Календарный план Русский язык и литература

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

ГАПОУ РС(Я) «Намский педагогический колледж имени И.Е.Винокурова»

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора

по учебной работе

_____________________________

«______»_______________20__г.



календарно-тематический план

учебной дисциплины

ОДП 01. Русский язык и литература

(базовой подготовки)

на 1,2 семестры 2015 -2016 учебного года


количество аудиторных часов на семестр(ы) - 102/94

Специальность 44.02.03. Педагогика дополнительного образования (базовой подготовки)

Очная форма обучения. Курс 1 Группа Д.ПДО15.2

Преподаватель Эверстова Н.Ю.


Максимальное количество учебных часов на учебную дисциплину/междисциплинарному курсу по учебному плану

468

Аудиторных занятий

312

Практических занятий / Лабораторных занятий

205

Самостоятельная работа

156

Составлен в соответствии с рабочей программой, разработанной в 2015 г. на основе федерального государственного образовательного стандарта 2014 г.

Рассмотрен на заседании отделения Дошкольное образование

«2» сентября 2015 года

Протокол № 1

Заведующий отделением _______________/Эверстова Н.Ю./

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

1

2

3

Русский язык и литература. Литература.



Раздел 1. Литература Х1Х века



Введение.

Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины 19 века

2

Тема 1.1 А.Н.Островский


5

«Колумб Замоскворечья» (Очерк жизни и творчества А.Н. Островского)

1

Творческая история «Грозы». Споры вокруг «Грозы». Бытовой фон пьесы

Комментированное чтение и работа над первым действием «Грозы».

Быт и нравы «темного царства».

1

Практические занятия. Диктант и его анализ (по материалам критической статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»)

1

Анализ монологов (монолог как законченное высказывание, обладающее признаками текста)

1

Сила и слабость Катерины. «Гроза» - самое решительное произведение А.Н. Островского» (Н. Добролюбов).

1


Самостоятельная работа. Сообщение на тему «Мир купечества в нашем крае»

4

Тема 1.2 И.С.Тургенев


8

Очерк жизни и творчества И.С. Тургенева. Эпоха, отраженная в романе «Отцы и дети». Образы дворян в романе

1

Взаимоотношения Базарова и Аркадия; Базарова и «старой гвардии»

1

Практические занятия. Взаимоотношения Базарова и Аркадия; Базарова и «старой гвардии»

2

Любовь в жизни героев

2

Создание своего текста (формулировка проблемы, комментирование позиции критиков, аргументирование своего мнения)

2

Самостоятельная работа. Художественная сила романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

4

Тема 1.3 Н.А. Некрасов


6

«Поэт мести и печали». (Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова)

1

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция.

Жизнь народа и образы крестьян в поэме

1

Практические занятия. «Я лиру посвятил народу своему». Идеал революционера-борца в лирике Н.А. Некрасова

2

Образ «народного заступника». Художественные особенности поэмы

2

Самостоятельная работа. «Я лиру посвятил народу своему». Идеал революционера-борца в лирике Н.А. Некрасова

4

Тема 1.4 Ф.И. Тютчев


5

Ф.И. Тютчев - поэт - мыслитель, певец русской природы

1

Практические занятия. Выразительное чтение стихотворений.

4

Самостоятельная работа. Домашние сочинения по творчеству Ф.И. Тютчева, А.Фета, А.К.Толстого

4

Тема 1.5 А.А. Фет

4

Творческая судьба А.А. Фета.

1

Практические занятия. Выразительное чтение стихотворений

3

Тема 1.6 А.К. Толстой

3

Жизненный и творческий путь А.К. Толстого.

1

Практические занятия. Лирика. Баллады и былины. Сатирические произведения А.К. Толстого

2

Тема 1.7 М.Е. Салтыков - Щедрин

5

Очерк жизни и творчества М. Салтыкова-Щедрина

1

Практические занятия. Идейная направленность и художественное своеобразие сказки «Премудрый пескарь». Комментированное чтение

3

Сказки для детей изрядного возраста. Тематика сказок

1

Самостоятельная работа. Сообщения на тему: «Идейная направленность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина»

4

Тема 1.8 Ф.М.Достоевский

14

Встреча с Ф.М. Достоевским, мыслителем, художником и человеком

2

История создания романа «Преступление и наказание»

1

Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова

Крушение теории Раскольникова. Родион Раскольников и «сильные мира сего»

1

Практические занятия. Анализ содержания 1 и 2 главы

Петербург Достоевского.

