- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Дополнительные материалы к теме Изобразительно-выразительные средства
Дополнительные материалы к теме Изобразительно-выразительные средства
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чичимова Л.Н. |
Дата | 04.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Материалы к уроку русского языка в 10 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства русского языка»
Троп - оборот речи, в котором слово или значение употреблено в переносном значении для усиления художественной выразительности.
Это
-
Эпитет
-
Сравнение
-
Метафора
-
Олицетворение
-
Метонимия
-
Синекдоха
-
Перифраза
-
Гипербола
-
Литота
-
Аллегория
-
Ирония
Эпитет - образное определение:
Отговорила роща золотая березовым веселым языком. (С. Есенин)
«Словарь эпитетов русского литературного языка» - авторы К.С. Горбачевич, Е.П.Кабо:
Слово МУЗЫКА имеет 280 эпитетов: божественная, легкая, ликующая, зажигательная, задумчивая, задорная, грубая, гордая, возвышенная, беззаботная, грациозная, гармоничная…
Подберите эпитеты к словам ГЛАЗА (480 эпитетов), ЖИЗНЬ (334 эпитета), язык (324 эпитета).
Сравнение - художественный прием, основанный на уподоблении одного явления другому. В сравнительных оборотах используются сравнительные союзы КАК, СЛОВНО, КАК БУДТО и др.
Способы выражения сравнения:
Способ
пример
-
СПП с придаточным предложением сравнения
( союзы что, как, как будто, будто, точно, словно)
Он говорил с нами так спокойно, будто ничего не произошло.
-
Сравнительный оборот с союзами как, будто, как будто, точно,словно
Застыл, как изваяние.
-
Существительное в Дат. падеже с предлогом подобно
Жужжало подобно пчеле.
-
Существительное в Тв. падеже
Завертелся волчком.
-
Наречие, соответствующее моделям по-…ому, по-…ему, по-…и.
Ходить по-утиному, сидеть по-турецки
-
Фразеологические обороты
Бежать как на пожар.
-
Сущ. в Им. падеже в роли сказуемого или приложения
Глаза как блюдца.
Определите способ выражения сравнений в данных отрывках:
-
Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (М. Лермонтов)
-
Морозной пылью серебрится его бобровый воротник. (А. Пушкин)
-
На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. (А. Ахматова)
-
Руки милой - пара лебедей - в золоте волос моих ныряют. (С. Есенин)
-
Внизу, как зеркало стальное, сияют озера струи. (Ф. Тютчев)
-
Лед неокрепший на речке студеной слово как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов)
-
Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы. (Н. Некрасов)
-
Ее глаза - как два тумана, полуулыбка, полуплач, ее глаза - как два обмана, покрытых мглою неудач. (Н. Заболоцкий)
Отрицательные сравнения (стилистический прием): (используется в УНТ)
То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит;
То мое сердечко стонет,
Как осенний лист, дрожит.
Не осенний мелкий дождичек
Брызжет, брызжет сквозь туман:
Слезы горькие льет молодец
На свой бархатный кафтан.
Метафора - образное использование переносного значения слова на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов: подошва горы, зерно истины, язык пламени, вышит звездами небосвод, улыбка природы и т. д.
-
Пустых небес прозрачное стекло;
-
Багровый костер заката;
-
Лунный серп;
-
Густеет облаков волнистое руно. (И. Бунин)
Развернутая метафора - метафора, представленная каким-либо текстом или отрывком: «Парус» Лермонтова, «Телега жизни» Пушкина, «Порог» Тургенева, «Огоньки» Короленко.
Олицетворение - разновидность метафоры, перенос свойств живого существа на неживое, на явления природы, предметы и понятия; наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление.
Метафора - отдельное словосочетание, а олицетворение - это целый образ, складывающийся из отдельных словесных метафор, имеющий в произведении отдельное предметное значение: «Ветер со стоном метался по безлюдному острову. Его печальный голос тоскливо звучал над притихшим лесом».
Здесь даже камни плачут. Цветы мне говорят: «Прощай!» (С. Есенин)
Уж небо осенью … (А. Пушкин) Россия вспрянет ото сна… (А. Пушкин)
Метонимия - (с греч. Переименование) - перенос названия одного предмета на другой на основании смежности: с содержимого на содержание (Съешь еще тарелочку; весь город говорил об этом); с произведения на его творца (Пушкина читали все; Ругал Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита).
