Проектно -исследовательская работа по литературному краеведению «П. М. Боклевский и русская литература»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное образовательное учреждение

«Побединская средняя общеобразовательная школа»

муниципального образования - Скопинский муниципальный район

Рязанской области



П.М. Боклевский и русская литераПроектно - Проектно -исследовательская работа

по литературному краеведению

«П.М. Боклевский и русская литература»

Выполнила: ученица 9 класса

МОУ «Побединская СОШ»

Колесникова Александра

Руководитель: учитель русского языка и литературы

Воробьева Ирина Александровна


Содержание:

I. Введение……………………………………………………………………………………………………..2

II. Художник - иллюстратор М.П. Боклевский………………………........................3

II.1. Рисунки к пьесам Островского……………………………………............................4

II.2. Ревизор». Рисунки к пьесам Гоголя………………………………………………………..6

II.3. «Мёртвые души»……………………………………………………………………………………..9

II.4. Портреты тургеневских героев……………………………………………………………..13

II.5. Типы из Достоевского……………………………………………………………………………15

III. Заключение……………………………………………………………………………………………..18

Список литературы……………………………………………………………………………………….19





I. ВВЕДЕНИЕ.

Пётр Михайлович Боклевский родился 25 июня 1816 года в селе Елшино Пронского уезда Рязанской губернии. Родителями будущего художника были Михаил Федорович Боклевский и Пронская дворянка Марья Даниловна Сазонова. Отец его из дворян киевской губернии, мать - из дворнин Пронского уезда Рязанской губернии.

Жизнь даровало Боклевскому радость любви и творчества, горечь потерь, славу и признание.

Первоначальное образование будущий художник получил в Пронском уездном училище (1828-1829гг.) и Рязанской губернской гимназии (с 1829г). В 1834году поступил в Московский университет. В 1840году вышел из университета со званием действительного студента, жил на родине, занимал должность губернского секретаря.

В 1845 году переехал в Академию художеств, в мастерскую Карла Брюллова. В 1852 году получил звание «свободный художник по живописи портретной акварелью». В этот период жизни он по долгу гостил в Скопине у помещика Маркова в принадлежавшем ему селе Ивановское. Чревоугодие Маркова производило на Боклевского гнетущее впечатление. Карикатуры сыпались из-под карандаша, как из рога изобилия. Рисунок, датированный 7 сентября 1848 года, хранится в Скопинском краеведческом музее. Глядя на эту карикатуру, как не вспомнить Гоголя, разглядывавшего спину Собакевича глазами Чичикова. Боклевский часто бывал и в данковском имении Муромцовых при селе Баловневе, а также у Лихарева. В имение Лихарёва «Городок» при селе Чулкове Боклевский наведывался часто. За пригорками, по холмам, шла дорога к Дмитриевскому монастырю, основанному, по преданию, ещё Дмитрием Донским. В монастырском храме хранился яблоневый посох, называвшийся «Пересветовой дубинкой».

Именно в Скопинском уезде в имении отставного полковника и кавалера Михаила Дмитриевича Лихарёва Боклевский и познакомился со своей будущей женой - молодой помещицей села Питомша Скопинского уезда Варварой Павловной Мальцевой. В 1849 г. состоялась их свадьба, и новобрачные поселились в селе Питомша.


II. ХУДОЖНИК - ИЛЛЮСТРАТОР П.М. БОКЛЕВСКИЙ.

В 50 -е годы Боклевский часто бывает в Москве. В 1853 году художник сблизился с кружком «Молодая редакция Московитянина» и на 4 года связал себя с ним «литературно-бытовым содружеством». Там Пётр Михайлович сдружился с А.Н.Островским, стал часто проводить у него вечера. Там же присутствовал при чтении пьесы «Бедность не порок» 23 ноября 1853 года. По горячим следам делал карандашные наброски. В доме у Серебряных бань Боклевский убедился, что может и обязан стать «толковником художественных красот» литературы (выражение С.В.Максимова). В этом его поддерживал Островский, быстро оценивший потенциальные возможности союза рисунка и печатного слова. В доме у скульптора Рамазанова, где собирались московские художники, Боклевский показал свои первые работы к «Мёртвым душам». Крепло мастерство художника. Приходили дерзкие замыслы проиллюстрировать «всего Островского» и «всего Гоголя». В папках уже лежали брульоны к пьесам «друга и рисунки к «Ревизору»» и второй части «Мёртвых душ».