3

Изложить (письменно) свою позицию о теории Раскольникова и подтвердить свое мнение примерами из текста -2

3

Ф.М. Достоевский- мыслитель, художник и человек. Урок пресс-конференция

2

Контрольное сочинение

2

Самостоятельная работа. Сочинение- размышление. Примерные темы сочинений:

Можно ли назвать жизнь Ф.М. Достоевского жизнью - подвигом?

Причины преступления Родиона Раскольникова

6

Тема 1.9 Л.Н. Толстой

14

Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. Духовные искания писателя.

1

Трагедия семьи Карениных (Урок - обзор по роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина»

«Срывание всех и всяческих масок …» (Основные мотивы романа «Воскресенье»

1

«Я старался писать историю народа» (История создания романа «Война и мир»)

1

Война - «противна человеческому разуму и всей человеческой природе событие». (Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Обзор содержания 3 тома)

1

Практические занятия. Анализ сцен из первой и второй части первого романа

4

Противопоставление Кутузов - Наполеон. Характеристика Комментированное чтение

2

В чем истинная красота человека? (Наташа Ростова и княжна Марья)

Л.Н. Толстой сегодня. (Итоговый урок по творчеству Л.Н. Толстого)

4

Самостоятельная работа. Реферат «Духовные искания одного из героев романа «Война и мир»

6

Тема 1.10 Н.С. Лесков

1

Художественный мир писателя. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» (Обзор)

1

Тема 1.11 А. П. Чехов

4

Тайна личности А.П. Чехова. Жизнь и творчество. «Его врагом была пошлость»

Путь от Старцева к Ионычу.

1

Практические занятия. Комментированное чтение пьесы

«В человеке все должно быть прекрасно …» (чеховский идеал человека)

2

Пьеса «Вишневый сад». «Вся Россия - наш сад!» (Отношение главных героев к вишневому саду.

1

Самостоятельная работа. Сообщения об уроках самовоспитания

А.П. Чехова

4

Раздел 2. Литература ХХ века


Введение

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Живопись. Музыка. Театр. Традиции русской классической литературы. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм).

1

Тема 2.1. Русская литература на рубеже веков. И.А. Бунин

5

Сведения из биографии писателя.

Рассказы: «Легкое дыхание», «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско».

1

Практические занятия. Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы. Поэтика И. А. Бунина.

4

Самостоятельная работа. Сочинение-размышление «Тема любви в прозе И.А Бунина»

4

Тема 2.2 А.И. Куприн

4

Жизнь и творчество.

1

Рассказы: «Олеся», «Гранатовый браслет». Комментированное чтение.

1

Практические занятия. Выразительное чтение фрагментов произведений.

2

Самостоятельная работа. Сочинение-размышление «Тема любви в прозе А.И. Куприна»

4

Тема 2.3 Поэзия начала ХХ века

3

Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века.

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс».

1

Практические занятия. Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.

2

Самостоятельная работа. Сообщение о жизни и творчестве одного из поэтов серебряного века

4

Тема 2.4 А.М. Горький

6

Жизненный и творческий путь.

Правда жизни в рассказах Горького.

1

Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей.

1

Практические занятия. "На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы.

2

Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения.

2

Самостоятельная работа. Устное сочинение - размышление «Спор о назначении человека»

4

Тема 2.5 А.А. Блок

5

Сведения из биографии поэта.

Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого.

1

Практические занятия. Тема родины, тревога за судьбу России.

1

Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

2

Поэма «Двенадцать». Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», образ Христа в поэме.

1

Самостоятельная работа. Выразительное чтение наизусть лирики поэта.

Анализ стихотворений «Незнакомка», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…».

4

Тема 2.6. Литература 20-х -40 годов XX в. (обзор)

1

Литературный процесс 20-х годов. Крестьянская поэзия 20-х годов.

1

Тема 2.7. В.В. Маяковский

6

Сведения из биографии поэта. Поэтическая новизна ранней лирики.

1

Практические занятия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта.

2

Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта.

