Разработка урока Сложное предложение обобщение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Сложное предложение. Обобщение.

Цели:

  1. Систематизировать знания, умения, навыки учащихся по теме "Сложное предложение"; формировать навык решения тестовых заданий.

  2. Вырабатывать самостоятельность мышления и действий учащихся.

  3. Воспитывать уважение к слову, расширять кругозор, прививать интерес учащихся к предмету.



Оформление: интерактивная доска, тестовые задания, стихотворение Б. Окуджавы «У поэтов соперников нету…», высказывание А. Пушкина, стихи.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Определение целей урока.

  3. Выполнение заданий по теме

Проверка теоретических сведений о простом и сложном предложении.

Тест «Да - нет» для всех

Прочитайте утверждения. Аргументируйте свой выбор.

  • В бессоюзном сложном предложении ставятся только запятые и тире.

  • Придаточное предложение всегда стоит после главного.

  • Части сложноподчиненного предложения соединяются между собой посредством подчинительных союзов или союзных слов и интонации.

  • В состав сложного предложения могут входить несколько односоставных предложений.

  • Части сложносочиненного предложения равноправны.

  • Союзное слово не является членом предложения.

  • Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения.

  • В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных.

  • В бессоюзном предложении нет союзов.

А теперь подкрепляем теорию практикой. Ваша задача - охарактеризовать предложения.

  1. Человек должен трудиться и в этом заключается смысл и цель его жизни. /А. П. Чехов/

  2. Гром грянул свет блеснул в окошке.

  3. Луна тихо светила и озаряла гору. /В. Гаршин/

  4. Стоял я молча в стороне и пасть готов был на колени. /Ф. И. Тютчев/

  5. Берёзы распустились дубы же стояли обнажённые. /А. П. Чехов/

  6. Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звёзды и луну. /А. С. Пушкин/

  7. Всё это было бы смешно когда бы не было так грустно. /М. Ю. Лермонтов/



Проверка.

Подведение итогов этапа + характеристика союзов

ТЕСТИРОВАНИЕ

Тире поставлю в предложении:

А) Дождь как будто на время затих зато гроза приближалась.

В) Ещё напор и враг бежит.

С) Он стар он удручён годами.

2. Тире не поставлю в предложении:

А) Жжёт солнце слепит пыль жужжат оводы.

В) Он слово молвит все хохочут.

С) Мгновенье и музыка наполнила зал

3. Запятую поставлю:

А) Все флаги в гости будут к нам и запируем на просторе.

В) Вокруг глухо жужжали шмели и трещали кузнечики.

С) Когда Машу провожали домой то уже светало и кухарки шли на рынок.

4. Запятую не поставлю:

А) Зловещий блеск и пестрота дерев.

В) Народ бросился подбирать деньги и дело обошлось не без увечья.

С) Я оставил Пугачёва и мы с Савельичем сели в сани.

5. Запятую не поставлю:

А) Посещение монаха вовсе было некстати но я старался уверить его в противном..

В) Выскакиваю из саней беру друга в охапку и тащу в комнату.

С) Это было ему по сердцу и он гордился мной и за меня.

ПРОВЕРКА

1. в

2. а

3. а

4. а

5. в

21 МАРТА - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПОЭЗИИ

Вспомним известные всем стихи

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет! /А. С. Пушкин/

Скажите: легко ли быть поэтом? В своих высказываниях используйте различные типы сложных предложений.

А теперь прослушайте стихотворение поэта 20 века Б. Окуджавы «У поэта соперников нету…»

Охарактеризуйте предложение с точки зрения синтаксиса.

Проверочная работа. Решение тестов по теме «Сложное предложение» для всех

1. Одно из утверждений неверно. Найдите его.

1) По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные.

2) Если предложение имеет одну грамматическую основу, оно является простым.

3) Предложение, в котором больше двух грамматических основ, является сложным.

4) Грамматическую основу предложения составляют подлежащее и сказуемое в двусоставном предложении или главный член в односоставном предложении.

2. Найдите неверное утверждение.

1) К сложным предложениям относятся предложения, в которых две и более грамматических основ.

2) Части, составляющие сложное предложение, образуют единое смысловое, грамматическое и интонационное целое.

3) Части сложного предложения равноправны по отношению друг к другу.

4) Сложные предложения делятся на сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.

3. Найдите сложные предложения.

1) Фельдшерица, усадив Пашку, вышла и немного погодя вернулась, держа в охапке кучу одежды.

2) Дубровский держал в руке открытую книгу, но глаза его были закрыты.

3) Затем я снова замечал ее взгляды на себе - то пытливый и проницательный, вызывающий тревогу, то отсутствующий, с потерянной мыслью, то быстрый, настороженно лукавый.

4) Зима была снежная, и все ждали сильного половодья.

4. Сколько простых предложений в составе сложного?

Ему казалось, что, если все что он видит и слышит, разложить в каком-то порядке, разобрать и внимательно обдумать, найдется доброе объяснение и оправдание всему недоброму, должно родиться в душе некое емкое слово, которое сразу и объяснит ему людей и соединит его с ними.

1) четыре

2) пять

3) шесть

4) семь

5. Найдите предложения, в которых союз И соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).

1) Каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим курсом.

2) Было уже довольно тепло и по-настоящему пахло весной.

3) Вдали лесистые равнины и неприступные вершины гранитных скал туман одел.

4) Фельдшер и повар сидят на порогах и вторят друг другу на звенящих мандолинах.

5) Прошла любовь явилась муза и прояснился темный ум.

6. Составьте определения.

1) Сложносочиненные предложения

2) Сложноподчиненные предложения

3) Бессоюзные предложения

а) это такие сложные предложения, в которых главным средством связи частей является интонация, характер которой обусловлен значением предложения.

б) это такие сложные предложения, которые состоят из главной и придаточной частей. Придаточная часть подчинена главной по смыслу и присоединяется к ней с помощью подчинительных союзов или союзных слов.

в) это такие сложные предложения, части которых равноправны по отношению друг к другу и связаны с помощью сочинительных союзов.

7. Найдите сложносочиненные предложения.

1) Я стал борющимся государством, против которого неожиданно открыли второй фронт.

2) Любовь должна обогащать людей ощущением силы, и она обогащает.

3) Я понимал, что из университета меня скоро выгонят.

4) Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.

5) Я наблюдал с берега и увидел: синий парус медленно наклонился и исчез.

8. Найдите сложноподчиненные предложения.

1) Следует уходить раньше, чем тебя к этому недвусмысленно вынуждают.

2) Если мне подолгу не приходилось слушать музыку, я тосковал.

3) Жизнь Левитана не богата событиями, но много среди них было горьких.

4) Гляди в окно: Молчалин на ногах давно!

5) Чтобы память о прошлом сохранилась в веках, на помощь истории приходит искусство.

9. Найдите бессоюзные предложения.

1) Я напоминал садовника, который ежедневно вытаскивает цветок из земли, чтобы узнать, прижился ли он.

2) Учитель кричит им вдогонку, но они его не слушают.

3) Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи.

4) Забил заряд я в пушку туго и думал: угощу я друга.

5) Вдали туман - мне грустно поневоле.

Проверка

  1. 2

  2. 3

  3. 2, 4

  4. 3

  5. 2, 3, 5

  6. 1 в, 2 б, 3 а

  7. 2, 4

  8. 1, 2,5

  9. 3, 4,5

Проверка тестов

Итоги этапа, оглашение оценок за выполнение теста.

  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание - подготовиться к диктанту.

© 2010-2022