Урок - спектакль В. А. Жуковский баллада Светлана

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-спектакль по балладе В. А. Жуковского «Светлана».

Цель: Развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

Обучающие:

1.Познакомить учащихся с балладой В.А. Жуковского «Светлана».

2. Сформировать представление об ее своеобразии, подчеркнуть национальный колорит произведения.

3. Сделать вывод о гуманистической и нравственной направленности баллады.

4.Определить тип баллады "Светлана" и ее художественное своеобразие.

Развивающие:

1. Дать первоначальное понятие о театре как о роде искусства и месте, в котором дают представление.

2. Пробудить интерес к балладе «Светлана» как носительнице народной нравственности.

3. Увлечь учащихся процессом подготовки спектакля, оформления сцены.

4. Развивать устную диалогическую речь.

Воспитательные:

1. Формировать навыки общения и сотрудничества со сверстниками.

2. Воспитывать чувство ответственности за коллективное дело.

3. Формировать эмоциональную культуру личности и ценностное отношение к искусству.

4. Прививать любовь к родному слову, языку; содействовать в ходе урока формированию творческой активности и самостоятельности учащихся.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Форма урока: урок-спектакль.

Технология урока: театральная технология, поисковый метод, информационно-коммуникативная технология, дифференцированный подход.

Подготовительный этап: выбор эпизодов, организация творческих групп, репетиции, подготовка декораций, оформление сцены, изготовление афиш.

Эпиграф:

Его стихов пленительную сладость

Пройдет веков завистливую даль.

(А.С.Пушкин)

Оборудование:

1. Выставка книг В.А. Жуковского.

2. Декорации, на фоне которых происходит действие постановок.

Ход урока:

I Мотивация деятельности учащихся.

Вступительное слово учителя:

- Поэтом, который проложил дорогу балладе в русской литературе, был Василий Андреевич Жуковский. Не случайно В.Г.Белинский назвал его "Литературным Колумбом Руси" Это имя вам уже хорошо знакомо. Известен как старший современник и наставник Пушкина.

Эту балладу Жуковский посвятил своей племяннице Саше Протасовой, с которой его связывали долгие годы дружбы и взаимного доверия, и подарил ее девушке на свадьбу. Сашу так и стали звать с тех пор Светланой. Эта баллада стала "визитной карточкой" поэта, а ее название - прозвищем Жуковского в литературном обществе "Арзамас".

Сам Жуковский весьма скромно оценивал художественные достоинства своего творения, он писал об этой балладе: "В ней большие чудеса, очень мало складу". Так ли это? Решим, когда познакомимся с балладой.

- Любите ли вы театр? Когда вы были в театре в последний раз? Что смотрели? Какие впечатления получили?

-Запись в тетради толкования слова театр. Если вам нравится театральная обстановка, дух театра, театральное действо, предлагаю вам прямо сейчас отправиться в театр, то есть провести наш урок на сцене "классного" театра.

II Усвоение новых знаний.

Учитель: Итак, мы входим с вами в театр. "Волшебный край!"- как говорил о нем А.С.Пушкин. Теперь мы должны пройти через вестибюль. Что означает это слово? (Передняя при парадном входе в здание.) Скоро начнется представление, а пока подождем вместе с остальными зрителями третьего звонка, который позовет нас в зал. Кстати, как называется помещение перед залом, где вывешены фотографии актеров?

-Записать толкование слова фойе. (Помещение в театре для пребывания зрителей в ожидании представления.)

Давайте прогуляемся по фойе, рассмотрим оформление, прочитаем афиши.

-Звенит третий звонок. Начинается первое действие, ведущий объявляет участников спектакля, зачитывая афишу.

1.Сцена «Раз в Крещенский вечерок девушки гадали». (После окончания первого действия звенит звонок, антракт- перерыв между актами.)

Антракт(беседа по балладе «Светлана»):

В какое время года происходит действие в балладе? Почему в эту ночь принято гадать?

-Звенит звонок. Начинается второе действие.

2. Сцена «Гадание Светланы».

Антракт(беседа по балладе «Светлана»):

Баллада имеет зачин и концовку. Какой смысл концовки? (Пусть все печали и тревоги остаются во сне, человек достоин счастья и радости, если он верен своему народу, христианской любви, народным обычаям, если он просто хороший человек).

III Систематизация и обобщение знаний и умений

(По окончании инсценировок выясняем жанровые особенности баллады).

Жанровые особенности

( учитель задает вопросы- учащиеся отвечают):

  1. Баллада имеет сюжет. Какие события происходят в балладе? (Возвращается "мертвый" жених Светланы, Баллада заканчивается благополучным финалом:

Снег на солнышке блестит,

Пар алеет тонкий...

Чу!.. в дали пустой гремит

Колокольчик звонкий;

По дороге снежный прах;

Мчат, как будто на крылах,

Санки кони рьяны;

Ближе; вот уж у ворот;

Статный гость к крыльцу идет...

Кто?.. Жених Светланы)

  1. Важную роль в раскрытии идеи играет диалог. Что мы узнаем из ответа Светланы?

  2. В балладе всегда остается загадка, тайна.

На какое гадание решилась Светлана, что она хотела увидеть в зеркале? Как поэт создает таинственную, загадочную атмосферу?("мертвое молчанье", трепетный огонь свечи... В такую-то минуту и скрипнула дверь, звякнул замок. Кто же появился? Куда зовет герой героиню? Пустая снежная равнина, одинокий храм - все это не похоже на счастливую свадьбу. И действительно, вместо свадьбы - обряд похорон, бледен страшный жених Светланы. Вновь зловещая скачка. Совсем загадочна хижина, куда попала героиня

4.Особая роль в балладе отводится повествователю, который дает лирическую оценку происходящему. Как сам автор оценивает смысл рассказанного?

Улыбнись, моя краса,

На мою балладу;

В ней большие чудеса,

Очень мало складу....

  1. Баллада имеет зачин и концовку. Какой смысл концовки? (Пусть все печали и тревоги остаются во сне, человек достоин счастья и радости, если он верен своему народу, христианской любви, народным обычаям, если он просто хороший человек).

  2. Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приемов. (Эпитеты, инверсия, повторы, риторические вопросы и восклицания и т.д.)

Вывод: "Светлана" - это баллада.

"Светлана" - одно из первых русских произведений, где "русский дух, где Русью пахнет".

  • Что русского, национального в этой балладе? (образ крещенских гаданий, голубь - символ Духа Святого, защитника чистой души, снежные заносы одинокая "хижинка под снегом", утреннее пенье петуха, тройка с колокольчиком, свадебная песня "Многие Леты"). Все эти детали так отчетливо и живописно рисовали русский мир, что "Светлану" без сомнений провозгласили первой русской балладой. К этому еще надо присоединить великолепный русский язык, каким написана баллада.

  • К какому же типу литературных баллад вы отнесете "Светлану"? Почему?

  • Обратим внимание на оригинальность композиции этого произведения. Что интересного вы заметили в построении баллады? (Реальный мир, сон, пробуждение, вывод - прямое обращение автора к героине). Это тоже было необычным и новаторским.

  • Какой же смысл в балладе Жуковского? (Смысл оптимистичный, светлый. Вера в Бога, в то, что Господь все устраивает на благо человеку.)

  • В сюжете этой баллады все мрачное и фантастическое отнесено в область сна, и сюжет получает неожиданную счастливую развязку. Видимо, когда Жуковский писал эту балладу, у него прекрасное настроение. В конце баллады вдруг появляется добрый, ироничный автор, что совсем не характерно для жанра баллады. Но это нарушение закона баллады делает ее очень оригинальной. Это произведение можно назвать шутливой балладой, ироничной пародией на балладу.

Светлана стала одним из самых светлых и любимых литературных образов. Я хочу обратить ваше внимание на то, что баллада выдержана в белом свете. Белый свет ассоциируется с именем героини: Светлана, светлая. Белый цвет - символ чистоты и непорочности.

Творческая работа.

  • А теперь поработайте с текстом: выпишите из баллады все оценочные слова, которые относятся к героине.

Начнем вместе.

  • Какие первые фразы вы нашли? ("Молчалива и грустна милая Светлана", "Красавица", "Мне судьбина умереть в грусти одинокой", "Он ко мне не пишет, Ах! А им лишь красен свет, им лишь сердце дышит!" и т.д.)

IV.Итоги урока.

Учитель-режиссер дает заключение о работе выступавших: оценивается знание текста, художественная выразительность и достоверность исполнения, наличие костюмов и декораций.

Домашнее задание: закончить выписывание цитат, на основе их дать устную характеристику Светланы.

VI.Литература:

1.Учебник: «Литература». Начальный курс. 6 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авторы: О.М.Хренова, М.А.Снежневская. М.: Мнемозина, 2008

2.В.А.Герасимова "Классный час играючи". Творческий центр "Сфера", Москва, 2004.


© 2010-2022