План урока теоретического обучения по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока теоретического обучения

Дата проведения урока: 16.01.2015 г.

Специальность:19.02.10 Технология продукции общественного питания

Предмет (дисциплина): Литература

Тема урока: «Поэзия периода Великой Отечественной войны»

Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока:
лекция с элементами беседы, чтение и анализ стихотворений. Цели урока:

Образовательные: совершенствование знаний студентов о стихотворном наследии ВОВ, о судьбе некоторых поэтов и их произведений, о популярности поэзии в годы ВОВ.

Развивающие:

- развитие умения анализировать стихотворные тексты, развитие познавательных способностей студентов;

- формирование у студентов слуховой и зрительной памяти;

- совершенствование навыков выразительного чтения текстов, применение своих знаний на практическом занятии;

- формирование общих компетенций: организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Воспитательные:

- развитие творческого потенциала студентов, воспитание патриотизма, гордости за свою страну и уважение к ветеранам войны;

- формирование общих компетенций: работать в коллективе, команде, эффективно общаться с однокурсниками.

Оформление: выставка книг «Строки, опалённые войной», выставка студенческих стенгазет.

Средства обучения: мультимедийная презентация, аудиозаписи песен о ВОВ, поэтические тексты.

Метод(ы) обучения: наглядно-словесные методы, выразительное чтение и анализ стихотворений.

Междисциплинарные и внутрипредметные связи: история, литература XX века, этика и театральное искусство.

По итогам обучения студент должен:

  • иметь представление о стихотворном наследии ВОВ о популярности поэзии в годы ВОВ;

    • знать судьбу некоторых поэтов ВОВ и их произведения;

  • уметь анализировать стихотворные тексты;

                • иметь навык выразительного чтения текстов, применения своих знаний на практическом занятии.


Ход урока:

Набор модулей

урока (с указанием продолжительности)

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Формирование

ОК

Средства обучения и контроля

Организационный момент

(2 мин.)

Приветствие.

Краткое вступительное слово преподавателя

Приветствуют преподавателя, настраиваются на образовательный процесс.

ОК 2

Журнал, тетради, тексты стихотворений,

слайд № 1.

Актуализация

опорных знаний

(5 мин)


- На прошлом уроке

Вы писали мини-сочинение, посвященное ВОВ. Вы писали, а мне было интересно и немного страшно: а знаете ли? А помните ли? Сегодня могу сказать без страха: знаете и помните…И не просто по книгам и фильмам, а из воспоминаний своих дедов и прадедов, из семейного архива.

Вы пишете, что война - это очень страшно, это смерть, разрушение, горе, что не бывает войн справедливых, как не бывает на войне победителей - одни проигравшие; что, погибая ради нас с вами, воины учили нас, прежде всего, не убивать и ненавидеть, а любить. Любить всё и вся, учили быть

на страже всего, что нам дорого. Всё верно… Значит, не зря погибали наши деды и прадеды.

В память о них, чтобы ощутить с ними свою кровную связь, предлагаю перенестись в далёкий сорок первый год, во времена их юности, почувствовать атмосферу, которой они дышали. И поможет нам в этом поэзия тех огненных лет. Ведь поэзия во все времена, а особенно грозовые, когда все чувства обострены, волновала, очаровывала души людей, витала в воздухе, звала на подвиги, рождала мужество.


Слушают преподавателя.

ОК 2, ОК 3

Тексты стихотворений,

слайд № 1.

Формирование

нового

понятия (способа действия)

  1. мин.)

- Запишите сегодняшнее число и тему урока

«Поэзия периода Великой Отечественной войны».

Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворным наследием ВОВ, узнаем о судьбе некоторых поэтов и их произведений в годы войны, будем

Совершенствовать выразительное чтение и умение анализировать стихотворные произведения.

-Есть даты, которые навсегда останутся в памяти людской:

- 22 июня 1941 года…Война…

Решается судьба страны, народа. Впервые в истории было опровергнуто суждение о том, что «когда говорят пушки, музы молчат». Война унесла почти 27 млн. жизней советских людей.

- 1215 писателей ушли воевать с врагом.

- Более 400 из них отдали свою жизнь

за освобождение Родины.

-Война стала для литераторов «не материалом для книг, а судьбой народа и их собственной».

