- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе для 11 класса «Н. М. Рубцов «Тихая моя родина»»
Конспект урока по литературе для 11 класса «Н. М. Рубцов «Тихая моя родина»»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Головизин А.М. |
Дата | 31.12.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока литературы
учителя МБОУ « СОШ № 89 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ижевска» Головизина Андрея Михайловича.
Предмет: литература.
Класс: 11
УМК: учебник «Литература. 11 класс («Между завтра и вчера. Вечный диалог»)» под редакцией Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Чиндиловой О.В.
Тема урока: Защита группового творческого тематического проекта. Литературная зарисовка. Н.М.Рубцов «Тихая моя родина».
Цели урока: 1) деятельностная: развитие умений по сравнительному анализу, по оценке деятельности; развитие внимания, умения отстаивать собственное мнение;
2) образовательная: формирование умений и навыков по сбору, обработке и представлению информации по указанной теме; применение полученных знаний, умений и навыков в области новых информационных технологий для решения конкретной информационной задачи; контроль и оценка ЗУН учащихся;
3) воспитательная: воспитание познавательного интереса к творчеству Н.М.Рубцова; воспитание ответственности за выполненную работу, умения принимать самостоятельные решения; привитие эстетического вкуса; воспитание духа соревнования.
Тип урока: защита проекта.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Этап урока
Задачи этапа
Методы,
приемы
обучения
Формы учебного взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД и предмет-
ные действия
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
-
Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний;
-
Вызвать познавательный интерес к проблеме;
-
Организовать самостоятель-
ное формулирование проблемы и постановку цели
Словесный, метод мотивации учебной деятельности
Фронтальная
Приветствует, проверяет готовность к уроку.
Включение в деловой ритм.
Оценивание готовности к уроку.
Самоорганизация на учебную деятельность.
личностные: внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: саморегуляция
Мотивация к учебной деятельности
-
Организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования.
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
Фронтальная
- Сегодня необычный урок - защита проекта «Литературная зарисовка. «Н.М.Рубцов «Тихая моя родина». До сегодняшнего урока вы работали самостоятельно. Вам нужно было:
-
уяснить цели и задачи вашего проекта;
-
определить участников проекта;
-
найти применение новым информационным технологиям;
-
продумать форму воплощения;
-
оформить ваш проект и найти ему применение.
- Сегодня вы должны закончить этот проект, представить свои наработанные материалы.
Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач.
Познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные УУД: целеполагание
Организация и самооргани-зация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
Практикум. Аналитиче-ская работа с текстом стихотворе-
ния «Звезда полей».
Подведение итогов.
-
Организовать поиск решения проблемы.
-
Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения.
-
Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения.
Словесный, познаватель-ный, эвристичес-кий.
Работа в группах и выступление перед аудиторией.
Словесный, наглядный.
Групповая, фронтальная.
Групповая.
Фронтальная.
Беседа:
- Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением Н.Рубцова «Звезда полей».
Каждой группе будет дано конкретное задание по стихотворению. Вы должны дать ответ и прокомментировать его.
1 группа.
-
Какой художественный образ связан в сознании лирического героя с родиной?
-
Ведущей в стихотворении является тема…?
-
Как называется художественно-выразительное средство, которое используется в следующих словосочетаниях: «во мгле заледенелой», «лучом приветливым», «над зимним серебром»?
2 группа:
-
Какой синтаксический прием используется в следующей строке: «И сон окутал родину мою…», основанный на изменении обычного порядка слов в предложении?
-
Лирический герой стихотворения…
-
Укажите словосочетание из последней строфы, которое является для поэта символом родины.
3 группа:
-
Укажите в первой строфе предметно-изобразительные детали: зрительную деталь; звуковую деталь; осязательную деталь.
-
В строке «…как тихо за холмом» использован фонетический прием повторения согласных звуков в поэтической речи. Назовите этот прием.
4 группа:
-
Укажите выразительно-художественное средство, которое используется поэтом в словосочетаниях «звезда полей», «горит звезда».
-
Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.
-
Посмотреть фильм «Земля Сергея Есенина» в YouTube.
-
Учебник, с. 65-72.
-
Выразительное чтение наизусть стихотворения «Тихая моя родина».
Работа групп.
-
Биографы.
Цель: рассказать о фактах биографии поэта с использованием ИКТ.
-
Любители художественного слова.
Цель: подобрать произведения Н.М.Рубцова, в которых раскрывается тема «Тихая моя родина», подготовить выразительное чтение с использованием ИКТ.
-
Юные исследователи.
Цель: провести исследование художественного текста стихотворения «Тихая моя родина».
-
Юные иллюстраторы.
Цель: нарисовать иллюстрации к стихотворению «Тихая моя родина».
Отвечают на вопросы.
Дают развёрнутые ответы.
Ответы:
1 группа:
-
Звезда полей.
-
Тема родины.
-
Эпитет.
-
Инверсия.
-
«счастлив, пока горит звезда полей».
-
«звезда полей».
-
Звезда во мгле, 12 прозвенело, во мгле заледенело.
-
Аллитерация.
-
Метафора.
-
Ямб.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.
Личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.
Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.
Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию,формиро-вание навыков развернутого анализа.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.
Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.
Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Рефлексивно-оценочный этап
-
Осмысление процесса и результата деятельности.
Метод контроля,
познавательно-рефлексивный
Фронтальная
- Что удалось нам сегодня на уроке?
- Чем запомнится эта встреча?
- Кто узнал новое для себя?
Итоговый комментарий.
регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.