Иллюстратор Боклевский явился перед публикой в 1858 году. В 1856-1857 году Боклевский занимается портретами. Характерные типы переломной эпохи: К.Т Солдатенкова, графа Г.А. Кушелёва-Безбородко, В.А.Кокорева и др.

Граф Кушелёв-Безбородко восхищался работами художника и частично их издал, выпустив в 1858 году «Галерею гоголевских типов», 1859 и 1860 г.г. - иллюстрации к пьесам Островского, а 1863 году - «Бюрократический катехизис».

Такова вкратце история типов, портретированных Боклевским накануне реформы 1861 года. Увы, сегодня нельзя оценить её по достоинству: место нахождение портретов неизвестно.

II.1. РИСУНКИ К ПЬЕСАМ ОСТРОВСКОГО.

В 1854-1856 гг. Боклевский исполнил рисунки к пьесам А.Н Островского «Свои люди - сочтёмся!», «Бедная невеста», «Бедность не порок». «Не так живи, как хочется», «Не в свои сани не садись» и «Семейная картина». В1859 и 1860 годах эти работы художника вышли в Москве шестью выпусками. Рисунками к пьесам Островского художник как бы расплатился с «Молодым Московитянином» за помощь при выборе дороги в искусстве и одновременно отдал дань иллюстрационной культуре 1840 года., на которой был воспитан. Казалось, он механически продолжит её традиции и двинется по проторенному пути бытописательских театрализованных картинок, призванных сообщить максимум сведений о мире, в котором живут герои иллюстрируемого произведения. Такие картинки намертво спаянные с авторским текстом, в немалой степени его заменяли. Злободневные, они несли массу полезной информации, заинтересовывали публику. Но их создатели видели в читателе несмышлёного дитя или малограмотного, которым по зубам только разжёванный комментарий. Правда. Читатели не протестовали: «пища» была доброкачественной, способ «питания» - удобным. Так что с картинками типа иллюстраций к Островскому Боклевский вполне мог рассчитывать на симпатии масс. Однако он засомневался в универсальности такого способа иллюстрирования, когда в середине 1850 года взялся за рисунки к «Ревизору».

Метод, приемлемый для истолкования пьес Островского, где характеры «вырастают» из быта, оказался неприменим для комментирования «Ревизора», в котором главное действующее лицо - персонифицированный смех, созданный, по выражению Гоголя, «на то, чтобы смеяться над всем, что портит истинную красоту человека». Подобный комментарий растворил бы горький смех в хаосе мелочей, низведя его до уровня зубоскальства, против чего сам Гоголь решительно протестовал. Характеры «фантасмагорических» типов, вроде Хлестакова, невозможно было сложить из частностей. Их следовало синтезировать из множества реальных качеств, сплавить в одном образе.

Выход Боклевскому подсказали Агинские портреты Ноздрёва, Собакевича, Плюшкина, Чичикова перед зеркалом. Художник понял, что лишь индивидуальный портрет литературного героя позволяет персонифицировать живительный смех, который, по словам Гоголя, «исторгается невольно и неожиданно, прямо от души… рождается спокойного наслаждения и производится только высоким умом».

По мысли художника, такой портрет должен был стать для читателя тем же, чем являлся для него интимный портрет доброго знакомого. Вместе с писателем читателю надлежало провести героя через все перипетии сюжета и таким образом прочитать его характер. Портрет становился отправной точкой интеллектуальной игры и одновременно фишкой, передвигаемой с клетки на клетку, задавал направление мысли читателя, вёл и корректировал её.

Разумеется, Боклевский не сразу пришёл к подобным умозаключениям, и пришёл не столько путём рассуждений и логических выводов, сколько интуитивно. Но это не умаляет ценности открытия: перенос в иллюстрацию традиций малоформатного интимного портрета 1820-1840-х годов, отличавшегося пристальным вниманием к духовному миру портретируемого, можно считать новаторством.

