Конспект Урок-исследование с применением технологии деятельностного подхода в обучении (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-исследование с применением технологии деятельностного подхода в обучении.

Предмет русский язык Класс 5 УМК С.И. Львова, В.В. Львов «Русский язык 5 класс часть 2»

Тема урока: «Тропою тропов» (Роль тропов в художественном тексте)

Планируемые результаты:

Предметные результаты: извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля; умение подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;

Метапредметные результаты: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера; преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, умение структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения;

Личностные результаты: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; развитие эстетического сознания через освоение художественной литературы, творческой деятельности эстетического характера

Этапы урока

Уровень достижения планируемого результата

Возможные риски

Коррекционная работа

Мотивационно-целевой этап

Высокий

•Ученики испытывают трудности при высказывании предположений о «загадке весны»

• Конкретизировать задание с помощью наводящих вопросов

• Привлечь сильных учеников.

Поисково-исследовательский этап

Средний

•Ученики не могут определить средства выразительности

•Ученики не владеют достаточным лексическим материалом, чтобы выразить мысли.

•Уточнить, чем сравнение отличается от метафоры

•Попросить учеников, которые справились с заданием, помочь

Практический этап

Средний

• Не все ученики могут полно представить запрашиваемую информацию.

•Обратить внимание на разные аспекты, из которых складывается «загадка весны», привести примеры тропов

Этап рефлексии

Высокий

• Не все ученики могут обобщить информацию, рассказать о личностной значимости полученной информации.

• Вместе обсудить информацию и перевести ее в поле личностной значимости учащихся.

Задание на дом

Средний

• Ученики затрудняются с написанием сочинения

•Обратить внимание на кластер, напомнить, что необходимо составить план

Природа - прекрасная книга, которая открывает глаза на окружающий мир, доставляет радость тому, кто умеет читать ее. Сегодня мы с вами откроем самую радостную, светлую страницу - весеннюю. А читать ее нам помогут Мастера. Погружаясь в художественные миры писателей, художников, поэтов, музыкантов, мы учимся искусству видеть, слышать, чувствовать жизнь. В центре внимания на нашем уроке будут картины, музыка и, конечно, художественное слово мастеров, мы узнаем способы создания художественных образов.

- Ребята, у вас есть дома копилки? А что вы в них копите? Давайте представим, что ваши тетради - это копилки, сегодня мы должны их наполнить … как вы думаете, чем? Словами и мыслями. А дома вы откроете свои копилки и, пользуясь накопленными сокровищами, создадите текст - напишете сочинение о весне.

- Итак, открыта самая волшебная, живописная, благоуханная, сладкозвучная, таинственная, колдовская, великолепная страница книги природы.

-Запишите в тетради слово «весна» и представьте, что это слово - магнит, который может притягивать присоединять к себе другие слова.

«Притягивающиеся» слова могут быть разными частями речи или даже словосочетаниями, они могут быть связаны с весной по содержанию, цвету, звучанию, запаху, настроению.

-Выскажите свои предположения, в чем загадка весны и как ее можно разгадать.

К.Г.Паустовский говорил, что у зябнущей от последних заморозков девочки-весны есть в котомке много хороших слов, и она пополнит наши копилки, если мы сможем внимательно всмотреться, вслушаться, ощутить запах весны, а чтобы это сделать, нам необходимо окунуться в…

Тайну цвета Магию звука Очарование запахов

И вывести

РЕЧЕВЫЕ ФОРМУЛЫ

Скажи, скажи, художник,

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Какого цвета вечер,

Скажи, какого цвета

Зима, весна и лето!

-Почему автор этого стихотворения, В. Абрамов, именно художника просит рассказать обо всех красках жизни? ( Именно художник чувствует все краски жизни, находит самые обыденные сюжеты и пытается раскрыть нам их красоту)

-Рассмотрите картины русских художников, посвященные приходу весны. Каков их колорит? Какие краски используют художники, чтобы донести до нас неизъяснимую прелесть этого времени года?

К.Г.Паустовский в одной из своих книг рассказал о том, как один знакомый художник упрекнул тогда еще юного писателя в том, что он не совсем ясно видит. Замечает только основные цвета и сильно окрашенные поверхности, а переходные оттенки сливаются в нечто однообразное. Художник научил начинающего писателя внимательно вглядываться в окружающее, воспринимать освещение и краски, а самое главное, любить то, на что смотришь, о чем пишешь.

-Давайте и мы с вами попробуем пристально и с любовью вглядеться в весну: какого она цвета, какие у нее переливы и оттенки.

-Какие краски у ранней весны?

Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает, чернеет. Его съедают туманы. На реках появляются во льду первые проталины с черной водой, а на берегах проталины проплешины. По краю слежавшегося снега уже желтеет мать- и -мачеха. (К.Г.Паустовский)

- Какого цвета проталины и проплешины?

