- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект Урок-исследование с применением технологии деятельностного подхода в обучении (5 класс)
Конспект Урок-исследование с применением технологии деятельностного подхода в обучении (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шаповалова О.В. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок-исследование с применением технологии деятельностного подхода в обучении.
Предмет русский язык Класс 5 УМК С.И. Львова, В.В. Львов «Русский язык 5 класс часть 2»
Тема урока: «Тропою тропов» (Роль тропов в художественном тексте)
Планируемые результаты:
Предметные результаты: извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля; умение подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;
Метапредметные результаты: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера; преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, умение структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения;
Личностные результаты: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; развитие эстетического сознания через освоение художественной литературы, творческой деятельности эстетического характера
Этапы урока
Уровень достижения планируемого результата
Возможные риски
Коррекционная работа
Мотивационно-целевой этап
Высокий
•Ученики испытывают трудности при высказывании предположений о «загадке весны»
• Конкретизировать задание с помощью наводящих вопросов
• Привлечь сильных учеников.
Поисково-исследовательский этап
Средний
•Ученики не могут определить средства выразительности
•Ученики не владеют достаточным лексическим материалом, чтобы выразить мысли.
•Уточнить, чем сравнение отличается от метафоры
•Попросить учеников, которые справились с заданием, помочь
Практический этап
Средний
• Не все ученики могут полно представить запрашиваемую информацию.
•Обратить внимание на разные аспекты, из которых складывается «загадка весны», привести примеры тропов
Этап рефлексии
Высокий
• Не все ученики могут обобщить информацию, рассказать о личностной значимости полученной информации.
• Вместе обсудить информацию и перевести ее в поле личностной значимости учащихся.
Задание на дом
Средний
• Ученики затрудняются с написанием сочинения
•Обратить внимание на кластер, напомнить, что необходимо составить план
Природа - прекрасная книга, которая открывает глаза на окружающий мир, доставляет радость тому, кто умеет читать ее. Сегодня мы с вами откроем самую радостную, светлую страницу - весеннюю. А читать ее нам помогут Мастера. Погружаясь в художественные миры писателей, художников, поэтов, музыкантов, мы учимся искусству видеть, слышать, чувствовать жизнь. В центре внимания на нашем уроке будут картины, музыка и, конечно, художественное слово мастеров, мы узнаем способы создания художественных образов.
- Ребята, у вас есть дома копилки? А что вы в них копите? Давайте представим, что ваши тетради - это копилки, сегодня мы должны их наполнить … как вы думаете, чем? Словами и мыслями. А дома вы откроете свои копилки и, пользуясь накопленными сокровищами, создадите текст - напишете сочинение о весне.
- Итак, открыта самая волшебная, живописная, благоуханная, сладкозвучная, таинственная, колдовская, великолепная страница книги природы.
-Запишите в тетради слово «весна» и представьте, что это слово - магнит, который может притягивать присоединять к себе другие слова.
«Притягивающиеся» слова могут быть разными частями речи или даже словосочетаниями, они могут быть связаны с весной по содержанию, цвету, звучанию, запаху, настроению.
-Выскажите свои предположения, в чем загадка весны и как ее можно разгадать.
К.Г.Паустовский говорил, что у зябнущей от последних заморозков девочки-весны есть в котомке много хороших слов, и она пополнит наши копилки, если мы сможем внимательно всмотреться, вслушаться, ощутить запах весны, а чтобы это сделать, нам необходимо окунуться в…
Тайну цвета Магию звука Очарование запахов
И вывести
РЕЧЕВЫЕ ФОРМУЛЫ
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер,
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето!
-Почему автор этого стихотворения, В. Абрамов, именно художника просит рассказать обо всех красках жизни? ( Именно художник чувствует все краски жизни, находит самые обыденные сюжеты и пытается раскрыть нам их красоту)
-Рассмотрите картины русских художников, посвященные приходу весны. Каков их колорит? Какие краски используют художники, чтобы донести до нас неизъяснимую прелесть этого времени года?
К.Г.Паустовский в одной из своих книг рассказал о том, как один знакомый художник упрекнул тогда еще юного писателя в том, что он не совсем ясно видит. Замечает только основные цвета и сильно окрашенные поверхности, а переходные оттенки сливаются в нечто однообразное. Художник научил начинающего писателя внимательно вглядываться в окружающее, воспринимать освещение и краски, а самое главное, любить то, на что смотришь, о чем пишешь.
-Давайте и мы с вами попробуем пристально и с любовью вглядеться в весну: какого она цвета, какие у нее переливы и оттенки.
-Какие краски у ранней весны?
Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает, чернеет. Его съедают туманы. На реках появляются во льду первые проталины с черной водой, а на берегах проталины проплешины. По краю слежавшегося снега уже желтеет мать- и -мачеха. (К.Г.Паустовский)
- Какого цвета проталины и проплешины?