«Все мое», - сказало злато;
«Все мое», - сказал булат.
«Все куплю», - сказало злато;
«Все возьму», - сказал булат. (А. Пушкин)
Синекдоха - частный случай метонимии, перенос с части на целое: Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин) И раб судьбу благословил. (А. Пушкин) Аргентина - Ямайка - 5-0.
Перифраз - от греч. окольный оборот - замена слова (названия или явления) описательным выражением. Северная Пальмира или Северная Венеция вместо Петербург, Мать городов русских вместо Киев, царь зверей вместо лев, черное золотое вместо нефть и т. д.
Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. Литота - выражение, содержащее, в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления:
Ниже тоненькой былиночки надо голу клонить. (Н.Некрасов)
Крошки во рту не было; осиная талия; мальчик с пальчик…
Аллегория - от греч. иносказание - передача одного явления через другое; часто используется в сказках, в баснях; лиса - аллегория хитрости, волк - жадности, медведь - неуклюжести, заяц - трудности… Часто целые произведения являются аллегориями: «Анчар» Пушкина. «Премудрый пескарь» Салтыкова- Щедрина…
Ирония - от греч. «скрытая насмешка» - перенос значения по противоположности: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» - (Лисица и осел. И. Крылов). Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков. (А.Пушкин)
ФИГУРЫ РЕЧИ
Антитеза - стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний и т. п. в художественной речи. Типы антитезных конструкций: от простых (противопоставление пары антонимов) до сложных развернутых антитез. Средство - противительные союзы А, НО и интонация или только интонация. У Лермонтова:
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем.
Смерть и бессмертье,
Жизнь и погибель
И деве и сердцу ничто.
Из груди извлечет не речь, но стон;
И не привет, упрек услышит он.
Расстаться казалось нам трудно,
Но встретиться было б трудней!
Градация - от латинского «постепенное повышение» - расположение ряда слов (обычно синонимов, языковых и контекстуальных) по степени нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения.
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С.Есенин)
Капнула одна слезинка, потом другая, капель усилилась, и вдруг из глаз ее хлынул ливень.
На этом приеме построена сказка А.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Оксюморон - от греческого «остроумно-глупое» - соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга, а значит, часто находящихся в антонимических отношениях: честный вор, бесчувственная эмоциональность, сон наяву, больное счастье, долгий миг, звонкая тишина, горькая радость, горький мед… Оксюморон подчеркивает внутреннюю конфликтность, противоречивое психологическое состояние: чужбина-родина (М.Цветаева), смысл бессмысленных речей (Ю. Тынянов), радость-страдание (А. Блок), ласковый плач (В. Брюсов), друг без друзей (М. Цветаева), ледяной огонь вина (В. Брюсов).
Порой влюбляется он страстно
В свою нарядную печаль. (М. Лермонтов)
Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг. (М.Лермонтов)
О как мучительно тобою счастлив я! (А.Пушкин)
Благодарю за наслажденья,
За грусть, за милые мученья. (А.Пушкин)
В названии произведений как ведущее композиционное средство («Живой труп» Л.Н. Толстой)
Синтаксический параллелизм - одинаковое синтак5сическое построение соседних предложений или отрезков речи.
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.Пушкин)
Дымится поле, рассвет белеет, в степи туманной кричат орлы. (И.Бунин)
И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встает из тьмы. (И.Бунин)
Парцелляция - экспрессивный синтаксический прием литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения.
Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.
Двенадцать бьет. Четыре бьет. И шесть.
И снова . Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Плечом. На тучу. Тяжко! Опершись. (П. Антокольский)
Анафора - от греч. «единоначатие» - повторение звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале стихов или строф. Самый распространенный вид единоначатия - лексическая анафора. (Стихотворение К. Симонова «Жди меня»)
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катиться река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака. (Ф. Тютчев)
Эпифора - повторение слов или словосочетаний в конце строк. Характерна для поэтической речи. (Стихотворение А. Вознесенского «Ну что тебе надо еще от меня?»)
Милый друг, и в тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня! (А. Блок)
Эллипсис - пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.
