Конспект урока по теме Деепричастие (7 класс)

Данный урок познакомит учащихся  с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий. Также  вводится  понятия деепричастного оборота. Отрабатывается  навык определения основного и добавочного действия деепричастия с использованием современных технологий. В урок включена индивидуальная работа по карточкам для слабоуспевающих детей, работа по анализу текста (прозаического и стихотворного). Данный урок создан с учётом индивидуальных способностей и особенностей ребёнка. На уроке используютс...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 7 классе.

Тема: «Деепричастие».

Цели урока.

Обучающие:

-познакомить с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий, введения понятия деепричастного оборота.

-отработка навыка определения основного и добавочного действия деепричастия с использованием современных технологий

-проверка качества усвоения учащимися данной темы.

Развивающие:

-создать мотивационную основу для восприятия учебного материала;

-развитие речи учащихся, мышления;

-развитие навыков самостоятельной работы с лингвистическим текстом при изучении нового материала, умений доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

-воспитание культуры общения, уважение к собеседнику и учителям;

-воспитание интереса к русскому языку.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки для слабоуспевающих учащихся.

Подготовительный этап: проветривание кабинета, проверка освещенности кабинета, включение дополнительного освещения.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Работа с текстом. Задание: выписать из текста прилагательные и причастия, распределив их в два столбика; указать морфологические признаки всех выписанных слов

(текст проецируется на экран).

Один учащийся работает у доски, вставляя пропущенные буквы, объясняет орфограммы.

Снова ра(с,з)дался тусклый, печальный перезвон, и грузная ч..рная к..рова с грус..ными глазами (не)м..л..дой дамы протопала мимо нас с подвеш..(н,нн)ым к шее к..л..кольцем. К..л..колец был грубый, сдела(н,нн)ый из ржавой консервной банки, но звенел очень музыкально. К..рова остановилась перед ручьем, подумала и т..жело вошла в него. (Не)ло..кими ногами она взгр..моздилась на берег и стала похожа на (не)складный старый комод, перетаскива..мый через высокий порог.

(Д. Голубков.)

Индивидуальная работа по карточкам для слабоуспевающих учащихся.

Карточка № 1

Задание: спишите, обозначая границы причастного оборота, расставляя пропущенные запятые, объясните правописание вставленных орфограмм.

1. На елов… ветке унизан… бурыми шишками сидит зверёк с красив… пышн… хвостом.

2. В д…лине главной р…ки окруженной горными хребтами защища… щей от постоянных циклонов, есть все необходимые условия для жизни белки.

3. Леса из б…рёзы преоблада…щие на Камчатк… оказались плохими угодьями для белки.

1

Карточка № 2

Задание: спишите, обозначая границы причастного оборота и вставляя пропущенные запятые,объясните расстановку знаков препинания и правописание сопутствующих орфограмм.

1. Запах цв…тущих яблонь и ноч(?)ных цв…тов лился по всей земле.

2. По временам только в стороне синели в…рхушки отдалённого леса т…нувшегося по берегам Днепра.

3. На берёзе ра(с,з)кинувшейся в небе (не)шевелит(?) ся ни один лист.

Карточка № 3

Задание: выписать из данных словосочетаний в один столбик словосочетания «действит. причастие + существ.»; в другой- «страдат. причастие + существ.»,о бъяснить правописание суффиксов причастий.

Та…щий на со…нце снег; весело щебеч…щими птицами; к едва вид…мому лесу; шепч…щие на ветру берёзы; разреза…мую гладь реки; море, ласкаемое восход…щими лучами солнца; вдали стел…щийся туман; налетевшие порывы ветра.

4. Чтение текста (проецируется на экран).

СКАЗКА О ПУГОВИЦЕ

Шел человек по дороге и потерял Пуговицу. Падая, черноокая Пуговка сильно ударилась о землю. Сморщила от боли лицо, закрыла глаза и, покружившись на месте, закатилась под камешек.

«Неплохое жилье, - осмотревшись по сторонам, сказала Пуговка, - солнце не печет, ветер не холодит, дождик не мочит».

Тут проезжал мимо велосипед. Объезжая на дороге кочку, переднее колесо наскочило на пуговкин камешек, а заднее проехало прямо по Пуговице.

Раздался треск. Кузнечики, гревшиеся у обочины, высоко подпрыгнули от испуга. А на дороге лежала Пуговка. Она уже не сияла от счастья, как раньше.