В это время у художника возникла мысль заново прокомментировать пьесы Островского. Так родился акварельный портрет Олимпиады Самсоновны, героини пьесы «Свои люди - сочтёмся!». По убийственной точности характеристики он не уступал лучшим портретам Чичикова, а по виртуозности исполнения даже превзошёл иные из них. Портрету Олимпиады Самсоновны предстояло открыть серию рисунков «Типы из Островского», которые, судя по воспоминаниям А.Бутурлина, в начале 1870 годов находились в стадии поисков.

Видимо, Боклевский хотел также проиллюстрировать пьесы «Гроза», «Воспитанница», «Доходное место» и весеннюю сказку «Снегурочка», которую, по свидетельству дочери, он сравнивал «с шекспировским «Сном в летнюю ночь». Помешали работе житейские неурядицы. В пору творческой зрелости художник, безусловно, истолковал бы пьесы Островского тоньше, чем сделал это в 1850-е годы. Портреты Катерины и Дикого, Уланбекова и Неглиентова не могли ему не задаться: прототипы находились перед глазами.

На рисунках к Островскому художник подобно пианисту «разыграл пальцы» для трудов над «Ревизором» и «Мёртвыми душами».

II.2. «РЕВИЗОР», РИСУНКИ К ПЬЕСАМ Н.В.ГОГОЛЯ. ИЛЛЮСТРАЦИИ К «МИРГОРОДУ» И «ШИНЕЛИ»

С «Ревизором» Боклевский впервые встретился 25 мая 1836 года на премьере комедии в московском Малом театре. В1842 году художник встретился с «Ревизором» вторично, прочитав переработанную пьесу в четвёртом томе Сочинений Николая Гоголя. Произошло чудо: герои комедии ожили. В них проглянуло сходство с окружавшими художника пронскими художниками. Краснолицый пронский городничий Масальский, бравший взятки пятисотрублевыми шубами, показался настоящим Сквозник-Дмухановским, пристав пронской округи Болотов - копией пристава Уховёртова, А его подчинённые - слепками со Свистунова, Пуговицына и Держиморды. Фамилии оно носили более благозвучные, нежели у гоголевских персонажей, но кулаки имели столь же увесистые.

В третий раз Боклевский и «Ревизор» повстречались в 1852 году, когда вышло второе издание сочинений Н.В.Гоголя. Отправляясь в заграничное путешествие, художник захватил его с собой.

«Ревизора» он перечитывал в Париже. За окнами отеля морским прибоем гудел Латинский квартал. Полуголая толпа студентов и художников разыгрывала вакханалию а ля Буше. Студенты заговорщицки перемигивались с ажанами. Празднество выглядело по-семейному дружным…

Боклевский глядел на толпу, а перед мысленным взором вставал безымянный городок в глубине России: грязные улицы, кривые плетни - косоплёты, усатый будочник у полосатой караулки, пьяный в луже и его простоволосая плачущая жена. А вокруг лужи в неистовом безмолвном хороводе кружились гоголевские герои. Мелькали искажённые лица, сюртуки, мундиры, ботфорты, кружева на юбках да … Мерещилось, конца не будет дикому шабашу!

Не заметил, как в руке очутился карандаш. Прорывая бумагу, Боклевский принялся торопливо исчёркивать листы дорожного альбома. Из бурелома резких штрихов явились глаза фитюльки Хлестакова, самодовольная улыбка городничего, угрюмые усищи Осипа…

Нежданно, но и не случайно, художник вступил в страну «Ревизора», прожить в которой ему предстояло многие годы. К 1857 году у него уже накопилось немало рисунков к пьесе. В конце марта 1858 года в продажу поступил первый выпуск альбома «Галерея гоголевских типов, нарисованных Боклевским». На 14-и литографиях, снабжённых частью надписями, зрители увидели всех героев «Ревизора». Портреты отличались изысканной линейной ритмикой и мудрой строгостью отбора графических средств. Деликатная светотень уверенно отформовывала лица.

