- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок в 5 классе по русскому языку Основа слова
Урок в 5 классе по русскому языку Основа слова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гладышева Е.В. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока
Предмет
Русский язык
Класс
5
Тип урока
урок открытия нового знания
Тема
Основа слова
Цель
создание условий для овладения обучающимися знаниями об основе слова
Планируемый результат
Предметные умения
- иметь представление об основе слова
- уметь выделять основу слова
- уметь определять форму слова по окончанию
- уметь распознавать формы слов и однокоренные слова
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения ;
- определять правила работы в группах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня замечательный
Послушайте одну историю:
У Мудреца, однажды, ученик спросил
(он перед этим бабочку словил):
- Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылек в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал...
Плененный мотылек затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
- Ты держишь все, сейчас, в своих руках!
- Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.
- Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.
II. Актуализация знаний.
- Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить эти знаки, встречающиеся нам на уроках русского языка?
-
Знаки препинания - . ! ?
-
Члены предложения -
-
Части слова -
- Какая группа знаков среди них лишняя и почему? (части слова, т.к. относится к разбору слов.)
- Что обозначает первый значок?
- Какая часть слова выделяется в квадратик?
- Каким значком выделяется главная часть слова?
III. Повторение изученного материала. Игра «Крестики-нолики».
- Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики-нолики». Нарисуем поле для игры у себя в тетради
- А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х, если не согласны 0 . Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка.
- Итак, начинаем:
-
Корень - это главная часть предложения (-)
-
Родственные слова ещё называют однокоренными (+)
-
Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-)
-
Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
-
Окончание - это изменяемая часть слова.(+)
-
Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)
-
Приставка - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.(-)
-
Корень - это общая часть родственных слов (+)
-
Суффикс - это часть речи. (-)
- Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь тетрадями. Проверить ваши ответы будет очень легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на доске. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны.
- У кого из вас, ребята, нет ошибок? Поднимите руки.
- У кого одна ошибка?
- У кого две ошибки?
Словарный диктант
Окончание (по Соловьевой Н.Н.)
Задание: какие слова имеют нулевое окончание.
Лебединый, вода, телефон,варила кашу, кабинетом, без картин, гвоздь, нет спичек, бережет, головка, куклами, принесли, строй.
IV. Работа по теме « Основа слова».
На доске слова Снежный , снеговик, снег, снежит, подснежников.
Выделите в данных словах морфему, изученную на предыдущем уроке. Окончание.
Учитель подчеркивает основу слова и спрашивает : Что я подчеркнула?
Что такое основа слова?
С какими морфемами чаще всего совпадает основа слова?
Ребята, как вы думаете, что мы можем узнать о слове, выделив его основу?( его лексическое значение) Давайте проверим наши выводы, и сравним их с правилом в нашем учебнике на стр.10.
Где в слове находится основа слова?
Как графически обозначается основа слова?
2) Работа над определением частей слова, входящих в основу.
Выдели основу и окончание в словах:
Звёздочка, дворник, игрушка, моряк, маленький, ходят.
VI. Физминутка для глаз.
VII. Закрепление изученного материала.
Выполнение упр.386, 387.
Ребята перед вами карточки разного цвета:
гриб езд ход лист пуск вод ок по на к ик за под н а ый ой и
- Подумайте, что на них написано? (части слов)
- Верно. Прочитайте и подумайте, какая часть слова записана на красных карточках? (Гриб, езд, ход, пуск, вод - это корни слов.)
- Прочитайте части слова на синих карточках. Что это за часть слов?
(ый, а - это окончания)
- Что записано на зелёных карточках?
(ок, к, н - это суффиксы)
- Какая часть слов записана на жёлтых карточках?
(по, на, за, под - это приставки)
- Задание: составьте как можно больше слов из данных частей.
- Слова будем вписывать в таблицу, которая есть и на доске, и в тетрадях.
На доске (открываются заранее приготовленная таблица)
- Давайте вспомним, что такое основа слова и отметим её внизу таблицы.
- Подпишите, как называется эта часть слова.
Рефлексия учебной деятельности
Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности; создать условия для фиксации учащимися в речи нового способа действий, изученного на уроке; организовать фиксацию затруднений, которые остались и способов их преодоления; организовать самооценку собственной учебной деятельности на уроке; согласовать домашнее задание.
Ребята, скажите,Что нового вы узнали на уроке? (Как определить и графически обозначить окончание слова, основу.)
Какую цель мы ставили?
- Достигли цели?
- К какому выводу пришли? ( Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов и выражает значение рода, числа и падежа.
- Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе?
- Над чем еще надо поработать?
- У кого не было затруднений по новой теме?
Домашнее задание пар.73 Упражнение 388.
Оценка за урок
.- Ребята, у вас на парте лежат смайлики, оцените свою работу.
Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить выделять окончание и основу слова, и помочь другим.
Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились выделять окончание в словах и основу, но иногда вам ещё нужна помощь.
Вы считаете, что могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке.