Программа дополнительного образования (элективный курс) «Занимательная грамматика»

""Выдержка из материала: "Актуальность курса.Русский язык – главный фактор сохранения и развития российской государственности и русского национального самосознания.Совершенно невозможно во всем объеме изучить родной язык в школе: любопытные истории из жизни слов, словесные игры и шутки остаются за пределами школьного изучения русского языка.Курс «Занимательная грамматика» составлен таким образом, чтобы сведения, включенные в него, были полезны и интересны всем ученикам независимо от того, по как...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НОУРО «Семеновская православная гимназия имени святого апостола и евангелиста Луки»





Программа дополнительного образования

(элективный курс)


«Занимательная грамматика»

5 - 7 класс


1 год обучения








Количество часов: 34

Учитель русского языка Горбачева Н.А.








Г. Семенов

2011-2012 уч.год

Пояснительная записка.


Актуальность курса.

Русский язык - главный фактор сохранения и развития российской государственности и русского национального самосознания.

На нашей планете живут много разных народов, поэтому некоторые слова из одного языка перекочевывают в другой. Так в русском языке оказалось два греческих корня: орфо, что означает «правильно», и графо - «пишу». Соединились эти корни и получилось слово орфография - «правописание».

Совершенно невозможно во всем объеме изучить родной язык в школе: любопытные истории из жизни слов, словесные игры и шутки остаются за пределами школьного изучения русского языка.

Курс «Занимательная грамматика» составлен таким образом, чтобы сведения, включенные в него, были полезны и интересны всем ученикам независимо от того, по какой программе они обучаются в школе.

Цель: изучение этого курса поможет побольше интересного узнать о своем родном языке, приблизиться к разгадке его тайн и секретов, понять, почему он считается одним из самых богатых и красивых языков мира.

Выполнение практических заданий, направленных на совершенствование орфографии, умение применять орфографические правила; выполнение творческих, поисковых работ по словообразованию и этимологии.

Задачи курса.

  1. В занимательной, доступной для учащихся форме рассказать об основных орфографических правилах русского языка. Рассказ сопровождается заданиями, играми, лингвистическими сказками о происхождении слов и выражений.

  2. Предусматривается тренировка в самостоятельном употреблении детьми определенных форм и грамматических структур.

  3. Развить умение применять орфографические навыки на практике и видеть связь происхождения слов.

Изучение теоретического материала сведено к минимуму: включены лишь краткие понятийные структуры - нормы орфографии.



Учебно - тематический план.


Название раздела

Всего часов

Количество теорет. часов

Количество практ. часов

1.

Дорога к письменности.

1

1


2.

Кто - кто в алфавите живет?

4

2

2

2.1

Как возникла наша письменность?


1


2.2

Меня зовут фонема.



1

1

2.3

Для всех ли фонем есть буквы?




1

3.

В пути за «главным» правилом.


6

3

3

3.1

«Ошибкоопасные» места



1

1

3.2

Тайна фонемы



1


3.3

Опасные согласные




1

3.4

На сцене гласные



1

3.5

Выходим на «главное» правило



1


4.

«Фонемные» и «нефонемные» правила.


5

2

3

4.1

Когда Ь пишется, а когда не пишется?



1

4.2

«Фонемы повелевают буквами»



1


4.3

Ваши старые знакомые.




1

4.4

Правило о непроизносимых согласных - «фонемное».



1


4.5

«Нефонемное» правило.




1

5.

Как «оседлать» правило?


2

1

1

5.1

Волшебное средство - «самоинструкция».


1


5.2

Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам.



1

6.

Память и грамотность.


1

1


7.

Язык словами силен, или Тайна русского слова.

2

1

1

7.1

Лексика. Фразеология.



1

1

8.

Копилки слов.


1

1


9.

Приставки - труженицы.


8

4

4

9.1

Поговорим о всех приставках сразу.



1


9.2

Первая группа приставок

(неизменяемые).



1

9.3

Нарушители главного правила (приставки второй группы).


1

1

9.4

Самые трудные (приставки третьей группы).



1


9.5

Что может означать приставка ПРЕ-.

Что может означать приставка ПРИ-


1

1

9.6

Тренируемся на все вместе.



1

10.

Смотри в корень.

4

2

2

10.1

Слова - «родственники».


1


10.2

Кто командует корнями?




1

10.3

Корень и «главное» правило, или «Не лезь за словом в карман!».



1


10.4

«Пересаженные» корни.



1













Литература.

1. Г. Г. Граник и др. «Секреты орфографии» Кн. для учащихся. Москва: Просвещение, 2003г.

2. С.И. Львова Русский язык 5 кл.: Пособие для учащихся. - М.: Дрофа, 2005

3. С.И. Львова Русский язык. За страницами школьного учебника 6 кл.: Пособие для учащихся. - М.: Дрофа, 2005

4. С. И. Львова Русский язык 7 кл. За страницами школьного учебника. - М.: Дрофа,2005г.











© 2010-2022