Действительно, портреты заставляют над многим призадуматься. Сквозь магический кристалл, найденный художником, видится то, что и задумывал показать Гоголь, - нравственное уродство людей, будто ненасытная тля облепивших Россию

Хлестаков, по словам В.Г.Белинского, копирует одну «из тех фигур, которые красуются на вывесках московских трактиров, цирюлен и портных», но похож не на беззаботного денди, а на голодную мартышку бродячего фокусника. Без подписи под литографией ясно, что одна лишь мысль о еде копошится в его сплющенной головке. Промотавшийся «елистратишка» балансирует на грани, отделяющих мечту от тарелке щей от грёзы о карете с фонарями. Только «свищ, притом до невообразимой пустоты»(Выражение Аполлона Григорьева), и способен на ней удержаться. Однако другие герои не уступают ему в ловкости. Опухший Осип, грозным видом напоминающий кулачного бойца, но воюющий щёткой всего-навсего с мягким хозяйским сапожком, тоже скользит по грани, принимая лакейскую месть за реальную.

Расфуфыренная городничиха с дочкой, также на грани мечты и реальности. Комментированию «Ревизора» художник отдал почти 30 лет жизни, создав шесть вариантов иллюстраций - около сотни листов, среди которых нет второсортных. Одновременно шла работа над портретно-иллюстративными циклами к другим произведениям, в том числе к пьесам и ранним повестям Гоголя - к «Женитьбе», «Тяжбе», «Игрокам», «Миргороду» и «Шинели». Из воспоминаний М.П.Лихарёвой (дочери) известно, что над рисунками к «Женитьбе» и «Тяжбе» Боклевский трудился на рубеже 1850-1860 годов. Рисунки к «Игрокам» исполнены в начале 1870 года.

Из «Миргорода» проиллюстрированы «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Первые рисунки к ним возникли в конце 1850 года, но в печати появились только в 1880 году. Иллюстрируя в 1860 году повесть «Старосветские помещики», Боклевский вспоминал родителей. Карандаш сам собой придал Афанасию Ивановичу Товстогубу сходство с отцом, а Пульхерии Ивановне - с матерью.

Повесть «Шинель» проиллюстрирована художником в середине 1860 года. Две рисунка к ней появились в журнале «Пчела» за 1878 год. Таким образом, считая «Мёртвые души», Боклевский проиллюстрировал 7 произведений Гоголя, дав по 5-6 вариантов рисунков к каждому. Согласно подсчётам К.Кузьминского, им разработано 75 сюжетов писателя.

II.3. «МЁРТВЫЕ ДУШИ».

В июне 1842 года в елшинском кабинете Боклевского на столе художника появляется книга в жёлтой обложке. Это поэма Гоголя «Похождение Чичикова, или Мёртвые души». Вскоре Боклевский выучил книгу почти наизусть. Чичиков начал видеться ему в каждом пройдохе. Появилось ощущение, что герои «Поэмы» портретированы с известных ему людей. Первые рисунки к «Поэме» он сделал, вероятно, в конце 1849 или в начале 1850 года. При случае он надеялся показать их Гоголю, Известно, что ему удалось встретиться с писателем в Москве. Это могло произойти или осенью 1849 года, или весной 1850-го, когда Гоголь нередко посещал М.П.Погодина, к которому были вхожи все будущие «младомосковитянинцы». Но своих рисунков гоголю художник так и не показал. А вскоре Гоголь скончался. Боклевскому посоветовали обратиться к душеприказчику Гоголя, что он и сделал. Неизвестно, какие работы демонстрировал Болклевский душеприказчику. Весьма возможно - аналогичные акварелям из собрания Государственного Литературного музея, на которых герои «Мёртвых душ» изображены в полный рост и уподоблены какому- либо животному. В работах зрелой поры художник отказался от подобных приёмов.

В рисунках, созданных на рубеже 1850-1860 годов, Боклевский сполна продемонстрировал умение синтезировать характеры и «подавать» их зрителю. В них использован интересный технический приём, цель которого - усилить у зрителя впечатление интимного общения с героем портрета. Изображение, заключённое в овал, как бы истаивает по краям. Центр рисунка любовно проработан. От контраста возникает иллюзия, что портрет помещён под увеличительное стекло в медальоне. Внимание фокусируется на лице, околичности смазываются, выпадая из поля зрения.

