Конспект урока на тему: Знай, люби и береги природу!

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лексическая тема: «Знай, люби и береги природу!»
Грамматическая тема: Правописание безударных гласных в корне слова

Цели:
Образовательная: ознакомление с новой темой, умение проверять безударные гласные, выполнение различных заданий, упражнений;
Воспитательная: воспитание любви, уважения, бережного отношения к природе, умение охранять ее;
Развивающая: развитие навыков устной и письменной связной речи учащихся, навыков выразительного чтения, игровых навыков.
Наглядность: карточки, картина «На природе», на плакатах написано правило, высказывания о природе.
Вид урока: урок-игра
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, отметка отсутствующих, подготовка учебных принадлежностей к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
Найти пословицы, поговорки, загадки о природе (деревьях, птицах, растениях, животных).
Например: Он дым? - не дым
Мир полон им
Но, что обидно
Его не видно (воздух)
3. Проверка знаний, умений и навыков.
Ребята, я вас не зря просила найти пословицы, поговорки о природе. Сегодня мы начинаем большой раздел в учебнике «Природа - мать, учись ее любить и охранять!»
1.Давайте сначала выясним, что же такое природа:
Природа - табиғат
Что мы представляем, когда говорим о природе :земля ,моря, вода ,леса,ПРИРОДА, горы,
животные, растения .
2. Работа по картинке.
Рассмотрим картинку. Расскажите, что вы на ней видите? Куда идут дети?
- Течет река. Кругом горы, леса. Летают птицы. Дети идут в поход. У них есть рюкзаки. Природа очень красивая.
Стихотворение С.Маршака «Весна»
3. Работа по тексту.
Откройте учебники на стр.118, найдите текст «Знай, люби и береги природу».
а) чтение текста учителем.
б) словарная работа:
Охранять - қорғау
Связаны - байланысты
Не рви - жұлма
Жалей - ая
Не обижай - жәбірлеуге жол берме
Запись новых слов на доске, составление с ними словосочетаний и предложении.
Например: Лесники охраняют природу.
В Казахстане красивая природа.
Не обижай животных и птиц.
г) чтение текста учащимися (2 ученика).
д) Ответы на вопросы к тексту:
- что такое природа?
- как надо охранять природу?
- почему надо охранять природу?
Стихотворение Е.Шилковского «Ты береги нас...»
В тревоге рощи и леса
Роса на травах, как слеза:
«ты береги нас, береги»
Грустит глубокая река,
Свои теря берега.
И слышу голос я реки:
«ты береги нас, береги»
Остановил олень свой бег
«будь человеком человек
В тебя мы верим - не солги,
Ты береги нас, береги!»
Задание:
- Вот, я принесла на урок такую полную корзину. Из нее мы будем брать задания. А после выполнения каждого задания мы будем «сажать» по деревцу. (нарисованные деревья прикреплять к доске, стене и.т.д).
Много леса - не губи,
Мало леса - береги,
Нет леса - посади!
Ребята, давайте выпишем из прочитанного текста некоторые слова - существительные: земля, вода, деревья, цветы.
Поставьте в них ударения. А те гласные, на которые ударения не падает называется безударными.
4. Новая тема: Безударные гласные ты произносишь так быстро и так неотчетливо, что легко один звук принять за другой. Поэтому звучание безударных гласных мы заменим изображением яблока.
Например: в слове ВОДОПАД - под ударением яблоко сохранило цвет, форму, свежесть и нет никакого труда узнать его.
В слоге ДО яблоко потеряло прежнюю форму, объем, немного изменило цвет и узнается с трудом, а в слоге ВО превратилось в сухофрукт и почти невозможно определить яблоко это, груша или слива. (земли, воды, дерево, цвет).
Вот почему для проверки безударные гласные нужно ставить под ударение.