Пороша. Мы встаем,
И тотчас на коня,
И рысью по полю
При первом свете дня. (пропущено: садимся, скачем. А.Пушкин)
Проверочная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства», 10 класс
Вариант 1. Определить изобразительно-выразительные средства (тропы, стилистические фигуры) в предложенных для анализа примерах:
-
Притихшая, усталая,
Заголосила, старая.
Заголосила, вспомнила
Девичество бездомное. (Твардовский А.)
-
И я пойду, пойду опять,
Пойду бродить в густых лесах,
Степной дорогою блуждать. (Полонский Я.)
-
Смерть и бессмертие,
Жизнь и погибель
И деве и сердцу ничто. (Лермонтов М.)
-
О как мучительно тобою счастлив я! (Пушкин А.)
-
Зловещий красный закат тревожил меня, бередя душу. (Тендряков В.)
-
Меж тем вдали то грустный, то веселый
Раздался звук обычной баркаролы. (Лермонтов М.)
-
Не дарите мне беду словно сдачу,
Словно сдачу, словно гривенник старый. (Галич А.)
-
Агавы светлой он счастливо
Достиг зеленых берегов. (Лермонтов М.)
-
Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая.
-
Заунывный рев мотора.
Сумасшедший звон жары.
Задыхаясь - в гору, в гору,
И - зажмурившись - с горы. (Рождественский Р.)
-
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную. (Прокофьев А.)
-
- Идея! - издали закричал Тулин. - Есть идея! Падай мне в ноги, так и быть помилую! Я! Беру! К! Себе! В! Группу! Вот! (Гранин Д.)
-
Знакомые тучи! Как вы живете? Кому вы намерены нынче грозить? (Светлов М.)
-
И казалось мне, что взор его вечен,
Неподвижен, словно солнце в зените… (Галич А.)
-
Злой октябрь осыпает перстни
С коричневых рук берез. ( Есенин С.)
Вариант №2. Определить изобразительно-выразительные средства (тропы, стилистические фигуры) в предложенных для анализа примерах:
-
Что-то неуловимое, восточное было в его лице, но седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (Солоухин В.)
-
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем. (Лермонтов М.)
-
Порой влюбляется он страстно
В свою нарядную печаль. (Лермонтов М.)
-
Зовет меня, зовет твой стон.
Зовет и гробу приближает. (Державин Г.)
-
Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг. (Лермонтов М.)
-
И сова перелетала по небу тихому от колокольни. (Жуковский В.)
-
И казалось мне, что взор этот вечен,
Не подвижен, словно солнце в зените. (Галич А.)
-
Намокшая воробушком сиреневая ветвь. (Пастернак Б.)
-
Сначала - в упор, ну а после штыками
Добили. За что? За веснушки его? За его голубые? (Евтушенко Е.)
-
Маленький городок.
Северный говорок.
Выцветшая луна.
Северная Двина. (Ваншенкин К.)
-
По небу голубому
Проехал грохот грома. (Маршак С.)
-
Спокойствие.
Будущее не ясно.
Но.
Но нужна дружба с русскими. И он действительно прекрасный человек. Грибоедов. И к тому же он молод. (Тынянов Ю.)
-
И долго милой Мариулы
Я имя нежное твердил. (Пушкин А.)
-
Плачет метель, как цыганская скрипка.
Милая девушка, злая улыбка. ( Есенин С.)
-
Мечты, мечты! Где ваша сладость! (Пушкин А.)
Ответы.
1 вариант
-
Лексическая анафора
-
Градация, ассонанс
-
Антитеза
-
Оксюморон, риторическое восклицание
-
Эпитет, олицетворение
-
Эпитет, антитеза
-
Сравнение
-
Инверсия
-
Инверсия, олицетворение, обращение
-
Эллипсис, антитеза
-
Ассонанс, антитеза
-
Парцелляция
-
Риторическое обращение, вопрос, олицетворение
-
Сравнение
-
Эпитет, олицетворение
2 вариант
-
Градация
-
Антитеза
-
Оксюморон
-
Анафора
-
Оксюморон
-
Эпитет, инверсия
-
Сравнение
-
Сравнение
-
Эллипсис
-
Синтаксический параллелизм
-
Аллитерация, олицетворение
-
Парцелляция
-
Инверсия
-
Инверсия, сравнение, эпитет
-
Риторическое обращение, восклицание