Виртуозно использован приём в овальных нагрудных портретах героев «Мёртвых душ», созданных, по видимому, во второй половине 1860 года. Истинное удовлетворение разглядывать их, находя в изображённых лицах новые и новые оттенки эмоций.

Сравним для примера, портрет Манилова. На акварели он - не более чем господинчик, «в приёмах и оборотах которого было что-то заискивающее расположение из знакомство». Этого достаточно для изображения обыкновенного елейно - угодливого человека, но мало для портрета для лица «Мёртвых душ» - господином - «богомолом» может быть персонаж многих книг середины XIX столетия, не обязательно гоголевский тип.

Овальный портрет Манилова не оставляет сомнений, что художник, говоря словами Гоголя, углубил «уже изощрённый в науке выпытывания взгляд», чтобы заставить выступить перед собою «все тонкие , почти невидимые черты» человека, который «ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Герой блаженствует, облокотясь на подушку, оберегающую его от удара об угол стола, и как бы от всех острых жизненных углов вообще. Всё в нём приторно - и физиономия, изящно круглая, будто обсосанный леденец, и улыбка, тягучая, словно мёд, и глазки, похожие на засахаренные цукаты.

Такой «тип» вполне мог бы удовлетворить самого Гоголя, потому что художник, подобный ему, сумел «очертить в такой силе пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем».

Успешной работе способствовало общение с «младомосквитянинцами», тонко истолковавшими творчество Гоголя. В середине 1850-х годов были готовы портреты Чичикова, Селифана, Петрушки, Бетрищева, Кошкарёва и других героев второго тома.

Рисунки ко второму тому «Мёртвых душ» представляют вполне художественный любопытный труд.

Графическими шедеврами художника являются портреты Чичикова. В создании его образа Боклевский вложил всю душу и всё своё мастерство, бесчисленное количество раз рисуя Павла Ивановича акварелью, карандашом, постелью, и подмечая в нём сходство то с Наполеоном, то с шулером, то с усталым чиновником, грезящим о спокойной старости. Его работу над этим типом можно уподобить труду антрополога, по костям восстанавливающего облик предков.

Гоголь не выписал детально портрет главного героя, ограничившись намёками, полунамеками, даже общими фразами. Действительно, трудно представить человека по следующему словесному портрету: «…Не красавец, но и недурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Однако уникальность таланта Боклевского в том и состояла, что ему достаточно было «косточки», чтобы по ней воссоздать не только лицо, но даже маски Чичикова.

К сожалению, современники не смогли Во время познакомиться с толкованием «Мёртвых душ», данных Боклевским: ни в 1850-е годы, ни в 1860-е годы его рисунки не появились в печати. В этом повинна чрезмерная мнительность художника, опасавшегося представить на суд публики «сырые» вещи. Только в 1875 году Боклевский решился дать некоторые работы в журнал «Пчела», издававшийся художником М.О. Микешиным. Ксилографией были воспроизведены 23 рисунка ко второй части «Поэмы». Гравёр Панов извратил оригиналы, «наследил», как говорил сам художник. Но в таком виде иллюстрации получили признание критики и, по словам М.П. Лихарёвой, очень понравились зрителям.

После прекращения в 1878 году издания «Пчелы» неопубликованные работы Боклевского перешли в собственность журнала «Живописное обозрение», и там появилось ещё семь портретов гоголевских героев. В 1881 году петербургский издатель Тяпкин выпустил альбом «Галерея Гоголевских типов» с воспроизведением всех работ.

После 1881 года Боклевский иллюстрировал «Мёртвые души» с меньшим напряжением, чем раньше, в основном варьировал карандашные портреты 1860 - 1870-х годов. Новыми были только нагрудные акварельные портреты Чичикова, Манилова, Ноздрёва. В 1895 году часть переработанных рисунков появилась в альбоме, составленном под редакцией педагога

Л.П. Пельского.