-Какие оттенки можно рассмотреть в черной воде? (голубоватый, сиреневый, золотые блики, ярко-синие, розовые) Почему? (потому что все время движется)
-А снег какого цвета? (сероватый, грязно-голубой, розоватый, сизо-сиреневый) А слежавшийся снег? (мутно-серый, зато рядом с ним ярко-желтые цветы мать- и -мачехи)
«Все в тающей дымке: холмы, перелески…» (В. Рыленков)
-Какого цвета эта дымка? (серая, голубая, седая, пепельная, сероватая, голубоватая)
-А может быть, зеленоватая? Почему зеленоватая? (только распускающиеся листочки и молодая травка)
Древесные почки начали надуваться. От этого ветки кустов и деревьев казались не такими голыми, как зимой, а чуть-чуть мохнатыми ( Г. Скребицкий)
-Какие краски можно разглядеть в этом отрывке? Какие средства выразительности мы использовали, называя краски весны?
-Скребицкий увидел мохнатые ветви деревьев, а каким представляется лес А. К. Толстому?
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит, и поет (А.К. Толстой)
-Почему лес юный? (потому что он каждую весну обновляется, расцветает)
-Во что одет лес Толстого? (в зеленый дым) Это настоящий дым? А почему автор использует это слово? (потому что листики еще совсем маленькие и поэтому прозрачно-зеленые и очень трогательные, как все малыши) Какое это средство выразительности? (метафора)
-Можно ли сказать, что Толстой показал нам лес как живое существо? Почему? Как называется этот прием ?(олицетворение)
-А теперь слово А.С.Пушкину
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
-Какими предстают леса А.С.Пушкина? (прозрачными, как будто пухом зеленеют)
-Какими еще красками рисует Пушкин утро года? (небеса синие, ручьи мутные, долины пестрые)
-Какие слова в тексте употреблены в переносном значении? Перечислите употребленные А.С.Пушкиным изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения)
-Запишите в кластер те цвета и оттенки, которые вам понравились, и которые пригодятся вам при описании весны, используя тропы.
-Итак, мы выяснили, какого цвета весна, а теперь давайте внимательно прислушаемся к звукам весны, и нам удастся различить весеннюю мелодию.
- Перед вами лежат репродукции картин, на которых изображены весенние пейзажи. Представьте себе, что ваша картина ожила. Кто-то из вас очутился в лесу, кто-то - в поле, кто-то - у реки. Перечислите, какие звуки вы там услышали.
Задание выполняется, пока звучит мелодия «Звуки весеннего леса». После того как отзвучит мелодия, зачитываются несколько работ.
-А теперь прочтите текст Д.Зуева. Звучит «Весна» Чайковского, на фоне музыки читается текст «Мелодия весны»
В каждое время года звучит своя музыка. Снег померк, разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Медленно поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно ограненный хрусталь. А в кустах словно звенит серебряный колокольчик. Это заливаются сосульки. Смолкли скрипки мороза, а еще вчера они говорили полным голосом. Солнечный луч заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей. (Д. Зуев)
-Какие весенние звуки вы услышали? (капель, звон сосулек, голоса птиц, журчание воды)
- Все эти звуки сливаются в одну мелодию. Как вы понимаете значение слова «мелодия»? (звучание музыки)
-В прямом или переносном смысле оно употреблено? (в переносном, потому что речь идет о звуках весны) Какое это выразительное средство?
-Сравните две «мелодии» Зуева и Чайковского Что в них общего? (мотив пробуждающейся природы, торжества весны)
-Найдите в тексте слова, обозначающие звуки. Укажите среди них метафоры и олицетворения.
Метафоры: звонко тикает капель, тихо перезваниваются сосульки, скрипки мороза, луч заводит тихую музыку
Олицетворения: скрипки смолкли, говорили полным голосом, вода подпевает.
-А теперь попробуйте передать содержание текста, не используя изобразительно-выразительных средств. Объясните, что изменилось.
- Почему автор использует так много метафор, обозначающих звуки? (потому что они составляют одну мелодию, передающую звуки весны)
-Метафоры в этом тексте неслучайны. Ими, как нотными значками, написана мелодия весны.
-С чем сравниваются звуки сосулек? А теперь представьте, что этого сравнения нет: «Сосульки вдребезги разбиваются». Слышите ли вы, как они разбиваются? (нет)
-Получается, что именно это сравнение позволяет нам уловить тонкие, мелодичные звуки бьющихся сосулек. Сравнение, как и олицетворение и метафора, относится к изобразительным средствам языка, потому что не только изображает, но и пробуждает в нас определенные чувства к изображаемому. При сравнении один предмет поясняется с помощью другого: указывается то, что сравнивается и то, с чем сравнивается, В роли сравнения писатели и поэты часто употребляют слова с переносным значением.
