Конспект урока по литературе для 11 класса «Н. М. Рубцов «Тихая моя родина»»

"Описание материала: Урок литературы в 11 классе по программе Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Чиндиловой О.В. «Между завтра и вчера. Вечный диалог». "Тип урока: защита проекта. "Тема: Защита группового творческого тематического проекта. Литературная зарисовка. Н.М.Рубцов «Тихая моя родина». Класс поделен на группы, у каждой свое задание, на уроке идет отчет о проведенной работе. Результат - создание единого проекта по творчеству поэта. Также на занятии проверяются навыки, умения и знания по ана...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока литературы


учителя МБОУ « СОШ № 89 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ижевска» Головизина Андрея Михайловича.

Предмет: литература.

Класс: 11

УМК: учебник «Литература. 11 класс («Между завтра и вчера. Вечный диалог»)» под редакцией Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Чиндиловой О.В.

Тема урока: Защита группового творческого тематического проекта. Литературная зарисовка. Н.М.Рубцов «Тихая моя родина».

Цели урока: 1) деятельностная: развитие умений по сравнительному анализу, по оценке деятельности; развитие внимания, умения отстаивать собственное мнение;

2) образовательная: формирование умений и навыков по сбору, обработке и представлению информации по указанной теме; применение полученных знаний, умений и навыков в области новых информационных технологий для решения конкретной информационной задачи; контроль и оценка ЗУН учащихся;

3) воспитательная: воспитание познавательного интереса к творчеству Н.М.Рубцова; воспитание ответственности за выполненную работу, умения принимать самостоятельные решения; привитие эстетического вкуса; воспитание духа соревнования.

Тип урока: защита проекта.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.



Этап урока

Задачи этапа

Методы,

приемы

обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предмет-

ные действия

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.


  • Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний;

  • Вызвать познавательный интерес к проблеме;

  • Организовать самостоятель-

ное формулирование проблемы и постановку цели

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

Фронтальная

Приветствует, проверяет готовность к уроку.

Включение в деловой ритм.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Мотивация к учебной деятельности

  • Организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

Фронтальная

- Сегодня необычный урок - защита проекта «Литературная зарисовка. «Н.М.Рубцов «Тихая моя родина». До сегодняшнего урока вы работали самостоятельно. Вам нужно было:

  • уяснить цели и задачи вашего проекта;

  • определить участников проекта;

  • найти применение новым информационным технологиям;

  • продумать форму воплощения;

  • оформить ваш проект и найти ему применение.

- Сегодня вы должны закончить этот проект, представить свои наработанные материалы.

Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач.

Познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД: целеполагание

Организация и самооргани-зация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.





Практикум. Аналитиче-ская работа с текстом стихотворе-

ния «Звезда полей».


















Подведение итогов.

  • Организовать поиск решения проблемы.









  • Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения.



























  • Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения.

Словесный, познаватель-ный, эвристичес-кий.







Работа в группах и выступление перед аудиторией.



















Словесный, наглядный.

Групповая, фронтальная.








Групповая.




















Фронтальная.












Беседа:

- Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением Н.Рубцова «Звезда полей».

Каждой группе будет дано конкретное задание по стихотворению. Вы должны дать ответ и прокомментировать его.

1 группа.

  1. Какой художественный образ связан в сознании лирического героя с родиной?

  2. Ведущей в стихотворении является тема…?

  3. Как называется художественно-выразительное средство, которое используется в следующих словосочетаниях: «во мгле заледенелой», «лучом приветливым», «над зимним серебром»?

2 группа:

  1. Какой синтаксический прием используется в следующей строке: «И сон окутал родину мою…», основанный на изменении обычного порядка слов в предложении?

  2. Лирический герой стихотворения…

  3. Укажите словосочетание из последней строфы, которое является для поэта символом родины.

3 группа:

  1. Укажите в первой строфе предметно-изобразительные детали: зрительную деталь; звуковую деталь; осязательную деталь.

  2. В строке «…как тихо за холмом» использован фонетический прием повторения согласных звуков в поэтической речи. Назовите этот прием.

4 группа:

  1. Укажите выразительно-художественное средство, которое используется поэтом в словосочетаниях «звезда полей», «горит звезда».

  2. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.


  1. Посмотреть фильм «Земля Сергея Есенина» в YouTube.

  2. Учебник, с. 65-72.

  3. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Тихая моя родина».

Работа групп.

  1. Биографы.

Цель: рассказать о фактах биографии поэта с использованием ИКТ.

  1. Любители художественного слова.

Цель: подобрать произведения Н.М.Рубцова, в которых раскрывается тема «Тихая моя родина», подготовить выразительное чтение с использованием ИКТ.

  1. Юные исследователи.

Цель: провести исследование художественного текста стихотворения «Тихая моя родина».

  1. Юные иллюстраторы.

Цель: нарисовать иллюстрации к стихотворению «Тихая моя родина».

Отвечают на вопросы.

Дают развёрнутые ответы.



Ответы:

1 группа:

  1. Звезда полей.

  2. Тема родины.

  3. Эпитет.




  1. Инверсия.

  2. «счастлив, пока горит звезда полей».

  3. «звезда полей».




  1. Звезда во мгле, 12 прозвенело, во мгле заледенело.

  2. Аллитерация.




  1. Метафора.

  2. Ямб.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

Личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.

Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию,формиро-вание навыков развернутого анализа.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.














Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.


Рефлексивно-оценочный этап

  • Осмысление процесса и результата деятельности.

Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

Фронтальная

- Что удалось нам сегодня на уроке?

- Чем запомнится эта встреча?

- Кто узнал новое для себя?

Итоговый комментарий.

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


© 2010-2022