Средства выразительности речи. 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Средства выразительности речи.

7 класс

Данная программа курса разработана на основе лингвометодических идей известных ученых, таких как С.И. Львова, М.С. Соловейчик, Г.Т. Егораева, О.Д. Ивашова, Т.Ю. Угроватова,Е.О. Воскресенская, Н.В. Слаутина и др.

Программа предполагает углубление и расширение теоретического и практического материала по разделу «выразительность русской речи»; опирается на использование дополнительной литературы по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в 9 классе; направлена на формирование речеведческих понятий, на совершенствование навыков определения художественно-выразительных средств языка.

Программа предназначена для учащихся 7 класса предпрофильной подготовки и рассчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю.

Основная цель программы - помочь ученику, творчески овладевая русским языком, расширить и углубить знания о законах языка, его художественно-выразительных средствах; помочь успешно подготовиться к сдаче экзамена в условиях обновленной системы государственной аттестации по русскому языку в 9 классе.

Основные задачи:

  1. Расширить знания об изобразительно-выразительных средствах языка.

  2. Совершенствовать речевую культуру учащихся.

  3. Воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи.

  4. Подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме.

Особенностью программы данного курса является ее предметно-ориентированная направленность, которая позволяет диагностировать готовность и способность ученика изучать выбранный предмет на предпрофильном и профильном уровнях. Также содержание программы соответствует познавательным возможностям восьмиклассников, позволяет им работать на уровне повышенных требований, развивать учебную мотивацию. Предлагаемая в программе система заданий позволяет вести учеников от знакомства с определенными средствами деятельности. Вводятся задания, рассчитанные на значительную самостоятельность учащихся. Чтобы добиться эффективности освоения данного учебного материала, многие занятия строятся на 3-х уровнях: репродуктивном, конструктивном и творческом с применением принципа дифференциации, который позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся, их интересы, возможности. С целью заинтересованности учащихся данным курсом, вводятся задания не только материалом ГИА, но и материалов ЕГЭ. Все это способствует выработке практических умений и навыков, которые позволят учащимся успешно учиться, участвовать в олимпиадах и конкурсах разного уровня, начать раннюю подготовку к сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Значимость данного курса определяется практической направленностью на то, чтобы помочь ученику подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами русского языка для передачи своих мыслей и чувств.

Форма занятий:

  1. Теоретические лекции с элементами беседы.

  2. Тренинги по определению средств и приемов создания выразительной речи.

  3. Анализ художественных текстов с нахождением средств выразительности речи.

  4. Практические занятия.

  5. Зачётная система.

Знания, умения, навыки

После прохождения программы учащиеся должны

Знать:

  • основные понятия: выразительность речи; виды средств выразительности языка; тропы, фигуры речи;

  • речевые нормы (типы речевых ошибок);

  • специфику работы с художественным текстом с применением выразительных средств языка;

  • виды тестов по определению средств выразительности языка.

Уметь:

  • оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;

  • выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию;

  • анализировать языковые явления с позиции правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить анализ текстов с различными видами выразительности языка;

  • осуществлять речевой самоконтроль.





Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание учебного занятия

Количество часов

Форма контроля

1.

Введение. Знакомство с программой данного курса. Что делает нашу речь выразительной.

1 час


2.

Виды средств выразительности языка.

1 час


3.

Средства выразительности русской фонетики (аллитерация, звукопись, звукоподражание)

3 часа

Тест

4.

Средства выразительности лексики (антонимы, контекстные антонимы; синонимы, контекстные синонимы; омонимы; паронимы; книжная лексика; разговорная лексика; слова с переносным значением)

7 часов

Тест.

Текст.

5.

Выразительные средства морфологии (экспрессивное использование слов разных частей речи)

3 часа

Тест.

Текст.

6.

Выразительные средства синтаксиса (экспрессивное использование предложений разного типа; парцелляция)

5 часов

Тест.

Текст.

7.

Изобразительно-выразительные средства языка (тропы; фигуры речи)

8 часов

Тест.

Текст.

8.

Практикум по определению роли художественно-изобразительных средств в речи.

4 часа

Тест.

9.

Зачет по выявлению художественно-изобразительных средств в тексте.

2 часа

Контрольный тест.

10.

Итоговое занятие

1 час


11.

Итого:

35 часов






















Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Содержание изучаемого материала

Количество часов

Коррекция

1.

Введение. Знакомство с программой данного курса. Что делает нашу речь выразительной.

1


2.

Виды средств выразительности языка.

1


Выразительные средства русской фонетики

3


3-4

Аллитерация, звукопись, звукоподражание

2


5

Практикум.

1


Средства выразительности лексики

7


6

Антонимы, контекстные антонимы; синонимы, контекстные синонимы

1


7

Омонимы; паронимы

1


8

Книжная лексика

1


9

Разговорная лексика

1


10

Слова с переносным значением

1


11-12

Практикум.

2


Выразительные средства морфологии

3


13-14

Экспрессивное использование слов разных частей речи

2


15

Практикум.

1


Выразительные средства синтаксиса

5


16-18

Экспрессивное использование предложений разного типа.

3


19

Парцелляция.

1


20

Практикум.

1


Изобразительно-выразительные средства языка

8


21-22

Тропы (литота, метафора, метонимия, перифраз, синекдоха, эпитет, ирония…).

2


23-26

Фигуры речи (анафора, антитеза, оксюморон, эллипсис, эпифора, синтаксический параллелизм, лексический повтор)

4


27-28

Практикум. Анализ.

2


29-32

Практикум по определению роли художественно-изобразительных средств в речи. Анализ.

4


33-34

Зачёт по выявлению художественно-изобразительных средств в тексте.

2


35

Итоговое занятие

1






Учебно-методическое обеспечение программы курса по выбору.

  1. Баранова М.М. Тематические задания уровней А, В, С. АСТ «Астрель», 2011

  2. Егораева Г.Т. Русский язык. 100 баллов. Издательство «Экзамен» М., 2011

  3. Ковалев, В.П. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя. - К.: Рад. Шк., 1985. - 136 с.

  4. Лосева, Л.М. Как строится текст: пособие для учителей/ Под ред. Г.Я. Солганика. - М: Просвещение, 1980. - 94 с.

  5. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - М.: Просвещение, 1999

  6. Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. - СПб: Новое издательство, 2006. - 84 с.

  7. Никитина, Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию речи (для 5 -7, 8, 9 классов средней школы).-М.: Просвещение, 1992.

  8. Сборники дидактических материалов для подготовки к ГИА и ЕГЭ по русскому языку.-М: Образование, 2007-2012

  9. Славутина Н.В. Русский язык. Универсальный справочник, М., 2010

  10. Угроватова Т.Ю. Учебно-тренировочные тесты. С-Петербург «Астрель - СПб», 2010

© 2010-2022