчитайте, сколько денег удалось сэкономить, отказавшись от сигарет.

Купите себе на эти деньги подарок.

9.Сколько бы вам ни было лет 18-30-60, сигарету не брать!

10. Помогите другу, отцу, деду бросить курить и не дайте себе пойти на поводу компании, в которой курить престижно.

11. Занимайтесь спортом и будете здоровы

Вывод:Соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье , воспитывает волю и характер человека.

2.задание.Работа по тексту

Прочитайте внимательно текст.

1-подгруппа. Расскажите, какая была борьба с табакокурением , когда привезли листья табака в Россию?

« История табака»

12 октября 1492 года Христофор Колумб причалил к неизвестному острову( хотя мы сейчас знаем -что это была Америка), жители которого поднесли гостям сушенные на солнце листья, свернутые в трубочку. Они курили это растение,

« петум»- так они его называли. После второго похода Колумба семена табака были занесены в Испанию, а оттуда - во все уголки земного шара. Быстрому распространению способствовало удивительное свойство табака- привычная тяга к курению, с которой трудно совладать человеку. В Россию табак завезен английскими купцами через Архангельск. Царь Михаил Федорович вел жесткую борьбу с курильщиками:60 ударов палок по стопам; резали нос, уши. Ссылали в дальние города. А в Англии по указанию Елизаветы II- курильщиков приравнивали к ворам и водили по улице с веревкой на шее.

2-подгруппа. Какая же ведется борьба с табакокурением в наше время?

- Итак, дома вы должны были подготовить материал о борьбе с табачными компаниями, которые причиняют вред здоровью!

V.Заключительный контроль

- Ролевая игра « Судебное заседание о причинении тяжкого вреда здоровьюграждан табачными компаниями»

Участники процесса:судья, обвинитель, защита, два свидетеля обвинения, незаявленный свидетель, секретарь суда, обвиняемых двое.

VI.Общая оценка знаний.

VII.Задание по самоподготовке.Подготовить презентацию« Письмо будущему поколению от медсестры».






© 2010-2022