Глубокая неровная трещина проходила по самому ее сердцу.

(Ф. Нестеров.)

Беседа по вопросам.

- О чем этот текст, какова главная мысль сказки?

- Найдите слова, обозначающие действия, которые совершала Пуговка.

- Уберите эти слова из предложений. Что получилось? Где можно понять смысл сказанного, а где нет?

- Как вы считаете, какое из этих слов обозначает основное действие, а какое - добавочное?

- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие добавочное действие?

- А от какой части речи к ним задаются вопросы?

- Есть ли при словах, обозначающих добавочное действие, зависимые слова? Назовите их.

- Можно ли изменить слова, обозначающие добавочные действия?

Запись на доске и в тетрадях.

Падая, ударилась Пуговка.

Покружившись на месте, закатилась.

Пуговица сказала, осмотревшись по сторонам.

2

5. Объяснение нового материала.

1. Чтение материала § 26 (учебник русского языка для 7 класса, автор: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская).

2. Графическая запись правила в тетрадь.

Конспект урока по теме Деепричастие (7 класс)

Основное действие - глагол.

3. В выписанных ранее предложениях найдите деепричастия; укажите основное действие - глагол:

Конспект урока по теме Деепричастие (7 класс)

И деепричастия, и глаголы относятся к существительному Пуговка.

Физкультминутка «Определи часть речи».

Сущ. - потереть руки, прил. - сжать и разжать кулаки, глаг. - потрясти кистями рук: лес, влечет, синий, небесный, бег, идет, ковер, ходьба, молодой, заметить.

6. Закрепление.

1. Чтение текста, определение типа и стиля текста (упражнение 159).

Письменное выполнение упражнения (по цепочке - у доски) в тетради: подчеркнуть главные члены предложения, указать слова, обозначающие основное и добавочное действия.

2. Запись под диктовку учителя стихотворения Плещеева (еще не изученные пунктограммы проговариваются учителем).

Ночь пролетела над миром,

Сны на людей навевая;

С темно-лазуревой ризы

Сыпались звезды, сверкая.

Радостно волны журчали,

Образ ее отражая;

Рожь наклонялась, сильнее

Пахла трава луговая…

Крики кузнечиков резвых

И соловьиные трели,

В хоре хвалебном сливаясь,

В воздухе тихом звенели.

И улыбалася кротко

Ночь, над землей пролетая;

С темно-лазуревой ризы

Сыпались звезды, сверкая.

3

- Выделите деепричастия; отметьте, какие глаголы они поясняют.

Обратите внимание на то, что, используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного и правильного изображения картины летней ночи.

3. Выполнение упражнения 160.

- О роли деепричастия в нашей речи говорит и В. Григорович, рассказывая о том, как внимателен был Ф. М. Достоевский к слову.

Чтение текста.

- Определите тип речи, текста.

- Почему вариант предложения с деепричастием оказался лучше?

- Постройте схему первого предложения с прямой речью.

- Выпишите предложение с деепричастием, отметьте в нем грамматическую основу, основные и добавочные действия.

Конспект урока по теме Деепричастие (7 класс)

Физкультминутка «Деревянные и тряпичные куклы» (Движение помогают осознать напряженное и ненапряженное состояние мышц тела. Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, слегка отведенных в сторону рук и делают резкий поворот всего тела, сохраняя неподвижными шею, руки, плечи. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу. Подражая тряпичным куклам, они снимают излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки висят пассивно. В таком положении дети быстрым коротким толчком поворачивают тело то вправо, то влево. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса).

7. Подведение итогов урока.

- Что называется деепричастием?

- К какому лицу (предмету) относятся основное и добавочное действия?

- Изменяется ли деепричастие?

8. Итог урока с оценкой проделанной работы
-Спасибо, ребята, за урок! Все поставленные цели достигнуты и задачи решены.

-Последний вопрос: что нового вы узнали сегодня на уроке и понравился ли он вам? (Организация саморефлексии, которая дает возможность понять следующее: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке, что им помогало и что могут использовать впоследствии в жизни)
9. Контроль и оценка знаний.
-Какую оценку поставили бы вы сами себе?

-Почему?

-Кто не согласен? (Учет индивидуальных способностей и особенностей ребенка)
Домашнее задание: выучить правило (см. в тетради и на с. 77 учебника), упражнение 161: исправьте ошибки, допущенные в употреблении деепричастий).









4

© 2010-2022