-Давайте прислушаемся к звукам весны в тексте Н. Сладкова «Весенние звуки»
Давно ли все молчало, скованное зимней стужей. И вот похрустывает ледок, урчит вода, позванивают ледяные бомбошки на прутиках, окунутых в воду, шуршат на проталинах подсохшие листья. Вдали бормочет косач, на придорожных ракитах овсянки звенят бубенчиками. Хлынуло половодье весенних звуков - как прорвало.
-Какие звуки весны вы услышали? Отыщите в тексте изобразительные средства.
-В словах, употребленных в переносном значении, заключены яркие образы предметов и всевозможные краски и звуки, и различные чувства. В чем секрет такого богатства слова? Он прост. Слово с переносным значением может выполнять образную функцию, благодаря которой слова оживают в нашем воображении, приобретая цвет и звук. Поэтому очень важно уметь «всматриваться» и «вслушиваться» в слово, которое открывается не каждому, а только чуткому человеку, умеющему любить и ценить русскую речь.
-Запишите в кластер звуки весны, используя тропы.
- А теперь третья составляющая загадки весны - запахи.
«Все весны дыханием согрето…», - утверждает А.К.Толстой
-Какое у весны дыхание? (свежее)
-Чем пахнет весна?(талой водой, свежим ветром, прелой листвой, влажной сырой землей, клейкими почками, душисто черемухой)
-Прочитайте текст М. Пришвина.
Почки раскрываются, шоколадные с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит прозрачная светлая капля. Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или особенным воспоминательным запахом черемухи.
-Почему почки шоколадные, а не коричневые? (потому что ярко-коричневые, гладкие, блестящие, ароматные, так и хочется откусить кусочек) Найдите в тексте художественные средства.
-А теперь прочитаем удивительное стихотворение Б.Пастернака «Март»
-Что вас удивило? Что чему противопоставлено в стихотворении? (худосочные сосульки, чахлый снег - пышущей здоровьем жизни в хлеву. Уходящей, умирающей зиме на смену идет румяная, пышущая здоровьем весна-скотница.) Прием противопоставления называется антитеза
А почему скотница? Что делают скотники? (ухаживают за животными)
-А для чего это надо делать? (чтобы было молоко, мясо, а еще…навоз!)
-Обратим внимание на необычный запах навоза. Чем он пахнет в стихотворении? (свежим воздухом)
-Даже такой, один из самых неприятных запахов под пером поэта превращается в свежее дыхание весны.
-А почему навоз назван «всего живителем и виновником»? (удобрение)
-А теперь, когда мы ощутили дыхание весны. Попробовали всматриваться и вслушиваться в весну, давайте попытаемся определить, из чего же «сделана» весна.
-Охарактеризуйте составляющие весны, используя образные средства языка
-Ребята, давайте попробуем пофантазировать, из чего состоит весна. Самое «весеннее» слово - капель. Какая она?
КАПЕЛЬ - звонкая, веселая, озорная, мелодичная, пугливая, неугомонная, дробь капелей, барабанит
СОСУЛЬКИ - хрустящие, позванивают, словно серебряные колокольчики, вдребезги разбиваются, словно хрусталь, вкусные, сверкающие, заплаканные, словно вылитые из серебра
СНЕГ - зернистый, ноздреватый, слежавшийся, чистый, свежий, липкий, рыхлый, наносный, потемневший, съежившийся
ВОДА - полая, звенит льдинками, черепками, мутная, талая, большая, черная, бурлящая, с грохотом летит
РУЧЬИ - бессонные, болтливые, бормочут, звенящие, забулькали, журчат, перекликаются
СОЛНЦЕ - яркое, сверкающее, ласковое, щедрое, улыбающееся
ОБЛАКА - серебристые, темные, легкие, пышные, играют в салки, как взбитые сливки, кружевная пена облаков, густые, высокие
ТУЧИ - низкие, огромные, лохматые, распластались по небу, тяжело тащатся, снежные, меловые, угрюмые, вот-вот расплачутся
ДЕРЕВЬЯ - озябшие, тянут к солнцу ветви-руки, одеты в зеленый дым, как будто пухом зеленеют, в тающей дымке
-Итак, наши копилки наполнились яркими, звонкими, душистыми словами. Как вы думаете, смогли мы разгадать загадку весны? Вы можете сказать, что у вас сейчас весеннее настроение?
СОЗДАНИЕ ТЕКСТА
Попробуйте продолжить фразу:
Весна - это…
-Я думаю, что вам теперь совсем не трудно будет создать образ весны дома. Домашнее задание - закончить сочинение.