В последние годы жизни Боклевский не создавал новых портретов дорогих персонажей, однако снова и снова возвращался к новым типам.

Известен ряд работ Боклевского поздней поры. Среди них встречаются листы, отмеченные подлинным мастерством, например, акварельные портреты Чичикова и Коробочки, исполненные столь задушевно, что кажется: художник портретировал добрых знакомых. Не исключено, что моделями ему послужили соседи по имению. П.Кузьминский уверял, что «художник подыскивал среди знакомых или просто встретившихся ему людей подходящие типы и делал свои портреты, конечно, без ведома тех лиц, с которых они писались». Он же писал, будто «есть данные, свидетельствующие, что в рязанской губернии был помещик, в котором все узнавали Собакевича работы Боклевского».

На рисунках Боклевского, запечатлевших рязанское общество 1840-х годов, действительно много лиц, похожих на лица гоголевских героев. Например, чиновник с карикатуры «человеколюбия» напоминает правителя канцелярии Ивана Петровича, а взгляд «брыластого господина» заставляет вспомнить лисий прищур Чичикова. К великому огорчению неизвестны имена этих людей. Возможно со временем, их удастся установить, и тогда по прототипах гоголевских типов удастся рассказать подробно.

Прочтением и толкованием бессмертного творения Н.В. Гоголя Боклевский посвятил полвека. Его труды не имеют аналогии в русском искусстве. Обо всех его рисунках к «Мёртвым душам» поведать практически невозможно. Однако можно оценить их в массе. Это в своё время сделал А.К. Конев, назвавший работу Боклевского «конгениальными» таланту Гоголя.

II.4. ПОРТРЕТЫ ТУРГЕНЕВСКИХ ГЕРОЕВ.

12 - 14 января 1855 года Москва широко отпраздновала столетие своего университета. На торжества собрались и съехались многие его бывшие питомцы. Среди них - Боклевский и Тургенев. В эти дни они встретились в дома Островского и познакомились. Художник показал писателю свои работы.

Через месяц, 10 февраля, Тургенев отправил из Петербурга письмо Островскому. Среди прочего говорилось: «Так же я попросил Вас, если это возможно, прислать ко мне несколько рисунков г. Боклевского (если не к «Бедность - не порок», то хотя другие ): я пока бы здесь показал людям со влиянием, и могло бы послужить в пользу г. Боклевскому, произведения которого очень бы нужно было вывести на свет».

Так художник попал в должники к писателю. Отблагодарить Тургенева лично не представлялось возможности: с 1856 года тот был за границей, только на лето наезжая в Россию. А пословица «Долг платежом красен» то и дело приходила на ум.

В первом номере «Современника» за 1859 год появился новый роман Тургенева «Дворянское гнездо». Боклевский прочитал его с большим интересом, невольно сопоставляя жизнь героев с жизнью многочисленных провинциальных знакомых - Александровских, Арцибашевых, Кикиных, Семёновых, Усовых… Рука по привычке потянулась к карандашу. Долг писателю был возвращён с лихвой. Лихарева вспоминала: «В это время «Записки охотника» пленили его своей яркостью, и он дал несколько рисунков к ним. Появились «Хорь и Калиныч», «Ермолай и Валетка», «Касьян с Красивой Мечи». Были созданы Лиза, Лаврецкий, Рудин и Инсаров. А в последствии - типы из «Отцов и детей» - «Братья Кирсановы», Одинцова, Базаров, Кукшина и Фенечка.

Иллюстрации к запискам охотника» до нас, к сожалению, не дошли. Всего было 10 - 12 рисунков. Известен лишь карандашный набросок к последним рассказам - портрет «Старика из Ананьева».

Не сохранилась так же первоначальные рисунки к роману «Дворянское гнездо».

Рисунки к романам «Отцы и дети» известны по многочисленным авторским повторениям 1870 - 1890 годов.

Боклевский начал иллюстрировать роман 1862 году. Работа продолжалась около трёх лет.