-Какие оттенки можно рассмотреть в черной воде? (голубоватый, сиреневый, золотые блики, ярко-синие, розовые) Почему? (потому что все время движется)

-А снег какого цвета? (сероватый, грязно-голубой, розоватый, сизо-сиреневый) А слежавшийся снег? (мутно-серый, зато рядом с ним ярко-желтые цветы мать- и -мачехи)

«Все в тающей дымке: холмы, перелески…» (В. Рыленков)

-Какого цвета эта дымка? (серая, голубая, седая, пепельная, сероватая, голубоватая)

-А может быть, зеленоватая? Почему зеленоватая? (только распускающиеся листочки и молодая травка)

Древесные почки начали надуваться. От этого ветки кустов и деревьев казались не такими голыми, как зимой, а чуть-чуть мохнатыми ( Г. Скребицкий)

-Какие краски можно разглядеть в этом отрывке? Какие средства выразительности мы использовали, называя краски весны?

-Скребицкий увидел мохнатые ветви деревьев, а каким представляется лес А. К. Толстому?

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет,

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит, и поет (А.К. Толстой)

-Почему лес юный? (потому что он каждую весну обновляется, расцветает)

-Во что одет лес Толстого? (в зеленый дым) Это настоящий дым? А почему автор использует это слово? (потому что листики еще совсем маленькие и поэтому прозрачно-зеленые и очень трогательные, как все малыши) Какое это средство выразительности? (метафора)

-Можно ли сказать, что Толстой показал нам лес как живое существо? Почему? Как называется этот прием ?(олицетворение)

-А теперь слово А.С.Пушкину

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

-Какими предстают леса А.С.Пушкина? (прозрачными, как будто пухом зеленеют)

-Какими еще красками рисует Пушкин утро года? (небеса синие, ручьи мутные, долины пестрые)

-Какие слова в тексте употреблены в переносном значении? Перечислите употребленные А.С.Пушкиным изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения)

-Запишите в кластер те цвета и оттенки, которые вам понравились, и которые пригодятся вам при описании весны, используя тропы.

-Итак, мы выяснили, какого цвета весна, а теперь давайте внимательно прислушаемся к звукам весны, и нам удастся различить весеннюю мелодию.

- Перед вами лежат репродукции картин, на которых изображены весенние пейзажи. Представьте себе, что ваша картина ожила. Кто-то из вас очутился в лесу, кто-то - в поле, кто-то - у реки. Перечислите, какие звуки вы там услышали.

Задание выполняется, пока звучит мелодия «Звуки весеннего леса». После того как отзвучит мелодия, зачитываются несколько работ.

-А теперь прочтите текст Д.Зуева. Звучит «Весна» Чайковского, на фоне музыки читается текст «Мелодия весны»

В каждое время года звучит своя музыка. Снег померк, разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Медленно поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно ограненный хрусталь. А в кустах словно звенит серебряный колокольчик. Это заливаются сосульки. Смолкли скрипки мороза, а еще вчера они говорили полным голосом. Солнечный луч заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей. (Д. Зуев)

-Какие весенние звуки вы услышали? (капель, звон сосулек, голоса птиц, журчание воды)

- Все эти звуки сливаются в одну мелодию. Как вы понимаете значение слова «мелодия»? (звучание музыки)

-В прямом или переносном смысле оно употреблено? (в переносном, потому что речь идет о звуках весны) Какое это выразительное средство?

-Сравните две «мелодии» Зуева и Чайковского Что в них общего? (мотив пробуждающейся природы, торжества весны)

-Найдите в тексте слова, обозначающие звуки. Укажите среди них метафоры и олицетворения.

Метафоры: звонко тикает капель, тихо перезваниваются сосульки, скрипки мороза, луч заводит тихую музыку

Олицетворения: скрипки смолкли, говорили полным голосом, вода подпевает.

-А теперь попробуйте передать содержание текста, не используя изобразительно-выразительных средств. Объясните, что изменилось.

- Почему автор использует так много метафор, обозначающих звуки? (потому что они составляют одну мелодию, передающую звуки весны)

-Метафоры в этом тексте неслучайны. Ими, как нотными значками, написана мелодия весны.

-С чем сравниваются звуки сосулек? А теперь представьте, что этого сравнения нет: «Сосульки вдребезги разбиваются». Слышите ли вы, как они разбиваются? (нет)

-Получается, что именно это сравнение позволяет нам уловить тонкие, мелодичные звуки бьющихся сосулек. Сравнение, как и олицетворение и метафора, относится к изобразительным средствам языка, потому что не только изображает, но и пробуждает в нас определенные чувства к изображаемому. При сравнении один предмет поясняется с помощью другого: указывается то, что сравнивается и то, с чем сравнивается, В роли сравнения писатели и поэты часто употребляют слова с переносным значением.

