Обучающее подробное изложение по тексту И. С. Соколова-Микитова «Вечер в лесу»

Искусство слова очень сложно и многообразно. Сегодня на уроке мы будем учиться красиво, грамотно высказываться. Нам нужно внимательно приглядеться к тому, как это делают опытные писатели, нужно научиться пересказывать образцовые тексты. Такими образцами могут служить произведения писателей-классиков. Подробное изложение текста И.С.Соколова-Микитова поможет нам в этом. Наша задача – воспроизвести как можно более полно прослушанный текст. Вы успешно справитесь с этой задачей, если правильно поймет...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ№9» г. Благодарного Луценко Т.В.




Тема: Обучающее подробное изложение

по тексту И. С. Соколова-Микитова «Вечер в лесу».

Цели: формировать навык воссоздания прослушанного текста с сохранением той же композиционной формы и деталей содержания текста, помочь учащимся приобрести опыт построения художественных описаний;

вырабатывать умение понимать «основную мысль текста», «основные факты и их последовательность»;

учить составлять план, способствующий полному раскрытию темы высказывания;

развивать речь учащихся;

подготовить учащихся к написанию подробного изложения.

Оборудование: презентация.

Ход урока.

  1. Целеполагание.

Искусство слова очень сложно и многообразно. Сегодня на уроке мы будем учиться красиво, грамотно высказываться. Нам нужно внимательно приглядеться к тому, как это делают опытные писатели, нужно научиться пересказывать образцовые тексты. Такими образцами могут служить произведения писателей-классиков. Подробное изложение текста И.С.Соколова-Микитова поможет нам в этом. Наша задача - воспроизвести как можно более полно прослушанный текст. Вы успешно справитесь с этой задачей, если правильно поймете основную мысль текста, его основные факты и их последовательность, научитесь составлять план, способствующий полному раскрытию темы высказывания.

II. Слово об авторе текста - И.С.Соколове-Микитове с использованием презентации. (Презентация используется в ходе урока).

III.Работа с текстом изложения.

1. Чтение текста учителем.

Быстро наступает осенний вечер в глухом лесу. Тёмные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые разлапистые ели.

Пахнет в лесу свежей смолой, сосновой хвоей, осенней опавшей листвой.

Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце.

Ещё не спят, кормятся в лесу птицы, перелетая с ветки на ветку. Вот на стволе дерева уселся красноголовый черный дятел-желна. Он звонко долбит сухое дерево. Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и личинок.

Выйдет из дневного логова зайчишка-беляк, робко заскачет по сухим, ломким листьям. Страшно ночью в лесу зайчишке: то неслышно пролетит сова, то хрустнет сухой веткою рысь, то на дальнем болоте завоют злые волки.

Скоро наступит в лесу тёмная, непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери.

2.Понятийно-типологический анализ текста изложения:

(основное методическое требование к проведению обучающего изложения: работа по каждому пункту должна вестись на основе обращения к тексту).

А) Определение типа и стиля речи на основе выявления авторских задач

- Фрагмент текста И.С.Соколова-Микитова является художественным описанием состояния природы: картина вечера в глухом лесу. Любуясь увиденным, автор создает образную и эмоциональную картину. Все использованные писателем языковые средства подчинены основной задаче: описать предметы в глухом осеннем лесу.

Как тип речи почти весь текст представляет собой описание предметов и их признаков.

Б) Определение темы и основной мысли текста с помощью вопросов

На доске: тема текста - то, о чем говорится, повествуется в тексте

Идея текста - то, что хотел сказать автор, для чего написан текст, его главная, основная мысль

-Какова тема текста? Сформулирована ли она в тексте? Попытаемся определить тему и озаглавить текст.

(Тема: Вечер в лесу)

- Раскрытию какой основной мысли подчинен текст? В каком предложении сформулирована основная мысль? Проведена ли эта мысль через весь текст? Докажите это.

(Быстро наступает вечер в глухом лесу).

-Как можно озаглавить текст?

(«Вечер в глухом лесу»).

В) Определение подтем текста, видов и средств связи предложений, частей в тексте.

-Для раскрытия темы текста автор использовал 6 подтем - смысловых частей, которые легко обнаруживаются. Все подтемы раскрывают содержание первого предложения и связаны с ним параллельной связью, внутри подтем связь между предложениями цепная.

-Каждое из описаний предметов (деревья, запахи леса, солнца, птиц, ночи) построено по законам соответствующего типа речи: указывается предмет и дается его признак. Способы выражения признаков - в основном качественные прилагательные: темные тени, старые сосны, густые ели, свежая смола, низкое солнце, красноголовый черный дятел, сухое дерево, торопливый стук, шустрые синички, дальнее болото, злые волки, темная ночь.

-Последнее предложение текста несет большую нагрузку. Оно содержит оценку увиденного, заключает в себе основную мысль.

Г) Лексическая работа.

Разлапистые ели, дятел-желна, зайчишка-беляк.

Д) Коллективная работа.

Анализ композиции текста. Составление плана и типологической схемы текста.

-Схема построения:

1. Общее впечатление от предмета речи.

2.Описание признаков: а)леса; б)запахов леса; в)солнца; г)птиц; д) зверей.

3.Оценка предмета речи.

План.

1.Вводная часть.

2.Вечерний лес.

3.Запахи леса.

4.Вечернее солнце.

5.Птицы леса.

6.Звери леса.

7.Наступление ночи.

Е). Словарно-орфографическая работа.

1.Выписывание из каждой части текста выразительных языковых средств.

-Какие качественные прилагательные использовал автор?

-Назовите их и определите значение каждого из них

2.Объяснение правописания трудных слов.

3.Объяснение пунктуации.

IV.Актуализация знаний. Создание текста изложения.

1.Устные ответы 1-2 учеников.

V.Заключительное чтение учителем текста по абзацам с соблюдением плана.

VI.Написание изложения.

  1. Работа в черновиках.

  2. Написание работы начисто.

VII.Домашнее задание. Провести наблюдения, устно составить рассказ об осеннем парке, используя качественные прилагательные.

Используемая литература:

  1. В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская, Н.В.Дрозд. Русский язык: сборник заданий. 5 класс.- М.: Дрофа, 2011.

  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - 18-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1987.

  3. Плёнкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста: Пособие для учителя. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1988.

© 2010-2022