С первого дня они почувствовали себя «мобилизованными

и призванными». Поэтическое слово звучало на митингах и собраниях, стихи можно было увидеть чуть ли не на каждой печатной странице. Поэты стали пропагандистами боевого опыта, армейскими агитаторами. Они писали о том, что видели и что чувствовали.

Стихи первых недель войны - это грозная речь, открытая публицистика, предельно суровые интонации, но чем дальше, тем исповедальней, лиричнее они становятся.


- Запишите основные мотивы военной лирики: Родина, война, смерть и бессмертие,

ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумья о судьбе народа.

- Запишите поэтов

военной поры: Николай Тихонов, Алексей Сурков, Михаил Исаковский, Александр Твардовский,

Александр Прокофьев, Степан Щипачев,

Константин Симонов, Муса Джалиль и другие.

- Наиболее сильными были стихи К.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» и «Жди меня».

-При подготовке к сегодняшнему уроку вы были разделены на 3 группы: исследователи, декламаторы и аналитики.

Группа исследователей занималась подбором и изучением поэтов военных лет, а затем готовили по ним доклады. Декламаторы подбирали наиболее значимые стихотворения этих поэтов и заучивали их, а группа аналитиков занималась анализом этих стихотворений.

- Давайте послушаем выступление представителя группы исследователей о поэте фронта К. Симонове.



- Прослушаем стихотворение

К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»

в исполнении мастера слова, народного артиста России, Алексея Петренко.

-У вас на партах лежат книги, по которым вы

можете следить за текстом стихотворения.

Затем мы его проанализируем.

- Как вы думаете, почему это стихотворение произвело очень сильное впечатление на людей, стало очень популярным, любимым в народе?

- Какие картины войны изображает поэт?

- При создании стихотворений поэты используют разные средства выразительности, чтобы проникнуть в душу человека.

- Какие изобразительные средства помогают понять сжатые, но ёмкие картины войны?

- Как создаётся

образ русской земли в стихотворении? Приведите примеры из текста.

- Что такое Родина для поэта?

- К чему призывает читателя автор?

- Но и на войне бывали краткие минуты передышки, затишья перед боем, когда бойцы писали весточки домой своим жёнам, матерям, любимым. Их любовь согревала в промёрзших землянках, спасала от пули, давала надежду на будущее. «Жди меня, и я вернусь», - писали бойцы в своих письмах, и эта спасительная сила любви придавала им веры и мужества в бою.


- Послушаем стихотворение К. Симонова «Жди меня» представителя группы декламаторов.


- Заметили ли вы проникновенность, искренность, задушевность? Поэт пишет любимой, а как будто оно звучит для вас.

-Как вы думаете, почему воин, обращаясь к любимой женщине, так настойчиво заклинает «жди меня»?

-Для кого более необходима эта просьба - для него, для неё, для обоих?

- Какие вы выделили строки, которые запали в душу?

-Давайте послушаем группу исследователей, которая приготовила презентацию о поэтах, не вернувшихся с войны.

-Спасибо, за интересное выступление.

- Ю. Друнина- советская поэтесса. Главной темой её творчества была военная действительность, писала: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне».

Было страшно. Но на войне в этих экстремальных, нечеловеческих условиях проявлялись лучшие качества русских людей: мужество, стойкость в бою, верность долгу, способность к самопожертвованию. Об этом писали много и по-разному, но много было и общего. Все стихи были объединены общей идеей - вернуться с победой домой.

Одно из таких стихотворений Павла Шубина «Полмига».

- Давайте послушаем это стихотворение, выученное ребятами из группы декламаторов.

- Ребята, скажите, чему нас учит это стихотворение?

- Война для писателей была так близка, так ранила их душу, что все то, о чём они писали в далёкие «сороковые», так близко нам сейчас. Такова поэзия Михаила Давыдовича Львова.

-Давайте послушаем небольшой доклад о

М. Львове.

- А теперь послушаем стихотворение М.Львова «Чтоб стать мужчиной, мало им родиться».



- Так кого же автор называет настоящим мужчиной?

- Поэзия нужна была стране, армии наравне с оружием. Много стихотворений стали песнями, которые так нужны были людям в годы ВОВ.

Примером тому может служить обращение белорусских партизан к своему командованию, переданное по рации: «Пришлите песню. Оружие можно отнять у врага. Песню у врага не отнимешь. Пришлите песню». Музыка и слова слились воедино.

-Послушаем выступление группы исследователей о стихотворениях, ставшими песнями

и их авторах.

- Почему, по вашему мнению, так велика была потребность в песне о любви,

почему же рождались такие песни ?