С портретами «отцов» художник справился блестяще, хотя, малость переретушировал их: это были люди его круга, но он прекрасно знал, чем они живут и дышат. Не составляло труда найти самоуверенную красоту породистого Павла Петровича Кирсанова и «маленькие, приятные, но несколько грустные» черты его брата. Портреты представительниц прекрасной половины человечества удались не меньше. И немудрено: скольких там перерисовал Боклевский в молодости, скольких непохожих женщин перевидал на своём веку - графиню Ростопчину, Никулину-Косицкую, Агафью Ивановну, графиню Салиас, Аксинью Гребцову, экстравагантных подруг Аполлона Григорьева…

Три женских образа создал художник - три типа красоты, три характера, три биографии, которые внимательный зритель может легко прочитать, сопоставив портреты с текстом Тургенева.

«Черноволосая и смуглая» Катя Одинцова удивлённо вслушивается в звуки мира, сплавляющееся в её душе в сонату-фантазию Моцарта.

«Беленькая и мягкая» Фенечка уже вступила в ту пору в жизни молодых женщин, «когда они вдруг начинают расцветать и распускаться, как летние розы». Она безумно счастлива своей молодостью, силой, привлекательностью.

Другой идеал женственности, созданный Боклевским вслед за Тургеневым, - «чистая и холодная» Анна Сергеевна Одинцова. Эта не цвела и не цветёт - она просто прекрасна. Всё совершенно в её лице: идеально гладок немного нависший белый лоб», спокойно мерцают светлые глаза, улыбкой античной Коры улыбаются губы.

С одного взгляда читаются характеры «детей», представленных типами Аркадия Кирсанова, Кукшиной и Базарова.

Образ главного героя романа дался Боклевкому не сразу. Известно несколько портретов Базарова, из которых более интересны акварель, изображающая героя в резком трёхчетвертном повороте почти в профиль. Образ не глубок, но достаточно убедителен.

Рисунки к произведениям Тургенева постигла трагическая судьба: все они сгорели во время пожара в 1869 году. Многие из них уже никогда не возобновлялись, кроме рисунков к «Отцам и детям», которые повторялись много раз.

Ни одной иллюстрации к Тургеневу Боклевскому издать не удалось.

II.5. «ТИПЫ ИЗ ДОСТОЕВСКОГО».

В 1866 году в журнале «Русский вестник» появился роман Достоевского «Преступление и наказание». Роман потряс Боклевского, объявившего домашним, что подобная правда характеров родная литература не знала со времён Гоголя. Как у всех читателей, его интерес к роману подстегнуло известие о преступлении московского студента А.М. Данилова, убившего с цель. Грабежа ростовщика Попова и его служанку Нордман. Отчёт о процессе Данилова появился в печати почти одновременно с последними главами романа. Убийца получил 10 лет каторжных работ, всего на год больше, чем его литературный герой. Боклевский очень волновался происходящим, будто дело касалось близких людей.

В начале 1867 года родились первые портреты героев «Преступления и наказания». Нам их видеть не удалось. Они погибли в пожаре 1869 года. «Новые иллюстрации к роману, ныне хранящиеся в Государственном Историческом и Государственном Литературном музеях, Боклевский затеял в 1870-е годы, возможно, после встречи с Достаевским.

Их знакомство могло состояться в 1873 году, когда писатель хлопотал в Москве о наследстве тётки А.Ф. Уманиной, состоявшем из земель в Рязанской губернии. Художник, занимавшийся тогда адвокатурой, мог столкнуться с ним в одной из судебных инстанций и даже помочь советами как знаток специфики рязанского судопроизводства.

«Преступление и наказание» иллюстрирует десять больших картонов с тщательно проработанными акварельными и карандашными портретами Раскольникова, процентщицы, Мармеладова, Сони, Разумихина, Свидригайлова, Лужина, Порфирия Петровича, Катерины Ивановны, Лизаветы; роман «Бедные люди» - шесть картонов с карандашными портретами Макара Девушкина, Вареньки Доброселовой и других. Видимо, они предназначались для серии «типы из Достоевского».

