- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока Сложное предложение обобщение
Разработка урока Сложное предложение обобщение
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шапорева Т.В. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Сложное предложение. Обобщение.
Цели:
-
Систематизировать знания, умения, навыки учащихся по теме "Сложное предложение"; формировать навык решения тестовых заданий.
-
Вырабатывать самостоятельность мышления и действий учащихся.
-
Воспитывать уважение к слову, расширять кругозор, прививать интерес учащихся к предмету.
Оформление: интерактивная доска, тестовые задания, стихотворение Б. Окуджавы «У поэтов соперников нету…», высказывание А. Пушкина, стихи.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Определение целей урока.
-
Выполнение заданий по теме
Проверка теоретических сведений о простом и сложном предложении.
Тест «Да - нет» для всех
Прочитайте утверждения. Аргументируйте свой выбор.
-
В бессоюзном сложном предложении ставятся только запятые и тире.
-
Придаточное предложение всегда стоит после главного.
-
Части сложноподчиненного предложения соединяются между собой посредством подчинительных союзов или союзных слов и интонации.
-
В состав сложного предложения могут входить несколько односоставных предложений.
-
Части сложносочиненного предложения равноправны.
-
Союзное слово не является членом предложения.
-
Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения.
-
В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных.
-
В бессоюзном предложении нет союзов.
А теперь подкрепляем теорию практикой. Ваша задача - охарактеризовать предложения.
-
Человек должен трудиться и в этом заключается смысл и цель его жизни. /А. П. Чехов/
-
Гром грянул свет блеснул в окошке.
-
Луна тихо светила и озаряла гору. /В. Гаршин/
-
Стоял я молча в стороне и пасть готов был на колени. /Ф. И. Тютчев/
-
Берёзы распустились дубы же стояли обнажённые. /А. П. Чехов/
-
Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звёзды и луну. /А. С. Пушкин/
-
Всё это было бы смешно когда бы не было так грустно. /М. Ю. Лермонтов/
Проверка.
Подведение итогов этапа + характеристика союзов
ТЕСТИРОВАНИЕ
Тире поставлю в предложении:
А) Дождь как будто на время затих зато гроза приближалась.
В) Ещё напор и враг бежит.
С) Он стар он удручён годами.
2. Тире не поставлю в предложении:
А) Жжёт солнце слепит пыль жужжат оводы.
В) Он слово молвит все хохочут.
С) Мгновенье и музыка наполнила зал
3. Запятую поставлю:
А) Все флаги в гости будут к нам и запируем на просторе.
В) Вокруг глухо жужжали шмели и трещали кузнечики.
С) Когда Машу провожали домой то уже светало и кухарки шли на рынок.
4. Запятую не поставлю:
А) Зловещий блеск и пестрота дерев.
В) Народ бросился подбирать деньги и дело обошлось не без увечья.
С) Я оставил Пугачёва и мы с Савельичем сели в сани.
5. Запятую не поставлю:
А) Посещение монаха вовсе было некстати но я старался уверить его в противном..
В) Выскакиваю из саней беру друга в охапку и тащу в комнату.
С) Это было ему по сердцу и он гордился мной и за меня.
ПРОВЕРКА
1. в
2. а
3. а
4. а
5. в
21 МАРТА - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПОЭЗИИ
Вспомним известные всем стихи
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет! /А. С. Пушкин/
Скажите: легко ли быть поэтом? В своих высказываниях используйте различные типы сложных предложений.
А теперь прослушайте стихотворение поэта 20 века Б. Окуджавы «У поэта соперников нету…»
Охарактеризуйте предложение с точки зрения синтаксиса.
Проверочная работа. Решение тестов по теме «Сложное предложение» для всех
1. Одно из утверждений неверно. Найдите его.
1) По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные.
2) Если предложение имеет одну грамматическую основу, оно является простым.
3) Предложение, в котором больше двух грамматических основ, является сложным.
4) Грамматическую основу предложения составляют подлежащее и сказуемое в двусоставном предложении или главный член в односоставном предложении.
2. Найдите неверное утверждение.
1) К сложным предложениям относятся предложения, в которых две и более грамматических основ.
2) Части, составляющие сложное предложение, образуют единое смысловое, грамматическое и интонационное целое.
3) Части сложного предложения равноправны по отношению друг к другу.
4) Сложные предложения делятся на сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.
3. Найдите сложные предложения.
1) Фельдшерица, усадив Пашку, вышла и немного погодя вернулась, держа в охапке кучу одежды.
2) Дубровский держал в руке открытую книгу, но глаза его были закрыты.
3) Затем я снова замечал ее взгляды на себе - то пытливый и проницательный, вызывающий тревогу, то отсутствующий, с потерянной мыслью, то быстрый, настороженно лукавый.
4) Зима была снежная, и все ждали сильного половодья.
4. Сколько простых предложений в составе сложного?
Ему казалось, что, если все что он видит и слышит, разложить в каком-то порядке, разобрать и внимательно обдумать, найдется доброе объяснение и оправдание всему недоброму, должно родиться в душе некое емкое слово, которое сразу и объяснит ему людей и соединит его с ними.
1) четыре
2) пять
3) шесть
4) семь
5. Найдите предложения, в которых союз И соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).
1) Каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим курсом.
2) Было уже довольно тепло и по-настоящему пахло весной.
3) Вдали лесистые равнины и неприступные вершины гранитных скал туман одел.
4) Фельдшер и повар сидят на порогах и вторят друг другу на звенящих мандолинах.
5) Прошла любовь явилась муза и прояснился темный ум.
6. Составьте определения.
1) Сложносочиненные предложения
2) Сложноподчиненные предложения
3) Бессоюзные предложения
а) это такие сложные предложения, в которых главным средством связи частей является интонация, характер которой обусловлен значением предложения.
б) это такие сложные предложения, которые состоят из главной и придаточной частей. Придаточная часть подчинена главной по смыслу и присоединяется к ней с помощью подчинительных союзов или союзных слов.
в) это такие сложные предложения, части которых равноправны по отношению друг к другу и связаны с помощью сочинительных союзов.
7. Найдите сложносочиненные предложения.
1) Я стал борющимся государством, против которого неожиданно открыли второй фронт.
2) Любовь должна обогащать людей ощущением силы, и она обогащает.
3) Я понимал, что из университета меня скоро выгонят.
4) Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.
5) Я наблюдал с берега и увидел: синий парус медленно наклонился и исчез.
8. Найдите сложноподчиненные предложения.
1) Следует уходить раньше, чем тебя к этому недвусмысленно вынуждают.
2) Если мне подолгу не приходилось слушать музыку, я тосковал.
3) Жизнь Левитана не богата событиями, но много среди них было горьких.
4) Гляди в окно: Молчалин на ногах давно!
5) Чтобы память о прошлом сохранилась в веках, на помощь истории приходит искусство.
9. Найдите бессоюзные предложения.
1) Я напоминал садовника, который ежедневно вытаскивает цветок из земли, чтобы узнать, прижился ли он.
2) Учитель кричит им вдогонку, но они его не слушают.
3) Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи.
4) Забил заряд я в пушку туго и думал: угощу я друга.
5) Вдали туман - мне грустно поневоле.
Проверка
-
2
-
3
-
2, 4
-
3
-
2, 3, 5
-
1 в, 2 б, 3 а
-
2, 4
-
1, 2,5
-
3, 4,5
Проверка тестов
Итоги этапа, оглашение оценок за выполнение теста.
-
Подведение итогов урока.
-
Домашнее задание - подготовиться к диктанту.