-Война - это смерть. И за право разговаривать от имени воюющего народа, поэзия заплатила жизнями своих детей.

-Давайте почтим их память и память всех защитников Отечества, не вернувшихся с кровавых полей, минутой молчания.

Слушают преподавателя,

записывают число и тему урока.



Слушают преподавателя.



Слушают преподавателя.





Записывают основные мотивы военной лирики.


Записывают поэтов военной поры.


Слушают преподавателя.




Студент выступает с докладом о поэте фронта

К. Симонове,

остальные студенты слушают выступление.


Прослушивают стихотворение

К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» в исполнении мастера слова, народного артиста России, Алексея Петренко.

Анализируют стихотворение,

отвечая на

вопросы.




Слушают преподавателя.



Один представитель от группы декламаторов читает наизусть стихотворение

«Жди меня», остальные студенты

слушают стихотворение.

Анализируют стихотворение, отвечая на вопросы.



Выступление

группы исследователей,

приготовившей

презентацию о поэтах, не вернувшихся с войны.

Слушают преподавателя.




Студент читает наизусть стихотворение

П. Шубина «Полмига».

Анализируют стихотворение, отвечая на вопрос.

Слушают преподавателя.


Один студент читает доклад о

М. Львове, остальные студенты слушают.

Один студент рассказывает наизусть стихотворение

М. Львова

«Чтоб стать мужчиной, мало им родиться»,

остальные студенты слушают.

Отвечают на вопрос по стихотворению.

Слушают преподавателя.



Выступает группа исследователей.

Отвечают на вопросы.


Слушают преподавателя.

Чтят память всех погибших на войне минутой молчания.

ОК 3.

Тексты стихотворений, слайд 1.



Слайд 2



Слайд 3





Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6







Аудиозапись















Презентация студентов, аудиозапись.

Слайд 7




Слайд 8




Слайд 9





Слайд 10



Слайд 10-11



Слайд 12

Подведение итогов урока.

(3 мин.)

-Подводя итог урока, мы снова обращаемся к словам поэтессы

Ю. Друниной.

- Права ли поэтесса, написавшая строки «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»?

- Зачем поэты военной поры старались показать всю правду о войне и, прежде всего, кровь, боль, страдания людские? -Для чего же нужна была поэзия в годы ВОВ?

-Какие темы чаще всего можно встретить в поэзии ВОВ?

-Как вы думаете, почему стихотворения получали широкую известность и всеобщую любовь?

- Можно ли отличить стихотворения военных и послевоенных лет?

-Сегодня мы лишь немного приоткрыли для себя лирическую страничку поэзии периода Великой Отечественной войны, страницу из жизни народа, прониклись атмосферой времени тех, кто имел полное право сказать о себе: «Нам было всё отпущено сверх нормы: любовь, и гнев, и мужество в бою». Тех, кто думал о нас, своих потомках, тогда, в далёкие сороковые, и завещал нам жить ради них и ради самих себя.

-Давайте послушаем стихотворение

Александра. Твардовского

« Я убит подо Ржевом»,

представителя группы декламаторов.


-Это завещание обращено к нам, к поколению, вступающему в жизнь. И хотя прошло почти 70 лет с той грозной войны, забывать о тех событиях мы не имеем право, потому что ещё живы те, кто перенёс тяготы войны на своих плечах, благодаря которым мы можем радоваться жизни.

Слушают преподавателя.

Отвечают на вопросы преподавателя.




Слушают преподавателя.


Один студент рассказывает наизусть стихотворение

А. Твардовского

« Я убит подо Ржевом», остальные студенты слушают.


Слушают преподавателя.

ОК 3.

Тексты стихотворений.



























Слайд 13

Инструктаж по выполнению домашнего задания

(2 мин)

Выставление

оценок

I. Подготовиться к конкурсу военно-патриотической песни, посвященной 70-летию со дня Победы в ВОВ.


II. Выставление оценок.

Записывают домашнее

задание в тетради.


Оценивают свои ответы по критериям оценивания.

ОК 3

Тетради, слайд 14


Слайд 15

Рефлексия

(3 мин)

- В завершении нашего урока мне

бы хотелось узнать ваше мнение. Продолжите, пожалуйста, следующие высказывания:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я почувствовал, что…….

Студенты высказывают свою точку зрения.

ОК 3, ОК 6

Слайд 16





© 2010-2022