Урок в 5 классе по русскому языку Основа слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тип урока

урок открытия нового знания

Тема

Основа слова

Цель

создание условий для овладения обучающимися знаниями об основе слова
Планируемый результат

Предметные умения

- иметь представление об основе слова

- уметь выделять основу слова

- уметь определять форму слова по окончанию

- уметь распознавать формы слов и однокоренные слова

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения ;

- определять правила работы в группах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня замечательный

Послушайте одну историю:

У Мудреца, однажды, ученик спросил
(он перед этим бабочку словил):
- Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылек в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал...
Плененный мотылек затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
- Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

- Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

- Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

II. Актуализация знаний.

Урок в 5 классе по русскому языку Основа слова

- Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить эти знаки, встречающиеся нам на уроках русского языка?

  • Знаки препинания - . ! ?

  • Члены предложения - Урок в 5 классе по русскому языку Основа слова

  • Части слова - Урок в 5 классе по русскому языку Основа слова

- Какая группа знаков среди них лишняя и почему? (части слова, т.к. относится к разбору слов.)

- Что обозначает первый значок?

- Какая часть слова выделяется в квадратик?

- Каким значком выделяется главная часть слова?

III. Повторение изученного материала. Игра «Крестики-нолики».

- Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики-нолики». Нарисуем поле для игры у себя в тетради

- А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х, если не согласны 0 . Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка.

- Итак, начинаем:

Урок в 5 классе по русскому языку Основа слова

  1. Корень - это главная часть предложения (-)

  2. Родственные слова ещё называют однокоренными (+)

  3. Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-)

  4. Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)

  5. Окончание - это изменяемая часть слова.(+)

  6. Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)

  7. Приставка - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.(-)

  8. Корень - это общая часть родственных слов (+)

  9. Суффикс - это часть речи. (-)

- Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь тетрадями. Проверить ваши ответы будет очень легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на доске. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны.

Урок в 5 классе по русскому языку Основа слова

- У кого из вас, ребята, нет ошибок? Поднимите руки.

- У кого одна ошибка?

- У кого две ошибки?

Словарный диктант

Окончание (по Соловьевой Н.Н.)

Задание: какие слова имеют нулевое окончание.

Лебединый, вода, телефон,варила кашу, кабинетом, без картин, гвоздь, нет спичек, бережет, головка, куклами, принесли, строй.

IV. Работа по теме « Основа слова».

На доске слова Снежный , снеговик, снег, снежит, подснежников.

Выделите в данных словах морфему, изученную на предыдущем уроке. Окончание.

Учитель подчеркивает основу слова и спрашивает : Что я подчеркнула?

Что такое основа слова?

С какими морфемами чаще всего совпадает основа слова?

Ребята, как вы думаете, что мы можем узнать о слове, выделив его основу?( его лексическое значение) Давайте проверим наши выводы, и сравним их с правилом в нашем учебнике на стр.10.

Где в слове находится основа слова?

Как графически обозначается основа слова?

2) Работа над определением частей слова, входящих в основу.

Выдели основу и окончание в словах:

Звёздочка, дворник, игрушка, моряк, маленький, ходят.

VI. Физминутка для глаз.

VII. Закрепление изученного материала.

Выполнение упр.386, 387.

Ребята перед вами карточки разного цвета:

гриб езд ход лист пуск вод ок по на к ик за под н а ый ой и

- Подумайте, что на них написано? (части слов)

- Верно. Прочитайте и подумайте, какая часть слова записана на красных карточках? (Гриб, езд, ход, пуск, вод - это корни слов.)

- Прочитайте части слова на синих карточках. Что это за часть слов?

(ый, а - это окончания)

- Что записано на зелёных карточках?

(ок, к, н - это суффиксы)

- Какая часть слов записана на жёлтых карточках?

(по, на, за, под - это приставки)

- Задание: составьте как можно больше слов из данных частей.

- Слова будем вписывать в таблицу, которая есть и на доске, и в тетрадях.

На доске (открываются заранее приготовленная таблица)

Урок в 5 классе по русскому языку Основа слова

- Давайте вспомним, что такое основа слова и отметим её внизу таблицы.

- Подпишите, как называется эта часть слова.

Рефлексия учебной деятельности

Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности; создать условия для фиксации учащимися в речи нового способа действий, изученного на уроке; организовать фиксацию затруднений, которые остались и способов их преодоления; организовать самооценку собственной учебной деятельности на уроке; согласовать домашнее задание.
Ребята, скажите,Что нового вы узнали на уроке? (Как определить и графически обозначить окончание слова, основу.)

Какую цель мы ставили?
- Достигли цели?
- К какому выводу пришли? ( Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов и выражает значение рода, числа и падежа.
- Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе?
- Над чем еще надо поработать?
- У кого не было затруднений по новой теме?

Домашнее задание пар.73 Упражнение 388.

Оценка за урок

.- Ребята, у вас на парте лежат смайлики, оцените свою работу.

Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить выделять окончание и основу слова, и помочь другим.

Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились выделять окончание в словах и основу, но иногда вам ещё нужна помощь.

Вы считаете, что могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке.



© 2010-2022