Кружок Юный лингвист

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан



Рассмотрено на заседании

МО учителей-предметников

гуманитарного цикла

25 августа 2014 года

Руководитель МО ______ Зиганшина Р.М.

Согласовано с руководителем

МС МБОУ «СОШ с.Маскара»

28 августа 2014 года

__________ Юзмиева С.Г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ с.Маскара»

__________ М.В. Хадиев

Введено в действие приказом

№142 от 29.08.2014 г.


Рабочая программа кружка « Юный лингвист»

Автор-составитель рабочей программы:Губайдуллина Лейсан Ильясовна, учитель русского языка и литературы

Год разработки программы 2014-2015 учебный год










Пояснительная записка

Программа кружка «Юный лингвист» предназначена для 9-го класса учащихся общеобразовательных учреждений. Программа рассчитана на 68 часов и охватывает две большие темы русского языка: «Весёлая фразеология» и «Занимательный синтаксис». Она построена в основном на углублённом изучении русской фразеологии и главных и второстепенных членов предложения. «Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы - это драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск». Поэтому знание фразеологии - необходимейшее условие глубокого овладения русским языком. Умение правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью.

Цели изучения темы: «Весёлая фразеология»:

  • Пробудить интерес учащихся к фразеологии.

  • Научить их отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов.

  • Распознавать фразеологизмы в тексте

  • Усваивать смысловые значения фразеологизмов.

  • Отмечать эмоционально-выразительные достоинства фразеологических оборотов по сравнению со свободными сочетаниями.

  • Научить ребят правильно и умело пользоваться фразеологическими оборотами как в устной, так и в письменной речи.

Цель изучения темы: «Занимательный синтаксис» способствовать углублённому изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.

Вся практическая часть кружка представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:

  • При изучении главных членов предложения - выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов; уяснить свойства частей речи субстантивироваться (выступать в роли существительного);

  • При изучении второстепенных членов предложения - усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;

  • При изучении односоставных предложений - определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений.

  • При изучении однородных членов предложения - усиливать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера, располагать однородные члены в порядке градации, повторять союзы для выделения каждого однородного члена, употреблять однородные члены попарно.

  • При изучении обращений - использовать разновидности обращений, связанные с созданием особых семантических оттенков.

  • При изучении вводных конструкций - употреблять вводные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово может быть то членом предложения, то вводным.

  • При изучении обособленных членов предложения - выявлять особую выразительность обособленных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимичные конструкции.

  • При изучении сложных предложений - акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания.

Вся практическая работа кружка будет проходить в форме КВН, клуба знатоков, «Брейн-ринга», игр «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы».

В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:

  • Обобщение, систематизация знаний о фразеологии, фразеологических оборотах.

  • Обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне.

  • Развитие интонационно выразительной речи.

  • Активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи.

  • Проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости).

  • Самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера.

  • Развитие логического и абстрактного мышления.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

- о происхождении фразеологических оборотов;

- функции фразеологических оборотов в разных стилях речи;

- развитие фразеологизма на современном этапе.

- отличительные признаки видов подчинительной связи;

- знать способы выражения подлежащего и сказуемого в двусоставном

предложении

- особенности построения односоставных предложений;

- способы выражения второстепенных членов предложения

Учащиеся должны уметь:

  • Пользование фразеологическим богатством русского языка.

  • Выяснить смысл и цель использования устойчивых оборотов речи в художественных произведениях, публицистике.

  • Применять в своей речи фразеологические обороты и в соответствии с этим грамотно строить предложения разных конструкций.

  • Самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал.

  • Обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры.

  • Находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений (и помнить, что они не означают тождества).

  • Владеть навыками стилистической правки текста.

  • Самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать её в собственной речи.

  • Использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.

Ожидаемые результаты:

- использование системы упражнений и заданий позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтаксических категорий в речи.

- выполнение заданий предопределяет приёмы активного наблюдения и исследования стилистических структур.

Наряду с серьёзными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащихся языкового чутья. Важная роль в практической работе отводится дидактическому материалу. Особое внимание следует уделить подбору заданий и упражнений, которые будут направлены на выработку умений по составлению учащимися собственных высказываний.

Содержание.

Раздел I. Весёлая фразеология.(34 часа)

Тема1. Понятие о фразеологии фразеологическом обороте.

Тема 2. Функции фразеологических оборотов в разных стилях речи.

Тема 3. Стилистическое использование пословиц, поговорок, «крылатых слов», загадок.

Тема 4. Фразеологический оборот в его отношении к части речи.