1

Особенности построения публичного выступления

2

Самостоятельная работа. Выразительное чтение наизусть лирики поэта. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Анализ стихотворения

4

Тема 2.8. С.А. Есенин

5

Сведения из биографии поэта. Художественное своеобразие творчества

1

Практические занятия. Художественное своеобразие творчества. Филологический анализ поэтического текста

4

Самостоятельная работа. Выразительное чтение наизусть лирики поэта.

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери », «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…».

4


Русский язык и литература. Русский язык.


Раздел 1.

Язык и речь. Стилистика


Тема 1.1.

Язык и речь

Содержание учебного материала

2

1

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский язык в современном мире.

2

Язык как система. Основные уровни языка.

3

Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

4

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Практические занятия

Проведение беседы о современном состоянии русского языка.

Изучение понятий «язык» и «речь», уровней и функций языка.

Составление таблиц «Уровни языка», «Нормы литературного языка».

Составление монологов и диалогов, их анализ с точки зрения требований к речи.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Составление конспекта по теме «Культура речи. Нормы русского языка».

Выполнение упражнений.

Подготовка реферативных сообщений по теме «Русский язык в современном мире», «Язык и культура».

4

Тема 1.2. Функциональные стили речи

Содержание учебного материала

2

1

Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

2

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля.

3

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля.

4

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

5

Художественный стиль речи, его основные признаки. Изобразительно-выразительные средства языка.

Практические занятия

Изучение особенностей функциональных стилей речи.

Составление таблиц «Функциональные стили речи».

Составление текстов различных стилей.

Составление монологов и диалогов.

Проведение беседы.

Стилистический анализ текста.

Выполнение упражнений.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Стилистический анализ текста.

Составление конспекта по теме «Подготовка публичной речи».

Подготовка реферативных сообщений по теме «Стилистика и синонимические средства языка».

Выполнение упражнений.

3

Тема 1.3.

Текст

Содержание учебного материала

2

1

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Абзац. Тема, идея текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи. Повествование, описание, рассуждение.

2

Информационная переработка текста. План, тезисы, конспект, реферат, аннотация.

Практические занятия

Изучение признаков и структуры текста, типов речи.

Составление таблицы «Функционально-смысловые типы речи».

Составление плана, конспекта, аннотации.

Лингвостилистический анализ текста.

Выполнение упражнений.

3

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с таблицей по определению типа речи текстов.

Составление тезисов.

Подготовка реферативных сообщений по теме «Текст и его назначение».

3

Раздел 2.

Лексика и фразеология


Тема 2.1.

Лексическая система языка

Содержание учебного материала

2

1

Лексика. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

2

Русская лексика с точки зрения происхождения и употребления. Активный и пассивный словарный запас. Лексические нормы. Лексические словари.

Практические занятия

Изучение лексических групп слов.

Составление таблиц «Лексика современного русского языка».

Выполнение упражнений.

Анализ фрагментов текстов.

Работа с лексическими словарями.

Защита реферативных сообщений.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение упражнений.

Составление конспекта по теме «Особенности русского речевого этикета».

Анализ текста.

Подготовка реферативных сообщений по теме «Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка».

Работа с лексическими словарями.

3

Тема 2.2.

Фразеологические единицы

Содержание учебного материала

2

1

Фразеология. Типы фразеологизмов. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи.

2

Афоризмы. Фразеологические словари.

Практические занятия

Изучение фразеологических единиц.

Составление таблицы «Типы фразеологических единиц».

Составление алгоритма «Отличие фразеологизма от слова».

Анализ фрагментов текста.

Работа с фразеологическими словарями.

Выполнение упражнений.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Составление конспекта по теме «Использование афоризмов в речи».

Выполнение упражнений.

Работа с фразеологическими словарями.

3

Раздел 3.

Фонетика и орфоэпия


Тема 3.1.

Фонетические единицы

Содержание учебного материала

2

1

Фонетика. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетический разбор слова.

2

Ударение словесное и логическое.

Практические занятия

Изучение фонетических единиц.

Работа с таблицами «Звуки речи», «Соотношение букв и звуков».

Фонетический разбор слова.

Выполнение упражнений.

3

Самостоятельная работа обучающихся

Фонетический разбор слов.

Выполнение упражнений.