-Давайте прислушаемся к звукам весны в тексте Н. Сладкова «Весенние звуки»

Давно ли все молчало, скованное зимней стужей. И вот похрустывает ледок, урчит вода, позванивают ледяные бомбошки на прутиках, окунутых в воду, шуршат на проталинах подсохшие листья. Вдали бормочет косач, на придорожных ракитах овсянки звенят бубенчиками. Хлынуло половодье весенних звуков - как прорвало.

-Какие звуки весны вы услышали? Отыщите в тексте изобразительные средства.

-В словах, употребленных в переносном значении, заключены яркие образы предметов и всевозможные краски и звуки, и различные чувства. В чем секрет такого богатства слова? Он прост. Слово с переносным значением может выполнять образную функцию, благодаря которой слова оживают в нашем воображении, приобретая цвет и звук. Поэтому очень важно уметь «всматриваться» и «вслушиваться» в слово, которое открывается не каждому, а только чуткому человеку, умеющему любить и ценить русскую речь.

-Запишите в кластер звуки весны, используя тропы.

- А теперь третья составляющая загадки весны - запахи.

«Все весны дыханием согрето…», - утверждает А.К.Толстой

-Какое у весны дыхание? (свежее)

-Чем пахнет весна?(талой водой, свежим ветром, прелой листвой, влажной сырой землей, клейкими почками, душисто черемухой)

-Прочитайте текст М. Пришвина.

Почки раскрываются, шоколадные с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит прозрачная светлая капля. Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или особенным воспоминательным запахом черемухи.

-Почему почки шоколадные, а не коричневые? (потому что ярко-коричневые, гладкие, блестящие, ароматные, так и хочется откусить кусочек) Найдите в тексте художественные средства.

-А теперь прочитаем удивительное стихотворение Б.Пастернака «Март»

-Что вас удивило? Что чему противопоставлено в стихотворении? (худосочные сосульки, чахлый снег - пышущей здоровьем жизни в хлеву. Уходящей, умирающей зиме на смену идет румяная, пышущая здоровьем весна-скотница.) Прием противопоставления называется антитеза

А почему скотница? Что делают скотники? (ухаживают за животными)

-А для чего это надо делать? (чтобы было молоко, мясо, а еще…навоз!)

-Обратим внимание на необычный запах навоза. Чем он пахнет в стихотворении? (свежим воздухом)

-Даже такой, один из самых неприятных запахов под пером поэта превращается в свежее дыхание весны.

-А почему навоз назван «всего живителем и виновником»? (удобрение)

-А теперь, когда мы ощутили дыхание весны. Попробовали всматриваться и вслушиваться в весну, давайте попытаемся определить, из чего же «сделана» весна.

-Охарактеризуйте составляющие весны, используя образные средства языка

-Ребята, давайте попробуем пофантазировать, из чего состоит весна. Самое «весеннее» слово - капель. Какая она?

КАПЕЛЬ - звонкая, веселая, озорная, мелодичная, пугливая, неугомонная, дробь капелей, барабанит

СОСУЛЬКИ - хрустящие, позванивают, словно серебряные колокольчики, вдребезги разбиваются, словно хрусталь, вкусные, сверкающие, заплаканные, словно вылитые из серебра

СНЕГ - зернистый, ноздреватый, слежавшийся, чистый, свежий, липкий, рыхлый, наносный, потемневший, съежившийся

ВОДА - полая, звенит льдинками, черепками, мутная, талая, большая, черная, бурлящая, с грохотом летит

РУЧЬИ - бессонные, болтливые, бормочут, звенящие, забулькали, журчат, перекликаются

СОЛНЦЕ - яркое, сверкающее, ласковое, щедрое, улыбающееся

ОБЛАКА - серебристые, темные, легкие, пышные, играют в салки, как взбитые сливки, кружевная пена облаков, густые, высокие

ТУЧИ - низкие, огромные, лохматые, распластались по небу, тяжело тащатся, снежные, меловые, угрюмые, вот-вот расплачутся

ДЕРЕВЬЯ - озябшие, тянут к солнцу ветви-руки, одеты в зеленый дым, как будто пухом зеленеют, в тающей дымке

-Итак, наши копилки наполнились яркими, звонкими, душистыми словами. Как вы думаете, смогли мы разгадать загадку весны? Вы можете сказать, что у вас сейчас весеннее настроение?

СОЗДАНИЕ ТЕКСТА

Попробуйте продолжить фразу:

Весна - это…

-Я думаю, что вам теперь совсем не трудно будет создать образ весны дома. Домашнее задание - закончить сочинение.

© 2010-2022