Тема 5. Фразеологические обороты с точки зрения их семантической слитности.

Тема 6. Фразеология русского языка с точки зрения её формирования (происхождения).

Тема 7. Фразеологические обороты с точки зрения сферы их экспрессивно-стилистических свойств.

Тема 8. Развитие фразеологизма на современном этапе.

Раздел II. Занимательный синтаксис.( 34 часа)

Тема 9. Слова и их сочетания.

Тема 10. Основные виды подчинения: согласование, управление, примыкание.

Тема 11. Типы простых предложений.

Тема 12. Второстепенные члены предложения.

Тема 13. Обособленные второстепенные члены предложения.

Тема 14. Уточняющие члены предложения.

Тема 15. Слова, не являющиеся членами предложения.

Тема 16. Сложное предложение.

Тема 17. Пунктуация.



Календарно - тематическое планирование.

п/п

Тема занятия

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Раздел I. Весёлая фразеология


1

Введение

1.09

2

Понятие о фразеологии и фразеологическом обороте

2.09

3

Функции фразеологических оборотов в разных стилях речи

8.09

4

Стилистическое использование пословиц, поговорок, «крылатых» слов, загадок

9.09

5-6

Морфологические свойства фразеологического оборота

15.09

1609

7

Варианты фразеологического оборота и фразеологизмы-синонимы

22.09

8-9

Классификация фразеологических оборотов

23.09

29.09

10

Анализ сочинения по пословице

30.09

11-12

Многозначность, синонимия и антонимия в кругу фразеологических оборотов

6.10

7.10

13

Исконно русские фразеологизмы

13.10

14

Старославянские фразеологизмы

14.10

15

Иноязычные фразеологизмы

20.10

16-17

Создание альманаха «Крылатые выражения из древнегреческих мифов»

21.10

27.10

18

«Фразеологическая калька» и «фразеологическая полукалька»

28.10

19

Стилистические пласты фразеологии современного языка

10.11

20-21

Исследование текстов разных стилей

11.11

17.11

22

Важнейшие процессы в развитии и фразеологии на современном этапе

18.11

23-24

Стилистическое использование фразеологических оборотов в художественной литературе и публицистике

24.11

25.11

25-26

Зачёт по теме «Фразеология»

1.12

2.12

27-28

Исследование современной фразеологии

8.12

9.12

29-30

Редактирование альманаха «Крылатые выражения»

15.12

16.12

31-32

Турнир знатоков

22.12

23.12

33

Клуб Весёлых и Находчивых

29.12

34

Обобщающий урок. Подведение итогов.

30.12

Раздел II . Занимательный синтаксис

35

Всемогущий синтаксис

12.01

36

Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов

13.01

37-38

Слова. Сочетания слов. Словосочетания

19.01

20.01

39

Согласование

26.01

40

Управление

27.01

41

Примыкание

2.02

42-43

Основные виды подчинения

3.02

9.02

44

Типы предложений. Общие сведения

10.02

45-46

Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим

16.02

17.02

47

Нераспространённые и распространённые предложения

24.02

48-49

Второстепенные члены предложения

2.03

3.03

50-51

Односоставные предложения. Синонимия односоставных предложений

9.03

10.03

52

Неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений

16.03

53-54

Однородные члены предложения и их добрососедские отношения

17.03

6.04

55-56

Обособление второстепенных членов предложения

7.04

13.04

57-58

Слова, не являющиеся членами предложения (вводные слова, предложения и обращения)

14.04

20.04

59-60

Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов

21.04

27.04

61-62

«Простое предложение»

28.04

4.05

63

Немного о пунктуации. Трудные случаи пунктуации

5.05

64-65

Всё о предложении…(или почти всё)

11.05

12.05

66-67

Лингвистический карнавал «Это непростое простое предложение»

18.05

19.05

68

Обобщение знаний

25.05


Литература:

1. .Дроздова О. Е. «Уроки языкознания для школьников». Пособие для учителя.

2. Введенская Л. А., Гвоздарев Ю. А., Щеболева И. И. «Лексика и фразеология» (материалы для факультативного курса по русскому языку в школе), 1997 г.

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. «Толковый словарь русского языка», 2001г.

4. Шанский М. Н. «Фразеология современного русского языка», 1985г.

5. Клубков П. А. «Творите, пожалуйста, правильно», 2001 г.

6. Максимов С. В. «Крылатые слова», 1995 г.

7.Н.М.Коваленко .Русский язык .Сложные предложения .Саратов .Лицей .2011

8.Е.А.Арбатова. Русский язык: Знаки препинания в простом и сложном

предложениях. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.


© 2010-2022