Замечательный триптих образует портреты «сторон» классического любовного треугольника, главных героев «Бедных людей». В центре - портрет господина Быкова, широкостатного, дородного, холёного, подавляющего окружающих своими размерами, рвущегося из тесноты овала, в который втиснуто его изображение. Топорща роскошные усы, точно сытый кот, косит он в сторону Вареньки, сжавшийся в комочек испуганной мышкой.

На одном из контурных портретов, относящемся к 1870-м годам и хранящемся в Московском Музее-квартире Достоевского, Раскольников похож на оборванного разбойника.

Бросается в глаза сходство героя с Базаровым, над изображением которого Боклевский работал примерно в это же время. Другой портрет, характеризуемый тем местом в тексте романа, где описано свидание Раскольникова с матерью и сестрой, показывает крушение идеи сверхчеловека в исковерканной душе героя. Портрет, бесспорно, хорош и может по праву числиться среди лучших иллюстраций к роману. Только в 1881 году художник предпринял попытку издать серию портретов «Типы из Достоевского», в котором наряду с иллюстрациями «Бедным людям» и «Преступлению и наказанию» намеревался включить портреты героев романа «Братья Карамазовы», а именно: изображения отца Карамазова, братьев Дмитрия, Ивана и Алексея, Смердякова, старого лакея, старца Зосимы, отшельника, Грушеньки, госпожи Хохлаковой и её дочери. Кажется, решился он на этот подвиг не без желания посоревноваться с другими иллюстраторами Достоевского, в частности с В.П. Порфирьевым.

Работа над «Братьями Карамазовыми» остановилась на двух акварельных портретах Алёши. Зато были переработаны и подготовлены к репродуцированию все ранее созданные портреты.

К сожалению, по неизвестным причинам издание «Типов из Достоевского» так и не состоялось.

Последний раз Боклевский обратился к романам Достоевского в середине 1880-х годов. В это время он много раз повторял и акварелью и карандашом рисунки к романам, не пытаясь создать новые типы. Художник понимал, что сказал о героях Достоевского всё, на что был способен, и надеялся, что сказанного достаточно, чтобы заслужить память потомства.

Боклевский делал иллюстрации к дилогии П.И. Мельникова - Печёрского «В лесах» и «На горах».

Достоверно известно, что скопинский помещик Василий Львович Марков явился прототипом купца Масленникова из поэмы «В лесах». Образ жены Петра Михайловича Боклевского - Варвары Павловны Мальцевой - явился прототипом матери Манефы, а образ Фленушки - незаконной дочери егумении, был списан со своей дочери. Себя же художник видел в образе Якима Стокова.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ,

Главной идеей творчества Боклевского была идея общественного служения, ради которой он, подобно обожаемому Гоголю, не гнушался «никаким характерам, но, вперяя в него испытующий взгляд», исповедовал его « до первоначальных причин.

Само собой, невозможно исповедовать характеры при отсутствии профессионализма. Боклевский настойчиво совершенствовал своё техническое мастерство и, как уже говорилось, многого добился, выработав собственный стиль, который миновал «стиль миньятюр».

Свои лучшие творческие годы художник жил и работал в небольшом провинциальном городке - Скопин, где на долгие годы оставил о себе благодарную память потомкам, участвуя в финансировании проекта строительства и хлопотами, связанными с открытием в нём реального училища в 1876 году (ныне средняя школа №1).

Боклевский занимался активной общественной деятельностью: с 1864г. по 1873 г. работал участковым мировым судьёй по скопинскому уезду, а затем председателем съезда мировых судей.

Умер художник в Москве 10(22) января 1897 года, по завещанию был похоронен рядом с женой в Скопине, у стен Свято-Духова монастыря (ныне вспомогательная школа-интернат).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Крупин Е.Н.

Я жил среди них… - Рязань: Московский рабочий. Рязанское отделение, 1985.

2. Никифораки Н.А.

Пётр Михайлович Боклевский/ Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников середины XIX века.- М.: Искусство, 1985.

3. Орлова Т.В.

П.М. Боклевский. - М.: Искусство, 1971.

4. Рязань. Памятники архитектуры и искусства: Альбом / Сост.Е.В. Михайловский. - М.: Сов. Россия, 1985.



© 2010-2022