2

Тема 3.2.

Основные правила произношения

Содержание учебного материала

2

1

Орфоэпия. Правила произношения и ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов.

2

Использование орфоэпического словаря.

Практические занятия

Изучение правил произношения и ударения.

Составление таблиц «Правила произношения».

Работа с орфоэпическими словарями.

Выполнение упражнений.

3

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с таблицей «Правила произношения».

Выполнение упражнений.

Работа с орфоэпическим словарем.

4

Раздел 4.

Графика и орфография


Тема 4.1.

Графические средства передачи устной речи на письме. Типы орфограмм.

Содержание учебного материала

2

1

Графика и русский алфавит.

2

Орфография. Основные типы орфограмм.

Практические занятия

Изучение графических средств передачи устной речи на письме, основных типов орфограмм.

Составление таблицы «Основные типы орфограмм».

Выполнение упражнений.

3

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с таблицей «Основные типы орфограмм».

Выполнение упражнений.

2

Тема 4.2.

Правописание

Содержание учебного материала

2

1

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

Правописание О/Ё после шипящих и Ц.

2

Правописание приставок. Правописание И - Ы после приставок. Правописание сложных слов. Употребление буквы Ь.

Практические занятия

Изучение правил написания слов.

Составление алгоритмов и таблиц по орфографии.

Выполнение упражнений.

3

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с таблицами и алгоритмами по орфографии.

Выполнение упражнений.

4

Раздел 5.

Морфемика и словообразование


Тема 5.1

Морфемный состав слова

Содержание учебного материала

2

1

Морфемика. Понятие морфемы как значимой части слова.

2

Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы.

Практические занятия

Изучение морфемного состава слов.

Морфемный разбор слова.

Работа со словарями.

Выполнение упражнений.

3

Самостоятельная работа обучающихся

Морфемный разбор слова.

Выполнение упражнений.

2

Тема 5.2

Способы словообразования

Содержание учебного материала

2

1

Словообразование. Способы словообразования.

2

Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

Практические занятия

Изучение способов словообразования.

Составление таблицы «Способы словообразования».

Словообразовательный разбор слов.

Выполнение упражнений.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с таблицей «Способы словообразования».

Словообразовательный разбор слов.

Выполнение упражнений.

2

Раздел 6.

Морфология и орфография


Тема 6.1.

Самостоятельные части речи, их правописание

Содержание учебного материала

8

1

Морфология. Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Самостоятельные и служебные части речи.

2

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных.

3

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

4

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

5

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Местоимение как средство связи предложений в тексте.

6

Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола.

7

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных.

8

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Особенности построения предложений с деепричастиями.

9

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния. Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

Практические занятия

Изучение грамматических признаков и правописания самостоятельных частей речи.

Составление таблиц «Классификация частей речи», «Самостоятельные части речи».

Составление алгоритмов правописания самостоятельных частей речи.

Склонение и спряжение слов.

Морфологический разбор самостоятельных частей речи.

Работа со словарями.

Анализ фрагментов текста.

Выполнение упражнений.

12

Самостоятельная работа обучающихся

Составление конспекта «Употребление самостоятельных частей речи».

Морфологический разбор самостоятельных частей речи.

Работа с таблицами и алгоритмами по правописанию самостоятельных частей речи.

Подготовка реферативных сообщений по теме «Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи».

Анализ текстов.

Выполнение упражнений.

6

Тема 6.2

Служебные части речи, их правописание

Содержание учебного материала

4

1

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

2

Союз как часть речи Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

3

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.

4

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

Практические занятия

Изучение служебных частей речи и их правописания.

Составление таблицы «Служебные части речи».

Составление алгоритмов и таблиц правописания служебных частей речи.

Анализ фрагментов текста.

Работа со словарями.

Выполнение упражнений.

5

Самостоятельная работа обучающихся

Составление конспекта «Употребление служебных частей речи».

Анализ текстов.

Работа с таблицами и алгоритмами по правописанию служебных частей речи.

Выполнение упражнений

4

Раздел 7.

Синтаксис и пунктуация


Тема 7.1.

Основные единицы синтаксиса

Содержание учебного материала

3

Синтаксис и пунктуация. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании.

Предложение. Прямой и обратный порядок слов.

ИТОГО

305


© 2010-2022