5. Проверка усвоения знаний.
Земля - земли сосна - сосны море - моря
Вода - воды стена - стены поле - поля
Трава - травы страна - страны гнездо - гнезда
Овца - овцы труба - трубы
Ведро - ведра слон - слоны
(прикрепите деревце к доске)
6. Закрепление.
1) Раздача карточек.
У Вас сегодня и карточки необычные. Они в форме яблока, гриба, лепестка, цветка, клубники, бабочки.
2) Что хорошо, а что плохо?
Упр.5 стр.120. Разделим класс на две группы:
Одна группа читает что хорошо,
А другая - что плохо.
Хорошо плохо
а)Если ребята готовят скворечники, а) если мальчик делает рогатку
делают кормушки для птиц; и стреляет в птиц, бросает камешки
б)если дети сажают деревья и цветы; и палку в собак и кошек;
в)если дети поливают деревья и цветы; б)если дети ломают ветки на
г)если школьники ухаживают за деревьях;
животными и птицами; в)если рвут цветы на клумбах;
г)если жгут костер в лесу;
(прикрепляем деревце к доске)
3) Работа у доски.
На доске написано несколько предложений. В некоторых словах пропущены безударные гласные. Надо найти эти слова и проверить гласным ударением.
Под к..рнями старой березы была н..ра. Там спал всю зиму сердитый еж..к. Холодный ручей разбудил зв..рька. Он выбежал на п..лян, осмотрелся и лег на землю. Теплые л..чи согрели его.
Корнями - корень зверька - зверь
Нора - норы поляну - поле
Ежик - (жи, ши) ежи
(прикрепляем деревце к доске)
Стихотворение С.Маршака «Апрель»
Апрель, апрель!
На вворе звенит капель
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник!
4)Проверка работ по карточкам.
Яблоко: Вместо точек вставь нужные буквы. Проверь безударные гласные ударением.
Наш огород.
От теплых лучей ож..ла р..ка. У дома наш огород. На огороде Алия и Гуля пос..дили лук и укроп. Руслан носил воду в в..дерке.
Ожила - ожить посадили - посадка
Река - реки в ведерке - ведро
Гриб: Спишите, к существительным единственного числа напишите существительные множественного числа и поставьте ударение.
Сосна - сосны гроза - грозы
Столб - столбы следы - след
Зима - зимы холм - холмы
Коза - козы доска - доски
Кольцо - кольца
Цветок: Спишите, вставляя пропущенные буквы. Допишите проверочные слова. Поставьте знак ударения.
Слова - окно - враги -
Стада - рога - нога -
Дрозды - шары -
Бабочка: Спишите, вставля пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова.
Летом в л..су (лес) мы собрали гр...бы (гриб). Зимой сн...га (снег) засыпают лес. На сн...гу (снег) видны сл...ды (след) зв...рей (зверь).
Лепесток: К данным словам подберите проверочные слова. Напишите. Поставьте ударение.
Река - реки цена -
Плита - пила -
Плечо - хлеба -
Мячи - гербы -
Клубника: Спишите, вставьте пропущенные буквы. Поставьте ударения, напишите проверочные слова.
Гуляли ребята в л...су. Вдруг за к...стами мелькнул лисий хвост. Ребята бросились за ней. Все л...сные звери разбежались. Искали дети л...су, да так и не нашли.
(прикрепляем деревце к доске)
7. Задание на дом.
1. выучить правило на стр. 119.
2. составить небольшой рассказ «Как нужно защищать природу».
8. А теперь, посмотрите на эту картину. Здесь нарисовано солнце, гнездо с яйцом, тучи. Давайте мы при каждом ответе на вопрос будем убирать по одной тучке и посмотрим на результат.
1. Какой большой раздел мы начали изучать?
2. Как нужно охранять природу?
3. Как проверяется безударные гласные?
4. Как мы назвали безударные гласные и почему?
При ответе на все 4 вопроса тучи убираем. Солнце стало светить ярче, и из яйца вылупился цыпленок. Значит, мы достигли своей цели.
Стихотворение В.Жуковского «Жаворонок».
9. Выставление и комментирование оценок.
Урок окончен, до свидания дети!

© 2010-2022